Безумная одержимость мужчиной: психологический разбор фильма "Роковое влечение"

Безумная одержимость мужчиной: психологический разбор фильма "Роковое влечение"

Любовь и безумие - понятия несовместимые, хоть и сочетаемые. Где грань между обычной влюбленностью и патологическим влечением? В кинокартине талантливого режиссера Эдриана Лайна "Роковое влечение" 1987 года очень четко демонстрируется крайняя степень любовной зависимости.

Уверена, что многие видели этот фильм, ситуация, что произошла между главными героями не типичная, местами жуткая, однако, некоторые моменты в ней все же можно для себя подчеркнуть. Сквозь призму сюжета мы рассмотрим все патологические механизмы, лежащие в основе случившегося безумия между героями.

Может ли быть любовь болезнью? Если мысли о влюбленном занимают большую часть времени, мешают выполнять повседневные обязанности, доводят до депрессии или мании, то высока вероятность, что это уже одержимость. Любовная зависимость некоторыми психиатрами относится к разновидности эротомании, для неё даже есть нетривиальное название "синдром Адели". Встречается довольно редко, однако, имеет право на существование. Дело в том, что пациенты очень редко обращаются за помощью в состоянии любовной одержимости, потому и статистически считается, что диагноз редкий, однако в реальности, думаю, каждый из нас возможно видел человека с любовным помешательством, не таким как в фильме, но с чем-то подобным.

Синдром Адели получил свое название в честь Адели Гюго, дочери известного писателя Виктора Гюго. Девушка была "безумно влюблена" в Альберта Пинсона, маниакально искала поводы для встреч, портила ему личную жизнь, а родным писала письма о том, как хорошо развиваются их отношения, затем начала врать, что родила от него мертворожденного ребенка, что у них назначена дата свадьбы. Психическое состояние Адели ухудшалось, она плохо ориентировалась во времени и пространстве, продолжала повсюду следовать за Альбертом в Канаду, Барбадос, следить за ним, рассказывать небылицы об их взаимоотношениях, по итогу свою жизнь девушка закончила в психиатрической больнице, так и не оправившись от безумной любви.

Альберт Пинсон и Адели Гюго
Альберт Пинсон и Адели Гюго

В фильме нам демонстрируют крайние проявления синдрома Адели, главная героиня Алекс Форрест безумно влюбляется в женатого мужчину Дэна Галлагера, между ними происходит кратковременная интимная связь. Герой воспринимает эти две ночи как развлечение и не формирует никаких привязанностей, ведь у него есть жена и дочь, их брак довольно счастливый.

Да, соблазнился на свою голову, не удержал себя, это и стало фатальной ошибкой. Для Алекс эти ночи были чем-то серьезным, она уже намыслила себе планы на будущее, основой которых был Дэн. Заметьте, как быстро она включилась в помешательство, это свидетельствует о том, что еще до интимной связи, у нее имелись виды на Дэна, она заранее нафантазировала себе помешательские идеи. Дело в том, что такие систематизированные мысли о любви за один день не формируются, это длительный процесс, предположу, что Алекс какое-то время выслеживала главного героя, прежде чем подступиться.

Безумная одержимость мужчиной: психологический разбор фильма "Роковое влечение"

В какой-то момент её охватывает безумие, особенно, когда стандартные манипуляции не срабатывают (попытка суицида на показ, слежки, письма, звонки, мнимая беременность), а когда Дэн в жесткой манере отталкивает её, угрожает, открыто говорит отстать, то героиня слетает с катушек, словно это подпитывало её больше и больше пока не дошло до помешательства. Чем больше Дэн выражал агрессию, тем безумнее и безумнее становились её поступки. То в квартиру к нему пробралась, представившись перед его женой покупательницей, то беременность придумала, затем испортила машину, пробралась в дом и зарезала домашнего кролика, украла дочь Дэна, а в конце и вовсе пыталась всех убить.

Синдром Адели является своеобразной формой ухода от проблем в мир фантазий. Болезнь имеет под собой основу, а именно проблемы семейного воспитания (гиперопека, либо недостаток внимания вплоть до безнадзорности), истероидная акцентуация личности (склонность к созависимости, любовь к вниманию, гиперсексуализация, драматизация), шизоидные черты (склонность к чрезмерному фантазированию и уходу в себя), низкая самооценка, проблемы с гормонами.

Безумная одержимость мужчиной: психологический разбор фильма "Роковое влечение"

У синдрома имеются определённые стадии и героиня фильма быстро их прошла, в реальности же этот процесс длится дольше. Как минимум между стадиями проходит не менее 1-2 месяцев.

  • Знакомство с объектом внимания и привлечение его внимания. Попытки ближе познакомиться становятся все более навязчивыми и настойчивыми. Человек пытается быть лучше чем есть, чтобы заполнить собой всю жизнь объекта.
  • Возникает дефект в мышлении, который заключается в зацикливании на партнере (даже если объект и не знает об этих отношениях). Начинаются бесконечные фантазии о нем, попытки выдать воображаемое за действительное. Человек везде видит скрытый, связанный с собой смысл действий объекта: развиваются сверхценные идеи отношения. На этой стадии критика еще присутствует, иногда они разграничивают где реальность, а где фантазии, но мысли уже целиком и полностью поглощены объектом обожания.
  • Бредовое помешательство. На этом этапе уже утрачивается способность видеть грань между фантазиями и реальностью. Человек утрачивает рациональные мысли, погружается в любовный бред и не видит грани нормы. На этой стадии возможны самые безумные поступки, вплоть до убийства. Необходима срочная психиатрическая помощь.
Безумная одержимость мужчиной: психологический разбор фильма "Роковое влечение"

Алекс Форрест в конце фильма демонстрирует признаки последней стадии, когда любовный бред полностью захватывает разум. Она не спит, не ест, живет одними мыслями о Дэне, в итоге покушается на его семью, так как совершенно не понимает что делает.

В заключении отмечу, что любовное помешательство - это не настоящая любовь, а болезненное преувеличение своих ожиданий и идеализация иллюзорного образа партнера. Объект "обожания" - это ваши фантазии, а чувства к нему - попытка уйти от реальности путем создания иллюзии идеальной любви и отношений. Необходимо взять свои эмоции под контроль, принять ответственность и осознать свои истинные желания, не выдавая желаемое за действительное. Сделать это порой бывает очень сложно, однако шаг за шагом жизнь начнет наполняться новыми красками и прежние переживания станут забытым воспоминанием.

Такой трагичный конец фильма должен стать нравоучением для неверных мужей, но в реальности, эта серьезная проблема могла бы решиться мирно, если кто-нибудь из героев обратился в больницу, указав на признаки помешательства.

Безумная одержимость мужчиной: психологический разбор фильма "Роковое влечение"
22
6 комментариев

Это нам надо читать.

2
Ответить

Правда, по первым предложениям кажется, будто нейронка писала.

1
Ответить

Оогоо вауу ничего себе

1
Ответить