Не совсем верно замечание о том, что данные площадки руководствуются только базами США. Поскольку перечисленные вами площадки доступны во многих других странах, помимо США, они должны соблюдать и местные законы, когда распространяют какой-то контент/продукт на пользователей таких регионов (например, законы о персональных данных, о защите детей от определённых типов информации и проч.). Товарный знак имеет территориальную природу, то есть регистрация в одном государстве не даёт защиты в другом, если это не какие-то объединения государств, как ЕС, где можно зарегистрировать один знак на всё объединение. Таким образом, когда площадка начинает распространять игры на российский рынок, то она обязана следить за нарушениями товарных знаков РФ в российском AppStore, например. То есть площадка может принимать жалобы не только о нарушении ТЗ США (или других стран, где абстрактная площадка инкорпорирована), но и в отношении ТЗ России, Китая и т.д., если она доступна в этих регионах.
До момента регистрации патентный тролль действительно может лишь сам подать на себя блокирующую заявку, зарегистрировать ТЗ, а потом попробовать удалить приложение с этих площадок (в отношении России) через внутреннюю систему жалоб. Площадки не делают никакой legal assessment и оценивают сходство на свой вкус (но в случае идентичности скорее всего жалобу удовлетворят), поэтому как решение об удалении, так и отказ в удовлетворении жалобы можно оспорить в суде. Действительно, если мы говорим про российского тролля и приложение или игру, нацеленные на российского пользователя, тролль может зарегистрировать ТЗ и даже через суд требовать ребрендинга, удаления обозначения со всех площадок и взыскания компенсации. Существуют, конечно, способы с этим бороться при помощи таких инструментов как добросовестность; можно также попробовать оспорить регистрацию знака тролля и найти иные доступные варианты защиты в конкретной ситуации. Но стоит понимать, что пока знак тролля не оспорен и продолжает охраняться, площадка будет иметь все основания удалить приложение в отношении релевантной для ТЗ территории. Кроме того, все эти действия со стороны добросовестного разработчика / издателя потребуют вложения большого количества времени и ресурсов. Именно поэтому стоит задуматься об этих проблемах до релиза игры.
На сайте Роспатента действительно удобно смотреть знаки, только если знаешь номер заявки / свидетельства на ТЗ.
Бесплатный поиск по российской базе: https://linkmark.ru/. Но для просмотра заявок на ТЗ (то есть обозначений, которые ещё на стадии экспертизы и не зарегистрированы, но после регистрации смогут вам помешать) необходимо платить.
Что касается поиска по международным товарным знакам и просто по базам других государств, то можно воспользоваться базой Всемирной организации интеллектуальной собственности: https://www3.wipo.int/branddb/en/.
Мадридские заявки можно искать тут: https://www3.wipo.int/madrid/monitor/en/.
Алекс, действительно, в США невозможно осуществлять делопроизводство по заявкам на товарные знаки нерезидентам без помощи местных патентных поверенных. Однако существует мадридская система регистрации товарных знаков, участниками которой уже являются большинство государств. Данная система позволяет подать товарный знак на регистрацию в одной стране и расшириться на другие - включая, США. В таком случае привлечение американских юристов не понадобится (это можно даже сделать самому, если разобраться в системе). Но если будут какие-то уведомления со стороны патентного ведомства США, всё равно придётся привлекать местных юристов, к сожалению, так как с августа этого года сами заявители не могут отвечать на корреспонденцию ведомства по новому закону.
Сэр Ланселап, отличная статья! Но она посвящена исключительно правовой системе США - которая, безусловно, имеет значение, но не является единственной в мире. В США, как и в некоторых странах ЕС, существует такое понятие, как "unregistered trademark". К сожалению или к счастью, остальным государствам, как и России, данное явление не знакомо, и права на обозначение могут появиться только после регистрации товарного знака в патентном ведомстве (в нашем случае - Роспатенте). Поэтому если Вы дислоцированы в США и создаёте игру с уникальным названием для реализации исключительно на рынке данной страны, тогда, скорее всего, Вы правы! Но стоит учитывать, что поскольку незарегистрированный товарный знак не содержится ни в каком реестре, при наличии нарушений в любом случае придётся доказывать возникновение исключительного права на конкретное обозначение. Регистрация этот процесс, естественно, упрощает.
Если же мы говорим про Россию и большинство иных государств, то сам факт создания объекта с уникальным названием ничего Вам не даст и никак Вас не защитит. Мы лично общались с троллями уже и через пять лет после запуска одного проекта, однако это не помешало им зарегистрировать за собой название :)
Дима, наверное, наиболее правильно будет ответить, что и да и нет. На стадии регистрации Роспатент может посмотреть в Интернете, используется ли такое обозначение уже кем-то, и способно ли ввести в заблуждение общественность о том, кто является издателем или разработчиком конкретного приложения. Но у эксперта должны возникнуть серьёзные опасения, что потребители будут введены в заблуждение, если компания-тролль зарегистрирует такой ТЗ. То есть название игры должно быть действительно популярно и всеми узнаваемо (например, если бы у Кока-Колы не было ТЗ в РФ, но тролль попытался бы зарегистрировать этот знак, то Роспатент бы отказал, так как такой знак очевидно вводил бы в заблуждение). Поэтому на стадии регистрации обозначения троллем наличие игры у какого-нибудь инди-разработчика вряд ли станет препятствием в глазах эксперта. Также возможно оспорить уже свершившуюся регистрацию ТЗ на том же основании, что ТЗ был зарегистрирован, хотя вводит потребителей в заблуждение или компания-заявитель действовала недобросовестно. Однако здесь так же понадобится обширная доказательственная база, почему такая регистрация несёт в себе такие риски и должна быть отменена.