Homo ludens

В 1938 году нидерландский историк и культуролог Йохан Хейзинга опубликовал трактат "Homo ludens" - человек играющий. Это сочинение посвящено всестороннему осмыслению феномена игры. Хейзинга утверждает, что игра древнее цивилизации и культуры, более того сама культура имеет в своей основе игровую природу. С этой точки зрения, игра находится вне социокультурных конструктов, и является первичной по отношению к ней. Игра как феномен деятельности человека является зоной свободы, поскольку она лишена принуждения и человек занимается игрой в свободное время. Хейзинга определяет игру, как явление, противопоставленное биологической необходимости. Однако в игре обнаруживается социальная необходимость, поскольку игра может являться частью социального статуса и положения индивида в социальной иерархии. Кроме того, не смотря на то, что игра - свободное действие, внутри игры формируются правила, в вне ее возникает сообщество играющих. В этом смысле игра является упорядоченным и структурированным феноменом. Размышляя о феномене игры, Хейзинга, отмечая уменьшение игры в своей современности, предостерегает общество от отказа от игры, распада культуры и воцарения варварства и хаоса.

Находясь в нашей современности, мы можем сказать, что игры не перестали существовать. Наоборот, переместившись в формат видеоигр, игровая деятельность человека переживает расцвет. Но так ли все хорошо? Йохан Хейзинга утверждал, что "игра - это не обычная или реальная жизнь". Однако сегодня для многих игра - один из элементов повседневности, "поиграть пару часов после работы". Гонки за "платиной" или стримерство фактически превращают игру в работу, убивают сам дух игры. Игра и присущие ей радость и веселье перестают быть самоцелью. Можем ли мы сказать, что современные игры являются первичной субстанцией, рождающей культуру? С одной стороны да, у каждой большой игры и у многих инди-проектов, появляются комьюнити, формирующие специфический язык, привычки, традиции и правила, причем совсем необязательно, что все это согласуется со внутренними правилами игры. Но формируется субкультура, замкнутая сама на себе и агрессивная по отношению к новым участникам игры и тем, кто не играет по специфичным правилам комьюнити. В то же время, царящий в культуре постмодерн объявляет все существующее нормой, откуда и растут корни прекрасной фразы "каждый дрочит, как он хочет". В итоге все игровая деятельность человека превращается в пыль, на котором никогда не вырастут грибы.

А зачем вы играете в игры?

33
6 комментариев

Игры, в которые играют люди. =) Люди, которые играют в Игры.
Респект за Хейзинга, его Осень Средневековья была любимой "настольной" книгой в школе)
Лично я всю жизнь играю в игры, сколько себя помню, хоть и не всю на компе. Но ролевик это призвание, а не статус, так что сложно пояснить ПОЧЕМУ. Просто вот так оно вот.
Без игр это как вообще не жить, быть именно что - биологическим социоконструктом. Набором ролей и ярлыков. В играх, что на компе, что в ролевых, что в покер или в шахматы - это всегда выбор и последствия (награда), но (за исключением покера)) или гачи) без пенальти и наказаний. Т.е . квинтэссенция жизни без ее смертности. Имхо)

1
Ответить

Респекты за Хейзингу спустя 9 лет после окончания истфака) Как-то забавно

1
Ответить

А зачем вы играете в игры?я обожаю фэнтези с детства и хотел бы жить в мире магии и меча, всего такого. Мб в готическом фэнтези, было бы прекрасно) Играю именно поэтому, ну, в моей жизни есть вариант только участвовать в создании таких миров, к чему я и стремлюсь, а фэнтези игры часть моего вдохновения

1
Ответить

как раз вчера вспоминаал его

Ответить

О, люденс это же из дес тредин

Ответить