Эстетика в реальной и виртуальной фотографии

Good_Eastwood I Flickr
Good_Eastwood I Flickr

Много было написано постов на тему подходов к созданию скринов, что же...чем больше, тем лучше :)

Как-то раз, изучая материал по техническому дизайну, я увидел сходства с миром изобразительного искусства (ничего удивительного на самом деле) и решил спроецировать/обобщить эти правила на виртуальную фотографию, а так же добавить несколько дополнительных. Часть терминов и текста я подогнал под интересующую нас тему. Наверняка, опытные фотографы ничего нового из этого материала не узнают, но для таких любителей-новичков как я, можно подчерпнуть много интересного и будни начинающих «скриншотеров» станут легче. Данные правила подходят для классической фотографии, виртуальной, 3д-моделирования, проектирования устройств и т.д.

Основные средства создания хорошего скриншота — органи­зация пространства, масштаб и пропорции объекта внутри кадра, его силуэт и композиция — ритм его масс, плоскостей и опор, тектоническая структура, цвет и фактура материала, отношение объекта к окружаю­щей среде. Этими средствами фотография помогает передать идею автора, настроение и особенности объекта в кадре.

Одним из основных понятий является композиция — построение целостного произведения, элементы которого находятся во взаимосвязи и гармоническом единстве. Основу ком­позиции составляет объемно-пространственная структура объекта, выражаемая в характере взаимосвязи элементов формы, взаимном расположении его частей, пропорциях, ритмическом строе элементов формы и т. п. Композиционной организации формы объекта достигают путём установления взаимосвязи и соподчинения образующих его элементов. При этом, главные и подчиненные элементы, взаимно усиливая друг друга, образуют в целом единство.

Когда объекты в кадре неоднородны или размеры элементов не рав­ны, то композиционное единство формы возникает, если средствами композиции обеспечивается соподчинение одних элементов другим. Например, если объект состоит из трёх частей, то средняя часть из-за своего центрального положения подчиняет себе обе боковые части. Усилить это соподчинение можно путем увеличения средней части. Главный элемент выделяют из соподчиненных элементов размерами, особым расположением деталей, цветом.

Итак, общие требования выведены в композиционные схемы:

Эстетика в реальной и виртуальной фотографии

Казалось бы, на этом можно и закончить, но давайте раскроем некоторые термины и виды композиций подробнее.

Масштабность — зрительно-пространственная характеристика размеров. В основе масштабности лежат отношения час­ти к целому, объекта в целом и его частей к окружающим предметам и их частям, а также к размерам человека. Характер масштабности обусловлен степенью расчлененности, детализацией формы. В повседневном окружении человека присутствует множество объектов, например, рукоятки, клавиши, кнопки и т. п. Они имеют относительно постоянные размеры независимо от того, какому изделию по величине они принадлежат. Такие элементы и детали носят названия указателей масштаба. Выразительная масштабность изделия дос­тигается лишь при соблюдении масштабных закономерностей: маленькая форма должна иметь крупные детали, а большая — относительно мелкие.

Good_Eastwood I Flickr
Good_Eastwood I Flickr

На масштабное восприятие формы оказывают влияние зритель­ные иллюзии. Например, вертикальные формы кажутся длиннее равных им го­ризонтальных форм, квадрат зрительно производит впечатление прямоугольника. Ошибка в оценке высоты в связи с этим может достигать 35% . Светлые предметы, особенно белые, кажутся крупнее равных им темных предметов (яв­ление иррадиации). Размещенный на более крупной плоскости объект кажется мельче идентичного, расположенного на мелкой плоскости.

Sergey Khramtsov I Flickr
Sergey Khramtsov I Flickr

Пропорциональность — соразмерность частей формы между собой и с целым. От удачно найденного соотношения частей объекта зависит в значительной мере его композиционная целостность. На пропорции основано "золотое сечение" - делим кадр на 9 равных частей (правило третей). В местах пересечения линий образуются "точки внимания" - именно на них нужно располагать основные акценты и самые важные объекты в кадре.

Good_Eastwood I Flickr
Good_Eastwood I Flickr

Единство, сплоченность — все объекты в кадре проявляют стремление друг к другу, держатся вместе, выступая "единым целым".

Good_Eastwood I Flickr
Good_Eastwood I Flickr
Zampo1it I DTF
Zampo1it I DTF

Контраст — средство композиции, позволяющее активнее выразить особенности элементов. Средства контрастирования — цветовые и размерные решения. Те элементы, которые необходимо выделить из общей совокупности, имеют обычно отдельную, неповторяющуюся форму и окрашиваются в контрастирующие цвета.

nuvoIari I Flickr
nuvoIari I Flickr

Нюанс — незначительное различие элементов объекта по форме, размерам или цвету (средство композиции, противоположное контрасту).

Zampo1it I DTF
Zampo1it I DTF

Ритм — средство композиции, обеспечивающее выделение и связь элементов формы путем их повторения, чередования, нарастания, убывания. Ритм как средство гармонизации тесно связан с масштабным и пропорциональным строем объекта. Он способствует более четкому зрительному вос­приятию. Расположение объектов четкими рядами подчеркивает ритмичность конструкции.

Vencoh I DTF
Vencoh I DTF
Good_Eastwood I Flickr
Good_Eastwood I Flickr

Лаконичность, сдержанность — в нашем случае, синоним минимализма. Акценты расставляются только на главном, а всё лишнее отсекается. Ничего в кадре не должно составлять конкуренцию главному объекту.

Nedochelowek I DTF
Nedochelowek I DTF
Yo Shi I DTF
Yo Shi I DTF

Оригинальность — совокупность своеобразных элементов формы и их отношений, позволяющая отличить объект от однотипных. Это понятие предполагает наличие национальных, отраслевых фирменных признаков.

Pulmanoria I Flickr
Pulmanoria I Flickr

Портрет — делится на крупный план (только лицо), средний (по грудь) и в полный рост. Важна малая глубина резкости - лицо будет чётким, а задний фон размыт. Стоит сказать про правило третей. Если портрет средний - глаза стоит располагать ближе к верхней линии сетки. Ещё важный момент - в любом формате портрета нельзя обрезать кадр по суставам (шея, локти, кисти, колени).

Screenshit I DTF
Screenshit I DTF

Действие — суть в передаче динамики. Цель - отсутствие статики в кадре. Важно поймать важный (ключевой) момент действия. Психика человека так устроена, что продолжение действия естественным образом само собой достроится. Можно и нужно пользоваться встроенными функциями фоторежима или редактором. Например, смещение контура или длинная выдержка хорошо создаёт атмосферу. Наклон горизонта так же влияет на динамику.

Screenshit I DTF
Screenshit I DTF
Good_Eastwood I Flickr
Good_Eastwood I Flickr

Повторение, чередование — гармоничное повторение элементов. По смыслу очень близко к минимализму и фактуре. Чаще всего это различные материалы в анфас - ткани, дерево, металлы.

Sergey Khramtsov I Flickr
Sergey Khramtsov I Flickr

Естественное обрамление — естественная рамка, окружающая собой главный объект съёмки. Такой приём помогает создать в кадре глубину и объёмность. Обрамление в фотографии может строиться из искусственных или натуральных элементов.

Дмитрий Трубай I DTF
Дмитрий Трубай I DTF

Симметрия — организация элементов, основанная на правильном их размещении вокруг центра или оси. Конструкции и объекты, не обладающие симметрией, обладают асимметрией. Симметричная композиция подчеркивает статичность объекта, асимметричная композиция — его динамичность.

Симметрия Good_Eastwood I Flickr
Симметрия Good_Eastwood I Flickr
Ассиметрия d3bik I Flickr
Ассиметрия d3bik I Flickr

Цветовое решение (окраска). Умело применяя те или иные цвета, можно создавать впечатление легкости и тяжести, холода и тепла, простора и тесноты, выступания и отступания элементов. Цвет является средством эстетического воздействия, влияя на настроение, поднимая и понижая эмоциональный тонус, вызывая ощущение творческого подъёма. Кроме того, цвет способствует образному выражению сущности объекта, обеспечивает его связь с окружающей средой.

Cluio I Flickr
Cluio I Flickr

Фактура и пластика служат для создания нюансных способов отдел­ки, для создания тонких контрастов, например противопоставление матовой и полированной поверхности одного и того же материала.

nuvoIari I Flickr
nuvoIari I Flickr

Стиль — это устойчивая общность формально-художественных средств, отражающая общие принципы, методы и средства их воплощения. Примерами стилей являются: античный, готический, возрождения, рококо и т. п. Базовыми принципами являются: ориентация на человека, целесообразность, ясность, изящество, чистота и мажоритарный фон.

Sergey Khramtsov I Flickr
Sergey Khramtsov I Flickr
Good_Eastwood I Flickr
Good_Eastwood I Flickr

Соотношение объема и пространства — свойство, позволяющее выделить наиболее важные композиционные элементы. При необходимо­сти сосредоточить на чем-либо внимание взаимодействия объема и про­странства в этом месте следует сделать более напряженными. Однако чрезмерное увеличение проникновения пространства в объем может создать впечатление незавершенности, которое отсутствует при ограничении пространства.

Дмитрий Трубай I DTF
Дмитрий Трубай I DTF

Тектоника — зримое отображение работы конструкции и материала в форме, т. е. представляет собой связь формы и содержания. Различают тек­тонику штампованной, прессованной, литой, деревянной и т. п.

Good_Eastwood I Flickr
Good_Eastwood I Flickr

Зрительное равновесие композиции — это зрительная уравновешен­ность частей и целого относительно пространственных осей. Использование соподчинения и композиционной уравновешенности тесно связано с использованием пропорций, ритма, масштаба, симметрии, цветового колорита, контраста и нюанса. Соподчиненность — свойство, учитывающееся при обеспечении выразительности композиции и целостности формы. Быстрота восприятия ком­позиции во многом зависит от логичности и ясности связей пространственных элементов.

Igor Poberezhets I Flickr
Igor Poberezhets I Flickr

Правил, само собой, в разы больше - здесь только короткий перечень. Но надо же с чего-то начинать :) Смешивайте стили и приёмы, экспериментируйте. Надеюсь, кому-то информация из этого поста пригодится и хороших скриншотов на дтф станет ещё больше!

Berduu I Flickr
Berduu I Flickr

За основу взят и откорректирован для соответствия теме текст главы 3.3 из справочника "Основы проектирования электронных средств" Винников В.В.

5353
35 комментариев

Комментарий недоступен

8
Ответить

познакомиться бы с ним. спросить как у него это получается. 

8
Ответить
5
Ответить
6
Ответить

Имхо, хуйня это все какая-то. Я некоторое время назад нафоткал в дустане скриншотов без hud'а и залил на реддит. И чет орнул с комментов "muh, such staging, you N A T U RA L L Y follow rule of thirds, vy dolzhno byt' photograph in real life". Какое-то ебаное снобство относительно картиночек из игр. Всех этих инстаграмных диджитал-фотографов надо на заводы отправить, чтобы они делом занимались.

1
Ответить

ну ты мог бы вместо написания этого комментария начать осваивать профессию слесаря и показать всем пример

10
Ответить

Ну залей сюда и попроси критики, спесь твою быстро собьют, думаю

Ответить