Важность музыки в играх

Короткий СПГС-пост.

Все всё время говорят о сюжете в играх. Пристально изучают сценарий, анализируют персонажей и лор вселенной. В обзорах я часто вижу раздел «сюжет» перед разделом «геймплей». В общем, много внимания идёт повествовательным формам медиа (таким, как кино и литература), интегрируемым в игры. Но почему-то часто забывают про другую форму, которая, на мой взгляд, более важна в играх – музыка.

Вот пример. Мы можем сделать игру, написать для неё музыку, и на этом всё. Игра готова, её можно выпускать. Если геймплей будет хорошим, никто не заметит подвоха и отнесёт данную игру в разряд «сугубо геймплейных». А теперь другая ситуация. Мы сделали геймплей и сюжет, но не написали музыку. И какими бы хорошими они ни были, скорее всего, игра будет восприниматься как какая-то недоделка. Почему так? На этот счёт у меня есть несколько гипотез.

Долгое время я не мог проследить связь между игровым процессом и музыкой. Почему они так важны друг для друга? Дело в том, что эти две разные формы искусства более близки друг другу, чем мы думаем. Что такое игра? По сути, это набор правил или механик, придуманных геймдизайнером. Нечто логическое и абстрактное. Что такое музыка? Казалось бы, что-то совсем из другой области? Ан нет. Музыка – это тоже логика и абстракция. Набор правил, последовательностей, нот. Просто вспомните, что делают с музыкой. Её не только слушают, но и играют. Мы играем в игры точно так же, как мы играем в музыку. Игры и музыку можно считать формами одного концепта.

Возможно, я слишком глубоко копаю или выдумываю ерунду. Тогда у меня есть другой вариант, куда как проще. Музыка – одна из древнейших форм искусства. Она была важной частью человеческой культуры ещё с тех времён, когда люди поклонялись духам и охотились на животных с копьями. Вызываем дождь – шаманы бьют в бубен и поют. Идём на войну – слушаем боевые барабаны. Одно время оркестр вообще стал частью армии и сражения без него не обходились. В общем, музыка всегда сопровождала ту или иную человеческую деятельность, что связано с нашей природой.

Тут можно сказать, что в кино музыка тоже важна. Безусловно, однако в кино – меньше. Там даже есть такой приём, когда саундтрек либо минимальный, либо его нет вообще. Например, в фильме «Старикам здесь не место». Сначала я посмотрел его, и только потом, когда моё внимание обратили извне, осознал, что в этом фильме нет саундтрека.

В играх всё не так. Отсутствие музыки будет заметно сразу. И чем динамичнее игра – тем важнее её наличие. Представьте, что вам предлагают подраться с каким-нибудь боссом в тишине. Всё ощущение игры мигом порушится.

Наконец, третий вариант. Возможно, в интернете вы натыкались на споры о существовании такого мифического понятия, как атмосфера. Это тема для другого разговора, но тем не менее. Я считаю, что как раз на музыке лежит половина ответственности за создание этой самой атмосферы.

В этом же посте хотел затронуть и другую, смежную тему. О судьбе музыки как формы искусства. Дело в том, что лично я практически не слушаю «обычную» музыку, которую издают саму по себе. Мне она всегда казалась какой-то однообразной и скучной. Иногда я выцепляю что-то классное из общего потока информации, но при попытке ознакомиться с творчеством исполнителя каждый раз разочаровываюсь. Обычно у него есть одна-две композиции, которые мне нравятся, а всё остальное даже рядом не стоит, будто создано из-под палки, чтобы просто заработать.

К тому же, музыка скатилась. Современная музыка – осточертевший пятикратно переваренный кал, уж простите. На всякий пожарный: естественно, я не говорю абсолютно про всех исполнителей, потому что услышать всё просто невозможно. И реальность такова, что я с большей вероятностью услышу что-то приятное слуху в игре или кино, чем где-либо ещё.

Единственная вещь, в которой музыка до сих пор процветает – саундтреки. Любые. К фильмам, анимации, играм. Рискну предположить, что причиной тому является работа композитора. Это не очередной бойз-бэнд собрался и решил лабать что-то. Композитор является единственным мозговым центром, и работа над саундтреком оставляет куда больше простора для творчества ввиду меньшего количества рамок. Композитору говорят, что про что игра, какие ощущения нужно передать, а дальше он отправляется в полёт фантазии и творчества. И самое главное – ему даже не обязательно прибегать к услугам певцов ртом. Музыка это в первую очередь звуки, а не лингвистика и какие-то заложенные в текст смыслы (в этом контексте я воспринимаю голос как ещё один музыкальный инструмент).

Музыка скажет об игре больше, чем сюжет. По одной только музыке можно угадать, какого она жанра, в каком сеттинге, какая у неё динамика и какой эмоциональный настрой.

4646 показов
121121 открытие
Начать дискуссию