Вот такие расклады на норвежцев - Black Metal (ранее); Stoner/Doom Metal (позднее). И издалека группа похожа на сайд-проект Фенриза из Darkthrone. Который вот так отметился в истории Valhall: - с самого начала - 1987-1989, 1993-?, 2007-по настоящее время. Почему издалека? Да потому что в группе было несколько драммеров кроме Фенриза, и он сам, например, в концертных выступлениях Valhall не выступал.
И я вот еще заметил такую фишку - у Фенриза был личный проект (одного человека) Fenriz' Red Planet в котором он пытался создавать музло с влиянием Doom Metal групп 70-80 годов типа Black Sabbath, Trouble, Pentagram и Candlemass. И я честно скажу, если я и помнил когда-то (читал в интервью) о таких амбициях Фенриза, то давно забыл об этом. А ведь Red Planet - так называется этот альбом...
Так что слушаем.
Олдовый Doom Stoner извлекают из своих инструментов пять норвежских музыкантов из VALHALL. Причем четверо из них поют. Ну не подумайте, что это негритянский госпел. Ronny Sorkness - основной вокалист, остальные включая Фенриза на подпевках. И если вы будете слушать диск в лучшем качестве, как я, то услышите - кой-какие подпевки, некоторые из них, сделаны еде слышными на третьем-четвертом плане, а другие - вполне явственны.
И начинают они перекатистым и медленным, как река расплавленного свинца, трэком Stonehead, в котором сразу с плеча заявлена позиция группы на этот альбом.
Заметьте себе в блокнотик, что Frank Wanberg врубает свои клавишные и нередко он работает с плагином звука Moog, или может владеет таковым синтезатором на правах частной собственности. Норвегия - не бедная страна. Клавиши звучат весьма живописно и напоминают те самые 70-80-е, о которых сказано выше.
Но не МУГом единым, само собой - два гитариста тут валят тяжелое трансовое музло, закапывающее, драматическое с претензией на мрачную психоделию. Музыканты вполне в теме и для них заявленные стили никак не нечто услышанное позавчера. Гитарные риффы здесь ультра-тяжелые, они составляют зачастую основную массу композиции и движутся с элегантностью разогнавшегося носорога.
Как бы отрефлексировав эту мысль, музыканты играют трэк Rohypnol — полторы минуты гитарной джаз-импровизации (аналогичные выступления гитаристов имеются в трэке Gravedance, и много где по дорожкам диска). А песня Mister Know-How это чуть более быстрая рок-композиция, сыгранная инструментами, настроенными на Stoner Metal. Этим трэкам нашли место в центре диска. Там, где музыкантам надо было взбодрить слушателя.
И что же? В трэке Made In Iron кто-то из вокалистов дает хэви-металлический высокий вокал, как второй-третий план голосовой атаки, и Stoner Metal угар продолжится на новом уровне.
Кстати говоря, я вот лично воспринимаю вокальное продюсирование — как есть, хотя может создаться впечатление, что отдельные партии нужно было вытаскивать ближе к слушателю. Вполне возможно, отдельные любители мпз и не услышат кой-какие голосовые дорожки - так они присыпаны землей — намеренно не форсированы.
Red Planet — третий полноформат VALHALL и пока последний.