Реквием по Far Cry 3

Что вы помните о Far Cry 3? Великолепная для своего времени игра, увлекательный геймплей и потрясающие виды, захватывающие дух и глаза игрока. Но вот я помню и люблю третью часть серии совсем не за эти, определенно достойные, качества, а за её потрясающий сюжет, который смог поразить меня до мурашек.

На первый взгляд все довольно примитивно - чисти карту, выполняй миссии, спаси друзей и молодец! Ты прошел игру! Но если взглянуть чуть глубже то FC3 - это история про борьбу с самим с собой, со своими внутренними демонами, про то как даже самый безобидный человек, поверивший в собственную, если угодно, божественность способен совершать такие поступки, о которых раньше он и думать не мог.

Становление Джейсона

Начиная игру сценаристы представляют нам главного героя как карикатурного мажора с серебряной ложкой в руках, то есть человека не способного по мнению разработчиков на какие либо серьезные и обдуманные поступки. В противовес нам ставят старшего брата Джейсона - Гранта. Он старше Джейсона, прошел армию и вообще ведет себя гораздо более уверенно чем младший брат. Во время побега он хладнокровен, расчетлив и ведёт брата за собой - таким образом разработчики указывают на то, что Джейсон всю жизнь находится за спиной своего более реализовавшегося брата. В процессе побега Джейсон на пределе - он нервничает, его пугает каждая мелочь и единственное на что он способен это следовать указаниям своего брата, попутно пытаясь не закричать от страха

После побега, когда казалось бы можно выдохнуть, на Джейсона сваливается еще один камень который ему придется нести на себе - смерть брата. Попадание в плен уже стало для него жесточайшим психологическим испытанием, и в ту же секунду на его глазах хладнокровно с гиенским смехом убивают его брата. Джейсон, ошеломленный этим, пытается спасти своего брата, ведь он понимает что если он погибнет - он останется совсем один. Так и происходит, Грант умирает, а Джейсон находится в тотальном шоке от происходящего настолько, что даже не слышит того что кричит ему Ваас. На секунду придя в себя он понимает что, как ему кажется, ему дают сбежать, но Ваас, видя что представляет из себя Джейсон, понимает что выжить он не сможет. Джейсону дают 30 секунд на побег, попутно обстреливая и преследуя его, но Джейсон все же смог сбежать, что как выяснится не удивило Вааса.

За промежуток в несколько часов Джейсон, тот самый мажор с серебряной ложкой, пережил столько потрясений, сколько не переживал за свою жизнь, и это сильно повлияло на его психологическое состояние.

Перемены в личности

В процессе сюжета Джейсон меняет свой характер практически до неузнаваемости. Убив с десяток людей, наслушавшись бредней Цитры про воина-бога ракьят и еще с десяток её легенд Джейсон реально начинает верить в свое предназначение стать Воином. К середине сюжета все эти убийства, что Джейсон совершает, начинают доставлять ему удовольствие, он убивает уже не из необходимости, а из-за жажды крови. Спасение друзей теперь для него не более чем повод для новых убийств, и когда приходит время он сталкивается с тем, кто сделал его таким - Ваасом.

Миссия с убийством Васса мной считается поистине лучшей во всей игре. Эта миссия полностью отвечает на вопрос - а кем все таки стал Джейсон?

Во время всей миссии нам недвусмысленно намекают что Ваас и Джейсон - похожи, только вот разница в том, что Ваас это понимает, а Джейсон либо не осознает, либо не хочет. Во время всей этой погони по пути Воина, Джейсон и не заметил как стал отражением Вааса - хладнокровным, сумасшедшим убийцей, для которого цель оправдывает средства. С точки зрения постановки миссия очень хорошо передает этот мотив. Модели Джейсона и Вааса всё время меняются местами, тем самым показывая нам что они от друг друга не отличаются, как сказал сам Ваас:

Ты — это я, а я — это ты

Убийство Вааса окончательно меняет психику Джейсона, он убил Вааса не потому что это поможет ему спастись, а потому что действовал по принципу сильного. Убийство Вааса носит для Джейсона ритуальны характер, так сказать, обретение нового "Я". Первое что решает сделать Джейсон после победы над Ваасом - рассказать об этом Цитре. Опьяненный победой он забывает о своих друзьях, дабы доказать Цитре что он и есть тот самый Воин.

Финал

Пройдя уже не через одну сотню трупов, освободив своих друзей из заточения, почти что потеряв остатки здравого рассудка Джейсон все таки разрушает империю Хойта под корень. Его преступный режим, державший эти острова пал. Но для чего это сделал Джейсон? Чтобы спасти мирных людей? Нет. Ради того чтобы освободить рабов? Тоже нет.Он сделал это чтобы в очередной раз укрепить свою веру и веру Цитры в том, что он действительно тот самый Воин, который им нужен.

Прилетая в особняк, где скрывались его друзья, после бойни на аэродроме Джейсон обнаруживает что особняк пылает, а доктор сообщает что его друзей похитили воины ракьят и их забрали в Храм.

Придя в храм, Джейсона опьяняют наркотиками, и Цитра начинает читать мантры о пути Воина.

Скоро всё закончится. Я отведу тебя на алтарь, и ты освободишься от прошлого. И тогда… Я — твоя. Иди по Пути Воина

Цитра

Джейсон встает перед своей подругой, но не для того чтобы освободить, а для того чтобы подставить нож, и на этот моменте у меня произошел диссонанс в голове, ведь нам предлагают либо убить друзей, либо спасти их.

Мы прошли такой гигантский путь, Джейсон буквально приложил титанические усилия для спасения своих друзей из плена. Перешел все моральные неписанные законы и нормы, ради того чтобы их освободить, и тут нам предлагают их убить? Тогда ради чего была вся игра? Ради чего я переживал за друзей Джейсона на протяжении всего сюжета? Ради того чтобы их убить? Ну уж нет, не в этот раз.

Тут и проявляется главная истина не только третьей части серии, но и всех номерных частей, которые сделала Ubisoft:

Главный антагонист - это сам игрок

Тогда ты и понимаешь что ты совершил такое количество аморальных поступков, что вполне мог претендовать на место Вааса или даже Хойта. Тогда ты и понимаешь что главное зло игры - это ты сам.

Выбирая концовку с убийством друзей - ты только подтверждаешь свой путь. Джейсон окончательно теряет рассудок, и его настигает вполне справедливая кара - смерть, смерть на алтаре. Он не раскаивается в своих поступках, не чувствует вины. Он чувствует только силу.

Поэтому концовка со спасением друзей - каноничная. Джейсон, осознавая на какие жертвы он шёл и сколько зла он совершил, решает прекратить лить кровь, хоть и довольно поздно. Он понимает что в погоне за всей этой призрачной божественностью он забыл самое главное - самого себя, ведь Джейсон в начале и конце игры - это совершенно разные люди. Джейсон освобождает своих друзей, Цитра умирает, но Джейсон прекрасно понимает что она такой же человек, которому промыли мозги. В финале под шикарнейший трек Брайана Тайлера - Further, звучит финальный монолог раскаяния Джейсона:

Я убил столько людей, что потерял счёт. Я не могу забыть об этом… я монстр. Я… чувствую… гнев внутри себя. Но я спокоен… где-то внутри меня есть что-то… что-то лучшее.

Джейсон понимает что все его поступки изменили его на всегда, он соглашается с тем что он чудовище, но все же он надеется на лучшее будущее, для себя и своих друзей

Послесловие

Far Cry 3 для своего времени была поистине великолепной игрой. Будучи еще школьником я не мог понять всей той притягательности сюжета этой игры, но каждый раз проходя уже в сознательном возрасте я не перестаю поражатся, насколько прекрасный сюжет смогли сделать сценаристы Ubisoft.

Far Cry 3 это игра не про спасение друзей, Far Cry 3 это игра про спасение самого себя.

Спасибо, если дочитали

3333
5 комментариев

Помню угар от сжигания полей марихуаны под растаманский музон - это было круто!
Летать на дельтаплане тоже.
Природа была красивая...
Блеать, да вся игра была прекрасна!

1
Ответить

Отличный текст, но откуда взялось "Поэтому концовка со спасением друзей - каноничная." я так и не понял. Обе концовки каноничными могут быть, зависит от игрока и его решения 

Ответить

Скорее я неправильно подобрал слово, разумнее было бы написать "правильная" или "логичная"
Спасибо за отзыв

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить