Игровые мотивации World of Tanks

Всем привет, друзья! Сегодня мы разберем игровые мотивации World of Tanks. Это одна из моих любимых игр. Я с ней очень много, долго и продуктивно работал на позиции Head of Strategy в Wargaming :)

Игровые мотивации World of Tanks

Игровые мотивации

Что интересно, это игра, которой уже больше 10 лет, а в нее до сих пор играют. Попробуем понять, почему же. И разберем игровые мотивации, которые игра предлагает. Какие она обслуживают игровые потребности.

Первичная история здесь – это соревновательная часть, разрушение и экшен. Танки – это, как называли соревновательные игры в Древней Греции, агон. История про командные соревнования, она старая, как человеческая цивилизация. Ничем это поведение не отличается от того, как гладиаторы выходили на арену или устраивали какие-нибудь сакральные состязания и игрища.

Игровые мотивации World of Tanks

World of Tanks эксплуатирует, а вернее дарует вам приятное ощущение вот соревнования, благородной победы, напряжения, состязание и выход из него победителем. Я делал очень много опросов игроков и история про доминирование, командное взаимодействие и победу – ключевая.

Вторая история – про разрушение и хаос. Потому что танки громко стреляют и много в этом огня и всяких эффектов. Также танки могут взрывать всякие штуки. Создают ощущение мощи, силы, которую ты можешь использовать и чего-нибудь разрушить. Это сопутствующая мотивация. Она достаточно редкая, поэтому игр чисто про разрушение не так много. Заметьте, больше игр про соревнования. Но эта часть тоже есть и она очень важная.

Игровые мотивации World of Tanks

Важная часть игры – командный бой. World of Tanks – это игра социальная. Вы вместе с другими людьми отправляетесь на соревнования. Из-за этого, конечно же, много различных приключений в чате. Часть людей приходит в танки за тем, чтобы пообщаться с незнакомыми людьми. Либо поиграть с друзьями взводом. Это совершенно другой геймплей.

Есть одинокие волки, они такие “Я один против всех”. Это та же соревновательная мотивация. Но у таких игроков низкая вовлеченность в социальную динамику.

Обычно классные результаты у игры получаются, когда есть смешение мотиваций. Две разных потребности объединяются в одной механике. Например танки - это социальный экшн по сути дела. И очень многие люди играют вместе с кем-то, вы объединяетесь и идите вместе побеждать. Классно вообще.

Игровые мотивации World of Tanks

Следующая история – achievement.

Награды, коллекционирование. Танков много, хочется иметь их все. Но не всех зажигает коллекционирование. Это 10-15% в лучшем случае – далеко не первичная история, но она есть и в ней много приятного.

У тебя гараж, в нём разные танки. Можно их кастомизировать и натягивать разные камуфляжи. К ним можно покупать всякие запчасти и прокачивать. Здесь сразу несколько механик.

Игровые мотивации World of Tanks

Это конечно power. Прокачка и повышение силы с каждым новым уровнем, потому что повышается сила танка. Первый уровень с десятым никак не может соревноваться. Нет шансов.

Одновременно с этим это определённая возможность проявить себя. Разные наклеечки, камуфляжи, надписи и так далее. Себя можно проявить, это не супер глубокая история. Она даже не вторичная, она третичная. Но она тоже есть.

Почему вариативность так важна

Очень важным аспектом является вариативность. Танки игра супер вариативная: в ней есть много всякого разного. Вы можете сесть на лёгкий танк и с ветерком промчаться и быстренько взорваться. Или сесть на супертяжёлый танк, который еле едет, зато он очень бронированый и у него много здоровья. Это несколько разных игр внутри.

Игровые мотивации World of Tanks

Есть ещё противотанковые самоходные установки, которые сидят в кустах и они не защищены сзади. У ПТ-САУ нет башни и против них есть определённые приёмы. Но у них очень-очень мощная пушка, которая вам точно прошьет в корпусе дырку. Здесь уже история про охоту. Ты сидишь, поджидаешь дичь в кустах. Дичь проезжает. Ты ей хорошенько настреливаешь. Особенно приятно, когда у дичи взрывается боекомплект и вылетает это на воздух. В таких случаях игрок ощущает сразу по нескольким игровым потребностям удовольствие.

Игровые мотивации World of Tanks

Первое – это победа. Ты выиграл. Второе – это взрыв огромный. Третье – это мощь. Четвертая – твоя стратегия сыграла. В танках важна стратегия поведения на карте. Какую позицию занять, как себя ведёт противник, как можно повести себя в следующий момент.

В отличие от очень быстрых шутеров типа Call of Duty, Аpex Legends и Counter Strike в танках есть право на ошибку. В тебя попадут, да. Но по тебе надо попасть семь раз, чтобы ты умер. В Counter Strike достаточно иногда одного.

У тебя неспешный достаточно игровой процесс и нет огромного давления. То есть ты не находишься в ситуации максимального напряжения. Да, ты потеешь конечно. Ты всё равно состязаешься и любое состязание имеет в себе элементы вот этого напряжения. Но оно не такое интенсивное и не так быстро меняется. В том же Call of Duty нужно очень быстро принимать решения, быстро двигаться. В PUBG цена за ошибку высока. Надо успеть поднять предмет, где-то занять позицию и попасть в кого-то. А если он там не один, то ещё что-то надо успеть. В общем всё надо успевать и это быстро происходит.

Игровые мотивации World of Tanks

Когда ты очень молод, у тебя ещё свежий мозг способный на всякие когнитивные штуки. И для тебя это где-то проще. Да, у тебя меньше жизненного опыта, но у тебя много свободного времени и хорошая реакция. Поэтому в такие шутеры люди старшего возраста играют меньше, а больше играют в танки. Потому что в танках у тебя есть и право на ошибку, и всё не так уж интенсивно. Ты не хочешь сильно нервничать, сильно переживать и соревноваться с двадцатилетним, который инвестировал в игру уже больше тысячи часов. У него супер реакция, он натренированный кибератлет. А ты не можешь ему себя противопоставить, просто потому что ты не тратишь столько времени на игру.

В чем заключается уникальность геймплея

Во-первых, мало игр про танки. Если вы посмотрите Free to play игры про танки, то на них вам хватит пальцев одной руки, чтобы посчитать. Даже если у вас парочки пальцев не хватает.

Во-вторых, такого рода игр вообще не очень много. Я их даже особо не припомню. Та же Dota, League of Legends тоже стратегические игры, но темп там гораздо быстрее. У них другая механика, цена ошибки выше, другая длина сессии, другое целеполагание. Всё совсем другое и плюс другой сеттинг. Это фэнтези, а тут реализм и милитари.

Игровые мотивации World of Tanks

Вот здесь у нас и происходит связка. Во-первых, милитари история древняя, как мир. История воинства и воинского духа. Она никуда из жизни человека не девается. Внутри неё есть соревнования, социальные взаимодействия. Есть взводы, кланы, турниры. Прокачка, то есть целеполагание и понимание куда вы идёте. Ощущение развития силы и механика наград. Когда вы феерично завершили бой, у вас огромное количество медалей. Вам насыпают опыт, деньги и серебро. Это все очень приятно переливается к вам на счёт, вы получаете признание и этим можно похвастаться.

Это тоже такой сильный элемент, как показать другим насколько я хорош и какую награду получил. Танки прямо цепляют за наше самое-самое нутро.

Игровые мотивации World of Tanks

Что еще? У больших танков изначально много историчности, потому есть фактор погружения, но не такой сильный. Модели танков и локации очень детализировано проработаны. Это историческая игра. Понятно, что никогда 15 на 15 не сражались в реальной жизни танки, но за неимением другого – в это тоже прекрасно удается погрузиться.

Какие психотипы привлекает игра

Главное здесь – соревновательность. Соревнования – это игра, которая сама по себе и несет смысл. Это такое сакральное действие для людей и танки создают проверенную годами, удобную и прекрасную возможность проявить себя в этом виде спорта. Они дают эту игровую площадку. Это откликается у многих мужчин. Их подавляющее большинство. Танки действительно привлекают определенный психотип.

Это Гладиаторы, которые любят вызов, социальное взаимодействие и определённый челлендж, напряжение. Не просто соревнования, но ещё определённый уровень сложности. В меньшей степени их интересует сюжет. Тут его вообще и нет.

Также привлекает эта историю Стрелков. Это люди, которые меньше

любят именно соревновательную часть. Они менее хардкорные, но они любят все про стрельбу.. Особенно вместе с другими людьми.

Заключение

Вот эти два игровых психотипа прям хорошо клюют на танки и по исследованиям видно, что это действительно так. Вот этим World of Tanks нас цепляет и за это мы его любим. Потому что он на высоком уровне качества создает нам площадку для игры, инвентарь для игры и совершенно бесплатно даёт посоревноваться. Потягаться на уже старинных боевых машинах.

5
5 комментариев

Очень классная статья! Спасибо!

Мнение: Искренне считаю, что команда маркетинга, в какой-то момент истории, совершила в офисе Wargaming обряд жертвоприношения Сатане, обменяв свои души на суперспособность вытягивать из СНГ-игроков деньги.

Иначе, массовую конверсию 40-летних мужиков, которые в принципе не признают что либо виртуальное за товар, в людей массово коллекционирующих виртуальные танки и оставляющих в игре половину своей зарплаты, кроме как черной магией я объяснить не могу.

Также, классно было бы прочитать про сравнение мотиваций WoT vs. WoT Blitz.

1
Ответить

Мне кажется тут не маркетинговая команда. На этапе идеи кто то очень хорошо прочитал снг аудиторию.

А потом уже сделали фтп донатную помойку)

1
Ответить

Только теперь
Мир танков, а не world of tanks)

Играл года 3-4 активно, но завязал и рад

На дтф как-то не часто увидишь упоминание танков

Ответить

Теперь это одновременно и мир танков и world of tanks . Разделение региональное произошло.

Ответить