ММО про Мировые войны. Обзор Foxhole

Введение
Допускаю, что достаточно большое количество людей когда-то давно слышали об этой игре и не играли, либо решили попробовать и разочаровались. Вообще, игра вышла в 2016 году и представляла собой пехотные пострелушки на небольшой карте между двумя командами. Выглядел он как непонятный, неопределившийся извращенный шутер от третьего лица, так еще и в изометрии! Лично я застал её осенью 2017 года: на этом этапе уже была ясна концепция игры, и ясен вектор развития, однако вот реализация, как говорится, хромала. Разочаровавшийся потраченной стипендией на эту игрульку, я её забросил, но, удивительно, возвращать не стал. И спустя 7 лет не пожалел.

Для тех, кто вовсе не знает, что это за игра, то обзовем его так:
- это ММО, по жанру ближе всего к РПГ, без привычной системы прокачки персонажа, но с системой отыгрывания роли;
- это шутер, но в изометрии;
- помимо шутерной составляющей, здесь присутствуют элементы тайкуна в виде строительства фабрик, промышленных комплексов;- события происходят не в фэнтези мире, а отражают эпоху мировых войн.
При этом стоит отметить, что в игре нет реально существовавших в ту эпоху стран или фракций: обе игровые фракции и остальные неигровые государства не имеют конкретного реального прототипа, и по заявлениям самих разработчиков, здесь нет ни плохих, ни хороших, но все равно можно проследить связи с существовавшими образцами будь то техникой, будь политического устройства фракций. Например, государство Мезея (Mesea), армия которой является игровой фракцией – калька с Древнего Рима, уж слишком прослеживаются политические и культурные особенности.

Нарратив
Сюжет игры охватывает эпоху мировых войн, когда активно создаются новые виды вооружения и все более разрушительные средства поражения. Именно в это время началось развитие танкостроения, были изобретены огнеметы, химическое оружие, самолеты, подводные лодки, новое поколение винтовок и пулеметов, а производственно-технические возможности позволили производить их в огромном количестве, позволяя содержать миллионные армии. Однако, в отличие от нашего мира, в мире Foxhole войны были настолько долгими и истязающими, что привели едва ли не к полному истощению запасов природных ресурсов, а также утрате некоторых технологий.

Хоть во вселенной Foxhole существует множество стран, в игре затрагивается конфликт только двух: Caoiva (Сива) и Mesea. Соответственно, в игре две противоборствующие силы: Вардены и Колониальный Легион (они же просто Колониалы). Вардены – это армия государства Caoiva, которая занимает большую часть игровой карты и расположена в северной половине, Колониалы же – армия государства Mesean Republic, один из субъектов которой – Veli, расположен в южной половине карты.

Чтобы отличить Варденов от Колониалов, и наоборот, Вам не нужно запоминать внешний вид и формы машин, техники, основное их отличие - цветовое. Все снаряжение и техника Варденов имеют холодные цвета: пехота одета в синие шинели, а их машины окрашены в синевато-серый цвет. Колониалы же имеют желтовато-зеленый окрас как формы, так и техники.

Напомню, что хоть фракции и не отражают полностью конкретные существовавшие в реальном мире страны, внешний вид и в целом дизайн вооружения создавался под влиянием реальных образцов. Разберем пример на Варденах: синие шинели и каски стального цвета с гребнем вдоль (реальный образец - каска Адриана) - это же буквально срисованные французы. С техникой же посложнее: тут лютый микс, всякие машинки, полугусеничные грузовики, артиллерия и противотанковые пушки напоминают немецкий почерк, а некоторые танки вдохновлены французским танкостроем межвоенного периода со скругленными углами, длинными корпусами и передним расположением башни, стилистически отдающим дизель-панком. Кстати, о дизель-панке: у Варденов бронекостюм - это буквально стальные доспехи.

ММО про Мировые войны. Обзор Foxhole

То есть обе фракции вбирают в себя образцы реального мира, но разнообразие каждой фракции не позволяет нам приводить прямые аналогии с конкретным единственным реальным образцом и лишь доказывает, что в этой игре ни одна из фракций не является плохой или хорошей. Также это описывается и лором, текст которых можно найти на вики игры (опция для ленивых) или в самой игре в самых разных частях карты в виде записок (опция для искателей): в дневниках и хрониках нет конкретной информации, какая из фракций является агрессором. Хотя если учитывать, что война происходит на землях Caoiva и Veli и война ведется усилиями людей населяющих эти земли (Veli является относительно недавним субъектом в составе государства Mesea), то возникают вопросы к колониалам.

Геймплей
Геймплей представляет собой небесконечное рубилово без искусственных ограничений (например, невозможность захватить столицу/последний город врага): если одна из сторон проигрывает, то война заканчивается и разработчики готовятся к запуску новой сессии. Сессия войны может длиться месяц, может больше, но на момент написания последняя война закончилась за две недели, и текущая закончится так же быстро: оба раза Вардены проигрывают, в сообществах говорят даже о том, что некоторые группы игроков на стороне Варденов устроили забастовку.

ММО про Мировые войны. Обзор Foxhole

Каждая война – это новая сессия со сбросом ранее достигнутого прогресса, и тут мы разберемся поподробнее. Каждая война начинается с нуля, часть игроков идет сразу на фронт воевать консервными банками (за неимением более продвинутого вооружения, так как ничего еще не изучено), часть игроков отправляется в тыловые региона строить промышленность – получается эдакая тотальная война: пока одни принимают непосредственное участие в войне, другие организовывают производство припасов и снаряжения.

Тотальная война предполагает тотальную мобилизацию общества.

Карта делится на локации в форме гексов, где каждый гекс обрабатывается отдельным сервером и вмещает в себя до 120 игроков одновременно с каждой стороны. Почему именно гексы, а не квадраты, треугольники или десятиугольники? Гексовая форма позволяет каждой локации граничить с 6-ю другими сразу и это дает больше возможностей для окружения, флангования и прочих гениальных решений стратегического уровня.

Тыл: ресурсы
В игре есть 5 видов ресурсов, и если из природных ресурсы остались нефть, уголь и сера, то вот с металлом в игре беда – все металлы добываются из ресурсов «металлолом» и «компоненты» выглядящих как гора мусора, что как раз и намекает на то, что природные ресурсы в мире иссякают, и металл приходится добывать методом переработки.

Варден добывает металлолом
Варден добывает металлолом

Месторождения ресурсов разбросаны по карте и их спавны с каждой новой войной меняются. Эти ресурсы перерабатываются на фабриках в различные варианты материалов, которые можно использовать для строительства новых узкоспециализированных фабрик, укреплений, инфраструктуры, для производства снаряжение и так далее. Ресурсы бесконечны (даже если собрать все ресурсы в месторождении, через время там появятся новые). Главная задача – грамотно распределить общие ресурсы между множеством индивидуальных (частных) субъектов.

Тыл: логистика
Кроме того, что ресурсы надо добыть, а добываются они только благодаря усилиям игроков, их нужно еще и доставить из пункта А в пункт Б, так как месторождения и фабрики разбросаны по разным точкам большой карты, да и конечный продукт нужно доставить еще и на фронт. Этим занимаются тоже игроки – логисты. Вот прям берут и едут по дорогам. Думаю, очевидно, что если нет поставок, то нечем воевать. И работенка эта не самая легкая, ведь враг имеет возможность прорваться малыми группами в тыл и кошмарить дороги, тем самым перерезая цепочки поставок. Главная задача – привезти нужную вещь в нужном количестве в нужно время в нужное место.

Тыл: исследования
В процессе производственного процесса каждая сторона постепенно двигается научный прогресс вперед, со временем открывая утерянные технологии и делая их доступными для производства. Прогресс линейный, никаких ветвей нет, поэтому нет такого, что одна фракция идет в корабли, а другая в танки – последовательность изучаемых технологий предопределена для сохранения баланса. Стоит отметить, что возможности сильно вырваться вперед в научном прогрессе относительно вражеской фракции не представляется возможным, можно разве что его замедлить.

Война
Каждую новая война начинается с новыми прочерченными границами между сторонами (которые публикуют за время до начала войны), генерируются новые места спавна месторождений и каждая война так или иначе уникальна и протекает по-разному. Чтобы победить, фракции необходимо захватить нужное количество победных точек и достигается это зачастую огромными потерями ресурсов: материальных, людских и, самое главное – временных.

Можно потратить вечер реального времени, умереть несколько сотен раз, потерять полдюжины танков ради того, чтобы оттеснить врага на считанные метры – дух Первой Мировой на лицо. А на следующий день вернуться и увидеть, что враг отвоевал эти территории обратно.

Foxhole старается максимально приблизиться к симуляции реальных боев, при этом повторяя реальность, разработчики не забывают, что это в первую очередь игра и она должна приносить удовольствие от процесса без упарывания в симуляцию ради симуляции. Чтобы продавить врага, нельзя просто закидывать мясом врага (хотя такие тактики тоже работают в определенных ситуациях), иногда хорошее тактическое решение может сильно перевесить чашу весов, но для этого нужна организация.

Коммуникация и самоорганизация
Грамотное взаимодействие – ключ к победе, ибо стихийными действиями каждого отдельного игрока особо не навоюешь. В игре реализовано общение посредством локального голосового чата (когда тебя слышат только рядом находящиеся игроки, и враги тоже) и текстового: общего, регионального (в пределах конкретного участка карты), отрядного. Можно так же общаться на картах, там обычно пишут о том, куда и какие припасы нужно привезти, где требуется поддержка сил быстрого реагирования, где партизанит враг и так далее.

Еще одной фишкой является система рангов. Звания зарабатываются путем получения плюсиков от других игроков, звание отражает степень полезности обществу и опытность, так как каждое следующее звание зарабатывается все большим и большим количество плюсиков. Если достичь определенных званий, можно создать отряд, а затем и полк (клан).

Это про меня

Игра в одиночку не позволяет раскрыть игру полностью и рано или поздно придется с кем-то кооперироваться, ибо на одиночек накладывается большое количество ограничений в плане невозможности использования некоторых механик игры. А если хочется новых ощущений, спланированных крупномасштабных операций – то стоит попроситься в полк, так как полки являются влиятельной силой в виду своего размера и сплоченности.

Роли
В основе игры стоит специализация: каждый игрок выполняет отдельную функцию и отыгрывает конкретную роль: игра предлагает широкий выбор, и не принуждает фокусироваться только на одной, все зависит от Ваших личных хотелок и немного от востребованности обществом. Если заниматься тыловыми делами, то можно усидеть на всех стульях: и ресурсы подобывать, и исследования покачать, и оружия наклепать, но вот на фронте так не получится. Специализация в боевых действиях реализована следующими механиками:
- некоторые из ролей требуют или рекомендуют применять специальные униформы, которые позволяют хранить большее количество определенных предметов в ограниченном по весу и количеству слотов инвентаре;
- боевая техника требуют двух, а то и трех и даже четырех человек для эксплуатации, и даже если есть возможность управлять ей одному, то это сильно понижает эффективность;
- главной силой армии является пехота, но без поддержки артиллерией, пулеметами, танками и прочим атаки обречены на провал, так же неповоротливые танки без прикрытия пехоты будут быстро заклеваны парой солдат с гранатами;
- из первого пункта вытекает, что нельзя взять в себя как можно больше снаряжения на все случаи жизни, универсального бойца здесь собрать не выйдет, потому что даже в рамках пехоты игра предлагает крайне широкий ассортимент вооружения.

Помимо фронтовых перестрелок при должной осторожности и навыках можно пройти за линию фронта партизанить, устраивая засады, уничтожая инфраструктуру, и просто напрягать одним лишь своим присутствием: достаточно просто дать противнику знать, что Вы бродите в их тылах – им придется стянуть часть сил и потратить время, чтобы найти и устранить Вас.

Еще в игре есть морские (ну или даже речные) сражения, но рассказать о флоте хоть сколько-то я Вам не смогу: слишком много друзей нужно, чтобы покататься хотя бы на эсминце (6-8 членов экипажа), не говоря уже о крейсерах (16 членов экипажа).

Вместо заключения
Стоит сказать, что если Вам стало интересно попробовать эту игру, то я советую в первую очередь найти себе человека (хотя бы случайного игрока с рангом хотя бы Сержанта), который сможет ознакомить Вас с основами, ибо внутриигровое обучение скучное и неполноценное. Чтобы понять как работают некоторые механики, проще всего поштудировать вики игры или спросить в чате игры. Можно еще посмотреть видосики на ютубе, но смотрите только свежие и недавно выпущенные, так как некоторые механики были переработаны. И самое главное - не бойтесь спрашивать и просить помощи!

1010
7 комментариев

Зашёл как то в неё, ознакомился с механами и пошел в бой, в итоге дрочились возле моста по разные стороны, 30 минут стреляя в пустоту, потому что кто первый пойдет в атаку, тот труп, решил перейти реку чуть подальше, по жд мосту, и что вы думаете?) Там так же сидят на месте, только уже пулеметчики в дотах, вот ето геймплей конечно🥲, вышел из игры, пошел делать рефанд.

2

Дааа, у меня так же было. Два или три раза с перерывами в пару лет я пытался залететь в игру, и тоже шёл воевать именно в регионы с мостом. Вот что-что, а новичкам невдупленышам я крайне не рекомендую туда идти.

И вот только когда я нашёл с кем поиграть, и мы отправились давить врага на двух танках при поддержке ракетной артиллерии с зажигательными снарядами, которую я вызвался корректировать на передовой, вот тогда игра мне и зашла.

Просто надо потерпеть, потом ещё потерпеть, потом ещё...

1

Так тактика нужна. Надо не мясом закидывать, а технику притащить или из артиллерии всё разбомбить на той стороне.

1

Всем, кто думает попробовать, хочу сказать:
1. Соло нормально не поиграете, даже с парой друзей. Ищите сразу клан в дискорде игры.
2. Клан превращает игру в WoW. Сбор на крупный ивент раз-два в неделю, в остальное время делай что хочешь.
3. Если всё-таки хотите играть соло, я бы посоветовал быть строителем, искать на карте объявления, что нужна помощь со стройкой - ехать туда и помогать, там можно и пообщаться с кем-нибудь и сделать что-то реально полезное.
4. Будьте готовы к тому, что если за первую неделю условно войны одна сторона будет сильно проигрывать, то люди просто могут забить хуй до следующей войны и смысла играть особого не будет. И да, война идет от 2х до 4х недель, если что.

2

давно хочу ее, но все ка кто сомневаюсь

Ничего лучше hoi4 нет в нынешнем мире игр