Клип Хаски, как окно в нашу мрачную реальность. "Сказки"

В этой небольшой рецензии я хочу рассмотреть сие произведение через призму современной действительности и разобраться, какой смысл автор вложил в эту работу. Моё видение может расходиться с вашим, ведь после просмотра у каждого будет собственный, осознанный взгляд на картину.

Обложка трека
Обложка трека

Скоро по-тихой начну выпускать новую музыку. Судя по всему, в 2024 году я выпущу больше музыки, чем когда-либо. За новый альбом могу сказать, что он не похож ни на "ЛП(В)Л", ни на "Хошхоног". Песен для него уже немало написано, и пишутся еще. Больше ничего говорить не хочется. Услышите все сами, когда придет время

Дмитрий Николаевич Кузнецов aka Хаски

Хаски всегда отличался от других русских рэп-исполнителей своими хтоническими, весьма чернушными сюжетами. Порой, за свои тексты и выходки исполнителю приходилось отвечать. Многие музыкальные композиции Хаски имеют сложную, даже не смысловую, скорее идейную составляющую. Доля абстракционизма и всевозможные метафоры делают его тексты слегка расплывчатыми, но от того не становится хуже в восприятии, скорее наоборот - хочется принять в себя этот вопль души, ужасный, тёмный, но такой манящий и сладкий. Иногда выход очередного трека Хаски сопровождается выпуском клипа и всё становится вдвойне интереснее. Так что же Дима представил нам на этот раз?

Клип Хаски, как окно в нашу мрачную реальность. "Сказки"

Трек "Сказки" является первым сольным синглом в этом году. После весьма противоречивого трека "Бог войны", который вызвал резонанс и поделил слушателей на два лагеря, вышло ещё парочку работ. Например вместе с композицией "О любви" тоже вышел клип. Так, а как насчёт нового трека? Спродюсировал песню, уже всем почитателям творчества Димы знакомый, bollywoodFM. Этот сингл не войдет в грядущий альбом Хаски и представляет собой такую коротенькую, законченную историю, главным героем которой, по всей видимости является он сам. Режиссерами клипа выступили Константин Ерохин и Владимир Репин. Первый, кстати, за свою короткометражку Purgatorium получил приз на Каннском кинофестивале, второй же выступил в качестве арт-директора. Художник Покрас Лампас рисовал эстетичные шрифты. ANTON BOOSTER отвечал за саунд-дизайн. Была проведена огромнейшая работа со звуком. В клипе мы можем уловить мотивы укулеле и скрипки. Шуршание листьев, карканье ворон и мистическая мелодия позволяют полностью погрузиться во внутренний мир артиста, в его жуткое бытие. Звон колокола предвещает бурю, его звучание прерывает смертельную тишь. Клип представляет собой целостную и законченную работу.

Клип Хаски, как окно в нашу мрачную реальность. "Сказки"

С чего начинается сие пугающее действо? Главный герой одиноко плывёт в лодке, бороздит речные просторы, уже с первых кадров у Хаски виден отросток сзади, его хвост. Персонаж закуривает трубку, затем решает закинуть невод в воду - один из атрибутов русских сказок. В реке он вылавливает утопленника, в его безжизненных очах он видит своё отражение. В этом можно разглядеть некую весточку, предупреждение, герой разглядывает свою судьбу, конечную точку, к нему должно было прийти осознание - надо предостеречься. Чего? Пока что неясно.

Клип Хаски, как окно в нашу мрачную реальность. "Сказки"

Три дня скулит пёс сторожевой

Лежит на кухне Иван-дурак

Ему толкнули денатурат

Под этикеткой воды живой

А в телевизоре никому

Под толщей пластики рот кривя

В *бучих перьях, как какаду

Свою фанеру поёт Яга

Тут и начинается текст, в котором мы сразу же можем уловить мотивы русских сказок. Никакого двойного смысла пока что нет, всё понятно и просто. Иванушка-дурачок сидит и распивает денатурат, спиртной, дурманящий напиток, вместо исцеляющей живой воды. В телевизоре в очередной раз поёт напыщенная, кокетливая Яга. Не будем делать догадок, кто это может быть, возможно у читателя есть собственное мнение на этот счёт. При этом подчёркивается мнимость, бутафория происходящего. Она поёт не для кого, никто её не слушает.

Затем Хаски причаливает к берегу, где его встречают тридцать три богатыря, один из них направляет заострённый меч в сторону главного героя, его выносят, затем начинается кровопролитное сражение. Персонаж не участвует в нём, для него всё это лишь фон, возможно так исполнитель хотел подчеркнуть чёрную обыденность, в которой царят разрозненность и злость.

Клип Хаски, как окно в нашу мрачную реальность. "Сказки"

Вдруг по нашим ушам начинает бить припев, который в дальнейшем повторится ещё дважды. Атмосфера пряности, нелепого празднества не покидает до самого конца просмотра.

Играйте, гусли, гуляй, братва

Пей до дна, наливай до края

Я знаю: мы не умрём никогда

Коль умрём, обратно сбежим из рая

Играйте, гусли, гуляй, братва

Пей до дна, наливай до края

Цветы из дыма — забудь-трава

Коль жизнь игра, будем жить, играя

Образ жизни тех, кто окружает главного героя. Эти слова принадлежат бесам, которые наслаждаются своими грехами, людям, которые сами уже превратились в упырей и утопленников. Цель их жизни - загулять и выпить, больше их ничто и никто не интересует. Они не хотят при помощи "цветов из дыма" попасть в мир иной, вовсе нет, они желают вечно жить в беспамятстве и опьянении, в обжорстве и низости.

Затем перед нами предстаёт образ девушки, бледной, безжизненной, но от неё исходит свечение, которое влечёт героя. Возможно, прототипом являлся образ Офелии из трагедии Уильяма Шекспира "Гамлет". На всех картинах она изображена мёртвой, заключённой в объятия природного мира. Герою попадается локон её волос, который в данном случае может предстать перед зрителем в качестве путеводной нити, она должна подсказать главному герою, что ему стоит делать. Это надежда. Луч света в тёмном царстве.

Клип Хаски, как окно в нашу мрачную реальность. "Сказки"

Хаски пытается бежать от реальности. Он ощущает близость потусторонних сил, холодное дыхание призрачной девушки, магию старовера-шамана. Всё это создаёт видимость безысходности и отсутствия выхода как такового.

Вдруг клип нам являет Лешего, хранителя природного мира, лесного духа. Из его спины торчат ветки, маска, представляющая собой обрубок древесной коры, прикрывает его лицо. К посоху прикреплён козлиный череп, возможно, это череп Бафомета - культивированного дьявола, идола, которому поклонялись. Леший во всей этой истории - некий эзотерический символ. Больше он походит на монстра из Кельтской мифологии.

Клип Хаски, как окно в нашу мрачную реальность. "Сказки"

Главный герой оказывается в избушке на курьих ножках, связанный. Его брови стали длиннее, у него прорезались когти. Он постепенно теряет связь со всем людским и превращается в дикое животное, в монстра. Так на него влияет окружающая среда, демоны, которые вселились уже в каждую земную душу, и только наш персонаж пытается бороться и противостоять порочности, зверю внутри себя, его терзают внутренние порывы, он мучается и дрожит. Стоит отметить, что он превращается в оборотня именно в полнолуние, некий символизм в этом тоже присутствует. Леший подаёт ему топор, которым Хаски обрубает своё звериное начало - свой хвост. В каждом из нас есть социальное и природное, животное, герой хочет навсегда искоренить эту нечисть из себя. Леший, друид, лесной старец напрямую связан с природой, но тут, он помогает Хаски восстановить свою природу, природу человеческую.

Клип Хаски, как окно в нашу мрачную реальность. "Сказки"

Перед припевом звучит второй куплет:

Над монитором дождём навис

Яичко чешет сухой Кощей

Говорят, крипты у него что вшей

Всё на донаты для Василис

А Василисы, поднаторев

В игре в любовь чё творят, ты глянь

Чтоб веселиться, им надо меф

У этих сказок концовки дрянь

Квинтэссенция людской черни, похоти и скупости, пристрастие к вредным привычкам.

Затем происходят "похороны", хотя я считаю это реинкарнация, перерождение. Герой похоронил не себя, а свой старый, животный образ жизни, который остался далеко в прошлом. В конце клипа мы можем лицезреть финальное застолье с Лешим, Девушкой, упырями и остальной нечистью, звучит последний, подводящий итог, третий куплет:

И я там был и мёд-пиво пил

По усам текло, не попало в рот

Бывало, пьяным кого-то бил

Бывало, правда, наоборот

Был первый сказочник на селе

Теперь тусуюсь в сырой земле

Мимо могилки не семени

Скрути-взорви — меня помяни

В конце клипа Герой стоит в воде и смотрит на отблески света в речной глади, затем в камеру. Он не предстаёт пред нами утопленником. Он стоит на двух ногах. Его душа обретает правильный вектор, обретает верный путь.

Клип Хаски, как окно в нашу мрачную реальность. "Сказки"

Это лишь одна из трактовок и она не претендует на истину в последней инстанции. Я, в отличие от многих зрителей не разглядел в этой работе политического подтекста. Тут более духовная, вечная тема, а именно - борьба человека с самим собой. Когда тебя окружают звери, ты постепенно, пусть и не всегда преднамеренно, начинаешь им подражать, пока сам не теряешь всё людское. В любой ситуации важно сохранять человеческое начало, даже когда общество искрит мракобесием и каждый представляет собой порок, хотя порой это бывает очень сложно. Важно осмелиться убить в себе зверя.

770770 показов
856856 открытий
12 комментариев

Вот ты серьезно мне сейчас оперировал Проппом? Челом, который разбирал сборник Афанасьева и разбирал сказки с точки зрения формы? Какое это имеет отношение к самому клипу? Который просто расписывал функции действующих лиц и выделял какие-то конкретные нароаьивы? Постоянные и переменные величины? Как это черт возьми относится к клипу Хаски? Это же буквально набор образов и кадров, это оммаж, при чем тут Пропп?

Ответить

Не надо говорить, что ты обратился к источнику тем самым аппелировал. Такой духоты и дотошности, чванливо переваривающей каждое слово, но закрывающей глаза на диалог я уже давненько не встречал

Ответить

Чувак, почитай Проппа "Исторические корни волшебной сказки". Всё, что ты здесь вылил - вообще мимо кассы

Ответить

Я же утверждаю в начале очерка, что это лишь мой взгляд. Ты можешь тезисно расписать в чём я не прав ссылаясь на свой источник. Возможно я его прочитаю после этого. Щас же твой комментарий скорее похож на претензию училки по литературе, у нас же у всех лишь одно видение любого искусства

Ответить

оперируй дальше, аппелятор кузнецова

Ответить

Употребление верное. Оперировать данными, т.е использовать их как инструмент, но аппелировать к данным. Кого ты из себя строишь? С таким заумным видом пытаешься тут что-то вылить. Слово "культурологический" употребил просто потому что захотелось, вне контекста. Аргументировать свои тейки не желаешь. Маэстро!

Ответить

Нарративы*

Ответить