НЕ СТРЕЛЯЙТЕ В СЦЕНАРИСТА (он виновен не один)

Никогда не открываю комментарии к плохим российским фильмам. Во всех бедах там традиционно винят сценаристов.

Мне, как сценаристу, обидно. К твоему тексту влажной ладошкой еще прикоснутся все кому не лень: от продюсера до жены режиссера.


На самом деле редкий сценарий доживает до съемок в том виде, в котором был написан. И здесь сценаристу надо определиться: за какие части своей истории он готов бороться, а какие готов переписать. В прошлом году я написала сценарий подростковой комедии «14 хороших мальчиков». Изначально это была история о мальчике-чукче, который никогда не был на Чукотке. Он даже стыдится своей национальности: выдает себя за корейца и взял себе погоняло «Цой». И вот его забрасывает в родной край, где сценарные перипетии вынуждают его стать каюром и принять участие в гонках на собачьих упряжках. Я выросла на Чукотке и мне хотелось рассказать про традиции и быт чукотского народа.

ПЕРВЫЙ продюсер, в руки которого попала эта история, сказал:

- Очень хорошо! Только давай это будет ЯКУТИЯ?

У него были какие-то подвязки с Сахафильм.

«У них даже нет гонок!» - растерянно подумала я. Ну ладно…Я обложилась учебниками по этнопсихологии. Прочла книгу финского журналиста, который год жил в Якутии. Изучила якутские национальные танцы, словечки, обычаи…И нашпиговала этим сценарий.

- Супер! - сказал Продюсер. - А давай он будет… мажор? Но не такой как в «Холопе», а тоньше.

Мажор, еклмн. Окей. Снова переписала, приодев персонажа в модный шмот и добавив ему некоторой развязности (но не слишком, кино-то подростковое). Внезапно так желавший мою историю продюсер - исчез с горизонта.

И этой историей заинтересовался ВТОРОЙ продюсер. Он сказал:

- Всё очень и очень хорошо! Мне нравится. Но давай максимально расширим русских персонажей, добавим туда любовную линию с русской девочкой.

Окей, так появилась Аня - подружка мажора-якута.

- А Отца нашего героя будет играть Аскар Ильясов!

- Хорошо. Стоп. Что? Он же не якут…

- Ну и что?

Мое воображение уже рисовало погромы во всех кинотеатрах Якутии. Вообще, во время переписывания я намекала продюсерам, что якуты трепетно относятся к своим традициям. Русская сценаристка пишет историю с якутскими персонажами - звучало как одно большое СОЦИАЛЬНОЕ напряжение.

Мне говорили, что я занимаюсь самоцензурой. Когда я уже выходила от Второго продюсера, он бросил мне вдогонку:

- Слушай, и давай собаки будут говорящие?

Я сбежала от Второго продюсера. И наконец встретила Третьего.

- Надо нахрен убрать слово «каюр» - никто не знает что это такое.

- А как же его назвать?

- Погонщик собак!

С этим единственным изменением мы и пошли на Минкульт. И даже прошли в шорт-лист и выступили на питчинге. Денег нам не дали. Мне приносили разные мнения, почему так случилось. И одно из них мне показалось наиболее правдоподобным. Именно в этот момент случилась история с фильмом «Айта», который выкинули со всех платформ. Слова «Якутское кино» на некоторое время стали токсичными. Тогда Третий продюсер сказал:

- Так, давай делать ВСЕХ русскими.

Так из сценария исчез конфликт, который я очень любила. Дело в том, что гонки на собачьих упряжках традиционно из года в год выигрывают москвичи. К соревнованиям они подходят как к настоящему виду спорта: покупают лучшее снаряжение, лучших собак, много тренируются. Местные же - воспринимают гонки как ежегодный праздник, как еще одну возможность прокатиться с ветерком на собачках. И вот мой персонаж получает в руки национальную упряжку и поначалу учится кататься по традициям своих предков. А затем узнает, что в гонке национальные упряжки никогда не выигрывали… Ну и вы понимаете, тут он объединяет традиции своего края и московский подход - и благодаря этому у него все получается.

- И мы пойдем на Фонд Кино в категорию детские фильмы! - заметил Третий продюсер.

Что ж, пришлось навсегда распрощаться с персонажем Дедом. Он обучал моего мажора в премудростям - и делал это немногословно, сурово, я бы даже сказала жестоко. Для детского - это было слишком. Поэтому у нас появился добрый и нежный Отец.

***

Чему же меня научила эта история? Отстаивать то, что является для тебя важным. Да, не надо было идти на поводу у Якутии.Но у меня хотя бы нет в сценарии говорящих собак!!!

Больше изнанки кино и работы сценариста тут:

1414
12 комментариев

О чем ты?

Вы считаем вас плохими там всех абсолютно одинаково, от верхушки Фонда Кино и вниз до самого донышка, до последнего статиста.

4

Клим Жуков рассказывал нечто подобное, только уже с позиции исторического консультанта. Типа, добиваешься получения правдоподобных костюмом, соответствующих эпохе, а потом продюсер/режиссер смотрит на них и говорит «Это че за гавно? Где мои огромные брутальные наплечники из Вархамера? Где шлем Саурона на главном антагонисте?! Херня, переделывайте».

2

он виновен не одинно виновен же. значит пулю заслужил. не в голову, так в руку

1

Отказалась от говорящих собак. Штош. Я бы за это уцепился. Конечно такое уже было в Карин и её собак и в сериале Участок, но все уже это забыли и можно было бы такую фишку использовать 😏

1

Но у меня хотя бы нет в сценарии говорящих собак!!!Зря

1