Подавленное либидо, трансформировавшееся в мазохизм: психологический разбор фильма "Пианистка"

Подавленное либидо, трансформировавшееся в мазохизм: психологический разбор фильма "Пианистка"

Фильм талантливого режиссера Михаэла Ханеке "Пианистка" в 2001 году имел грандиозный успех и получил сразу три награды на Каннском кинофестивале. Картина уникальная, сложная, нестандартная, открывающая нам двери в путешествие по миру бессознательного.

Эрика Кохут является профессором Венской консерватории, она талантлива, независима, уже немолода, но до сих пор живет с матерью, они даже спят в одной кровати. С первых сцен мы понимаем, что взаимоотношения между матерью и дочерью очень сложные, в свои годы Эрика не может сделать и шага без материнского разрешения, а ведь давно могла бы жить своей жизнью. Гиперопекающая мать контролирует дочь во всем, вплоть до того, что лезет в её сумку и проверяет чеки, ругая за любые траты не по делу. Пожилая женщина весьма ограниченная и поверхностная, хоть её дочь и относится к миру искусства, работая днями напролет, она же в это время сидит у телевизора. Мать, считая Эрику своей собственностью, упрекает её по каждому поводу, не имея таланта и работы она обесценивает все её достижения, заставляя стараться лучше. Женщина не разрешает ей покупать платья, аргументируя тем, что им нужно купить квартиру, а ведь деньги зарабатывает только Эрика, но несмотря на это распоряжаться ими ей не положено.

Дело в том, что холодность и вечное обесценивание нанесли непоправимый отпечаток психике Эрике Кохут, она жертва больного воспитания, являясь примером феномена «нарциссического расширения». У матери явно выраженные черты нарциссизма и истерического типа акцентуации, она холодна, жестока, воспринимает дочь и других людей только как средство для удовлетворения собственных интересов, но только ей всегда мало, надо лучше, больше, успешнее, даже если это будет совершенство, она всё равно найдет к чему придраться, ведь для её нарциссической части нет предела. Её истероидность заключается в том, что она склонна к эгоцентризму, жаждет внимания к себе, потому и держит дочь на коротком поводке, ведь ей так удобно. Поверхностна в чувствах при большой театральности переживаний, склонна к позерству и игре на эмоциях, ведь как быстро она давит дочери на жалость, что чуть не умерла от инфаркта, как всем ради нее пожертвовала.

Подавленное либидо, трансформировавшееся в мазохизм: психологический разбор фильма "Пианистка"

Что может случиться с психикой в таких условиях? У такого ребенка не спрашивают, что он хочет, не прислушиваются к эмоциям, по сути, Эрика является приложением к матери и не более. Дети таких матерей глубоко несчастны, они не знают любви и сами не умеют любить. Жертвы нарциссического расширения не ощущают себя живыми, проявляют жестокость по отношению к самим себе, что мы и видим в фильме, Эрика пытается почувствовать себя живой не только через фантазии о мазохизме, но и через самоповреждающее поведение. Единственная радость в жизни женщины - это музыка. Она очень строгий учитель, так как для нее не существует права на ошибку, этим и обусловлена её жестокость по отношению к ученикам. Музыка для нее святое, портить её фальшивой игрой - смертный грех.

«Я не могу жить без музыки. Она наполняет мою душу и дарит мне надежду»
«Я не могу жить без музыки. Она наполняет мою душу и дарит мне надежду»

На домашнем концерте наша героиня знакомится с Вальтером Клеммером, юноша в один миг влюбляется в нее, забрасывает учебу и затем поступает в консерваторию, чтобы быть ближе к Эрике. Чем объяснить такие чувства? Неужели её талантливая игра так взбудоражила юный ум парня? Очень уж его поведение наполнено инфантильным содержанием, как он бегает за ней, как пытается добиться расположения, ему очень нравится её недоступность, холодность и вся эта игра в кошки-мышки. Давайте вспомним момент, когда ученица Эрики играла на репетиции и та резко выбежала в холл, затем подложила битое стекло в карман девушки, то ли из-за ревности, что Вальтер сидел рядом с Анной, то ли из-за страха, что она превзошла её мастерство. Руки пианистки - самое ценное, ведь они являются главным инструментом, изуродовав руку ученице Эрика лишила девочку будущего, но эта картина, как ни странно, жутко возбудила Вальтера, он понял, кто это сделал и решил, что ради него. Нормального человека такие поступки не то, что не возбуждают, наоборот отталкивают и отпугивают, но наш герой принял это за проявление любви. В этот момент он страстно впивается в Эрику, утверждая, что любит, но нам так и не ясно почему.

Подавленное либидо, трансформировавшееся в мазохизм: психологический разбор фильма "Пианистка"

Так резко и быстро влюбляются нарциссы, для них отвергающий партнер самый привлекательный, их любовь поверхностна, они не всегда могут объяснить свои чувства, но очень быстро заявляют о них во всеуслышание. Вспомните, как он бегал за ней, а потом, прочитав письмо мгновенно обесценил, грубо оскорбил, конечно, и содержание письма было шокирующим, но зачем так жестоко поступать с человеком. Потом он вновь заявляет, что любит, и вновь грубо оскорбляет и обесценивает, пока в один трагичный момент не заявляется к ней домой и совершает акт насилия, оправдывая себя, что это она его довела и с мужчинами нельзя так играть. Вальтер, лично на мой взгляд, личность пренеприятная, отталкивающая, юный мальчик, который кроме поверхностных сексуальных чувств ничего испытывать не умеет, да еще и к тому же имеет явные садистические черты.

Подавленное либидо как следствие сексуальнных расстройств

"Пианистка" очень хорошо раскрывает тему подавления либидо и преобразование внутренней агрессии в сексуальное расстройство. В этом нам поможет разобраться психоаналитический подход Зигмунда Фрейда (Фройда).

В его очерках по психологии сексуальности раскрывается понятие "мазохизм"- как все пассивные установки к сексуальной жизни и к сексуальному объекту, крайним выражением которых является неразрывность удовлетворения с испытанием физической и душевной боли со стороны своего сексуального объекта. Преодолеваемая при этом боль уподобляется отвращению и стыду, оказывающим сопротивление либидо. Самая поразительная особенность этой перверсии заключается в том, что пассивная и активная её формы встречаются у одного и того же лица, кто получает удовольствие причиняя боль другому, так же получает удовлетворение и от боли себе.

Эрика режет себе половые органы лезвием, ходит смотреть порно, причем с жестким компонентом, но разве она имеет садистические наклонности, ведь Фрейд (Фройд) утверждает, что садист одновременно мазохист и наоборот. У нее мазохизм обращен на собственную личность, временно замещающий место сексуального объекта, склонности к садизму мы не отмечаем у героини, разве что в сцене, где она не позволяет Вальтеру завершить половое возбуждение, наблюдая за ним. Предполагаю, что в данной ситуации ей было просто интересно посмотреть и понять, что это из себя представляет, ведь до этого подобного опыта у нее не было, это не проявление садизма, а просто научный интерес.

Мазохизм - это контролированная жестокость, письмо с условиями для Вальтера - и есть способ контроля над процессом. Подавленная сексуальность, агрессия на мать, которую Эрика не выпускала, трансформировались в фантастические представления о мазохизме. Тут и влияние просмотра порнографии сыграло свою роль, так очень часто, насмотревшись красивых картинок на экране, в жизни эти действия выглядят совсем по-другому и совершенно неприятно, что в итоге с героиней и случилось. Живя фантазиями, которые излила в строках для Вальтера, она совсем не осознавала реальность последствий.Вальтер, заявившийся к Эрике ночью домой, разыграл её сценарий. Но было ли это также приятно как и в её фантазиях? На деле оказалось, что акт насилия не принес удовольствие, так как был не обоюден и не контролируем, хотя это основное условие подобных сценариев. Напротив Клеммер поставил героиню в унизительное положение, заставив молча терпеть изнасилование, оправдывая себя мужскими потребностями. До этого он, считая себя нормальным человеком, демонстрировал пренебрежение к её фантазиям, считая это мерзким. А на самом деле, ущемленное мужское эго Клеммера еще раз подтвердило в нем садистскую натуру, получающую удовольствие от унижения женщины. Он оправдал это тем, что с ним так нельзя, что Эрика сама виновата в акте насилия, а ему как мужчине это позволено. В конце Вальтер рекомендует ей умолчать об этом, так это в её же интересах, потому что то, что случилось между ними, в действительности, преступление. Если бы он любил её, как утверждал ранее, то никогда бы не совершил такой аморальный поступок, оставил бы в покое и забыл бы, но нет, ему льстит, что Эрика сама к нему возвращается, ему нравится оскорблять и унижать, такова его садистическая черта, оправданная мужской вседозволенностью.

Подавленное либидо, трансформировавшееся в мазохизм: психологический разбор фильма "Пианистка"

Конец фильма оставляет неприятное послевкусие: "А что дальше?", а дальше явно трагичное окончание. Взяв с собой в консерваторию нож, Эрика ожидала, что сможет совершить отмщение, но по итогу, видя самоутвержденное и счастливое лицо Вальтера, попросту не может отомстить. Что еще раз доказывает, что нет в ней садистических черт, свою агрессию она умеет направлять лишь на себя. И нет, никакая она не мазохистка, просто свои внутренние переживания и боль от материнской бесчувственности трансформировала в акты самоповреждающего поведения. Ведь только через боль физическую ей удавалось заглушить боль душевную. Но акт насилия со стороны привел к краху итак нестабильной психики героини.

Сцена, где Эрика вонзает нож себе в область сердца, заставляет ощутить всю боль и необратимость, это точка невозврата, теперь даже музыка не сможет залечить душевные раны, героиня просто уходит. Но куда? Вероятнее всего в психоз...

66
16 комментариев

Да, мы, пианисты такие. Бегите...

2

Комментарий недоступен

Вот это вы откопали, и смотрела и читала, к сожалению

1

Когда я купил свой первый DVD плеер, то и впервые два диска купил. Первый это В поисках Немо, второй Пианистка. Шо хочу сказать то? Мультфилм про рыбок впечатлил сильнее, там характеры героев глубже прописаны и переживаешь за них больше. В Пианистке нет положительных героев, никому не сопереживаешь. Концовка как в фильме Драйв 😏
В книге кстати всё совсем душно и скучно рассказано. Фильм смотреть на один раз, книгу можно не читать. А ещё лучше посмотрите приключения про рыбок

Комментарий удалён модератором

Это фильм-трагедия, о том как воспитание и подавление ломают психику, как отключение эмоций и холодность меняют восприятие мира

Мне кажется что героиня наоборот последним жестом излечилась и отправилась в новую жизнь, перечеркнула прошлое и начнёт нормальную жизнь, ведь все фантазии не оправдались и уже не интересны