Игровая импотенция | Утомленность от игр | Игровое выгорание

Ультимативное руководство не претендующее на уникальность, но с щепоткой личного опыта.

Игры — это развлечение для любых возрастов, будь вам хоть 15, хоть 75, всегда будет желание выделить вечерок на любимые игры. И только грустнее от того, что в голове может что-то замкнуть и играть вроде и есть желание, но нет на это сил.

Так называемые игровая импотенция, утомленность от игр или игровое выгорание могут трактоваться по-разному, но зачастую приводят к одному итогу — на игры уже не стоИт.

да это же про меня!
да это же про меня!

Эта “болезнь” — довольно распространенная. Пожалуй, даже на ДТФ нет-нет, да кто-нибудь сделает пост с разочарованием в играх и призывом посоветовать как это исправить. И каждый такой пост — кладезь разношерстных советов. Проблема в том, что применить на себя любой из советов — не гарант успеха.

Однозначного совета, который бы помог каждому — нет.

Поэтому каждый из нас вынужден искать к себе индивидуальный подход. И результат тоже будет индивидуальный. Кто-то уже давно научился жить с этой проблемой, кто-то до сих пор ищет выход из этого состояния, а кому-то только предстоит это ощутить. Ну, а кто-то никогда с этим не сталкивался и считает это бредом.

Для любой степени запущенности игровой импотенции я старался выделить ряд проблем, которые могли привести кого-то в ту точку, в которой он находится или находился. Так или иначе, проследить откуда именно растут корни импотенции почти невозможно. Из одной проблемы вытекает следующая, а следующая дополняет предыдущую. Но всё это в конечном итоге приводит лишь к одному — к “Герою” данной статьи.

Доступность игр

Каких-то 15-20 лет назад достать игры было как минимум затруднительно. Дефицит игровых платформ, отсутствие свободного доступа в Интернет. Об играх ребята узнавали из игровых журналов, на рынках и в ларьках, и по сарафанному радио. Взять и поиграть в какую-то понравившуюся игру было сложно. Самый лёгкий вариант — это выпросить деньги у родителей на желанный диск или картридж. Но, как правило, большинство юных геймеров ждал путь через тернии к запуску игры. Выбор был невелик и мы были вынуждены играть в то, что удавалось достать. Или смотреть на игру через плечо товарища. Но что-то я увлекся воспоминаниями. Как же обстоят дела сейчас? Игровые журналы буквально вымерли, а интернет перестал быть экзотикой для самый богатых. Скачать любую игру — плевое дело. И, само собой, эти игры накачиваются десятками.

Посоветуйте что запустить первым
Посоветуйте что запустить первым

Разумеется, всегда стоит вопрос: а с чего же мне начать?

Перенасыщенность рынка

По данным сайта vginsights. com только в стиме за 2021 год вышло 11 773 иконки. Конечно, можно парировать такую статистику тем, что в стиме выходит очень много треш игр, которые и запуска недоступны, не то, что покупки. Но тем не менее число внушительное, а в таком количестве тайтлов явно найдётся несколько тысяч алмазов. И наши с вам бэклоги растут как на дрожжах. К тому же, они могут не ограничиваться одной платформой.

Наглядно
Наглядно

Игр выходит действительно много, все они разные и по разным причинам могут быть нам интересны. Но найти время на все эти игры банально невозможно.

Личная перенасыщенность

Из-за того, что играми перенасыщен рынок, мы тоже стараемся не отставать и пытаемся угнаться за этим потоком. Завтра выходит% игра_нейм_2%, а я ещё не добил предыдущий тайтл, да и на следующей неделе выходит% ремастер_игры_нейм%, и всё это хочется хотя бы разок запустить. Просто по-человечески хочется установить ВСЕ игры.

Синдром упущенной выгоды (Эффект FoMO)

Само понятие данного синдрома чаще всего применяется в ситуациям, когда вы чувствуете, что где-то сейчас лучше, чем там, где вы есть на данный момент. Или когда понимаете, что вы чего-то не сделали в прошлом, чтобы сейчас вам было намного лучше. Это чувство можно спутать с банальной завистью, но все гораздо глубже. Это же понятие легко ложится на увлеченность играми.

Из-за того, что “нужно” держать в уме сразу несколько тайтлов, при запуске одного из них возникает ощущение, что в другой игре удовольствия можно получить больше. Выходим из одной игры, запускаем другую, и всё равно не то. Вот в третьей-то игре меня точно кайф ждёт! И так по кругу. Впоследствии мы просто не можем задержаться в играх на продолжительное время, потому что не чувствуем удовольствия от процесса и в голове крутится мысль, что вам нужно совершенно в другую игру.

Игры-сервисы

Уверен, каждому знакомо это определение. Это те игры, которые направлены на продолжительное удержание игрока. Не будем затрагивать донатный потенциал таких игр, ведь систем удержания игроков там и без этого хватает. Такие игры часто строятся на закрытом от игроков контенте. Хочешь плюшку? Проведи в игре N-ое количество времени в игре. Выполни ежедневное, еженедельное задание или закрой сезонный абонемент. На всё это нужно время. Очень много времени. Соответственно, времени на сингловые развлечения не остается, нужно идти в игру-сервис и выфармливать то, что тебе приглянулось. Но это ещё половина беды. Игр-сервисов не одна, не две. Их десятки. А значит на одну геймерскую душу может прийтись несколько игр-сервисов, на которые эта душа вынуждена распыляться. Конечно, времени на всё остальное банально нет.

Игры становятся второй работой

Из зависимости играми-сервисами (да и не только из неё) вытекает следующая проблема. Ты занимаешься играми как полноценной работой. Зачастую, игры, а в особенности большие игры требуют от игрока максимальной вовлеченности. Заходить в игру нужно регулярно, ведь пропуск даже одной недели сулит тебе пропуском контента, который жалко потерять(привет синдрому упущенной выгоды) .

И проблем, подобных этим, на самом деле, масса. У каждого это будет свой, индивидуальный набор. Я лишь хотел рассказать о некоторых из них.

Но, думаю, пора перейти от слов к действию. Как же бороться с этой вашей импотенцией?

Некоторые советы я, так или иначе, пропускал через себя, что-то помогало, что-то нет, но для себя вы что-то да почерпнете.

Если ты пришёл в тупик, самое время начать всё с нуля. Удали ВСЕ установленные игры. Зачем много установленных игр, если это не приводит ни к чему хорошему? Оставь установленной лишь одну игру. Две или три, если это кардинально разные жанры. Например, у меня сейчас в стиме установлено 2 игры — Divinity: Original Sin 2 и Sid Meier’s Civilization VI. Первую я прохожу с удовольствием, вторая — для души. Я взял за правило, что пока не пройду одну игру, то следующую даже не устанавливаю.

Начни с той игры, которая тебе действительно интересна. Не бери в расчет игры, которые ты уже начал, но никак не возьмешь себя в руки их закончить. Начни что-то новое.

Пробуй новые жанры. Знаток шутеров? Попробуй стратегии. Уже мастерски делаешь в них зерг-раш? Как насчет симуляторов?

Не нужно вгонять себя в рамки одного жанра. Возможно, твоё удовольствие лежит где-то за гранью. Найди что-то новое, что давно или никогда не пробовал. Предрассудки — только в твоей голове. Визуальные новеллы созданы не только для хикк без личной жизни, а в JRPG играют не только анимешники. Chrono Trigger — моя любимая JRPG. Будучи школьником, познакомился с игрой на эмуляторе SNES с пиратского диска “500 лучших игр на SNES” или что-то в этом роде. В 2022 году игра доступна на широком списке платформ, в том числе на смартфонах, а саму игру считаю хорошим стартом для новичка в жанре классических JRPG.

Дай себе достаточно времени на изучение нового жанра. Не спеши дропать игру, просто потому что тебе лень разбираться в ней и ее механиках. Позволь себе погрузиться в игру.

Приелись вообще все классические жанры? Ищи необычные игры, дарящие уникальный игровой опыт. Один из плюсов перенасыщенности рынка играми то, что всегда можно найти уникальную инди-игру. Уверен, списков уникальных и необычных проектов на просторах сети достаточно. Например, последняя такая игра в моём опыте — Before Your Eyes

Не можешь сделать выбор сам? Доверься рандомизатору игр. Например — Steam Game Gauntlet

Смени платформу. Да, некстген сейчас дорогой и дефицитный. Но ведь б/у рынок полон старыми поколениями консолей. Playstation 3 — тоже не самый худший вариант. И про портативный гейминг тоже не стоит забывать — PS Vita и Swich — самые доступные сейчас. Но я бы не стал убирать из внимания всевозможные 3DS, там много самобытных проектов.

Просто случайные объявления пастгена с Авито
Просто случайные объявления пастгена с Авито

В привычных для себя играх ставь себе особенные цели. Сделай так, чтобы игра бросала тебе вызов. Повысь сложность с привычной тебе или пройди игру непривычным способом. В видео от Stopgame за авторством Максима Орлова рассказывается о том, как сильно преображаются игры Metro на высочайшем уровне сложности. К теме этой статьи видео мало относится, но возможно это сподвигнет кого-то найти похожие челленджи и в других играх?

Или наоборот, всегда играешь на высоких сложностях и привык потеть? Попробуй снизить сложность и насладиться сюжетом. Помни, предрассудки — только у тебя в голове.

Так же, кого-то может замотивировать выбивание 100% ачивментов.

Забудь об онлайн-играх. Обо всех играх-сервисах, сессионных играх и иже с ними. Хотя бы на время реабилитации. Любые игры, которые буквально заставляют запускать их не потому, что ты сам этого хочешь, а потому что надо и потому что привык.

Не проходи игры на стримах/ютубе. По своему опыту хочу сказать, что это негативно сказывается на аппетите к игре. Возможно, для кого-то будет лучше пройти игру самостоятельно.

Начни воспринимать игры в новой для себя плоскости. С недавнего времени мне нравится воспринимать игры как нечто большее, чем развлечение. Начал всматриваться в то, как игра сделана, как анимирована, как нарисована, как она звучит. Это позволяет проникнуться закулисьем самой игры, приходит понимание, что за игрой стоят живые люди, которые, наверное, вложили душу в своё творение.

Самоорганизуй свой досуг. Сделай так, чтобы весь твой досуг не был посвящен только играм. Выдели конкретные дни на неделе, в которые ты можешь посвятить себя игре. Или конкретное время в любые дни недели. Проводи выделенное время только с игрой, ни на что более не отвлекаясь.

Веди учёт того, что прошел и что будешь проходить. Для этого на DTF великолепный @Павел рассказал о своей табличке, позволяющей привести ваш бэклог в порядок, за что ему огромное спасибо!

Осознанно напиши пару абзацев о своих ощущениях от пройденной игры. Например, в обзоры в стиме. Или оформи пост на DTF. Или куда-нибудь себе в стол, это тоже подойдёт. Главное — собрать мысли об игре в кучу и чётко сформировать своё мнение.

Попробуй найти комьюнити той игры, в которую сейчас играешь. Единомышленников. Обсуждай игру с такими же, как и ты, игроками. Зачастую обсуждение игры — половина удовольствия от этой игры. Даже одного человека, который будет проходить игру параллельно тебе, будет достаточно. Любая самая заскриптованная игра способна генерировать уникальные ситуации двум разным игрокам, а травить байки — это всегда весело.

Дай шанс старым играм. Среди них огромное количество проверенной временем классики. Некоторые из старых игр имеют свои киллер-фичи, которые в современных проектах найти тяжело. Например, первый Thief до сих пор может удивить своим саунд дизайном.

Общепринятого лекарства от игровой импотенции нет, но многие называют “Лекарством” большие игры, сделанные с душой. The Legend of Zelda: Breath of the Wild, NieR: Automata, или Red Dead Redemption 2. Да, для многих лекарство — это большой опенворлд, способный затянуть в себя с головой и не задушить при этом. Возможно, стоит найти что-то такое на свой вкус.

Конечно, опенворлд не обязателен. Всё на твое усмотрение, кто-то и Disco Elysium благодарит за исцеление.

Вот они, слева направо
Вот они, слева направо

Алексей Макаренков в своем видео об игровом выгорании одним из способов предлагает использовать игры для саморазвития. Как пример Алексей приводит исторические стратегии и параллельное изучение исторической литературы, сопоставляя то, что происходило на самом деле с тем, что происходит в игре.

Отдохни от игр. Вообще. Неделя, месяц, полгода. Даже не читай обзоры на новинки. Дай мозгу отдохнуть от привычного способа получать серотонин. Переключи внимание на что-то другое. Лего, пазлы, покраска миниатюрок, оригами, каллиграфия. Любое посильное увлечение, которое имеет мало общего с видеоиграми. Возможно, даже, спорт? Говорят, это полезно.

Состояние потока. Ребята из IGM в своем видео на смежную тему советуют поискать состояние потока не только в играх, но и в чём-то новом. Как пример они приводят секции единоборств или аэробику. Состояние вовлечения может крыться для тебя в чём-то подобном.

Думаю, почти любой из советов можно развернуть на 180 градусов и переиначить, и это тоже для кого-то сработает, но я не стал нагромождать однотипными советами. Надеюсь, страждущие да обрящут в этом списке что-то для себя, как когда-то это сделал я.

А ещё я не стал включать в список любые медицинские советы. Я не сторонник ставить диагнозы себе и людям через интернет. Если чувствуете любое физическое недомогание — обратитесь к врачу, а не на DTF. Или хотя бы попейте витаминчики, ей богу.

Моя главная цель — не выдать все эти советы за свои, а собрать в один материал хотя бы 90% полезных советов, которые кому-то когда-то помогли. Здесь и советы, до которых я дошёл сам, и советы более умных людей.

6868
45 комментариев

А зачем играть, если не хочется?

15
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Просто золотая фантазия обкуренного маркетолога. Заставить аудиторию думать, что отсутствие тяги к продукту, — это проблема, требующая решения.
Надеюсь, никто всерьёз этим не заморачивается. Если кому-то вдруг надо услышать это, — можно просто не играть, если не хочется, никаких проблем.
А я пока пойду в сообщество маркетологов кондитерской индустрии продвигать угол атаки "десертная импотенция", это ж золотая жила.

10
Ответить

так маркетологи не у индустрии, а у конкретных производителей.

Ответить

Тут проблема в том что тяга к продукту как раз есть и иногда довольно сильная, но когда ты садишься играть это не приносит тебе никакого удовольствия. По крайней мере у меня так

Ответить

Устроиться на работу - лучший совет. Никакого выгорания, рад каждой игре в которую играешь.

6
Ответить

У меня именно работа в своё время стала причиной игрового выгорания. Сидишь в кресле, елозишь мышью и пыришься в монитор весь день на работе, а потом дома опять садиться в кресло, пыриться в монитор и елозить мышкой? Уже сама поза навевала тоску.

В итоге попробовал перейти на диванно-консольный гейминг и за первый же год прошёл раз в 10 больше игр, чем за 10 лет до этого на ПК.

12
Ответить