Пациент скорее мертв, чем жив: что в серии DA испорчено безвозвратно

Достаточно давно блуждамши мыслями, я пришла к нескольким выводам по поводу многих элементов мира игры - и стоит признать, в основном своем, потому что не совсем ими была довольна.

Заранее уточню, что эти измышления я уже публиковала в своем же блоге, но на иной платформе и достаточно давно, и, кажется, перепост самому у себя не запрещен, к тому же для меня 'то важный бекап.)

Предупрежу также, что все ниже написанное - собственное личное мнение на основе личных впечатлений от прохождения игр, прочитывания комиксов (не всех), синопсисов книг, форумов и всяких сопутствующих интервью. Скриншоты также собственные. Естественно, будет огромное количество спойлеров, и упомянуто все то, что, на наш взгляд, спасти можно только полным и тотальным объявлением происходящего ранее неканоном. Самозванцы и самозванки, неистиные боги, неистиные ордена - вплоть до позорного ломания четвертой стены и простого признания ошибок. Иначе - никак.

1. Флемет.

Что может быть интереснее, чем создать крутую, криповую, языческую ведьму, которую боятся короли и честной люд в равной степени, а причина ее злокозненности не абстрактная злоба, а жестокость, несправедливость человеков вокруг; на примере которой очень ярко видна разница, почему есть Круг, и кто такие отступники, какая бывает магия и... и слить ее!

Притом, это не назвать никак иначе, ведь как только хорошему персонажу задним числом приписывают некую сверхсущность, это обесценивает все его заслуги и почти всегда портит все положительные элементы. Ведьма с болот умеет превращаться в дракона! А, нет, это всего лишь эльфийская богиня в ее теле. Да и поменяй Митал на Силейз, для образа героини не поменяется ничего (в частности, потому что эльфийский пантеон крайне уныл!). Да, бывает, что за незначительным или даже за значительным героем кроется нечто более могущественное, но к этому обычно есть предпосылки, если речь про хорошее воплощение подобного сюжета. Пример? Тристиан. По персонажу достаточно быстро становится ясно, что с ним что-то не совсем так, и потом игрок узнает, что именно. Либо герои что-то приобретают, их поступки становятся цельнее. Пример? Мастер Оригами из Heavy Rain или Комсток из BioShock Infinite. Много игр содержат вот-это-повороты, но невозможно пройти первую игру Кейджа или третью в серии Левина раз и забыть, что и как связано с этими героями. Менее пафосно, но не менее внезапно - демон-помощник героя Painkiller тоже совсем не тот, за кого себя выдает.

Пациент скорее мертв, чем жив: что в серии DA испорчено безвозвратно

До полной картины у Флемет-Митал еще и огромные проблемы с мотивацией и поступками. Она хочет отомстить - но кому? По ее словам, явно не тем смертным воинам, о которых говорит в ДАО, как корректно заметили в обсуждениях: "ее предали, весь мир предали" - говорит Флемет, но предал всех своей борьбой за равноправие именно Солас, и она к нему дружелюбна... почему? Что с душой Древнего бога? А если хлебнул Инквизитор из колодца? По заметкам разрабов: "Митал добровольно отдала Соласу свои силы, понимая, что он нужен народу эльфов, однако частицу божественности она успевает отослать Морриган" - а Инквизитору? И неужели самой Митал - типа милосердной и доброй - настолько наплевать на все остальные народы, к которым теперь она относится сама, к которым относятся ее дочь и Киран? Когда-то богиня снизошла до человеческой женщины ради мольбы о возмездии, но готова уничтожить всех остальных - только не своими руками? Это лицемерие уровня "почти Солас".

Делает ли эта пафосная подложка Аша'белланар интереснее? Нет, она лишь уничтожает весь ее колорит.

2. Орлей.

Итак, Орлей. Орлей, конечно, еще можно поправить, но если его создатели не видят проблемы, то и корректировать они ничего не будут, а проблема там ого-го какая. Как с Тевинтером. Но о нем позже.

Что у вас рисовалось в голове при упоминании этой страны? Шик, богатство, вычурность - и все это лишь дорогая и привлекательная обертка, оправа смертельной опасности, что прячется за придворным этикетом и утренним чаем на террасе. Селина - выдающаяся роавительница, вызывающая в памяти сильные образы императриц и королев реальных, пришедшая к власти по трупам своих родственников в нежном возрасте и сумевшая усидеть на троне до сих пор. Внушает. Умная настолько, что почти переманила Кайлана на свою сторону. "Сидя на троне, я вижу каждый город империи. Если я должна сжечь один из них, чтобы спасти остальные, я буду горько рыдать, но зажгу факел!" - вот ее цитата.

...Нет. Стервозная баба, которой нужно таскать статуэтки галл, чтоб попасть в свою спальню, неспособная разглядеть простейший заговор, никак не контролирующая свою полюбовницу, которая, кстати, готова Селину убить за свой народ, который ее, саму Бриалу, в полной мере не признает... Сразу видно, разбирается человек в своем окружении! Чистоты ради,судя по сюжету "Империи масок" виноваты в этом именно что книги, но ситуацию никак в игре не выправили.

Пациент скорее мертв, чем жив: что в серии DA испорчено безвозвратно

Орлей - безвкусная мешанина архитектуры и дешевых нарядов, безвкусных и плохо скроенных как на уровне идей, так и на уровне моделек. Игра? О чем вы? Если то, что показано в Инквизиции, та самая Игра, то мне страшно представить, как выглядят интриги при других дворах, и неудивительно, что очевидно предателю Логэйну половина банов поверила. Что-что, Тени Императора? Кто это вообще, да... Отдельное, конечно, "мерси" разработчикам, умудрившимся показать дворец и весь Вал Руайо настолько однотипным и скучным, что гринжевые три уровня Тюрьмы Жоакин из GE покажутся просто пиршеством разнообразия на их фоне. Университет Орлея? Театр? Великий Собор, пусть даже разрушенный? Ничего этого игрок не увидит, потому что... почему? А, ладно, ответа-то все равно нет. Лучше посмотрите на Собор Крови из Code Vein. Или Анор Лондо, Иритилл и Лазурный Собор из Souls-игр для успокоения нервов.

История Орлея тоже скучная и неправдоподобная. Почти все достижения их страны были заложены Дракконом I, и это настолько элементарно, что аж слов нет. Увы, снова напоминает какой-то набросок грубыми движениями, где один и тот же правитель и чтец, и жнец, и на дуде мрачный игрец. Посмотрите на BloodBorne: зарождение Церкви и Охотников, ее рассвет, разделение, развитие и крах - все это двигали разные люди, ибо это логично. Тут все порешал Драккон. "Орлесианцы, как цивилизованный народ, стремятся внести блеск и лоск даже в самые грязные и подлые игры, сохраняя видимость традиционной вежливости, даже тогда, когда они режут чье то горло" - написано на Викии. В игре - глупо обвинять или придираться к ДА2 или ДАО - это скучнейшая стандартная локация человеческой цивилизации, аналог Франции, чтоб повеселее было. Как Туссент, бессмысленный и беспощадный.

3. Эльфы.

Отдохнули от них?) Самое время снова окунуться в пучину отчаяния, которая здесь именно эльфы. С эльфами к завершению трилогии плохо все. Скажу прямо, быть фанатом здешних эльфов у меня не получалось никогда. В ДАО они слишком уродливые, да и совершенно лишены лоска высшей расы фентэзи. Вот прямо совсем. В ДА2, благо, играть за них не дали, но редизайн уж точно не сделал их хуже, скорее если бы всех эльфов прорабатывали как Мерриль и Фенриса, подбирая и прическу, и броню, они бы выглядели очень недурно. В ДАИ они совсем стали какими-то тонкими-звонкими, но при этом никакого изящества в лицах не приобрели. И везде они ... скучные. То есть, например, в белках тоже нет ничего высокого - но они колоритны, даже без оглядки на их собратьев, Ольх. Да и чего уж там, внешне сильно симпатичнее. Но о них я знаю не так подробно, как о кое-каких ушастых еще, тоже из мира игр. ТЕСовские эльфы, наоборот, внешне еще более своеобразны, но они совсем не унылые - особенно, если почитать подробнее. Их нездоровая идея о превосходстве каждого подвида над всеми остальными и стремление к геноциду или порабощению отлично оттеняет их былое величие. Здесь же, побивая кнутом минотавров с кривой усмешкой на происходящее смотрят темные эльфы их HoMM и - поглаживая единорога - их светлые собратья. В золоте вечно увядающих лесов презрительно щурятся дети Галлеана из Disciples. Памятуя о предательстве и тумане смерти равнодушно замерли в бездействии подданные Тир-Ценделиуса из DoS. Все они, а также альтмеры сотоварищи и эльфы из мира "Ведьмака" также обладают одним качеством, которого совсем нет у эльфов Тедаса: они стремятся так или иначе действовать осмысленно и целенаправленно, а не кататься на аравелях, часто как раз по направлению сделать себя опять великими. Они не просто часто ненавидят людишек, они нападают, защищаются, страдают и пытаются сосуществовать. Мотивы мести, превосходства, непонимания и нежелания принимать чужой народ - все это глубокими, темными мазками детализирует всех их по-своему. У большей их части в истории трагедии не менее страшные, чем война за Арлатан и мнимое утраченное бессмертие, эльфов DoS вообще в пример можно ставить, им выпало ого-го от людей, притом, в отличие от серии ДА, не случайно и не сопутствующим ущербом, а ударом в спину от союзников. И никто из них не производит впечатление жалких, вечно угнетаемых и неспособных ничего совершить эльфов Тедаса. Беда даже не в том, что они такими выписаны изначально, беда в том, что их к этому привели, при этом, словно в насмешку показав, что эльф, в котором нет ни почтения к культуре народа, ни слепого поклонения заветам предков, ни стремления воевать за мифическую свободу - Фенрис - самый колоритный персонаж из них всех. Надеюсь, что в комиксе его не попортят.)

Пациент скорее мертв, чем жив: что в серии DA испорчено безвозвратно

А теперь еще, вдобавок, рассказав историю Соласа, их сделали совсем бедными-несчастными, да еще и неблагодарными обиженками, готовыми убивать своих вчерашних хозяев - и всех невинных заодно. Можно ли это исправить? Практически что нет, потому как за три части ситуация достигла апогея, и отрицать накопленные истории и персонажей не получится никак. Процитируем как раз того же Корифея, обращающегося к Лавеллан: "Мы в своё время называли таких, как ты, "раттус". Вы ничто. Раса сопливых трусов, сникших перед мощью Тевинтера!"

4. Корифей.

Мне никогда не казался интересным антигероем или злодеем - да даже персонажем - Архитектор. Идея у него была так себе, на мой взгляд, да и в целом, его, так сказать, подвело место появления - ну, не нравится мне ДАО, потому и ДАА понравится не могло. Более того, если посмотреть на историю, то это история провала за провалом, и совершенно нереалистичные люди, которые десятилетиями жили в страхе перед Мором, а тут внезапно захотели сами сродниться с Порождениями. И, не забывайте, что обычная сбрендившая селянка, ставшая маткой, обставила его, одного из магистров, в его же войне, но Архитектор - пункт в ином списке. А тут выходит "Наследие", где на Хоук(а) буквально вываливают всю правду о отце - и о таком маститом Порождении тьмы. Более того, при первой встрече Корифей очень неплох и даже классно визуально сделан, и мне искренне жаль, что с ним нельзя мирно побеседовать. То есть, он и интересен, и при этом вполне качественный злодей, хорошо демонстрирующий все непонимание настоящей ситуации и намерение продолжать свой путь, а также очень неплохо геймплейно воплощенный, ибо за вычетом тупок нпс (в камнях под огненным потоком иногда) битва с ним в меру сложна, но не скучна. Отдельно похвалю и финал квеста - Корифей показывает себя умным, дальновидным противником, способным спрятаться, готовым переждать, а не лезть против героя, поняв его превосходство, даже более крутым, чем Архидемоны, ведь ему не нужно случайное Порождение, он и в Страже воплотиться способен.

Но, конечно, что, кроме Хоук, хорошего могло перекочевать в ДАИ и не в форме текста?.. Корифей из Инквизиции - словно иной персонаж, радостно собравший вообще все штампы, что мог. Его даже заочно очеловечили, прописав терпимость и даже заботу к рабам, стремление укрепить веру и поиск способов по достижению этого, а его отрешение от мира и близких стало следствием осознания проблем Империи радеющего за нее же патриота.

4. Фен Харел.

Просто Фен Харел. Из локиподобного, интересного, крутого и опасного божества, в реальность которого действительно невольно верилось, стал лысым нытиком за справедливость аля Андерс, ровно также не понимающим своих ошибок и смотрящим только в одном направлении, по его мнению правильном. Напортачил с Завесой и сбежал, напортачил со Сферой и тоже бы сбежал, да уже очевидно некуда. Собирается вернуть своим соплеменникам былое величие, но сам их совершенно не уважает, притом, страдания и уничтожение всех остальных рас лицемерно называет неизбежным злом.

Прежде чем говорить о его проработке, как персонажа, давайте зададим краеугольный вопрос: а откуда, однако, в пантеоне эльфов вообще мог взяться такой бог?Удивительное дело, но Локи у скандинавцев не один такой, гм, сомнительно добрый. Жестокие, кровавые времена, племена и их отражение - боги. Если обратиться к произведениям игровой индустрии, все еще проще: Ваха, с ее "Больше крови богу крови", Эллиниллом и Императором, широчайший список из Pathfinder, где однозначно хороших богов практически нет, да и в PoE мало тех, кто совсем ни в чем не вызывает вопросы. Здесь же прямо ванильный набор - почти весь пантеон либо строго положительный, либо нейтральный, это вообще не похоже на что-то реалистичное, ведь даже у миролюбивых индусов или философских японцев среди сверхсуществ ого-го всякого крипово-жестокого народа по типу Кали. Так вот, с чего у эльфов в их списке появился персонаж, который даже для молитвы не подходит, да и в целом выглядит чужеродно?..

Но Создатель с ними, со странностями появления подобного существа, сама история Соласа не вызывает ничего, кроме истерического смеха. Значится, шлем всю божественную суть лесом, боги теперь всего лишь маги (ох, потешить самолюбие умеете-с), и, значит, посмели себе сильные повелевать слабыми и, страшно подумать, угнетать их - не, ну, Солас-то, конечно, будет с ними наравне, то-то он так нос от них воротит, даже от Лавеллан. При том, гм, история Митал во всем этом цирке очень сильно походит на историю Маргулис из Warframe, разве что там дама воевала против убийства (вполне конкретного), а не угнетения... и тоже за это поплатилась. Все становится веселее, когда по ходу игры понимаешь, что во всех бедах эльфов виноват сам Солас, а не люди, которых эльфы резали и презирали столько столетий, а их за все это резали и полонили заслуженно, да и в целом, спасибо ушастому за то, что весь магический мир тоже теперь вынужден иметь дело с Завесой.

Как гласит история, Солас опасался, что боги уничтожат мир - и, видимо, решил это сделать сам. Внезапно(!) весь его план оказался крайне провальный, и внезапно Солас оказался не готов к этому и расстроился настолько, что решил, что второй раз у него почему-то получится лучше - вкупе с новым геноцидом. За всю историю персонаж показывает себя недальновидным, эгоистичным и , полным лицемерия и каких-то почти детских обид, триггерящийся как Андерс при виде страдающего друга-духа. Какие эмоции должен испытывать игрок к нему? Жалость или понимание? Разве что в какой-то параллельной вселенной. Если такова будет история, я с огромной радостью убью его в ДА4.

5. Стражи.

Опять же, Стражи мне всегда казались совершенно унылым орденом от и до. Еще и почему-то у фанатов популярным и боготворимым. Но при этом я ошибочно думала, что они хоть когда-то такими не были, представляя фронтир, первую линию обороны простых селян от зла. Если посмотреть на историю Ордена в истории же игр, то это адепты принципа "откопал что-то страшное, не справился, утаил, забыл, все огребли проблем". Тот же Архитектор, тот же Корифей. Дров в топку подкидывает и Фиона, да и тот факт, с какой готовностью они поддаются чужому влиянию удручает. И нет, то, что они, мол, подвержены этому сильнее, не вызывает уважения - "подвержены сильнее" и "поддаются" как раз логично и недостойно. Несмотря на то, что игра интенсивно сует в лицо игрока то, что в рядах Стражей и королевские бастарды, и оболганные аристократы, и просто аристократы, выглядит их рекрутинг больше как легализация маргиналов, всеобще презираемых и бесполезных всегда, кроме как во время Мора. Все игры говорят о их былом величии, но никогда ничего подобного не показывают, все игры Стражи - самые ненадженые, самые противоречивые существа, которые еще и обрекают рекрутов на мучительную смерть в почти всех случаях, поскольку держат в тайне и "особенности" Посвящения.

Пациент скорее мертв, чем жив: что в серии DA испорчено безвозвратно

Потом БиоВары еще сами себе выстрелили в ногу, введя в повествование Фиону (которая, кстати, вообще портит всю сюжетные ходы, до которых дотрагивается), излечившуюся от Мора. Их могли вывести оплотом сопротивления Корифею в Иеквизиции, но нет. Три части организации, которая может только напортачить - что может быть лучше?

6. Варрик.

Без кривизны душой Варрик до ДАИ - самый крутой гном из мною виденных в играх и фильмах. Гимли - все-таки дворф, а Джубилоста тогда еще не написали. Рациональный, ироничный товарищ Хоук, без преувеличения с которым у главного героя уникальная синергия. Только с Хоук(ом) этот персонаж раскрывался полностью, играя и яркими, и темными тонами. Тетрас в ДА2 - это делец, благодарный, но не такой уж благородный, не навязчивая курица-наседка над всеми, а язвительный присматривающий сыч.

Уже в комиксах (я едва осилила The Silent Grove и Those Who Speak, спасибо, что на Викии есть пересказ остального) его наличие было очень, очень лишним, тем паче, что друзьями ни с Изабеллой, ни с Алистером он не мог быть. Это было очень ярко показано в ДА2 - Варрика со всеми сопартийцами связывает только Хоук. Как и всех там, что крайне заметно по ДАИ и по длц с Таллис, которая выглядит абсолютно лишним персонажем. Что мы получаем в ДАИ? Ему зачем-то вверили чувство вины за Бартанда и идола, зачем-то "оживили" Бьянку (еще в комиксах, но там это можно было списать на кошмар), потому как, имхо, он вполне отлично смотрелся с упоминанием Бьянки как капитан Коломбо - с упоминанием миссис Коломбо, она вроде и есть - а вроде и нет ее в сюжете.

Персонаж выглядит даже не уставшим, а вот то-самое-слово, будто его уже не интересуют истории и небылицы, притом, по сути все, что его так сильно поменяло - это взрыв Конклава, так как Варрик в кресле на допросе Кассандры и Варрик Инквизиции разделен только этим событием. Если всю игру он носится с Коулом, и напоминает уныленького ворчуна, то в длц кто-то сказал об этом разработчикам, и они резко решили выкрутить ползунок в противоположную сторону: теперь Тетрас превратился в шута, притом, несмешного, и сцена с ключом от города - апогей безвкусицы. Занятный момент: цитата из Викии "Как ни странно, несмотря на печальную роль Защитника/цы в бунте Круга Магов Киркволла и начале войны, сама книга была воспринята читателями как совершенно другая история, не имеющая отношения к тем кровавым событиям" - ничего странного. Всю эту скучную гражданскую войну выпестовали к третьей части, а для Хоук это действительно несущественный фон. Варрик в Инквизиции - грустная, неуместная пасхалка, обусловленная больше фансервисом, чем необходимостью.

7. Кун и Кунари.

Кунари, представленные в ДАО только Стэном, были какой-то жалкой пародией на орков. Кунари в ДА2 были совершенно офигенны, пардон за мой французский, колоритны и внушительны, Аришок - пример уважаемого антагониста для многих сценаристов... до момента с эльфами и его развития в длц. Кунари в ДАИ просто невзрачные, представленные либо наглухо отбитыми фанатиками, либо Быком, который от бытия кунари ничего не приобретает, кроме шуток про его рога. Если на момент для игрока ДАО они были просто сказочками, то на момент ДА2 превратились в вполне серьезную угрозу, которая ясна и очевидна, но при этом понятна и не пошла. Увы, к ДАИ это откровенно задолбавшее явление, которое где-то там осаждает Тевинтер, и я болею за Тевинтер, если что. Когда Аришок говорил Хоук, что не может ей объяснить больше, чем она способна понять, это было уместно и сопровождалось, так сказать, нормальным разговором до и после. В Инквизиции коситы буквально спамят лозунги и цитатки из своих книжек и учений, когда это уместно или неуместно, истребление которых приносит ого-го как много веселья. Потому что из людей они стали тем самым, чем и говорили - просто инструментами, несущими копье или меч, они и не должны существовать на той территории, к которой не имеют отношения, они не личности и даже не представители своей культуры.

Пациент скорее мертв, чем жив: что в серии DA испорчено безвозвратно

Также принятие на равных в Кун всяких там эльфов и прочих напоминает какой-то цирк, лишивший колоритности целую расу-тире-организацию. Возможно, игра свернет в сторону того, что кунари действительно не есть одно и то же с косситами, и что у них война, покажут косситов как-то иначе, например, миролюбивыми философами типа Брунен-Джи из Lexx, но скорее всего, нет.Также отмечу, что всем без исключения фиялочкам от стана магов в игре не мешало бы хотя бы недельку походить как саирабазы, в цепях, с пусть магически, но зашитыми ртами, наверняка, их восприятие несвободы Круга очень бы сильно поменялось.

8. Вся религия как таковая.

Подытожу то, что по кусочкам было сказано выше. Поломав полностью религию эльфов, авторы замахнулись на святое в прямом смысле для людей игры - андрастианство, и ладно бы это были истории по типу тех фанатских домыслов, мол, Андрасте-то была магом, которая стала Одержимой, и слышала она далеко не создателя (параллели с Жанной д Арк очевидны чуть более, чем полностью) или предположение, что Митал вселялось и в нее тоже. При этом же, видимо, мозжечком осознавая весь пипец, что они творят, сценаристы задним числом насаждают еще каких-нибудь мистических существ: Забытых у эльфов, что коррелирует с тем, что боги пантеона ушастых по их же верованиям - не создатели мира, Титанов у гномов, которые тоже отлично рвут шаблон Камня и Совершенных, и... ничего у людей, кроме того, что не магистры разорили Золотой город, но не отрицая параллелей, что Создатель - тоже всего лишь маг. Очень интересно смотреть, как эпические истории и светлые или мрачные легенды, святые войны и благие дела во имя того или иного божества превращаются в ничто, когда новая трактовка оказывается на уровне дешевого газетного чтива? Спойлер - нет.

Ну, вот, можно сказать, основные моменты, которые, на мой взгляд являются тотальным и законченным провалом для трилогии и сопутствующей ей продукции, созданной для вымогания денег. Все за редким исключением зло в мире Тедаса, кстати, почти во всех случаях - вина книг или комиксов. Поправить эти моменты без переписывания огромного куска сюжета, которое вызовет просто отрицание и непонимание уже в новой части, на мой взгляд невозможно.

P.S. А еще "Челюсти Гаккона" настолько интересные в кавычках, что я в упор не помню, в чем так глобальная интрига. Возможно, только в получении кровати в авварском стиле.

1010
1 комментарий

DA2 умудрялась сочетать в себе ощущение вовлеченности в происходящее с относительной реалистичной локальностью происходящих событий. Вариативность действий ГГ и его отношения с сопартийцами (куча диалогов после каждого второго события) заставили меня на какое-то время вернуться в славные времена происхождения трилогии ME, засиделся почти до утра пару раз, как прежде. За это даже простил однотипность коридоров, просто снизив сложность и забив на бои. После ME и DA2 ничего похожего больше не встречал

Ответить