Бюро инопланетных услуг: о The Bureau: XCOM

Итак, очередная игра, снова аж год у меня на харде в папке со скриншотами лежала неразобранная, но таки и до нее добрались!)

Бюро инопланетных услуг: о The Bureau: XCOM

Начнем-с с того, что игра у меня появилась благодаря раздаче в Steam, безвозмездно, то есть, даром, как говорилось в мультфильме. Затем, перебирая библиотеку, я спросила у Вани, мол, что это за Икс-Ком, ибо о том, что сие за серия это, я уже была в курсе, и вьетнамские флэшбеки по вечным миссам по мутонам мне памятны. И с данным проектом все любопытнее, ибо это не совсем - или совсем не - стратегия, хотя некоторые основные элементы у проекта прямо из его "собратьев".

Конечно же, ниже будут спойлеры ко всему и вся, в том числе к двум концовкам из трех. Вы предупреждены.

Отдельно упомяну, что из-за игры не на релизе я и не знала, что да как там приключилось, что Бюро провалилось настолько, что аж бесплатно раздавали, потому ознакомилась с некоторыми рецензиями (тут и тут), а также полистала снова концепт-арты, так как их еще после прохождения просмотрела. Оказалось, несимпатию игра заработала уже на момент разработки как раз тем, что являлась экшеном от третьего лица, а также неясной мне претензией к стилю, мол, "2K не расширяют знакомую вселенную, а делают еще один Bioshock" - если вся претензия к фотоаппарату и изучению противника его методом, то стыд-позор. Не менее любопытно, что ругают-то проект за разное, и ни в одном из текстов - за то, что не понравилось лично мне. И, чуть не забыла: самая ранняя концепция Бюро даже сеттингом отличалась и подачей геймплея - США 50-х, элементы хоррора сопутствовали тактике, хотя, больше мешали, по отзывам разработчиков, а вид был от первого лица. Иммерсивность! Пардон, не удержалась. Можно посмотреть на концепты Уивер и иных элементов игры. А на этих скриншотах, в частности, отлично заметна разница в визуальном стиле игры.

Самый первый трейлер игры сейчас напоминает фанатскую поделку по мотивам Prey

Поговорим о сюжете и начнем с главного героя: агент ФБР, с драмой в прошлом, в жилетке в настоящем, опережая своего почти коллегу Себастьяна Кастелланоса, оказывается прямо в центре неясных, очевидно потусторонних событий, как быстро выяснится, инопланетного характера из-за своего задания - некоего кейса, который его, гм, еще и по сути воскресил.

Вокруг все живописно горит, вторжение идет почти полным ходом, черные полосы сверху и снизу добавляют кинематографичности, а бравый агент с товарищами (здесь игрока начинают обучать управлению) вырывается из базы, попутно сталкиваясь с агентом Уивер в классической сцене "Царь ненастоящий!".

Появление агента Уивер - не из мирных.
Появление агента Уивер - не из мирных.

Живописно - это не сарказм, игра выглядит очень стильно, в меру стилизированно, пардон за почти тавтологию, но постановка статичного света в антураже Америки того времени на удивление грамотна и вообще может служить одним их примеров.

Агент Картер, Директор Фолк и Агент Уивер.
Агент Картер, Директор Фолк и Агент Уивер.

Героя доставляют на базу Икс-Ком, где местный руководитель, Фолк, стильно потягивая сигарету, говорит, что красный телефон не отвечает, и, собственно, теперь он у руля всего государства. Цели ставит не очень амбициозные, но понятные - выжить. А также не дать простым обывателям узнать о вторжении (хотя КАК тут не узнать?! Там даже есть запись, мол, какие Советы, вы лица этих агрессоров видели вообще - они нечеловеческие, у них рот вертикальный!)

На этом этапе начинается знакомство с базой, когда действительно можно не просто щелкать по комнатам и разгребать завалы 15 дней до нового проекта оружия или ожидания, пока бойцы вылечатся, а походить и посмотреть, и, что удивительно, поговорить!

Директор Фолк исчерпывающе характеризуется диалогом Картера и Уивер:"- Думаете, Фолк - параноик? - Если он нас сейчас слушает, то да".
Директор Фолк исчерпывающе характеризуется диалогом Картера и Уивер:"- Думаете, Фолк - параноик? - Если он нас сейчас слушает, то да".

Комрады Картера словоохотливы, пусть выбор реплик и не очень велик, готовы одарить главного героя заданиями, а через записки и подслушанные разговоры складывается колоритная картина мира.

Среди комрадов помимо главы организации: приятный агент-итальянец, этакий антипод мрачному и невменяемому по общему признанию (во-первых, это не шутка, его так в досье характеризуют, а, во-вторых, он это потом докажет) де Сильва, опасная и сдержанная агент Уивер, которая, хоть и дама, но понимает свое место в организации, расово германский сумрачный Герр Доктор Дрезнер (который отличается своеобразным взглядом на науку и без утайки прячется у США от СССР, о чем будет целый диалог), затем появится пленный инопланетянин, очень напоминающий Явика, к счастью для протеанина, не лицом - тоже воин, тоже в общем-то скорее жертва обстоятельств, и доктор Уир, этичный ученый, на контрасте с немецким коллегой, этакий гуманист от мира науки, энтузиаст, обладатель ответственного ассистента (но недолго).

Крайний справа - тот самый немецкий ученый. Впрочем, по нему заметно. 
Крайний справа - тот самый немецкий ученый. Впрочем, по нему заметно. 

Есть еще темнокожий пилот, весьма хмурого нрава, наиболее, наверное, похожий на Чикане из DEMD. Также игрок должен будет создать себе напарников - или выбрать из имеющихся, так как отряд у Картера состоит из него и двух подчиненных. Внешность, одежда, имя, а потом и скиллы - настраиваемы, потому у меня это были братья Дрейки и Салли, вот до чего параллельное прохождение игр доводит...

Собственно, все актеры на сцене, теперь к истории перейдем!

Достаточно очевидно, что главная цель - остановить пришельцев. Достаточно же быстро герои понимают - если местный Предвестник об этом не трещал, наверное, дольше бы было - простой факт: у инопланетян общая сеть-разум. Не полноценно-равная, а с лидирующим "мозгом" - потом окажется, что мозга, гм, два, но это потом. Враги к этому моменту в лучших традициях МЕ начинают перерабатывать население под себя, создавая лунатиков - людей, зараженных некой болезнью, вызывающей чернилоподобные слезы и напрочь отшибающей способность мыслить вообще, и это, наверное, одно из самых жутких сюжетных элементов игры, очень сильно напоминающее "Землю мертвых". Здесь же - достаточно непростая арка с де Сильвой, который тоже не избежал заражения, и спасение оного уже в руках игрока.

Лунатики продолжают делать то, что делали до вторжения.
Лунатики продолжают делать то, что делали до вторжения.

В ходе определенных поворотов сюжета, которые выскользнули из моей памяти, в плену у Бюро оказывается инопланетянин, и тут мы узнаем и про Мозаику (по сути эту сеть), и про Исток (не поверите, некий источник мощи), и про то, что сами эти товарищи - пленные, перестроенные, как, пардон за пошлый пример, Коллекцмонерами или кеттами народности, и что воли своей у них нет, пока из головы чип не извлечь, мира родного - тоже нет, как и шансов у человечества. Естественно, агент Картер так не считает, и может выражать это как культурно и гуманистически, так и весьма агрессивно.

Добравшись до очередного значимого места у инопланетян, персонаж игрока натыкается на некую новую форму пришельцев, втягивает его в себя, еле-еле доживает до базы, где из него эту самую инопланетную форму извлекают, и вот здесь снова можно только похвалить разработчиков и сценаристов: основной сюжетный поворот главного героя, на который нам периодически очень прозрачно намекают (кое-какие реплики при первом прохождении выглядят просто высокопарным бредом ради устрашения) в том, что он не человек.

Если правильнее, Уильям Картер жив только потому, что его спас инопланетянин, эфериал Асару, из чистой энергии, который и был тем таинственным грузом, давным давно прячущийся на планете, притом, сам он настолько юный, что даже самосознания у него не было, пока не появилась спасенная нами его сородич, Шемеш, которую и закабалили враги человечества, "встроив" ее в свой управленческий механизм. Этим же, кстати, сугубо механически объясняется уникальность и способность к тактическому замедлению времени агента - мол, именно эфериал его и так усиливал.

Шемеш, Агент Картер и Асару
Шемеш, Агент Картер и Асару

Путем неторопливой беседы два сородича уговариваются сначала о том, кто они, затем, что человечество не спасти (опять!), но эфериал-Картер настаивает, что вариант спасения есть... и вот тут скотская порода агента ФБР проступает наружу (в одной из рецензий, кстати, игру ругали за то, что страдания героя продемонстрированы мало, влияют ни на что, забывая, что именно его страдания поломали, возможно, самый бескровный ход событий). Неготовый принять тот факт, что он, по сути, совсем уже не человек, всеми силами стремясь избавиться от своего "подселенца", Картер сначала убивает Шемеш, а затем пытается сбежать и уничтожить себя, чтоб практически не доставаться никому, и чтоб враг больше не настраивал на миссиях коллег против него (кстати, отличная идея, которая, увы, никак не реализована!). Все это сопровождается не очень удачными экспериментами и почти полной вычисткой пришельцами базы.

В определенный момент перед игроком встает выбор, кого же предпочесть как новое тело, ибо Картер, очевидно, уже в этом качестве никого не устраивает. На выбор предоставляются главные действующие лица - Директор Фолк, Агент Уивер, Доктор Уир. Я сначала выбрала Уивер, потому что с агентом ФБР у них очевидно завязались теплые чувства, да и дамская моделька приятнее, и потом сильно пожалела, ибо, несмотря на то, что она вроде смирилась с тем, что ее брат был долго в плену у пришельцев (кстати, квест дамочка подпортила своей выходкой все равно), в итоге идет по пути весьма жестокому, в отличие от ученого Уира, возможно, самому жесткому их доступных.

Уивер и ее брат, находящийся в плену у инопланетян. Конечно же, спасти его нельзя. Зато можно помочь барышне и окончить страдания ее родственника, дабы она ручки не марала.
Уивер и ее брат, находящийся в плену у инопланетян. Конечно же, спасти его нельзя. Зато можно помочь барышне и окончить страдания ее родственника, дабы она ручки не марала.

Финальная прямая - штурм базы врагов, дабы главный герой с эфериалом подключились к сети инопланетян и... сделали то, что выбрал игрок. По дороге, помимо постоянных стычек с врагами, есть и классные диалоги о том, сколько в выбранном персонаже от него самого, а сколько от Картера и эфериала, о ощущении себя в симбиозе с инопланетной формой жизни, чудачеств Картера (который вовсю старается все-таки убить энергетического пришельца) и даже - в худших традициях БиоВар и Обсидиан - есть свой Вермир, где придется оставить одного из двух невыбранных персонажей. При повторном прохождении с чистой совестью я там выбрала Уивер, как самую бесполезную.

Финал, конечно, более-менее общий - да, Бюро дало сдачи по наглым инопланетным мордам и начало восстановление Земли, однако от решения игрока меняются детали слайдов - Уивер, например, пошла по мерзкому пути меньшего сопротивления и ради сохранения тайны уничтожила всех "лунатиков" - тех самых зомбиподобных жертв пришельцев, тогда как Уир продолжил заложенный в основной компании путь их лечения. В его же ветке освобожденная от контроля неземная раса добровольно помогает в восстановлении планеты, но, увы, все равно не остается на Земле.

Эфериал же покидает своего носителя, дабы отправиться в путешествие сквозь время и пространство в глубины неизвестности при любом из выборов.

Бюро инопланетных услуг: о The Bureau: XCOM

За что можно в сие играть? За стиль. Вот только за него один при симпатии к оному - уже можно. Игрушка не особо длинная, я прошла ее размеренно за 21 час, это еще при неспешном озирании окрестностей, бездействии в меню при попытке себя убедить перепройти финальную миссию и получении 2 концовки. Технически игровой процесс выглядит следующим образом: несложный экшн от третьего лица с паузой и напарниками, дополненный терпимой (а иногда и хорошей) стрельбой, сидением за укрытиями и обалдеванием под конец истории от толп врагов.

Помимо сюжета есть миссии, которые по сути нужны для накопления ресурсов и немного расширения истории мира, куда нужно выбрать и отправить агентов-подчиненных, как в тактической "сестре" выдать задание ученому. Второстепенные квесты есть, неплохи, правда, видимо, легко пропускаемы - задание с проникшим на базу шпионом коммунистов мне так и не попалось на глаза.

О вариативности: она есть, и лучше Ведьмака и Outer Worlds, ой, то есть, она в наличии, чуть хуже среднего уровня квестов МЕ, но только в вопросах некоторых заданий. В части диалогов будете вы лаконичным джентльменом или резким гордецом - неважно. Так сказать, нпс оттараторит свой текст и будет молча ждать вашей реплики. Не могу сказать, нужно ли вообще это данному проекту, но во вред точно не идет.

Ассистент доктора Уира, открывший уникальные врата посреди города, полного лунатиков и агрессивных пришельцев... недолго ему еще этим ассистентом быть.
Ассистент доктора Уира, открывший уникальные врата посреди города, полного лунатиков и агрессивных пришельцев... недолго ему еще этим ассистентом быть.

Подытожу: для тех, кому нравится атмосфера 60-х, скрывающее все правительство, инопланетяне, очень крепкие для среднего сюжета неожиданные повороты, мир X-COM и тактические экшены - более чем неплохая история, особенно задаром. Как фанату только стратегии и вот этого всего хай-тека "старших" сестер с неоном и плексигласом - играть осторожно, возможно, проект вызовет фейспалмы, приступы истерики и несколько демонов в придачу.

66
Начать дискуссию