Дом там, где сердце «Земля кочевников» Хлои Чжао

Дом там, где сердце «Земля кочевников» Хлои Чжао

Почти каждый человек хоть раз в жизни думал о побеге от той жизненной рутины, которая повторяется изо дня в день. Надевая розовые очки, люди представляют, как было бы круто почувствовать ветер в волосах, солнце на коже и свободу в каждом дне кочевой жизни. Но часто оставлять устоявшуюся жизнь может заставить не скука, а жизненные обстоятельства. Хлои Чжао взялась за киноадаптацию романа Джессики Брудер «Земля кочевников: выжить в Америке XXI века», где без прикрас показала, какова жизнь современных кочевников.

Дом там, где сердце «Земля кочевников» Хлои Чжао

На днях объявили номинантов на премию «Золотой Глобус», несмотря на все карантины, пандемии и ограничения. Совершенно не было неожиданностью увидеть среди номинантов хит Венеции, Сандэнса и полюбившуюся зрителям и жюри ещё на многих фестивалях инди-драму Хлои Чжао «Земля кочевников».

Главная героиня фильма Ферн (Френсис МакДорманд) после закрытия шахты, которая кормила весь город, вынуждена оставить дом, в котором прожила с мужем бóльшую часть жизни. Несмотря на уговоры родных и друзей, женщина решается на жизнь в трейлере. В этот момент она понимает, что, в отличие от большинства окружающих, ей не нужен дом, она не нуждается в оседлости и стабильности. Наоборот, именно тогда она понимает, что бóльшую часть жизни она хотела жить иначе и писала не свою историю. В дороге она находит свое истинное «я», знакомясь с новыми людьми, работая везде, где возможно, преодолевая трудности, а самое главное – наслаждаясь каждой минуткой Своей жизни.

Дом там, где сердце «Земля кочевников» Хлои Чжао

В фильме есть две центральные темы: репрезентация группы современных кочевников США и свобода женщины. Если говорить про первую, то картина достаточно ярко и детально описывает не только приятные моменты такого образа жизни — она не обходит стороной и сложности. Когда смотришь этот фильм впервые, картинка завораживает, и очень легко можно поддаться романтике такого стиля жизни. Но у внимательного зрителя во время фильма могут появиться мысли, что всё-таки некая сторона кочевой жизни была упущена. Намеренно ли? В фильме есть сцена, в которой один из персонажей попадает в больницу. Проведя обследование, врачи приходят к выводу, что ему нужна срочная операция, которую они и проводят. В следующей сцене мы встречаем персонажей уже в палате, светит солнце, и всё хорошо. Но вот какой вопрос проносится в этот момент в голове: если нам весь фильм показывают, насколько сложно им заработать деньги, то как они смогли оплатить операцию, анализы и больничную койку? Это лишь один пример.

Вторая тема раскрывается через персонаж самой Ферн. У неё был любимый муж, дом, стабильный заработок, но всё же она постоянно чувствовала нехватку чего-то, что она не сразу смогла определить. Очень интересно в течение фильма собирать жизнь Ферн по кусочкам её рассказов, а ключевой разговор происходит ближе к концу фильма в доме сестры. Ферн раскрывается, как смелая и свободолюбивая женщина, которая застряла не на своём месте из-за чистой любви к мужу. Но после его смерти женщина понимает, что её жажда свободы за годы жизни на одном месте никуда не делось. И она уезжает одна. В то же время, по фильму разбросаны небольшие детали, которые показывают, что Ферн не отказывается от близких. Её бережное отношение к старому сервизу – прямой намёк на то, что она трепетно хранит память о своём прошлом и семейной жизни. А возвращение в старый дом может быть прощанием, а может – выражением благодарности за прекрасные годы счастья, которые остались в прошлом. Но сейчас Ферн отправляется в новое путешествие, которого ждала много лет.

Дом там, где сердце «Земля кочевников» Хлои Чжао

Фильм «Земля кочевников», несомненно, важный фильм для сегодняшней Америки. Из-за экономического кризиса, закрытия шахт, перехода на альтернативные источники энергии, пандемии и т.д. большая часть американских граждан вынуждена жить кочевой жизнью. Это не всегда решение самого человека, иногда оно продиктовано внешними обстоятельствами. Хлои Чжао поднимает эту тему в кинематографе, чтобы больше людей узнали, увидели, прочувствовали жизнь людей на колесах. Может быть, этот фильм не показывает все некрасивые стороны такой жизни, но в то же время тут мы не встретим и блика розовых очков на экране. Режиссёрка будто констатирует: «увидьте, эти люди есть». У них есть свои сложности, но есть и сильное комьюнити, всегда готовое прийти на помощь». Фильмов на подобную тематику катастрофически мало, поэтому фильм Хлои становится фильмом-манифестом про жизнь в дороге. Надеемся, что не последним.

Что вызовет кинематографический оргазм:

  • игра феноменальной Френсис Макдорманд
  • очень близкая к документальной атмосфера
  • главная фраза фильма: «We are not homeless, we are houseless»

Что вызовет кинематографическую импотенцию:

  • манипулятивность тематики

Другие материалы редакции:

11
Начать дискуссию