Если долго всматриваться в бездну, то в ответ бездна начнет всматриваться в тебя

Другой взгляд на цитату Ницше.

Полностью фраза звучит так: "Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя".

Многие воспринимают эту фразу слишком буквально. Мол, если бороться со злом его же методами, то ты сам не будешь отличим от зла. Но, лишив человека свободы, можем ли мы относить самих себя к стороне добра? С точки зрения абсолютной доброты (что само по себе звучит, конечно, абсурдно, ведь таковой не существует) это такое же проявление зла. Таковы на сегодняшний день законы морали и права человека почти во всем мире в отношении преступников. И это еще гуманно в сравнении с казнью в прошлом.

Но ответная реакция на совершаемое "зло" - это нормальная реакция. И здесь нет места для высокопарных речей о морали и "другой щеке". В природе вообще нет морали. Если устроить судный день и отменить все законы, возможно, вы захотите поживиться, если не частным, то хотя бы общественным или государственным имуществом, и вряд ли вас остановит совесть в этом случае, ведь все стало "законно". Но и вряд ли большинство из вас побежит с дробовиками сносить головы соседям. Даже если у вас и были "страшные" мысли, сомневаюсь, что в нужный момент вам хватит духу спустить курок или вонзить нож меж ребер. Да и если оставить в стороне идею о судном дне, все равно многие в жизни остаются порядочными людьми, которые по возможности избегают лжи, лицемерия, хамства и прочих "злых" побуждений.

Бороться со злом нужно, но едва ли нам удастся победить его, сопротивляясь ему "в лоб". Чтобы победить болезнь, нужно понять ее природу, а не лечить симптомы. Так и со злом. Только поняв его сущность и что движет людьми, когда они совершают зло, нам открываются перспективы его искоренить. И вот здесь таится вся опасность. Ведь "чтобы поймать преступника, нужно думать как преступник". Но даже эта фраза не раскрывает всей сути. Она нам говорит: "Загляни в парадигму преступника и ты поймешь его логику". Но это позволяет нам только поймать преступника, как и говорит сама фраза, но никак не понять его мотивы. Заглянув в парадигму преступника, его действия покажутся нам "допустимыми" (с той точки зрения, что действия преступника имели место быть в цепочке событий) и логичными. Но до тех пор, пока мы только заглядываем в парадигму преступника, в его систему мировоззрения, через свою призму восприятия, мы никогда не поймем его природу. И это касается не только преступников, а вообще всех людей. Как говорят, каждый живет в своем мире. Но в общем и целом, система ценностей у всех схожая, и только у маньяков, психопатов и прочих людей с отклонениями она кардинально отличается. Поэтому маньяков трудно поймать, поэтому их принудительно лечат, потому что их мотивы, их логика и нравственность трудно стыкуются с нашими представлениями о людях и мире. Но, как я уже писал выше, чтобы победить зло, нужно понять зло. Подлинно сделать это можно только в том случае, когда мы целиком и полностью перенимаем парадигму маньяка на себя, когда его действия кажутся уже не только допустимыми и логичными, а единственно возможными и даже правильными. И сюда как нельзя лучше подходит фраза Ницше. Маньяк нам уже кажется не больным психопатом, а вполне разумным человеком, и встает вопрос: а что зло теперь?

55
65 комментариев

зацени лучше как круто сделали едит

3
Ответить

а кто это?

1
Ответить

Удоли 😠

1
Ответить

Если взгляд в бездну, то только такой

2
Ответить

Все просто - надо руководствоваться Гегелем, а не Ницше. (Гегель - это про диалектическую логику)

1
Ответить

да, Гегель крутой мужик. Хотя идея Ницше про сверхчеловека мне нравится, имеет место быть, и даже надеюсь, что так и будет

Ответить

"Но, лишив человека свободы, можем ли мы относить самих себя к стороне добра?"
Мы изолируем общество от человека, а не человека от общества. В количественном отношении это благо.

"В природе вообще нет морали."
Мы же сверхчеловеками хотим стать, а сверхчеловек прогибает природу.

"чтобы поймать преступника, нужно думать как преступник"
Всего лишь прокачка эмпатии.

"через свою призму восприятия, мы никогда не поймем его природу"
Всё, что в рамках психического здравия, можно моделировать через логику.

"Маньяк нам уже кажется не больным психопатом, а вполне разумным человеком, и встает вопрос: а что зло теперь?"
Зло это то, что может причинить ущерб.

1
Ответить