"Праотцы" рока, битломания и The Rolling Stones

Привет, я Лика и я культуролог, публикую отрывки из своего диплома "Рок культура как сфера социокультурной коммуникации". Статья немного объемней предыдущих, и она закрывает тему "Рок-музыка как явление зарубежной культуры второй половины XX века", далее буду говорить о особенностях отечественной рок-культутры

The Beatles https://www.beatles.ru/books/articles.asp?article_id=2510
The Beatles https://www.beatles.ru/books/articles.asp?article_id=2510

Рок-музыка не была такой, какой она существует сейчас, был пройден долгий путь становления и развития. Начиналось всѐ с музыкантов, которые создавали новые стили, методики, которые не боялись быть новаторами.

Музыканты, которые стали «праотцами» рока – это Чак Берри и Билл Хейли.

Ч. Берри создавал новую методику игры рок-н-ролла (поддержание ритма и мелодии одновременно на одной гитаре) и развивал рок-культуру, как культуру толерантности: во времена расового разделения в Америке (1950-е гг.) чернокожему исполнителю отдавали предпочтения не только чернокожие, но и «белые» слушатели. Благодаря этому стиралась грань, фанаты разных рас общались, находили общие интересы под музыку Чака Берри.

Чак Берри https://jazzpeople.ru/jazz-in-faces/chuck-berry-biography/
Чак Берри https://jazzpeople.ru/jazz-in-faces/chuck-berry-biography/

Билл Хейли синтезировал кантри и ритм-энд-блюз и создавал новое звучание рок-н-ролла, к тому же, он был первым рок-музыкантом, отправившимся в гастрольный тур по Европе.

Билл Хейли https://radiojazzfm.ru/news/bill-hejli
Билл Хейли https://radiojazzfm.ru/news/bill-hejli

С середины 1960-х гг. рок-музыка стала не только развлечением, но и частью политического процесса, она отражала мировоззрение, быт, настроение и отношения в обществе. Воплощением этого стали The Beatles и The Rolling Stones. Они существовали примерно в одно время и являлись конкурентами, хотя и были полной противоположностью друг – другу. Благодаря The Beatles «центр тяжести» рок-музыки перешел из США в Англию, появился новый стиль – битовая музыка. Появились первые «живые» выступления на ТВ-шоу, первые видео-клипы, развивалась коммерческая составляющая: продавались пластинки с рекламным сопровождением. С формированием битломании – состояние сильной, граничащей с сумасшествием, любви к группе The Beatles, возникла новая мода: «битловские» свитера и пиджаки приносили огромную прибыль для текстильной промышленности Британии.

Основной составляющей успеха группы служили тексты их песен. Именно они первыми стали сочинять и тексты, и музыку. Исполнители смогли поднять актуальные и важные темы для молодежи: смысл жизни, межличностные отношения, повседневные заботы и социальная критика.

The Rolling Stones в своих песнях так же отражали жизненные ситуации молодых людей, только речь уже шла не о любви, а о сексуальных отношениях, протесте против общепринятых ценностей и моральных устоев. Особенностью музыкального исполнения стало хаотичное звучание, ударные биты, среди которых иногда не было слышно текстов песен.

Нельзя рассматривать феномен группы только с точки зрения музыки, так как это явление является еще и социальным. Имидж The Rolling Stones, проявляющийся как во внешнем виде, так и в поведении, определял поведение фанатов. Началась новая эра свободы поведения, что повлияло на формирование сексуальной революции в Европе. Наследием музыкантов стал журнал «Роллинг Стоун», освещавший события в мире рок-музыки. Журнал издается до сих пор и является одним из самых авторитетных печатных органов на Западе.

The Rolling Stones https://www.beatles.ru/news/news.asp?news_id=8320
The Rolling Stones https://www.beatles.ru/news/news.asp?news_id=8320

Помимо рок-концертов, на которых выступали музыканты, существовали и другие культурные практики, связанные с рок-музыкой – это фестивали. Отправной точкой служил международный благотворительный рок-фестиваль «Монтерей» в 1967 году. Это был бы огромный шаг вперед для индустрии и началом благотворительного фонда.

Далее проведение благотворительных фестивалей и рок-концертов стало популярным (Вудсток 1969, Concert for Bangladesh 1971, Live Aid 1985 и т.д.). Мероприятия такого рода показали противоречия в рок-культуре: движение «новых левых» считало, что рок-фестивали – это оружие молодежи против политического строя Америки, в то время как шоу-бизнес видел в этом только источник дохода.

Итак, рок-музыка начиналась с групп, участники которых сочиняли тексты и музыку своих произведений. Именно The Beatles одни из первых провели длительные гастрольные туры, преодолевая границы государств и культур.

Феномен рок-музыки заключается в том, что она соединяет молодежные политические протесты с формами массовой музыкальной культуры. Рок создавал модели поведения для молодежи в сложных ситуациях и редактировал их мировоззрение, определяя их место в обществе. Ю. Н. Давыдов говорил, что формы субкультур вроде рок-музыки будут существовать, пока существует проблема социализации молодого поколения.

Благодаря культовым музыкантам рок-музыка развивалась, создавая новые музыкальные стили: фолк-рок, хард-рок, хэви-металл и т.д. Важным аспектом популяризации рок-музыки являлись тексты песен, которые отражали проблемы тех времен, отношения политики и общества и положение в социуме молодежи.

Рок вышел из музыкальной среды и стал основанием формирования рок-культуры, включающей в себя музыку, поэзию, моду, образ жизни и т.д. Рок-культура противостояла общественному укладу, являлась культурой протеста и выполняла важные функции (коммуникативная, компенсаторная, функция социализации и др.).Рок-культура сформировала два основных движения «новые левые» (желали радикальных изменений, путѐм культурной революции) и «хиппи» (противники насилия, проповедовавшие идею мира во всѐм мире). Оба движения не враждовали, а наоборот соединялись для борьбы с расовой дискриминацией, войны, моральных устоев и т.д., что позже стало значимым для всего мира.

44
Начать дискуссию