Товар не доставили или доставка состоялась не в срок – как вернуть деньги по закону

Привет, это DestraLegal, ваш проводник в мир юридической грамотности и споров в вашу пользу. В современной эпохе мгновенных сообщений и быстрых решений, покупатели ожидают, что их заказы будут доставлены точно и вовремя. Но продавцы, по различным причинам, могут столкнуться с трудностями в соблюдении обещанных сроков доставки.

Каким образом законодатель в этом случае регулирует ситуации, когда продавец не соблюдает сроки доставки товаров, нанося ущерб интересам покупателя? Давайте немного введем вас в курс дела и обсудим какие права имеют стороны сделки в таких ситуациях и какие меры могут быть предприняты для защиты интересов.

Вы заказали товар, а доставка задерживается уже на несколько недель. Продавец кормит завтраками. Что же делать?

Давайте начнем с небольшого введения в теорию.

Срок доставки предварительно оплаченного товара должен быть указан в договоре купли-продажи и поменять его в одностороннем порядке по своему желанию продавец не может!

В случае, когда срок был оговорен устно, исполнитель обязан исполнить обязательство в разумный срок или в течение 7 дней со дня напоминания покупателя, что срок исполнения истек (ч. 2 ст. 314 Гражданского кодекса)

Что подразумевается под «разумным сроком»? Такой срок является весьма субъективным и зависит от конкретных обстоятельств каждого случая. Разумный срок обычно определяется,учитывая тип товара, обычные сроки доставки аналогичных товаров, место доставки, а также конкретные обстоятельства заказа.

Например, для некоторых товаров, таких как продукты питания или лекарственные препараты, разумный срок доставки может считаться от нескольких дней до недели, чтобы обеспечить свежесть или надлежащую эффективность.

Разумность срока может зависеть от различных факторов:

  • специфики купленной вещи;
  • расстояния между местом нахождения товара и местом его получения покупателем;
  • транспортной доступности и т.д.

Согласно ст.23.1 Закона о защите прав потребителей покупателю в случае задержки доставки его товара предлагается на выбор 2 варианта, как можно поступить:

  • согласовать с продавцом новый срок передачи оплаченного товара;
  • потребовать вернуть деньги за купленную вещь, которая так и не была передана.

Продавец должен удовлетворить требование покупателя в течение 10 дней со дня его предъявления.

Важно: при этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.

Допустим, покупатель заказал товар для особого мероприятия, и важно, чтобы товар был доставлен вовремя. Например, это может быть заказ праздничного платья или костюма на свадьбу или выпускной вечер. В случае задержки товара покупателю потребуется в кратчайшие сроки найти другой похожий товар, и, скорее всего, он будет по более высокой цене. В таких ситуациях покупатель имеет право потребовать полного возмещения убытков, то есть дополнительные расходы на покупку заменяющего товара.

Кроме того, если магазин нарушит сроки доставки товара, то покупатель имеет право взыскать с продавца неустойку в размере 0,5% от суммы предоплаты за каждый день просрочки. Это же правило «работает» в случае, когда продавец не передает относящиеся к приобретенной вещи принадлежности или документы, которые должны быть переданы в соответствии с договором купли-продажи.

Тоже самое регламентировано в ст. 13 Закона о защите прав потребителей, где за нарушение срока передачи товара покупатель может предъявить продавцу требование о возмещении убытков, причиненных вследствие нарушения срока доставки товара.

Важно: сумма неустойки не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

Неустойка взыскивается с даты предполагаемой доставки до дня фактической передачи товара или, если покупатель потребовал возвратить предоплату, до даты возврата покупателю денег.

Пример расчета неустойки: вы приобрели пылесос стоимостью 60 000 рублей и полностью оплатили покупку. По условиям договора товар должен быть доставлен в течение 10 дней. Однако телефон вы получили только через 20 дней с момента покупки. Итого период просрочки составляет 10 дней. Расчет неустойки за просрочку доставки будет следующим: (60 000 руб.* 0,5%) * 10 = 3000 рублей.

И это только неустойка, которую гарантирует закон. В договоре может быть предусмотрена договорная неустойка. Однако представляется, что за одно нарушение взыскать законную и договорную неустойку нельзя. Выбираем что-то одно.

Кстати, для удобства потребителей мы разместили на нашем сайте специальный калькулятор, с помощью которого можно правильно рассчитать положенную неустойку.

Но тут есть “подводный камень”

Как мы уже обсудили, у покупателя есть выбор способа защиты нарушенного права: требовать передачи оплаченного товара в новый срок или требовать возврата суммы предварительной оплаты.

Суды придерживаются мнения, что если покупатель решил требовать к возврату свои деньги договор поставки прекращает свое действие. На стороне поставщика в таком случае возникает денежное обязательство. При этом покупатель лишается возможности взыскать предусмотренную договором неустойку за нарушение срока передачи товара.

То есть получается, неустойку сможете получить только до того момента,пока не сообщили продавцу, что товар больше не ждете и требуете к возврату деньги (см. Определение ВС РФ от 31.05.2018 № 309-ЭС17-21840 по делу № А60-59043/2016)

Что еще приятного потребитель может потребовать?

Вы можете требовать оплаты процентов за пользование чужими средствами, начисленных на оплаченную стоимость покупки, а также моральный вред. Однако нужно понимать, что продавец сам добровольно это возмещать не будет. Данные выплаты вы сможете получить только, если спор дойдет до суда и суд встанет на вашу сторону.

Пример расчета процентов за пользование чужими средствами:

При сумме задолженности 42 500 руб.

19.09.2022 - установленный срок поставки

17.07.2023 - дата подачи иска в суд

проценты за пользование чужими денежными средствами составляют:

с 19.09.2022 по 17.07.2023 (302 дн.): 42 500 x 302 x 7,50% / 365 = 2 637,33 руб.

Итого: 2 637,33 руб.

Тем не менее, ответственность за просрочку доставки с магазина может быть снята, если продавец докажет, что доставка товара в срок сорвалась по вине самого покупателя (например, из-за неверно указанного адреса) или вследствие непреодолимой силы (форс-мажора).

Часто продавцы ссылаются на задержку из-за введенных санкций и, как следствие, проблем с логистикой. Считаются ли санкции форс мажором? И да, и нет. Судебная практика разнообразна.

Некоторые суды отказывают квалифицировать это как форс мажор: «сама по себе внешнеполитическая обстановка не может рассматриваться в качестве правовых оснований для прекращения обязательств сторон по договору и не влечет автоматического прекращения договора» (см. Постановление 13 ААС по делу № А33-19507/2022)

Мы согласны с такой точкой зрения и разделяем подход о квалификации санкций как предпринимательские риски. Российская Федерация под санкциями с 2014 года, и нельзя сказать, что то, что произошло в 2022 году, было невозможно предвидеть.

Возвращаюсь к запросу нашего клиента в самом начале, продавец не смог поставить товар ввиду отсутствия наличия товара у него на складе. Деньги он отказался возвращать. Подобное дело недавно рассматривала Судебная коллегия ВС РФ и в своем Определении от 4 апреля 2023 г. N 49-КГ22-28-К6 дала следующее пояснение:

«Истец, оформив заказ товара и оплатив его стоимость, осуществил акцепт оферты, т.е. между сторонами заключен договор купли-продажи, в связи с чем у продавца возникла обязанность по передаче товара покупателю. Доводы ответчика об отсутствии у него в наличии указанного в договоре товара объективными доказательствами не подтверждены и не свидетельствуют об утрате возможности исполнения договора, а сведений о снятии таких товаров с производства материалы дела не содержат. При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала ошибочными выводы судов апелляционной и кассационной инстанций о праве продавца в одностороннем порядке отменить оформленный заказ, т.е. фактически отказаться от исполнения договора купли-продажи товара».

Мы снова приходим к выводу о том, что в этом случае продавец либо договаривается с покупателем о новом сроке поставки, либо возвращает деньги. Он не может отказаться от своих обязательств просто потому, что не получил товар к себе на склад вовремя.

Пошаговый алгоритм действий для возврата денег:

1. Направьте продавцу претензию

Претензия составляется в свободной форме. К претензии следует приложить доказательство предварительной оплаты товара (копию квитанции или выписки со счета).

Если вы заказывали товар через агрегатор, например, черезе Яндекс. Маркет или через Ozon, внесли предоплату на счет агрегатора, то вы вправе предъявить требование о возврате именно агрегатору.

Если продавец вашу претензию проигнорирует или же ответит отказом, то далее в суде вы можете также взыскать 50% штраф за отказ удовлетворить требования до суда.

2. Направьте жалобу в Роспотребнадзор через электронную форму на сайте.

3. Подайте в суд на недобросовестного продавца.

В заключение, необходимо отметить, что вопросы, связанные с неисполнением или задержкой в доставке товаров, являются важным аспектом коммерческих отношений и именно споры из договоров поставки — одна из самых распространенных категорий экономических споров.

Несмотря на то, что форс-мажорные обстоятельства могут иногда оказывать влияние на выполнение договорных обязательств, стороны должны стремиться к соблюдению установленных сроков доставки и предпринимать разумные меры для минимизации рисков возникновения задержек. Недобросовестным продавцам не стоит забывать, что невыполнение сроков доставки может привести к юридическим последствиям и порой это может стоить им огромных денег.

77
1 комментарий

Спасибо за информацию!
Вот бы на DTF больше таких лонгов делали...

1
Ответить