Слёт аниматоров 2023, лекции вкратце - StopMotion, AtomicHeart, MetalFamily, Indika и лайфхаки аниматорам

Слёт аниматоров 2023, лекции вкратце - StopMotion, AtomicHeart, MetalFamily, Indika и лайфхаки аниматорам

Открытие

Одной из целей похода на слёт для меня было знакомство с новыми людьми. Таким образом на церемонии открытия заобщался с небольшим ютубером, снимающим мемчики для омериканского тыртуба Leroysei. Ну и обменивался наклейками для участия в конкурсе. Собсна, что там за речь была — не помню. Вроде как аним клуб благодарил всех за всё.

Первый день

Слёт аниматоров 2023, лекции вкратце - StopMotion, AtomicHeart, MetalFamily, Indika и лайфхаки аниматорам

Живые наброски от Animation School

Сразу после открытия, самым интересным мне показалось пойти на наброски. Возможно не самый лучший вариант, т. к. порисовать с натуры вполне можно и вне слёта, но параллельные лекции были не очень интересными (кроме Феникса, но там ждать надо было долго).

Сначала рисовали позы по 5 минут, потом быстрее и в конце — рисунки пастелью / акварелькой последовательных поз в танце с платком. Задумка такая — поскольку мы все сидим в круг, в конце можно собрать наши рисунки и соеденить в анимацию танца с вращающейся вокруг модели камерой. Всё рисовальное конечно же раздавали, а в конце забрали рисуночки. Итоговую анимацию я прохлопал, но если её выложат в сообществе или в комментах — обязательно прикреплю к посту.

Не модель, тут нам объясняют чего ради мы сегодня собрались
Не модель, тут нам объясняют чего ради мы сегодня собрались

Metal Family

Мотивационный спич!

Критический взгляд на своё произведение
Критический взгляд на своё произведение

В первую очередь разговор на тему — а нафига вы вообще этим занимаетесь? Взяла и поделила отношение к собственным проектам на:

  • Любовь — тот самый свет к которому вы идёте. Думая о нём находите в себе силы работать над проектом мечты месяцами / годами и который может питать вас, когда кажется что сил больше нет. Эдакий проект мечты, который вам важно воплотить.
  • Влюблённость — мимолётные идеи, которые сложно мурыжить дольше пары недель или месяцев. Но при этом их тоже стоит реализовывать, потому что могут оказаться точками роста или же порадовать вас в моменте.

Во вторых — прикольное деление на типы творцов:

  • Скромняга, который боится критики и поэтому никогда ничего и никому не показывает. Может оказаться что у него прикольный авторский стиль, но скорее всего после первого отзыва он бросит заниматься своим, закопается, а проект просто уйдёт в стол.
  • Невский — всем и всегда рассказывает про свои гениальные идеи, максимально громко, но обычно ничего не делает.
  • Эстет — дрочится в мелкую деталь, которую большинство и не заметит, при этом остальная часть проекта может быть фуфлыжной. Короче, фестивальщики.
  • Компанейский бро — не может делать один, но зато всё время разгоняет и реализовывает идеи вместе с соавтором / другом / супругом. Лично считаю что разгонять свои идеи можно ещё и о компанию друзей, закрытый чатик, незнакомцев или фан сообщество.
7 - позвольте себе быть неидеальным, 8 - искренность важнее скиллов
7 - позвольте себе быть неидеальным, 8 - искренность важнее скиллов

И ещё несколько тезисов из презентации:

Поддержка близких важна, когда ты стартуешь настолько большой проект

Не надо делать идеально, особенно если это никто не оценит

Роляют не негативными комментарии, а их количество.

Вообще приятно осознавать что мультсериал делают люди которые тоже сталкиваются с усталостью, фрустрацией и что где то в глубине несут какую то идею (миссию?), которая их зажигает. Достойно большого уважения!

OddMeter

Любопытный прикладной доклад про мокап. Студия небольшая, денег особо нет, а катсцен с лицами очень много. В итоге пришли к использованию софтинки Avatary. А теперь о том как была устроена работа в софтинке.

Слёт аниматоров 2023, лекции вкратце - StopMotion, AtomicHeart, MetalFamily, Indika и лайфхаки аниматорам

Загрузил видос с записью лица актёра. Нам показывали обучение с нуля на примере одного ролика без мимической разминки (не помню как правильно называется), но по хорошему настройка должна вестись по ней и уже дальше вестись съёмка сцен. В идеале снимать с лёгкого шлема и на специфичную камеру, но можно хоть на смартфон, хоть на стоящую на мониторе вебку, будет чуть корявее но по заявлению спикера — не критично. Далее в кадрах с ключевыми позами выставляются точки для бровей, глаз и рта. Причём обучать их можно по отдельности.

Далее эти данные хитрым образом выгружаются в майку и уже там, надо по тому же самому видосу выставить такие же ключевые позы уже у 3д модельки, чтобы правильно соотнести пропорции смещений при импорте записи мокапа.

Процесс не очень сложный, но времязатратный. Пока отточишь настройки, подгонишь под это риг и привыкнешь быстро расставлять точки — можно и задолбаться. Наверное для единичной анимации в игре на 30 сек такое и не нужно, но если процесс поставлен на поток — решение огонь.

Второй день

Слёт аниматоров 2023, лекции вкратце - StopMotion, AtomicHeart, MetalFamily, Indika и лайфхаки аниматорам

Игорь Хилов

Лайтовая лекция. Стопмоушен всегда ощущается чем то слегка сказочным, а тут и вовсе человек который почти всю жизнь посвятил этой технике. Но увы, уделили слишком много внимания истории, которую наверное большинство присутствовавших в зале и так знали. Занятно что параллельно с лекцией, один из работников студии делал анимацию, выглядело эффектно. Плюс можно было подойти к кукольнику и поспрашивать про изготовление. Оказалось что в России делают свои каркасы! Я обычно слышал что их заказывают из штатов или с Китая.

Однако! Очень удивило что в мастерской работает прям много молодых аниматоров, и много кто записывается на курсы. Где не только анимируют, но и сами изготавливают кукол по собственному дизайну. Шоурил выпускников выглядит действительно свежо.

Ну и показал процесс создания куклы. Диковато, что они не используют 3D принтер, а делают всё по старинке — лепят форму, заливают и т. д.

Атомик Харт

Слёт аниматоров 2023, лекции вкратце - StopMotion, AtomicHeart, MetalFamily, Indika и лайфхаки аниматорам

Андрей крутой аниматор, но спич выглядел примерно так:

- Собственно, давайте покажу пример своей анимации
* Показывает крутую анимацию на 20 секунд, уровня полнометражки *
- Ну, чтобы сделать этот блокинг я просто сел... и сделал
- А не тяжело было делать такие длинные анимации и как вы справлялись с мокапом?
- Не, все роботы (включая терешкову и вовчика) просто анимировал руками. Ну да, кадров много, но привыкаешь, в 30fps даже плавнее получается.

Артём же сказал про то, что для оптимизации неплохо юзать вертексные анимации и про риг кран. Вы определяете центральную точку катсцены и делаете риг с костью в центре и по кости на каждый перемещаемый в кадре предмет - на ящики, на персонажей, на двери. Все перемещения реализованы целиком в майке, в анриле по сути дальше настраивались уже только звук, свет и эффекты. Ну и вся эта колбаса просто ставилась в нужную точку. Главная решаемая проблема - экспорт и то что баунды скелетал мешей не растягиваются на пол карты.

Константин Туркин - КПД аниматора

Я не ожидал от лекции ничего особо полезного, пошёл только из за того что он 3D аниматор. В итоге это наверное одна из самых интересных лекций второго дня.

Слёт аниматоров 2023, лекции вкратце - StopMotion, AtomicHeart, MetalFamily, Indika и лайфхаки аниматорам

Как сделать свой шот интересным? Можно попробовать заложить микросмыслы. Снизу список, идущий от примитивных к более комплексным, как по реализации аниматором, так и по восприятию зрителем. Стоит сразу же добавить что их можно сочетать в любых комбинациях.

  • Сексуализация
  • Риск / опасность / экшен
  • Гэги
  • Чудо / магия
  • Драма

Ещё очень прикольная идея к прогрессу внутри своего ремесла

  • Не знаешь как делать - учись
  • Не умеешь но знаешь - итерируй и практикуйся
  • Умеешь, но не достаточно - поищи готовые решения и как справляются другие
  • Уже всё изучил - выдрачивай до автоматизма
  • Знаешь идеально, но надо быстрее - пиши скрипты
  • А дальше только автоматизация скриптов и сведение в пайплайны
Слёт аниматоров 2023, лекции вкратце - StopMotion, AtomicHeart, MetalFamily, Indika и лайфхаки аниматорам

Далее очень коротко упомянул про то что не стоит показывать лидам законченную анимацию, лучше приходить с наброском - его переделать проще чем более детальную версию.

Ну и базовые житейские мудрости.

Пик продуктивности находится раньше предела наших возможностей.

Слёт аниматоров 2023, лекции вкратце - StopMotion, AtomicHeart, MetalFamily, Indika и лайфхаки аниматорам

Для восстановления можно пользоваться правилом 5С - сон, секс, солнце, семья, спорт.

Небольшой уровень токсичности в команде это ок, когда все приторно правильные - может выйти вам же боком.

Уставание происходит от: недосыпа, алкоголя, правок, плохой коммуникации, и от двух крайностей в работе - однотипной рутины и слишком частого переключения между задачами.

Улыбнула фраза выдуманного аниматора: Я устал от анимирования людей, можно мне... курочку :c

Павел Барнев - OverRig

А тут наоборот. Больше всего ждал именно эту лекцию, но в итоге оказалось просто пересказом роликов с его же ютуб канала и рекламой OverRig. Тулза классная, просто я ожидал что будет какая то информация кроме той что есть в свободном доступе. Сам дядька очень харизматичный, лет 20 в анимации работает, немного повозмущался что студии очень инертно подхватывают новые технологии, в частности анимационные слои в майке.

Лекция была по сути примерно этим же видосом, но в урезанной форме

Тулза подразумевает и немного другой подход к анимированию. Сначала вы делаете всё как обычно, а потом... Начинаете пользуясь тулзами по сути на ходу менять пивот объекта. Создаётся что то вроде пустого локатора в точке, анимационные кривые перепекаются с учётом этого смещения / вращения, вы делаете свои правки и далее удаляете тулзу и перепекаете кривые обратно. Удобно для всяких фиксов проскальзываний, взаимодействий с объектами и т.д.

Слёт аниматоров 2023, лекции вкратце - StopMotion, AtomicHeart, MetalFamily, Indika и лайфхаки аниматорам

Инструментарий очень полезный, подробнее можно посмотреть у него на ютуб канале. Плюс, ещё есть курс по клинапу мокапа с этими тулзами на сайте аним скула (но сайт временно в переработке и купить пока что не получится), или же на гамроаде.

Константин Бронзит - Рецепт фестивального фильма.

Я раньше не смотрел никаких видосов с ним, просто было интересно увидеть кто ж создал Алёшу Поповича и Мы не можем жить без космоса. Местами излишне претенциозно на мой пролетарский взгляд, но и тема лекции была заявлена соответствующая.

Слёт аниматоров 2023, лекции вкратце - StopMotion, AtomicHeart, MetalFamily, Indika и лайфхаки аниматорам

Лекция началась с простого постулата:

Фестивальный фильм = фильм попавший на фестиваль. Может быть и классным, может и бездарным

Константин Бронзит

Алина из Metal Family и Туркин говорили что надо найти в себе, почему же ты делаешь то что делаешь. Бронзит же предложил ответ на вопрос - а как же найти то самое. Ответ, буквально, прозаичный - читайте литературу, ищите что будет в вас отзываться.

Далее интерпретация в более простом формате - все сюжеты уже написаны. Классики написали десятки и сотни тысяч интересных коротких рассказов, осталось лишь найти тот которой вас зацепит и который вы захотите экранизировать.

Берём сюжет / идею, переносим его в закадровый текст. Начитываем сами или ищем друга с поставленным голосом, вносим правки на этом этапе. Под начитанный голос делаем визуал и всё - кино готово.

Нахрена вам годы страдания!

Константин Бронзит

Немного про музыку. В качестве упражнения он порой задаёт студентам взять видосы из интернета и создать в них настроение с помощью одной только музыки, без монтажа.

Не работайте с современными композиттрами, себе дороже. Лучше классику, она звучит благотворно

Константин Бронзит

Другой вариант. Берем свою жизнь с персональной детской травмой и закадрово рассказываем о ней, добавляем музыку - получаем Анимадок. Популярный формат, которой любят фестивали и всякие оскары. В качестве примеров привёл номинанта про потерю девственности My year of dicks и БоксБалет.

И вот тут происходит перескок на другую тему. В БоксБалете не роляет закадровая озвучка, однако всё равно считается что это анимадок. Спикер показал ещё несколько короткометражек без звука и с ним, утверждая что главная режиссёрская проблема этих анимадоков - без звука теряется смысл, режиссёр должен пользоваться киноязыком, языком режиссуры, а не литературы. Иначе это не кино, а радиопостановка с картинками. Прикольная цитата после просмотра короткометражки на английском.

Что это за фильм, если я не понимаю текста!

Владлен Татарский

То есть возможно после переноса сюжета в текст, стоит попробовать перевести всё насколько возможно в режиссуру, главное не переборщить иначе получишь что то смешное вроде:

Когда не знаешь как закончить фильм - сделай отъезд от земного шара, добавишь ощущения значимости

Какой то фестивальный кинокритик

И помните что при создании фильма вы предъявляете всё своё убожество.

Фильм не может быть лучше автора

Юрий Норнштейн

Важное замечание про режиссуру - сюжет должен быть сложен так, чтобы удалив фрагмент всё разрушилось. Эдакая бритва оккама получается, тут очевидно. А вот что интересно - порядок расстановки карт в этом домике тоже важен, причём не в качестве детали, работа со временем крайне важна в режиссуре.

Ну и напоследок несколько интересных тезисов.

Кино растет из музыки, оно ритмично.

Крупное лицо не работает в анимации, в отличие от кино.

Статичные кадры в анимации - это скучно.

Если хотите начать в чём то разбираться - окружите себя этим, через несколько лет идеи будут не просто приходить, а будут приходить в количестве которые вы не способны будете реализовать.

Спич закончился ещё одной цитатой.

Привыкайте, приучайте себя всё, что бы ни делали вы, делать отчётливо, с изяществом, расчленённо; не смазывайте своей деятельности, не делайте ничего безвкусного, кое-как. Помните, в «кое-как» можно потерять всю жизнь, и напротив, в отчётливом, ритмическом делании даже вещей и дел не первой важности можно открыть для себя многое, что послужит вам впоследствии самым глубоким, может быть, источником нового творчества.

Павел Флоренский

Закрытие

Аним клаб ввёл анимационные что то вроде аниматорского оскара, где номинировал не только личные проекты, но и из всего что выпускалось студиями. По какому принципу выбирали победителей премий я так и не понял, но номинации были интересные. Например лучшая сцена с животным или лучшая action анимация. В конце был розыгрыш призов, я ничего не выйграл, а одногруппница урвала себе мини станция с Алисой.

В итоге остался доволен. На всех посещённых лекциях либо узнал что то новое, либо вдохновился. С радостью приду и в следующем году, если будет такая возможность.

Thats all, folks!

Тем временем, я продолжаю вести блог про создание локации. Подписывайтесь на телеграмм канал, в сентябре буду подробно писать про создание Houdini тулзов для Unreal Engine - Йожиная лачуга.

1111
2 комментария

Опять эти анимешники слеты устраивают

1

К. Бронзит как всегда уговаривает всех не идти в анимацию! Лет 7 назад был на его лекции - тоже самое говорил xD