«Оби-Ван Кеноби» — что пошло не так?

Небольшая ретроспектива технической части сериала с погружением в никому не нужные детали.

Текст обходится без критичных спойлеров к сериалу.

После 261 минуты страданий мне остро захотелось понять, что это вообще такое было. И нет, это страдания не от самого действа на экране, а скорее от ежеминутного понимания, что последняя нить привязанности к франшизе детства разорвана. Да, моя наивность не знает предела, ведь я думал, что «уж с Оби-Ваном то ЗВ встанут с колен». Охх....

Это была первая и последняя лирическая нота заметки. Так же отмечу, что не буду затрагивать сценарную часть сериала, ибо это пи***ц... то есть все равно, что бить ногами лежачего. Ноль интереса и всем все и так понятно.

Проблемы производства

Основные ответы на «а что случилось» даст именно таймлайн хроники производства сериала.

  • Изначально сольная история, посвященная Оби-Вану, планировалась в виде полнометражного фильма. Первые сообщения об этом начали поступать еще в 2013 году, когда Disney задумали «Антологию» - целую линейку фильмов, в отрыве от эпизодической саги. В 2017 году фильм дошел до ранних переговоров с Стивеном Долдри о постановке фильма.
  • Планы на «Антологию» изменил релиз одного из фильмов линейки - «Хан Соло: Звёздные войны. Истории» в мае 2018. Сборы оказались неудовлетворительными и спустя четыре месяца глава Disney Боб Айгер сообщил, что Lucasfilm пересмотрели график релизов в связи с холодным приемом фильма.
  • Сериал официально анонсирован Макгрегором и Кеннеди в 2019 году на выставке D23 Expo. Сценарий был уже написан Хуссейном Амини, а постановщиком значилась Дебора Чоу.
  • 23 января 2020 стало известно, что сериал был приостановлен из-за предполагаемых «сценарных проблем». Макгрегор, как исполнительный продюсер, успокаивал публику: «все идет по плану и сценарий мне на 90% нравится». Впрочем, уже сформированную съемочную группу буквально развернули домой, а Disney спешно начали искать замену сценаристу.
  • Так в январе Амини был уволен, а на переработку сценария под строгим контролем Кеннеди в апреле нанят Джоби Харольд. Съемки же планировали возобновить в октябре 2020 года.
  • В октябре 2020 съемки сдвинулись на март, а затем на апрель 2021 из-за пандемии.
  • В конце концов, съемки стартовали 4 мая 2021, завершились - 19 сентября.
Юэн Макгрегор и Кэтлин Кеннеди
Юэн Макгрегор и Кэтлин Кеннеди

Итак, последние даты - самые важные. Съемочный процесс мини-сериала занял 4 месяца. Для технически сложного проекта, это, мягко говоря, мало даже по меркам «сезонного контента для Disney+». Пара примеров:

  • «Лунный рыцарь» - съемочный процесс 6 месяцев;
  • «Ванда/Вижн» - съемочный процесс 7 месяцев (без учета приостановок);
  • «Книга Бобы Фетта» - съемочный процесс 8 месяцев.

По итогу, этот ничтожный срок вылился из целого ряда задержек съемок, связанных с переписыванием сценария, пандемии, занятости Лос-Анджелесских павильонов с StageCraft. Контентная линейка же Disney+ на позднюю весну-лето явно требовала релиза «Оби-Вана» здесь и сейчас: в запасе на лето у стриминговой платформы из громких релизов... «Мисс Марвел» (?).

Другой эффект этой истории: судя по разрозненным сообщениям, в конечном сюжете сохранились некоторые черты и от раннего полнометражного варианта картины и от работы Хуссейна Амини. То есть сценарий «Оби-Вана», вероятно, представляет из себя лоскутное одеяло из трех разных версий.

Во всем виновата Дебора Чоу?

Для начала стоит оценить влияние режиссера «Оби-Вана» на создание проекта.

«Оби-Ван Кеноби» — что пошло не так?

Она была привлечена к работе еще над первой версией сериала, когда сценаристом значился Амини, и была значительной частью творческой команды по пересмотру истории после его увольнения. По ходу формирования концепта то и дело всплывали новости о ее видении сюжета и взятого творческого направления.

Также Дебора участвовала в формировании мультинациональной съемочной группы: как минимум шесть человек на ведущих позициях имеют азиатско-американские корни. Так именно Дебора пригласила Чон Джон-хуна на роль оператора-постановщика.

Такую роль режиссера трудно назвать типичной для американского сериального производства. Как правило, всем творческим процессом управляют шоураннер и исполнительный продюсеры, а режиссер еще менее влиятелен, чем в голливудском коммерческом полном метре. Кеннеди же доверила Деборе Чоу куда больше.

Но обратимся непосредственно к режиссуре. Непроизвольно одним из главных комедийных элементов постановки сериала стали сцены погони (как правило, за Леей).

Оби-Вану даже пришлось испариться в конце отрезка. Не дай бог догонит.

Мне очень хотелось бы оправдать коротконогость и медлительность всех погонь за девочкой самой технологией StageCraft, которая начала применяться еще в «Мандалорце». Ее суть сводится к использованию в качестве задника огромного овального LED экрана. Он способен динамически изменять изображение, даже в зависимости от камеры оператора.

Технология значительно удешевляет и ускоряет производство, однако есть и минусы. Физически, это все же небольшое пространство, ограниченное размером панели, что может привносить неудобства в подобные динамичные сцены.

«Оби-Ван Кеноби» — что пошло не так?

Но судя по имеющейся информации, большая часть сериала все же была снята на реальных съемочных площадках Великобритании: Литл Марлоу, Лондоне и Пайнвуде. Предположу, что StageCraft в Лос-Анджелесе использовали лишь для реюза локаций из прошлых проектов, вроде Татуина.

А вот подобные моменты оправдать совсем трудно. Даже четырьмя месяцами съемок. Пара лишних дублей на такую простую сцену вряд ли замедлили бы проект.

А ведь почти поймал!

Впрочем, даже в этой сцене видно, как и «монтаж» помогает постановке. Ничего не мешало чуть обрезать второй кадр и проблема не так бросалась бы в глаза.

О монтаже в сериале вообще можно говорить очень долго: буквально в каждой динамичной сцене приходится гадать, пытается ли он скрыть или подчеркнуть проблемы режиссуры. Тут стоит упомянуть, пожалуй, самую знаменитую сцену сериала:

Благодаря этой сцене все зрители просветились базовым «правилом 180 градусов». Но на всякий случай напомню две его компоненты:

  1. Камера не должна пересекать воображаемую линию взгляда между персонажами;
  2. При монтажной склейке, объект в следующем кадре должен сохранять направление движения из предыдущего.
«Оби-Ван Кеноби» — что пошло не так?

В отрывке же выше, кажется будто выбегание Оби-Вана из-за пригорка снято с обратной стороны, относительно позиции в прошлой сцене. Поэтому создается ощущение, что Кеноби возвращается обратно к Вейдеру. Как же так получилось? У меня есть три основные версии:

  1. Исключительно ошибка монтажа. Банально некорректно склеили кадры. Но даже для общего ужасного качества это было бы слишком. Впрочем, и при плохом материале поправить эту ошибку на монтаже было реально.
  2. Ошибка еще на этапе операторской экспликации. Но я ни за что не поверю, что оператор серьезно сделал такую раскадровку и не заметил проблемы.
  3. Банально нужные дубли оказались запороты и пришлось вставлять это.

По третьему пункту опять вспоминаем срок - 4 месяца. Каждую сцену снимали с минимальным количеством дублей, косвенно это подтверждает и Дебора в интервью:

Любопытно, но почти все [снятое] оказалось на экране. На самом деле очень немногое было вырезано. Очевидно, мы снимали в период COVID, а это довольно амбициозный проект. Так что, в конце концов, здорово, что большинство из того, что мы сняли, дошло до экрана.

Дебора Чоу, Режиссер «Оби-Вана Кеноби»

За эту версию играет и целиком эпизод этой встречи с Вейдером. Он нещадно порезан монтажными склейками и в неудобные моменты уходит на сцены с Леей и инквизитором.

Правда есть еще один вариант: оператор намеренно нарушил правило 180ти. Для примера, вот как этот творческий прием использует Кубрик в «Сиянии»:

Отрывок из фильма «Сияние» (1980г)

Здесь пересечение линии призвано вызвать дискомфорт и неестественность происходящего, что логично, так как является плодом воображения Джека. Возможно, в сериале нарушение правила должно было показать дезориентацию Кеноби: как он потерян в пространстве и не готов к встречи с Вейдером. Так или иначе, задумка не сработала.

Так какой можно сделать вывод по Деборе Чоу? Однозначно то, что она не антикризисный постановщик, как например, Рон Ховард, способный вытащить проект в критических условиях. Весомая ли ее доля в проваленном творческом концепте сериала? Да, особенно учитывая ее роль. Бездарный ли она режиссер? Не знаю. В этом проекте сошлось слишком много плохого.
К тому же не стоит забывать: она срежиссировала два относительно нормальных эпизода «Мандалорца».

Операторская работа - полный провал?

Операторская работа - это второй аспект в сериале по частоте критики после сценария... и после режиссуры... и монтажа... Ладно, четвертый аспект. И сразу пару имхо-поинтов:

  1. Чон Джон-хун - один из самых перспективных операторов сегодня в Голливуде, за плечами у которого технически прекрасные работы в лице «Прошлой ночью в Сохо», «Предвестник землетрясения», «Оно» и, самое главное, большинство работ с Пак Чхан Уком: от «Олдбоя» до «Служанки».
  2. Обобщенно, операторская работа в сериале - откровенно плохая. После двух серий я поспешил похвалить ее, но худшее ждало впереди.

Однако, при всех проблемах, здесь есть целый ряд оригинальных деталей для американского сериального производства.

Во-первых, Чон любопытно подошел к выбору объективов, использовав сразу несколько нестандартных наборов. Обычно операторы придерживаются одного, по причине однородности картинки.

Это именно намеренное использование несовершенных объективов, для придание уникальной черты кадру.

Также у Чон Джон-хуна множество экспериментов с фокусом:

Вот англоязычный ролик, на случай, если захотите чуть больше погрузиться в рассуждения о подборе объективов «Оби-Вана Кеноби».

Но больше всего, безусловно, заметны характерные приемы оператора, которые узнаваемы по всей его фильмографии.

Так, например, Чон Джон-хун регулярно использует технику перевода фокуса (rack focus):

А вот ниже куда более интересный пример. Здесь присутствует артефакт фокусного дыхания (focus breathing) - это когда при смене фокуса меняется фокусное расстояние. Обычно, фотографы борются с этим нежелательным эффектом, однако тут он используется как творческий прием.

Причем фокусное дыхание обычно деформирует картинку в ширину - сужает ее. Здесь же, по-видимому, использовались анаморфированные объективы: они придают изображению разный масштаб по горизонтали и вертикали. За счет их особенностей, при фокусном дыхании изображение схлопывается в высоту.

«Оби-Ван Кеноби» — что пошло не так?

Среди всех типов поведения камеры, движение назад (dolly-out) - одно из любимых у Чон Джон-хуна. Он строит композицию так, чтобы объект появлялся в кадре в последний момент.

Хотя более характерно, когда Чон оставляет средний или крупный план на появившемся объекте. К сожалению, в сериале оператор всего пару раз обращается к излюбленному приему.

Ну и для эталона, как у него подобное движение камеры выстроено в фильмах Пак Чхан Ука:

Отрывок из фильма «Сочувствие госпоже Месть» (2005г)

Говоря про характерную картинку в сериале, нельзя не отметить огромное число нижних ракурсов, снятых широкоугольным объективом.

Теперь о плохом. Можно выделить две основные претензии, которые зрители предъявляют к сериалу в плане операторской работы: безобразная ручная съемка и хрен ли так темно то?!

Интересно, что и по уменьшению количества света, и по увеличению количества сцен, снятых с рук, сериал прогрессирует с каждой серией. Что наводит на определенные мысли: таков творческий замысел и явно ни одного оператора.

Думаю, больше всего я была довольна тем, что мне представилась возможность создать движимую персонажами историю, схожим образом, но в другом тоне, что-то вроде Джокера или Логана.

Дебора Чоу, Режиссер «Оби-Вана Кеноби»

Не думаю, что все референсы Чоу в сторону «Джокера» были случайны. В ее идеях действительно прослеживается неуклюжая попытка выйти на мрачный психологизм упомянутого фильма.

А вот, что говорил сам Чон Джон-хун в рамках интервью о работе над «Прошлой ночью в Сохо»:

Когда я читаю сценарий, меня не волнует камера. Я думаю о персонажах и истории. Движения камеры и освещение естественным образом прорастают из понимания, о чем на самом деле сценарий.

Чон Джон-хун, Оператор «Оби-Вана Кеноби»

У меня нет стиля, мой талант в понимании драмы. Моя работа - передать видение режиссера на изображение.

Чон Джон-хун, Оператор «Оби-Вана Кеноби»

Еще одна цитата оператора уже в контексте релиза сериала по Звездным Войнам:

Когда я встречал режиссеров, они постоянно говорили мне, что хотят включить несколько как-в-«Олдбое» сцен. Но это трудно. В этот раз с Деборой Чоу мы много обсуждали освещение и настроение сериала.

Чон Джон-хун, Оператор «Оби-Вана Кеноби»

С пониманием намеренности результата подробнее рассмотрим обе операторские проблемы.

Болезненная ручная камера в сериале в зависимости от сцены выполняет две роли: субъективного рассказчика или скрытие косяков постановки.

Вот типичный пример с субъективным рассказчиком: камера перенимает внутренние переживания Кеноби.

К слову, это не такой уж плохой пример использования ручной съемки, если не брать в расчет небрежное кадрирование. Проблема в большинстве других сцен: из-за отсутствия необходимой драматургии, съемка с рук выглядит там скорее нелепо и чужеродно.

А вот другая сторона ручной камеры с попыткой скрыть проблемы постановки. Глядя как снята первая дуэль Вейдера и Кеноби, думаю ни у кого нет сомнений, что проблемы в куда более сложной сцене еще как будут.

Однако вряд ли можно сказать, что ручной камерой сцену удалось вытянуть. Скорее наоборот. Пока я пересматривал и нарезал этот отрывок, даже голова заболела. Здесь опять сказал свое слово монтаж: ручная съемка очень не любит короткие кадры, это добавляет уже избыточной беспорядочности. В сцену же монтажеры щедро накинули охапку склеек, из-за чего средняя длина кадра осталась явно меньше двух секунд.

С освещением все та же история: это скорее плод неработающих концептуальных решений, нежели технической дееспособности. Вся последняя серия происходит во мраке, нужный кадр проблем найти не составило:

«Оби-Ван Кеноби» — что пошло не так?

По запредельному кол-ву шумов создается ощущение, будто ISO выкручен на крайние значения, а в сценах задействовали самый-самый минимум освещения. Честно сказать, странные решения. И при том, что это далеко не самая темная сцена.

Что ж, ради того, чтобы оправиться от увиденной боли и не забыть, что Чон Джон-хун - великолепный оператор, оставлю этот прекрасный рекап эстетики его работ.

Я не сторонник клеймить всех подряд халтурщиками. Плохой результат не говорит об отсутствии мотивации создателей, так же как и одно лишь желание не приведет к выдающемуся исходу. Для многих из съемочной группы это был чуть ли ни проект карьеры, на который они потратили ни один год - глупо рассуждать о том, что всем было пофигу.

Однако, безусловно, это не относится к продюсерам и в целом монструозному «мышиному механизму». Сериал не получился на многих уровнях, не смотря на то, что в команде были талантливые люди, но одни провальные аспекты потянули за собой другие, а проросли они еще из проблемного пре-продакшена.

Грусть-печаль.

158158 показов
19K19K открытий
44 репоста
104 комментария

Я бы еще добавил сюда сценариста, который, судя по его фильмографии, участвовал в самых "фэйспалм" фильмах, которые я смотрел. Оби-Ван не стал исключением, я давно такой каши для дошколят не видел.
В общем фильм меня и расстроил а) сюжетом, б) актёрской игрой второстепенных персонажей (особенно включая Лею, хотя кажется, что фильм про неё), в) постановка боёв (самая херовая среди всех зв, которые я видел). А изначально совсем не разделял всеобщий хейт. Думал, что хейтят так же, как и все фильмы ЗВ, включая Мандалорца. Ааа нет, и вправду, самый халтурный сериал среди всего, что они снимали.

Ответить

Ну справедливости ради Грань Будущего был прикольным даже несмотря на различия с первоисточником и притянутый за уши хэппи энд.

Ответить

Все так. Харольд при этом был по сути просто писакой, самой историей там занималась целая творческая команда: от Чоу до Кеннеди

Ответить

Первоначально сериал должен быть более мрачный. Возможно, там был нормальный сценарий до того момента, когда Кэтлин Кеннеди завернула идею\сценарий.

Ответить

Грань будущего и Меч короля Артура вполне себе фильмы, вот не надо
А Наркоз очень даже классный, хотя он там не только сценарист, но и режиссёр

Ответить

И вот таких отбросов голливуда Дрисней набирает в сценаристы.

Ответить

Разбор неплохой, но я дополню про темноту как человек, который обычно контролирует работу DoP на площадке.

Во-первых шум прёт далеко не только из-за ISO. 2 и 3 эпизоды ЗВ были сняты на весьма примитивную по нынешним меркам Sony CineAlta в 2К. Большинство голливудских картин вообще снимаются на Super35mm камеры ARRI Alexa. И там таких проблем нет, потому что свет на площадке сделан с поправкой на сенсор.

Мне видится что тут две проблемы. Первая - откровенно халтурная работа со светом на площадке, потому что в адской спешке выпирает философия "поправим на посте". Но как мы знаем при проёбанном ДД, пересветах и, к примеру, недостатке света мы ничего на посте не вытащим. Да, у камеры условно 14 стопов в логе или RAW, но когда ты тянешь полутона и тёмные области шум выпирает безо всяких приколов с ISO.

Во-вторых есть вопрос как это всё красили (судя по невзрачности, у диснея там один lut на все сериалы про Звёздные Войны). Не удивлюсь если большую часть цветовой синей-чёрной каши и шумов создают попытки как-то вытянуть косяки света через процессинг на этапе колоризации.

В целом, весь сериал иллюстрация старого-доброго комикса. Твой талант не поможет, если у руля стоят люди, которым важна только дата выхода.

Ответить