Ниндзя: история появления, развитие, отражение в современной культуре

Известный образ скрытного убийцы прочно вошел в нашу жизнь и стал использоваться в играх, книгах, фильмах. Безусловно образ претерпел изменения в угоду зрелищности, но каким именно он был изначально? Сильно ли поменялся? Как именно выглядел настоящий ниндзя и какие задачи выполнял?

Ниндзя: история появления, развитие, отражение в современной культуре

Ниндзя — воины тьмы, беспощадные, таинственные, появившиеся в период распрей между правителями, ставшие диверсантами, непревзойдёнными шпионами и воителями, не знающими жалости, обладающие почти нечеловеческими способностями, они не остановятся ни перед чем, чтобы выполнить задание. Рассказываю, как самые эффективные воины феодальной Японии сначала оказались не нужны, а потом и вовсе исчезли.

Ниндзя — скрывающийся человек

Ниндзя в современном понимании появились более 900 лет назад, но когда именно — неизвестно. До нас дошли лишь описания из книг средних веков и то не целиком. Изначально ниндзя были монахами-скитальцами родом из Китая.

В Китае в 7 веке буддизм был главенствующей религией. Монахи буддисты делились на 2 группы: тех, кто жил в монастырях и тех, кто странствовал, проповедуя взгляды. Странствующие монахи проникали все дальше по стране и выходили за ее пределы в Корею, Вьетнам, Японию.

Таким образом, многие монахи из Китая приносили буддизм в другие страны. Многие (а может быть даже все) школы Японского буддизма были позаимствованы у аналогичных китайских школ. Но в Японии буддизм смешивался с местными верованиями и претерпевал некоторые изменения.

Ниндзя пытается скрыться от врагов
Ниндзя пытается скрыться от врагов

В 9-10 веках, все больше обычных крестьян примыкали к бродячим монахам. Учение японских монахов-отшельников называли сюгендо (修験道). Оно включало в себя медитацию, искусство заклинаний, ритуальные позы и жесты и частично боевые искусства. Именно эти общины (сохэй 僧兵) в будущем превратились в ниндзя.

Превращение общин в ниндзя способствовали политические события. С 11 до 17 века в Японии продолжались междоусобные войны. Чтобы продумывать свои действия наперед, командирам нужно знать планы противника, а для этого нужны разведчики, которые могут не только разведать, но и быстро доставить информацию. Именно сохэй обладали такими навыками, поэтому они стали профессиональными разведчиками и диверсантами.

Из-за того, что кланы были втянуты в войны и борьбу за власть, подготовка членов клана начала быстро совершенствоваться. Кланы сохэй, изначально направленные больше на познание себя, начали быстро превращаться в школу «рю» ниндзюцу, направленные на обучение боевым искусствам.

В середине 13 века было известно уже о 20 школах, а в 17 веке существовало более 70 школ, средневековые книги японских авторов, описывающие события 15-17 вв., пестрят упоминаниями о действиях ниндзя. Большинство кланов находилось в провинциях Ига и Кога в центре Японии. До того как Япония была объединена, ниндзя становились в основном крестьяне из низших сословий и ронины. Ронины — самураи, которые перестали служить покровителю, потому что потеряли его покровительство или не уберегли от смерти.

Нахождение провинции Ига и Кога на карте
Нахождение провинции Ига и Кога на карте

Само слово ниндзя появилось лишь в 20 веке, ранее иероглифы читались как шиноби-но моно (忍びの者), что значило скрывающийся человек.

Примечательно, что ниндзя могли быть не только мужчины, но и женщины, их называли куноити, они выполняли те же обязаности, что и мужчины.

Усложняет анализ происхождения ниндзя еще и то, что они не стремились к славе, они скрывали свои имена, а также практиковали технику нескольких жизней: когда у человека могло быть несколько имен и семей, которые не подозревали о существовании друг друга. И теперь, рассказывая о двух людях, мы не можем сказать точно был ли это один человек с разными именами или все же два.

Что касается шиноби-но моно, то говорят, что происходят они из провинций Ига и Кога и с легкостью тайно проникают во вражеские замки. Они соблюдают тайну и известны лишь под псевдонимами. В Западной стране (то есть в Китае) их называют сайсаку (さいさくшпионы, диверсанты). А стратеги зовут их кагимоно-хики (вынюхивающие, подслушивающие)

Ноти кагами, 15 век

Анализ цитат показывает, что ниндзя могли происходить из разных социальных слоев. Это могли быть самураи, порой из знатных родов, горные отшельники, буддийские монахи-воины, разбойники, воры и т.д.

Ниндзя были вне общества, они жили в своих кланах, которые не подчинялись общественным нормам. Внутри этих кланов постепенно сложилась специальная дисциплина, главной целью которой стало изучение наилучших способов незаметного проникновения в ряды противника, а также выведывания его тайн и сокрушения изнутри.

Как пропали ниндзя

В 15 веке междоусобные войны продолжаются и Ода Нобунага пытается объединить Японию. Нобунага решил отказаться от услуг шиноби потому что они, в отличии от самураев, не были верны господину.

В мире ниндзя главным являлся лишь его клан, а наниматель был просто временным работодателем, которого этот же ниндзя может убить потому что получит заказ от кого-то другого.

Чтобы продолжать получать информацию, но при этом не обращаться к шиноби за помощью, Нобунага пытался развернуть свою сеть без участия ниндзя, используя тех, кто был ему верен. Он выдал сестру за одного из своих врагов чтобы она доносила о планах мужа. Самых преданных самураев он отправлял пьянствовать с чужими самураями, чтобы узнавать секреты, которые те могли случайно рассказать.

В 1579 году Ода Нобукатса (сын Оды Нобунаги) решает напасть на провинцию Ига. Армия самураев сильно превосходила число ниндзя в Ига, но Нобукатса был неопытным воином и недооценил своих врагов. Благодаря знанию местности, умению прятаться и хитрым ловушкам ниндзя одолели самураев. Нобукатсу потерпел поражение, ему удалось скрыться, но почти вся его армия была уничтожена.

Усугубило отношение между Нобунагой и шиноби еще и то, что Ода не верил в богов и перерождения, поэтому он начал уничтожать бесполезные, по его мнению, монастыри. Вскоре после этого на Нобунагу было совершено несколько покушений со стороны ниндзя, но они не увенчались успехом.

Через 2 года, в 1581, сам Нобунага решает отомстить воинам из Ига, он продумывает план и собирает армию из 55 000 воинов (в Ига жило около 10 000 человек, включая крестьян, которые проходили лишь базовое обучение боевым искусствам). Клан Оды одержал победу, Ига потеряла свою независимость, почти все ниндзя были убиты во время обороны своего поселения, некоторым удалось сбежать жить в соседний клан — Когу.

Умер Ода от предательства одного из своих генералов, место Оды занял Тоётоми Хидеёси. Во время своего правления Хидеёси активно пользовался шпионажем и так же старался не прибегать к помощи ниндзя.

Благодаря маскировочным костюмам заметить человека, карабкающегося по стене непросто

Несмотря на то, что конкурировать с ниндзя было непросто, Хидеёси смог построить свою сеть разведки, благодаря которой ему и удалось победить ниндзя.

Основной проблемой разведки в средневековой Японии была низкая скорость передачи информации: пока разведчик добежит до лагеря с сообщением о враге, враг уже пройдет пол пути. Иногда доставка информации могла занимать несколько месяцев, и как следствие, до генералов информация доходила сильно устаревшей.

Хидеёси в свою очередь разработал специальную систему: его многочисленные информаторы постоянно передвигались по определенному графику, сведения к генералу поступали почти каждый день. Да, данные были все еще устаревшие, но всего на пару дней, а не несколько месяцев. Такой осведомленности в то время не было ни у кого из противников, что давало немалое преимущество для Хидеёси.

После смерти Тоётоми в 1598 году, его место занял Токугава Иэясу, именно он объединил Японию и при нем же ниндзя практически исчезли.

Ниндзя могли стать невидимыми буквально на ровном месте

В эпоху правления Токугавы ниндзя у людей стали ассоциироваться с отшельниками, их называли «хинин» (недочеловек). Каждого попавшегося шиноби городские наместники должны были казнить позорной смертью, это следовало сделать не за какие-то деяния, а за сам факт существования ниндзя. Просто потому что ниндзя не подчинялись общим законам и жили по правилам клана.

После становления мира в Японии, ниндзя оказались не нужны. Шиноби в большинстве стали торговцами и ремесленниками. Некоторые начали писать книги, чтобы сохранить какую-то информацию о своих деяниях и кланах, именно эти книги дошли до нашего времени и дают хоть какое-то представление о жизни профессиональных шпионов средневековой Японии. Кланы и школы ниндзюцу из-за повсеместных жестких гонений пришли в упадок.

Знания ниндзя, оставленные в книгах, представляют не только интерес для исследователей, но и имели практическое применение, сейчас так же важно знать планы противника чтобы можно действовать наперед.

Во Владивостоке один японский разведчик открыл недорогое фотоателье, в котором с большой скидкой фотографировал офицеров. Так к началу Русско-Японской войны у Японских командиров были фотографии всех русских командиров гарнизона.

Ниндзя приписывали самые невероятные способности: они умели летать, как птицы, лазать по стенам и потолкам, словно пауки, могли ходить по воде и все это благодаря какому-то тайному боевому искусству — Ниндзюцу. Думаю, вы и сами догадываетесь, что это все неправда и ничего подобного никто из людей делать не умеет.

Впрочем, сами ниндзя не спешили опровергать эти слухи, потому что они (слухи) давали преимущество шиноби перед врагами.

Изображение сверхспособностей ниндзя в кино

Ниндзюцу — искусство шпионажа

Ниндзюцу собиралось и передавалось из поколения в поколение отдельными семьями, позднее кланами.

В кино ниндзя чаще всего показывается как боец, который взмахом катаны рубит врагов налево и направо, но это не совсем так. Так обучала лишь одна из школ, а многие школы вообще не занимались боевой подготовкой.

Гораздо важнее для ниндзя было умение собирать информацию, создавать сети тайных доносчиков, прятаться, карабкаться по стенам и проходить незамеченным через линию обороны, выдавая себя за другого человека.

Благодаря книгам, написанным самими ниндзя, мы можем составить общее представление о том в чем заключалась суть ниндзюцу. Наибольший вклад в сохранение информации внес Фудзибаяси Ясутакэ. Он написал книгу «Десять тысяч рек, впадающих в море», она состоит из 10 толстых рукописных тетрадей, в них подробно рассказывается о том, что такое искусство ниндзюцу.

Собрание всех тетрадей
Собрание всех тетрадей

В книгах подчеркивается важность умения управления событиями через людей, рассказывается философия ниндзя. Ниндзя воюют сознательно, принимая на себя ответственность за судьбу своего клана, семьи, как своей, так и вражеской. В книгах раскрываются методы управления тайной организацией, а также подчеркивается значение конспирации.

Уточняется, что ниндзя должен прибегать к незаконным методам только в тех случаях, если по-другому никак не раздобыть информацию. Сначала надо наблюдать и подслушивать и если этого недостаточно, тогда можно использовать тайные методы.

В книгах так же перечислены и коварные тактики: способы введения противника в заблуждение, умение заманивать врагов в ловушку, создавать панику в нужный момент. Подчеркивается ценность приемов, которые у Самураев считаются бесчестными: нарушение договора, подкуп, убийство со спины.

Ниндзюцу так же обучало ориентироваться на местности, предсказывать погоду, точно определять большие расстояния.

Ниндзя забирается на стену при помощи своего меча

В последних книгах подробно описывается снаряжение шиноби для преодоления гор, высоких стен домов, крепостей. Рассказывается о том, как лучше проделывать отверстия в стенах и вскрывать замки. Так же написаны инструкции по изготовлению лекарств, ядов и дымовых взрывчатых, зажигательных веществ.

Ниндзя не только развивали силу и выносливость, они тщательно исследовали возможности своего тела, чтобы максимально улучшить свои способности. Для выполнения заданий ниндзя большое внимание придавали воспитанию душевной стойкости. Ежедневными тренировками они добивались того, чтобы хранить непоколебимое спокойствие в любой ситуации.

В занятиях ниндзя им помогали оригинальные изобретения и интерес к науке. Помимо совершенствования своих умений, они также собирали много информации и накапливали мудрость. Разработанное таким образом ниндзюцу можно назвать «искусством выживания». В частности, они умело применяли знания психологии, часто использовали невнимательность противника. Ниндзя хорошо знали свойства пороха и различных веществ. Благодаря близости к столице они могли ознакомиться с огнестрельным оружием, а от странствующих монахов узнавали о действии лекарств. Кроме того, они изучали буддийские тексты, которые обучали управлять своим телом

Юджи Ямада, Японский профессор

Костюмы и снаряжение

Черные обтягивающие, полностью покрывающие кожу костюмы с прорезью для глаз — это выдумка. Черные костюмы у ниндзя можно увидеть на гравюрах и в театре. И все это потому что исторически сложилось, что японцы ассоциируют человека в черном костюме невидимым.

Можно легко заметить «невидимых людей», делающих спецэффекты и усиливая комедию

Сам костюм называется «шиноби сёдзоку», он должен был быть незаметным во тьме, не сковывающим движения и с возможностью сложить в него необходимые для задания вещи, поэтому он был мешковатым. Цвет костюма был чаще темно-серый (чтобы ночью и вечером слиться с стенами) или темно-зеленый (легче спрятаться в траве), красновато-коричневый (возможно, чтобы не были видны следы крови).

Маскировочный костюм шиноби состоял из куртки с поясом, брюк, маски, скрывающей лицо, ручных накладок-перчаток, ножных обмоток, таби — мягких тапочек-носков с особым отделением для большого пальца (похоже на современные сланцы), сандалий и еще одной куртки, которая надевалась поверх всей одежды.

В куртке было большое количество карманов, в том числе и потайных, в них шиноби прятали инструменты, которые могут изъять в случае поимки. На груди в области сердца делали внутренний карман и клали в него медное зеркало, которое защищало от уколов мечом, так же зеркало можно ослеплять врагов при помощи солнечных зайчиков.

Маска была просто длинным куском ткани, по некоторым данным длина ее была 180 см, а ширина 24 см. Ее могли использовать не только как маску, но и чтобы перемотать раны, помочь товарищу подняться на стену, использовать как фильтр для очистки воды, респиратор в задымленных помещениях. После того как ниндзя наматывали на голову ткань, видны оставались лишь их глаза.

Иногда ниндзя вовсе не носили специальных костюмов и пытались слиться с толпой. Например, если необходимо было проникнуть в замок, то ниндзя одевались так же как охрана, чтобы в случае чего прикинуться одним из стражников.

В случае если ниндзя нужно выйти в открытое противостояние с противником и у него было время на подготовку, то они надевали кольчугу или доспехи пехотинца. Иногда для устрашения врагов надевали маску демона.

У ниндзя было действительно большое снаряжение: мечи, ножи, серпы, цепи, кастеты, духовые трубки, сюрикены и т.д. Но мало что из этого можно отнести именно к приспособлениям, разработанным специально для разведки и шпионажа. Большинство оружия было хорошо известным и им пользовались обычные воины и самураи.

Никаких прямых мечей ниндзя не использовали, это выдумка кино. На самом деле мечи были немного изогнуты, без украшений и гравировок, длиной около 45-50 см. Главными особенностями меча были его функциональность и простота.

Так, например, на лезвии не делали гравировок, потому что из-за них меч быстрее начнет ржаветь после соприкосновения с водой. В мече отсутствовал желоб для стока крови потому что при взмахе он издавал свист, который мог выдать шиноби.

Предположительно меч ниндзя<br />
Предположительно меч ниндзя

Ножны делали максимально простыми и прочными чтобы их можно было использовать как дубинку или долго зависнуть на них, наблюдая за противником. Чаще всего меч носили на левом боку, как и все самураи, иногда меч вешали за спину, но он там часто мешался, цепляясь за кусты и не давая делать перекаты.

Чаще ниндзя отдавали предпочтение укороченным вариантам оружия, из-за мест, где оно может понадобиться: узкие коридоры, кустарники, в которых они прячутся, бамбуковые рощи. Кроме того, короткий меч проще и быстрее достать и он менее заметен.

Ниндзя везде изображаются как воины использующие лишь холодное оружие, однако это не так. Исторические факты говорят о том, что шиноби удалось скопировать привезенные в Японию фитильные ружья и начать массово использовать уже спустя полгода после ввоза. Из модифицированных длинноствольных дальнобойных ружей ниндзя пытались убить Оду Нобунагу, но он носил тяжелые доспехи, поэтому у шиноби ничего не вышло.

Стрельба из орудий, сделанных по образцу 16 века

Были в ходу у ниндзя и гранаты. Тэхия — изготавливалась из бамбука, внутрь засыпали порох, перед броском во врага поджигали фитиль и граната взрывалась. Хидакэ — кусок бамбука, начиненного порохом, с помощью него пугали лошадей, сеяли панику. Хигамэ — кувшин, наполненный порохом и железными пулями.

Из метательного оружия в Японии прижились лишь знаменитые сюрикены. Ниндзя действительно использовали сюрикены, ведь это очень удобный способ незаметного бесшумного убийства противника на расстоянии. Но сюрикены не были специальной разработкой ниндзя, их использовали почти все воины в Японии.

Часто бросок сюрикена был нужен не столько чтобы убить врага, сколько для того чтобы напугать его и сбить с толку, заработав себе пару секунд для отступления или удара. Кроме того, сюрикены так же использовали для более комфортного перемещения: ими вскрывали замки, втыкали в стены чтобы забраться по ним, поддевали гвозди.

Разные виды сюрикенов<br />
Разные виды сюрикенов

Для бесшумного устранения целей ниндзя использовали яды. Ядами смазывали иглы дротиков и сюрикены чтобы быстрее можно было нейтрализовать врага. Если взять сюрикены нужной формы в две руки, то их можно использовать как кастеты. У шиноби были разные составы для ядов, некоторые действовали моментально, а некоторые через какое-то время.

Ниндзя в популярной культуре

В середине — конце 20 века мировая популярность шиноби достигла таких масштабов, каких не достигала за всю свою историю. Вы только взгляните сколько всего выходило с 1960 по 1995 годы.

Производилось буквально все: книги, журналы, комиксы, фильмы, мультфильмы и мульт сериалы, игры, игрушки, коллекционные карточки, плакаты, был выпущен даже мотоцикл с ниндзя в названии.

Из-за того, что писатели в своих книгах показывали в основном драки и другие захватывающие интерес читателя описания, у людей сложилось впечатление, что ниндзя — тайные убийцы отшельники, способные сразиться в одиночку с целой армией.

В Японии в 60-х годах стали десятками открываться школы ниндзя, которые якобы сохранили знания о древнем искусстве и теперь преподавали его всем желающим.

То, чем занимаются эти школы не превышает уровня театрального искусства и счета в уме

Большой энциклопедический словарь школ боевых искусств, 1969

Изображение ниндзя в фильмах скорее всего было взято из книг, ведь воин, который поджидает врага за стеной или отрезает себе ногу чтобы спастись, вряд ли кому-то понравился бы.

В Голливуде ниндзя были популяризированы благодаря книге про Джеймса Бонда «Живешь лишь дважды», выпущенная в 1964 году. В ней главному герою предстояло столкнуться с японским воином ниндзя. В 70-х г. Голливуд отбирал на главные роли мастеров боевых искусств, таких как Брюс Ли, Дэевд Кэрредин.

Вскоре после этого, как из рога изоблия начали делать низкобюджетные фильмы про ниндзя. «Последний ниндзя» (1983), «Американский ниндзя» (1985) было аж 5 фильмов, «Бриллиантовый отряд ниндзя» (1988, «Мафия против ниндзя» (1985), «Черепашки ниндзя» (1990), «Ниндзя против зомби» (2008)… Список можно продолжать долго.

Эксплуатация ниндзя оказалась очень прибыльной, поэтому режиссеры и продюсеры не прочь использовать узнаваемый образ в своих фильмах, тем самым еще сильнее вводя в заблуждение обычных людей.

Рекламные плакаты популярной в 60-е серии фильмов "<a href="https://www.kinopoisk.ru/film/144159/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Ниндзя</a>"
Рекламные плакаты популярной в 60-е серии фильмов "Ниндзя"

Сейчас в Японии есть 4 учреждения, претендующих на статус музеев ниндзя. Это музеи в городах Ига Уэно, Конан, Кока и Нагано. Однако подавляющее большинство экспонатов не являются подлинниками.

В музее ниндзя в Конане оригиналами являются только аркебуза и набор доспехов обычного японского пехотинца, и ни то, ни другое не является специфическим снаряжением для ниндзя. Все остальное — подражания, сделанные по описаниям в сохранившихся текстах 15-17 веков, которые, кстати, содержат множество непроверенных теоретических разработок и просто фантазий.

Таким образом, популярная культура искажает представление людей о реальных образах, но одновременно с этим она же привлекает людей, которые действительно хотят разобраться в том как все было на самом деле.

Источники тут.

Если вам понравился материал, то не забывайте о лайках, репостах, подписках

Выражаю благодарность Ивану за поддержку и интересную тему.

#storytime #лонг

22 показа
24K24K открытий
1616 репостов
42 комментария

Огонь просто!

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

@Блогосфера смотри тут вроде интересно.

Ответить

@Dozaemon принимай

Ответить