Дэн Бантен и первые шаги мультиплеера

Дэн Бантен и первые шаги мультиплеера

При подготовке статьи о первых годах Electronic Arts, я наткнулся на одну интересную личность. Полностью раскрыть историю Дани Берри в той статье не получалось, поэтому я сделал паузу и написал небольшой пост об этом выдающемся человеке.

В 1982 году, Трип Хокинс (Trip Hawkins) планировал продвигать компьютерные игры среди взрослой аудитории. И ключевую роль в этом, должны были сыграть новаторские проекты (“simple, hot, and deep” – по словам Трипа). Продюсеры ЕА отслеживали студии и отдельных разработчиков, в поисках талантов, которые смогли бы предложить игры, совпадающие с видением Хокинса. Одной из таких игр, стала M.U.L.E. авторства Ozark Softscape: студии под руководством Дэна Бантена (Dan Bunten).

Ozark на развороте обложки M.U.L.E., во времена, когда EA старалась популяризировать разработчиков. Дэн Бантен - крайний справа. Крайний слева мужчина - его брат Билл. Девушку добавили для рок-н-ролльной атмосферы. Это сестра Дэна и Билла. <br />
Ozark на развороте обложки M.U.L.E., во времена, когда EA старалась популяризировать разработчиков. Дэн Бантен - крайний справа. Крайний слева мужчина - его брат Билл. Девушку добавили для рок-н-ролльной атмосферы. Это сестра Дэна и Билла.

Игра выделялась многопользовательским режимом. И если сейчас такая концепция не поражает воображение, то в 1983 году дело обстояло по-другому. Изначально игра создавалась для Atari 800, поскольку эта консоль имела четыре слота для подключения джойстиков, но впоследствии была портирована и на другие системы. Играть предполагалось вчетвером за одной клавиатурой. И нет, речь не про hot seat. В ключевом элементе игры – аукционе, ставки назначались в реальном времени, на одной клавиатуре: для изменения ставок использовались всего две клавиши.

​Аукцион в M.U.L.E.<br />
​Аукцион в M.U.L.E.

Этот элемент стал отголоском самого первого проекта Дэна. В 1978, он сделал симулятор аукциона Wheeler Dealers. Игра разошлась тиражом в 50 экземпляров, но идея не пропала. В 1981, издательство Strategic Simulations, Inc. выпускает симулятор торгов на бирже: Cartel$ & Cutthroat$. В ней Дэн Бантен предлагал сойтись вместе уже шестерым игрокам.

Обложка игры<br />
Обложка игры

Такая увлеченность идеей собрать у компьютера несколько друзей имеет несчастливое происхождение.

Дэн родился в 1949 году и стал старшим из шести детей. Семья жила небогато и не дружно. Единственным периодом, относительного мира, было время, когда все собирались за настольными играми. Идею, что игры могут способствовать социализации, Бантен пронес через всю жизнь.

В 1982-ом отношения с SSI разладились после того как издатель не разрешил Бантену самому выпустить игру Cytron Masters. Прото-RTS, как и многие другие игры Дэна, с многопользовательским режимом. В данном случае - для двух игроков.

И тут как раз подвернулся Трип Хокинс и ЕА. После неудачной попытки купить права на Cartel$ & Cutthroat$, Дэну и его новой студии — Ozark было поручено создание, по сути, клона.

Но M.U.L.E. превзошел своего предшественника. Несмотря на коммерческую неудачу (было продано около 30 тыс. копий), игра получила необычную популярность — среди сообщества разработчиков. О ней вспоминают как об уникальном игровом опыте и в наше время.

Обложка игры<br />
Обложка игры

Хотя сам Трип Хокинс остался доволен игрой и называл ее в числе своих самых любимых, следующий проект Ozark предназначался для одного игрока. Словно в насмешку, Seven Cities of Gold, получила отличные рецензии и завидные продажи (150 тыс. копий), как и последующая игра: Heart of Africa.

Интересно, что изначально Дэн планировал лицензировать настольную игру издательства Avalon Hill и выпустить компьютерную версию Civilization. От идеи отказались еще и потому, что воплотить всю сложность настольной «Цивилизации» на компьютерах того времени не представлялось возможным.

Несмотря на успех мейнстримных одиночных игр, Дэн остался верен себе. Очередная игра - Robot Rascals - предназначалась для четверых игроков, а режима для одного не предполагалось вовсе. В ней содержались, характерные для Бантена, механики настольных игр и в состав даже входила колода специальных карт. Критики похвалили новинку, но и только, покупателей она почти не привлекла.

​Состав игры<br />
​Состав игры

Как и следующая игра Ozark с говорящим названием: Modem Wars. Да, в 1988 году, Дэн предлагал игрокам соединяться по модему и вступать в бой в одной из первых (еще до Herzog Zwei) RTS. Тут уже и критики признали, что игра, мягко говоря, обогнала свое время. Модемы еще не получили распространения, были дороги и вероятность существования двух друзей со всем необходимым оборудованием стремилась к нулю. Спустя много лет в Modem Wars стали видеть предтечу современных подходов и к RTS, и к сетевым играм вообще.

​Заглавный экран Modem Wars<br />
​Заглавный экран Modem Wars

После этого, компания Бантена больше не делала игр для EA. Возможно, повлияло то, что на рубеже десятилетий в издательстве сменилось руководство и на место бизнесмена-идеалиста Трипа Хокинса, пришел бизнесмен-прагматик Ларри Пробст (Larry Probst).

К счастью, Ozark не пропала: уже следующую игру, Command H.Q. для издательства Microprose ждал долгожданный коммерческий успех. Как и ее идейнее продолжение – игру Global Cobquest (1993). Времена изменились, и сетевой режим перестал быть непонятной диковинкой. Но все равно, возможность сойтись в бою четверым игрокам впечатляла.

Вдобавок к разработке, Дэн Бантен вел постоянную колонку в журнале Computer Gaming World, “Real World Gaming by Dan Bunten” и неоднократно выступал на конференциях и круглых столах, последовательно излагая свое видение будущего игр.

Личная жизнь Дэна, к сожалению, не сложилась. Три брака распались, оставив после себя троих детей. После очередного развода, в конце 1992 года, Бантон перенес операцию по смене пола. Даниэлла «Дани» Барри, продолжила работать над играми, но, к сожалению, недолго.

​Даниэлла Берри<br />
​Даниэлла Берри

Сказалось пристрастие к курению с юных лет: в 1997 у Дани диагностировали рак легких. Вскоре после этого, в июле 1998-го она скончалась. Незадолго до смерти, разработчик дала интервью для книги Halcyon Days: Interviews with Classic Computer and Video Game Programmers (электронная книга. Первые версии рассылались на дискетах по почте).

Идея в том, что перед лицом смерти, в человеческой жизни, похоже, самыми значимыми оказываются люди, с которыми он связан. Создавать вещи, которые помогают людям общаться друг с другом, также придает значимость моей собственной жизни.

Даниэлла Берри

В 2007 году, Даниэллу Берри включили в Зал Славы Академии интерактивных искусств и наук. На церемонии, посвященную ей речь, произнес Сид Мейер.

Источники:

3232
3 комментария

Спасибо за классный пост :)

4
Ответить

 Хороший пост, но вот почему то игры Дэна не вызвали у меня никаких положительных эмоций, кроме разве что первой ртс, это действительно круто. По факту мужик лепил никому ненужные хотситы с сомнительным геймплеем.

Ответить

Половина его игр не была хот-ситами: либо полноценный сетевой режим, либо сингл-плеер. Во-вторых, статья все-таки про историю игр и не нужно забывать про историческую ценность. Собственно, мне Бантен интересен именно тем, что экспериментировал с РТС и мультиплеером, когда ни того, ни другого по большому счету и не существовало.
 

Ответить