Drifting Home — достойная психологически, спорная на практике работа Исиды

Фильм как сеанс психотерапии двух героев

Drifting Home — достойная психологически, спорная на практике работа Исиды

Если Penguin Highway с первых минут заинтересовывал зрителя загадочными пингвинами и желанием выяснить, откуда и как они здесь появились, на что дальше по сюжету ещё поверх накладывались новые хитросплетения новых тайн (по типу Океана, его расширения или невозможности героя уехать), то Drifting Home идёт сильно упрощённее.

По ходу сюжета Пингвинов количество тайн хоть и увеличивалось, но ощущались они не мистическими загадками, а математическими задачами. Поскольку главный герой смышлёный малый и в магию не верит, само происходящее хоть и казалось неожиданным, довольно спокойно в то же время поддавалось расчётам и логике, хоть и достаточно тонкой.

А уже выяснение и разъяснение этих задачек (вместе с основным героем), сама попытка разобрать и разложить на иксы и игрики увиденное, ощущалось будто сказкой, особенно в той яркой компании персонажей.

Ещё и женщина с сиськами постоянно ухмылялась перед камерой и в открытую говорила зрителю попробовать разгадать её, понять, что происходит. Да и не только она призывала, сам герой постоянно мотивировался именно желанием узнать, что за всем стоит и чем вообще является; так и даже его отец, например, его разгадкам и воодушевлению продолжать способствовал, тем не менее повторяя для зрителя, что если ты ничего не понимаешь, «попробуй обдумать и сопоставить всё ещё раз, но после, к примеру, прогулки, для более ясного ума».

Но вышеперечисленное разворачивалось в очень приземлённой обстановке (в городской местности и лесу, если уточнять), не считая, разумеется, финала.

В Плавучем Доме ситуация и вводные меняются: у нас другой, почти с ходу более необычный сеттинг, больше взаимодействий за счёт большего количества очень разных героев и полное отсутствие задачи. Точнее, задача тут есть, ты всё ещё наблюдаешь и ничего не понимаешь (как и герои), как это намеренно полюбил делать Исида, ОДНАКО если в Пингвинах всё непонятное и сложное работало и появлялось по нарастающей, в Доме чудеса и сказочные элементы нам демонстрируются сразу (при этом не сообщая зрителю в ответ на их появление – как это было в Пингвинах – что человеку перед экраном предлагают сыграть в игру: разгадай, реши, пойми, о чём этот фильм), что в принципе-то и обусловлено сеттингом плывущего внезапно оказавшегося посреди океана дома и выживания героев на нём.

Но по порядку:

Drifting Home — достойная психологически, спорная на практике работа Исиды

Взгляд на сценарий и режиссуру

Фильм непонятный. Но сделан таким более чем преднамеренно.

Непонятный потому, что прибегает к более масштабным образам, при этом отделяя их от основной обыденной истории, получаемой информации и жизни персонажей. Образы эти как бы идут рядом с происходящим.

В Пингвиньем шоссе образы, повторюсь, увеличивались по своему количеству и трудности переплетений только со временем и не шли в ущерб самим героям, их мотивации и самой конве сюжета. В конце и вовсе выяснялось, что весь фильм, основополагающий его персонаж был образом (причём так и не ясно каким и почему), да ещё и преподнёс Исида это таким образом, что ничего увиденное логически не разрушилось совершенно. И при этом, если зритель не сидел с блокнотом и не разгадывал все внутренние параллели и взаимосвязи событий и их деталей, то что происходит становилось в конце понятно только Аояме. Но не зрителю. Однако волшебство и доброта, прямо выливающаяся из экрана благодаря рисунку студии, ощущались на высшем уровне. Отчего в конце не грешно пустить слезу.

Выбранный сеттинг сейчас – дом в океане, а не самый обычный город с самыми обычными проблемами и появившимися из воздуха пингвинами.

Локация Плавучего дома невозможна (отчего сразу кажется образом, чего в Пингвинах не было), её тяжелее представить, нежели тот городок, гуляющих по которому пингвинов видят и на которых все реагируют, даже мимопроходящие люди на улице. Но всё же Дом с этого начинается.

И именно из-за этого начала фильм становится Полностью фантастическим (а не частично) не примерно с ближайшей к концу части, а с самого своего начала, с самой завязки. Причём со всех возможных фронтов: неизвестная и невозможная в реальности локация, новый хер пойми кто персонаж, тайны в самом океане и неясная связь всего этого с тем, что происходит между героями.

Поверх Пингвинов, поверх бытности и повседневности накладывались задачи, только позже становившиеся мистическими и невозможными. Ибо по началу у Аоямы, героя того фильма, был блокнот и ручка, из-за чего он всё детально расписывал. Здесь расписываний и разборов от героев нет, они ни к чему не приходят.

В Плавучем Доме сама бытность и повседневность переносятся в рамки пересекающего не пойми почему океан многоквартирного дома, с раздирающими мыслями о том, как отсюда выбраться.

Как попали сюда – героев волнует меньше, чем обдумывание вариантов спасения. А от выбора между двумя этими мотивами создаётся и характер произведения. Они хотят лишь вернуться домой и поскольку ответа на то, как они тут оказались, у них нет, размышления об этой части проблемы улетучиваются мгновенно. И у автора, вероятно, ответа на это не было тоже, коль он решил не заострять на сиём аспекте лишнее внимание.

А поскольку вдобавок и выбраться непонятно как, фильм планомерно (сперва местами, а потом только на ней и фокусируется) переключается на сюжетную линию Коске и Нацумэ, конфликт которых в итоге, как выясняется, главной линией и является.

Drifting Home — достойная психологически, спорная на практике работа Исиды

Как описать их взаимную проблему, имеющую абсолютно разный отклик у обоих, без спойлеров – я понятия не имею. А со спойлерами нельзя, ибо на вопросе «в чём соль» фильм выстроен.

Фильм про принятие, память, про желание быть вместе, вернуться вместе, умение прощаться (когда надо, т.е. если обратное тянет тебя в пучину) и быть друг с другом, понять друг друга и, возможно, извиниться.

Все эти темы так или иначе пересекаются и в конце концов сводятся к одному – к травме героя/ев, которую надо как-то разрешить.

В этом смысле фильм артхаусный, поскольку или крайне личный для режиссёра, или он пытается раскрыть и изучить ту тяжёлую тему, за которую взялся. Причём такое разрешить даже психологам сложно, ибо она болезненная и с ней желательно быть аккуратнее.

Получилось ли сформировать идею и посыл? Да.

Проблема героев стала ясна, и стала обоснованной, заимев собственный вес (проработка героев, буквально каждого их слова, тут в том числе не подкачала, хоть и выясняется всё окончательно ближе к концу). И структурно раскрытие выполнено вполне правильно, ничего не затянуто и нет чего-то из ниоткуда возникшего, что резко всё переменяет. Пошаговость. Ну и простая невозможность предугадать события по имеющимся переменным, что обидно, поскольку в Пингвинах было не так.

Да и в деталях тут ты задаёшься вопросами, которые вовсе не удивляют тебя от самого своего присутствия в голове, как было в конце прошлого фильма, когда ты оставался с ними, с прекрасными, наедине. Как и Аояма. Который, в отличие от нас, всё тогда понял.

В Пингвинах даже непонятно было, какая там в принципе тема фильма, но при этом было отчётливо ясно и показано, как она раскрывается.

В Доме ясна сама тема, но непонятны зрителю уже те инструменты, с помощью которых она раскрыта. Но всё же раскрыта, отчего минус я поставить не могу.

Работы очень разные.

Ноппо
Ноппо

В том числе в смысле персонажей.

Персонажи, анимация, рисовка

Тут больше героев (7) и они постоянно маячат на экране, но времени каждому на какое-то личностное раскрытие уделить не выходит. Растут не они.

Хоть и со временем понимаешь, что сюжет в действительности не для них построен, само их наличие этим никак не оправдывается. Однако автор попытался возместить это их функциональностью: в нужный момент они своим характером или действиями (часто совмещённо) подталкивают сюжетную линию двух (трёх) главных героев, помогают им или направляют в ту или иную сторону Их психологическое развитие, хотят они того или нет. При этом они на самом деле все добрые, отчего помогают друг другу вне зависимости от каких-то там обид. Просто непонимающие.

За исключением двух героев-функций, отыгрывающих роль нянек.

Нравится вам такое или нет – решать вам.

Мне нет. Прерогативу всё равно дали только двоим (троим), их бы и оставили. Регулирование их другими персонажами хоть и имеется, но на деле оно не оказалось слишком значительным.

Ноппо всё же прямо толковал, что они сюда попасть не должны были.

Drifting Home — достойная психологически, спорная на практике работа Исиды

Анимация порадовала уже больше. Во-первых, свой стиль анимации, да и рисовки героев Исида сохранил. Прям как будто вторую часть Penguin Highway смотришь :)

Детальность и качество нарисованных эмоций на лицах персонажей и их разнообразность очень круты, студия всё ещё отлично рисует, так тут ещё нет вечно одинакового лица Аоямы. Все что-то отыгрывают.

И то, что студия справилась с такой эмоционально-лицевой анимацией – несомненный плюс, поскольку передача эмоций тут важна куда сильнее, чем в прошлой работе, и должна быть выдержана на протяжении абсолютно всего хронометража. И взгляд, и действие, и фальшивая улыбка (причина которой разъясняется лишь позже) – всё относится к принятию и воспоминаниям ровно так же, как и мысль в голове.

Ты видишь, как реагируют персонажи друг на друга, отчего как раз и выясняешь, сдвигаются они с мёртвой точки, отходят или с раскалённой яростью и желанием выбраться бегут вперёд.

Drifting Home — достойная психологически, спорная на практике работа Исиды

Но вот задники стали скуднее. Если в Highway был лес и детальный в своём строении город, которые хочешь-не хочешь нужно было прорисовывать, и благодаря чему каждый стоп-кадр можно было ставить на обои рабочего стола, то здесь плюс-минус детализированный и холодный бетон. И всё.

Атмосферу пустоты, несколько раз упоминающуюся в мотиве их желания выбраться отсюда, этот бетон создаёт, тут не поспорить.

Только вот это оскуднение задело и сами ракурсы: поскольку вокруг Ничего, пустота, фокусировать камеру просто не на чем, что пытается возмещаться акцентированием на героях – и довольно умело, хорошо выстраивается, например, композиция кадра в спорах и обсуждениях всего подряд, а также подсказывает, куда смотреть, почему, кто в какой роли – но хотелось бы и какие-то общие занимательные кадры. Которые ведь были там!

Но большая часть хоть сколько-нибудь интересных ракурсов (то есть остальное не выделяется прям ничем) ограничиваются вот таким:

Да, таков сеттинг бетона, но, эх.. Уныло же на него смотреть.

Drifting Home — достойная психологически, спорная на практике работа Исиды

Музыка, в свою очередь, и встроена восхитительно (усиливает удивительно точечно даже то, что эмоционально не сильно важно (а с важным OST ещё более искусно управляется), включается сильно заранее и ты только потом, через секунд 20-30 с эмоциями «блять, так вот она тут зачем!» понимаешь, к чему она была включена; и прочие многие эксплуатируемые тут прелести), и сама она тоже восхитительная, словно гением написана. Песни тоже присутствуют.

Как пример самой обычной ссоры, эмоциональное напряжение и важность которой (сюжетно которой на самом деле почти нет) появляется только из-за саундтрека, прикрепляю запись:

В любом другом сериале или фильме тут бы для сопровождения на фоне вставлять ничего и не стали, поскольку не обратили бы даже внимание (так как зачем деньги тратить?)

А вот композитор обратил.

Саундтрек – единственное неоспоримое в работе. И его тут много, нарадоваться не успеваешь.

Жаль пока не появился нигде.

Drifting Home — достойная психологически, спорная на практике работа Исиды

Если подводить итог: сюжетно это конфликт, рождённый на почве травмы и непонимания из-за склада ума и характера. Сюжет не объясняет, как конфликт разрешается, но визуально всё же показывает, как его разрешить (повторюсь, мы при этом не понимаем, что это такое у нас перед глазами, почему именно это), из-за чего само наличие этого конфликта видимым и становится. Анимация: качественно, во всех своих моментах. К рисовке это относится в том числе. Персонажи: благодаря всё той же анимации живые, подвижные (особенно лица, их реакции), но, за исключением двух (трёх) по-настоящему главных героев, исключительно функциональны, что Исида неумело хотел подправить в конце, попытавшись одной из раскрывающих деталей приплести их к общей истории двух тяжёлых личностей – и вышло так себе, благо что мимолётно.

Зачем смотреть? Увидите хороший пример скрытой детской психотравмы.

Зачем это вам? Я не знаю.

Мне нравятся добрые истории. Истории о любви к человеку и человечеству, попытке научить его любить или наставить на этот путь. Сей фильм на себя такую ответственность берёт, и хорошо справляется: он добрый, понимающий героев и говорит понимать. Ну или чтобы хотя бы зритель знал, что одни твои безобидные для тебя слова могут воспринять как-то совершенно иначе. И потом эту травму ещё и скрывать будут, но её влияния на все решения от этого никуда не денутся.

Конкретно из-за своих намеренно мистически-непонятных методах раскрытия конфликта фильм откровенно подпадает под критические для него дискуссии. Потому что велик шанс, что со временем даже полностью поняв, с помощью чего конкретно тут все проблемы решаются, что стоит за образом локации и кто такой Ноппо, ситуацию эти ответы не улучшат. Потому что идея уже понятна.

Бывали работы и лучше.

Drifting Home — достойная психологически, спорная на практике работа Исиды

С другими рецензиями (например, на Made in Abyss) можно ознакомиться у меня в блоге в Telegram:

55 показов
939939 открытий
66 репостов
20 комментариев

Если бы я пил при каждом упоминании Пингвинов, то валялся бы под столом уже

Ответить

Буквально прошлая полнометражка автора, тут они необходимы для сравнения, проясняющего некоторые моменты.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Я знаю, но иначе не пишется.
Не люблю Толстого, но сам сочиняю по 70 слов с вводными и причастиями для одного предложения.

Ответить

Лонг от артёма, ну охуеть теперь

Ответить
Ответить

О таком предупреждать надо заранее

Ответить