Они не бесполезные! или о пользе компьютерных игр

Дисклеймер: этот текст изначально был написан мной для студенческого медиа-проекта нашего университета. А потом я понял, что ничего плохого не случится, если я его вкину ещё и сюда в качестве лонгрида. Держите в уме, что изначальная целевая аудитория этого текста — студенты, не шарящие за игры. Приятного чтения!

Помните тот день, когда вы впервые начали играть в видеоигры? Наверняка для вас он был обычным, и сейчас вы его даже не вспомните. И наверняка в этот же день вы впервые услышали ту самую фразу: «Не играй в игры, а иначе плохо будет». Разве компьютерные игры отрицательно влияют на человека?

Если говорить кратко, то не совсем. Очевидными плохими чертами компьютерных игр можно считать привыкание и ухудшение зрения, однако ровно такие же минусы присущи просмотру сериалов, кино и скроллингу любой соцсети.

А дальше – только плюсы: развитие мелкой моторики рук, реакции; улучшение пространственного внимания и способности решать несколько задач одновременно; повышение гибкости ума… В общем, не будь этого вашего привыкания и ухудшения зрения – были бы сплошные плюсы!

Наверное, вы подумаете, что я беру все эти факты о пользе из головы – а вот нет. В 2007 году Шон Грин, изучавший психологию в Рочестерском университете, заметил, что шутеры – они же «стрелялки» в простонародии – могут быть очень полезны. Он дал своим друзьям пройти тест на визуальное внимание, и – о чудо! – результаты оказались просто невероятными. Научный руководитель Дафна Бавельер сначала не поверила и подумала, что в тестировании студента была какая-то ошибка. Но, когда она лично прошла этот тест, её результат был обычным. Разница между друзьями Грина и Дафной была в том, что первые проводили не менее 10 часов в день в игре «Team Fortress Classic».

Они не бесполезные! или о пользе компьютерных игр

Сейчас Шон Грин – психолог в Висконсинском университете в Мадисоне. Он отмечает, что игры могут помочь в подготовке специалистов, чья работа связана с повышенным визуальным вниманием — например, хирургов, правоохранителей или военных. Последние, кстати, сами отмечают положительное влияние игр на умственное развитие солдат: «Способность быстро усваивать информацию, реагировать и координировать действия, оставаясь при этом спокойным в условиях давления, часто является признаком людей, которые хорошо играют» — заявляет представитель британских ВВС.

Также игры помогают в борьбе со стрессом. То, как они в целом влияют на процессы в мозгу, уже довольно хорошо изучено. Компьютерные игры строятся вокруг концепции удержания внимания игрока на происходящих событиях, и подкреплении его действий положительными вещами: скинчиками, уровнями боевого пропуска, циферками – в общем, чем угодно. Однако в этом процессе игрок не только прокачивает уровень или возможности, но также приобретает полезные навыки — например, как принять решение в сложной ситуации.

Это происходит из-за нескольких факторов. В процессе игры мозг буквально купается в море дофамина. Соответственно, игрок постоянно предвкушает получение чего-то приятного; чего-то, что удивит, и подарит новые впечатления. Однако при получении большого количества дофамина его избыток трансформируется в норадреналин. Норадреналин обуславливает развитие интеллекта и памяти. После успешного выполнения задания, миссии или чего-либо ещё начинает выделяться серотонин. Уже можно увидеть, что в процессе игры выделяются два гормона счастья, которые как раз могут помочь справиться с даже очень сильным стрессом.

Они не бесполезные! или о пользе компьютерных игр

Видеоигры также можно использовать в качестве учебного материала, однако шутеры здесь уже не подойдут. Стоит подбирать те игры, в которых нет насилия, зомби и смерти – очевидно, для того, чтобы не учить детей плохому.

Например, Minecraft. В 2018 году компания-разработчик этой «песочницы» выпустила её специальную версию с подзаголовком «Education Edition». С помощью Minecraft: Education Edition учителя могут подкреплять рассказ своего материала и раскрывать его по-новому. Причём выбрали для создания образовательной площадки именно Minecraft, потому что, во-первых, это самая популярная игра в мире – популярнее разве что какой-нибудь тетрис – а, во-вторых, она даёт полную свободу действий и никак не ограничивает.

Они не бесполезные! или о пользе компьютерных игр

Minecraft — это большая платформа, которая работает как игровой движок. Внутри игры можно делать кучу разного контента, механик, добавлять интерактивные элементы… Кроме того, Minecraft понятен детям. Его легко освоить за счёт простоты и доступности, — плюс, удобно, что у игры есть большая детская аудитория. Поэтому Minecraft и стал популярным инструментом в образовании: это удобная платформа для создания контента, а интерес детей по всему миру к ней огромен.

Максим Сыныця, технический директор центра игрового образования Shkolakola

В общем, сколько бы родители не говорили, что от «игрулек ваших вот этих пользы нет», она всё-таки есть. Игры могут быть и инструментом учителей для обучения, и антистрессантом, и просто полезным занятием для тренировки вашего мозга.

Играйте в хорошие игры!

Ссылка на исследование Шона Грина (на английском языке):

2.9K2.9K показов
265265 открытий
21 комментарий
Ответить

К сожалению, в данной статье приведены те факты о пользе, которые обычно и приводят и 100 раз уже повторяли. Моторика, улучшение внимания, дофамин. Мне кажется, если и хочешь людям показать, что игры - это хорошо, то сделать акцент на другом. Многие игры сейчас имеют очень хорошие сюжеты, которые заставляют задуматься. И тут было бы правильнее людям сказать, что игры могут помогать познавать мир, познавать себя. И ведь правда, после прохождение обеих частей The last of us многие игроки потом еще осмысляли сюжет и для себя решали "А правильно ли поступил Джоэл?А стоило ли Элли так поступать?". Вот это мне кажется лучше двигать в массы, давая людям понимание, что игры - это настоящее искусство, не уступающее, а где-то даже и превосходящее иные (фильмы, сериалы, книги, театральные постановки).

Ответить

Попробую это раскрыть в следующем лонгриде, спасибо!

Ответить

целевая аудитория этого текста — студенты, не шарящие за игры

Помните тот день, когда вы впервые начали играть в видеоигры?

У целевой аудитории такого дня не было.

Ответить

Если взять тот факт, что многие студенты всё же играют, но не во что-то масштабное, а в какие-нибудь аркады на телефончике, лишь иногда залипая в комп... 🤷

Ответить

Ахахахахахах

Ответить

Эм, у меня день сурка случился на месяц раньше или ты уже постил эту стену ?

Ответить