Разбираемся, что за Sweet Baby Inc. и что происходит в индустрии

Логотип компании.
Логотип компании.

Решил подробнее рассмотреть и отчасти структурировать то, что происходит сейчас в игровой индустрии и как маленькая нарративная студия связана со всем этим. По большому счету, статья — компиляция фактов и изложение произошедших событий. На сайте я видел лишь отдельные заметки, а не один общий материал.

Но прежде чем переходить к этим самым событиям, стоит вспомнить скандал десятилетней давности: первый Геймергейт. История выросла из обвинений в конфликте интересов в адрес женщин, пишущих об игровой индустрии. Впоследствии тема быстро поменялась на обсуждение проблем, связанных с гендерными стереотипами в компьютерных играх, а конкретнее — мизогинии и сексизма в культуре компьютерных игр.

Пересказывать все эти события в деталях нет смысла. Если интересно или хочется освежить в памяти, то лучше ознакомиться со статьей, хотя бы, на Википедии. Просто держите это в уме, часть имен тех лет можно встретить и сейчас.

С чего всё началось?

Началось все со страницы куратора “Sweet Baby Inc detected” в стиме. Ее создал игрок из Бразилии; на ней он отмечал игры, в разработке которых принимала участие студия Sweet Baby Inc. Информация бралась из официальных источников: например, с сайта самой SBI.

Изначально страница была не популярной: около 1 тысячи подписчиков. Ситуация начала кардинально меняться, когда один из сотрудников Sweet Baby Inc. обратил внимание на эти рекомендации.

Твиты с призывом репортить страницу.
Твиты с призывом репортить страницу.

При том, что вся информация была взята из открытых источников, сотрудница SBI Крис Киндред призывала “отменить” игрока и репортить его страницу. Иронично, но в итоге именно ее страница была заблокирована в Х (правда временно). Более того, на википедии появилась страница компании, где можно увидеть полный список игр, на которыми работала SBI, а также краткий экскурс в события последних дней.

От ряда игроков в стиме появились треды, защищающие SBI, ведь если вы против, то вы расист.

Как итог, в кратчайшие сроки количество подписчиков куратора выросло до 50 тысяч. Сейчас на страницу подписано и вовсе более 280 тысяч человек.

Страница куратора в Steam.
Страница куратора в Steam.

Кто такие Sweet Baby Inc.?

Давайте разберемся, кто такие Sweet Baby Inc. и как они сами себя позиционируют.

Sweet Baby Inc., согласно их веб-сайту, — это студия разработки и консультирования по повествованию, базирующаяся в Монреале, миссия которой — «рассказывать более качественные, более чуткие истории, одновременно обогащая и делая видеоигры разнообразнее».

Если коротко, то студия разработки заключает с ними контракт на проверку своих проектов и определение того, соответствуют ли эти игры квоте разнообразия и инклюзивности. SBI работают над всем: сюжетными линиями персонажей, представлением персонажей, направлением повествования, чувственного чтения и многого другого.

Они, впрочем, недавно корректировали свой сайт, меняя описание, он не работал, но это мелочи. А вот что не мелочи: основатели студии, в частности, Ким Белайр. В 2019 году в рамках GDC она выступила с докладом “Репрезентация как инновация”, где можно было встретить такие слова и фразы: ядро игр, белые цисгендерные мужчины, привередливые дети, привыкшие к одному и тому же (приблизительно 17-я минута). Или следует поощрять сотрудников, ”пугая” свои маркетинговые команды, чтобы получить то, что хочешь. (приблизительно 24-я минута). Доклад получился интересным и позволяет составить мнение об сотруднике компании и его отношении к игрокам.

Презентация Ким Белайр.
Презентация Ким Белайр.

Разумеется, странно ожидать от SBI глобальных изменений в сюжете, все-таки это вспомогательная студия. Тем не менее, можно взять для примера две новых игры, к которым приложила руку SBI — Alan Wake и God of War: Ragnarok.

В Alan Wake 2 есть второй главный герой: Сага Андерсон. В игре она агент ФБР шведского/африканского происхождения, но до Alan Wake 2 Сага была белой.

Сага Андерсон (в исполнении финской актрисы Маллы Мальмиваара) и Алекс Кейс (в исполнении Сэма Лейка) в Quantum Break (2016).
Сага Андерсон (в исполнении финской актрисы Маллы Мальмиваара) и Алекс Кейс (в исполнении Сэма Лейка) в Quantum Break (2016).
Сага Андерсон (в исполнении Мелани Либёрд) в Alan Wake II.
Сага Андерсон (в исполнении Мелани Либёрд) в Alan Wake II.

При этом Кайл Роули, разработчик из Remedy, уже открестился от того, что смена расы у Саги Андерсон в Alan Wake 2 связана с Sweet Baby. Хотя реальную причину он тоже не назвал.

Ответ Кайла про смену расы Саги.
Ответ Кайла про смену расы Саги.

В случае с God of War: Ragnarok ситуация немного иная. Игра посвящена скандинавской мифологии. Sony Santa Monica провела детальную работу над последними двумя играми и прекрасно знала происхождение и внешний вид людей, которые происходят оттуда. Тем не менее, Ангрбода кардинально отличается от своих собратьев.

Скриншот из открытого источника.
Скриншот из открытого источника.

И еще до скандала с SBI, Мэтт Софос, нарративный директор Santa Monica, парировал, что в Старшей Эдде не указан цвет кожи у йотунов и вообще это мифологические персонажи.

Выводы каждый делает сам.

Так или иначе, подход SBI заключается в «улучшении» игры и отстаивании разнообразия и инклюзивности. Это очень близко к подходу ESG / DEI, впервые предложенному BlackRock и Vanguard, с упором в основном на видеоигры и связанные с ними медиа.

BlackRock и Vanguard

Здесь надо оставить небольшой комментарий о том, что это за компании и какое отношение они имеют к игровой индустрии. BlackRock и Vanguard, два крупных инвестиционных фонда, контролируют значительную часть глобальных активов. Это инвесторы, они вкладывают деньги в компании и ожидают прибыль. BlackRock — это крупнейшая в мире компания, занимающаяся доверительным управлением, по размеру активов.

BlackRock активно продвигает принципы ESG/DEI:

  • Environment, Social, Governance – ответственное отношение к окружающей среде, высокая социальная ответственность, высокое качество корпоративного управления
  • Diversity, equity, and inclusion – разнообразие, справедливость и инклюзивность.

BlackRock хочет, чтобы компании меняли свое поведение и отношение, о чем рассказал СЕО компании Ларри Финк в интервью о критериях инвестирования для фирмы.

Поведение должно измениться... Это то, о чем мы просим компании. Вы должны принуждать к поведению. В BlackRock мы принуждаем к поведению..
Ларри Финк, СЕО BlackRock.

Таким образом, если компания не будет следовать DEI, ни о каких инвестициях не может быть и речи. А многие ААА-проекты держатся как раз на инвестировании: на разработку того же Spider-Man 2 потратили почти 300 миллионов долларов. И что мы имеем в игре? Противоречивый геймплей за Мэри Джейн и акцент на смещении Питера Паркера в пользу Майлза Моралеса.

Меняйтесь или не получите денег.

Реакция журналистов

Практически сразу последовала массовая реакция журналистов, которые стали писать статьи, объясняющие, что на самом деле все не так, что SBI не портят игры, а наоборот делают их лучше и вообще, вы, игроки, все не так понимаете.

Общий посыл заключается в том, что маленькая нарративная студия находится под атакой троллей, ультраправых, является жертвой тысяч человек, которые призывают бойкотировать игры, над которыми работала SBI. Но сама-то компания не сделала ничего плохого, она хорошая и является жертвой консервативных теорий заговора.

Вот, например, статья в The Guardian о том, индустрии нужно противостоять ультраправым троллям. Или статья о MarySue о том, что SBI подвергается нападкам. Или статья PCGamer, что SBI стала мишенью мишенью для "анти-повесточных" игроков, потому что она предлагает консультационную работу и это нормальная практика в индустрии. Или вот статья немецкого GameStar о том, что страница куратора в стиме разжигает ненависть в адрес одной небольшой компании.

Хотя, наверное, самым интересным можно назвать “расследование” журналиста Котаку Алиссы Мерканты. Она пришла в дискорд-сервер Sweet Baby Inc. Detected Discord, представилась журналисткой, поудивлялась, что в дискорде все сидят под никнеймами и аватарами, а не своими настоящими именами и фотографиями, и через час оттуда вылетела.

На днях некоммерческая организация Take This, занимающаяся продвижением идей равенства и инклюзивности, а также пытающаяся сделать игровую индустрию безопасной для разработчиков и самих игроков, подключалась к ситуации и призвала студии и представителей индустрии объединиться в борьбе с геймерами, компаниями и организациями, недовольными играми Sweet Baby Inc.

Что еще?

Игровой директор новой игры про Black Panther, бывший сотрудник SBI, в прошлом отказывала в работе белым людям, например. Или вот еще твиты одной сотрудницы SBI — пользовательницы Х с никнеймом legobutts.

Скриншоты legobutts.
Скриншоты legobutts.

Или вот информация о том, кто финансирует SBI и кто причастен к этому. К одной из компании относится сестра Алека Холовки — разработчика игр Night in the Woods и Aquaria, который ушёл из жизни в 2019-м году после обвинений в домогательствах со стороны Зои Куинн — по имени Эйлин Холовка. Подробнее про Алека можно почитать в рамках истории первого Геймергейта.

Из самого последнего, что произошло — на ситуацию обратил внимание Илон Маск, отреагировав на эпизод из стрима Grummz, бывшего сотрудника Blizzard, который беседовал с сотрудниками других студий и рассказал про ESG и раздутые бюджеты студий. Об этом и других интересных фактах можно прочитать в отдельной заметке на DTF.

David Bedard, соучредитель Sweet Baby Inc., рассказал о сложившейся вокруг компании ситуации на LinkedIn. И заодно посоветовал пообщаться со своими маргинализированными коллегами в индустрии, а то мало ли они не в порядке.

Скриншот его заявления.
Скриншот его заявления.

Послесловие

Предпочту не делать как таковых выводов. На мой взгляд, еще рано: ситуация вряд ли затихнет сама собой и нас скорее всего ждут другие интересные новости.

Забавно то, что ничего бы из этого не было, если бы сотрудник SBI сам не начал раздувать этот конфликт и форсить “отмену” куратора. В конце концов SBI уже всплывали на форумах, когда люди обсуждали Сагу Андерсон из Alan Wake 2, и такой массовой реакции, как сейчас, не было. Да и таких студий, как SBI, скорее всего, гораздо больше; просто сейчас в инфополе попали именно они.

Скриншот Котаку из <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fkotaku.com%2Fsweet-baby-inc-consulting-games-alan-wake-2-dei-1851312428&postId=2559895" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">статьи</a> о том, что игроки все неправильно понимают о SBI.
Скриншот Котаку из статьи о том, что игроки все неправильно понимают о SBI.

Мне по большому счету все равно, насколько разнообразен состав разработчиков, я просто играю в игры и хочу, чтобы там был хороший сюжет и хорошие механики. Я спокойно отношусь к персонажам разного цвета кожи, но я не люблю, когда в угоду каким-то квотам или нормам уже существующих персонажей меняют. Меняют не потому, что это сюжетно обоснованно или это дает иное раскрытие образу, а просто потому, что по нормам должно быть разнообразие. Придумывайте новых персонажей.

Если ситуация с финансированиям ААА-игр обстоит действительно так, если студиям действительно нужно следовать DEI и это не ультраправая теория заговора о BlackRock, то тогда я предпочту смотреть на сегмент АА-игр. Там есть такие игры как Helldivers, The Finals, Last Epoch, Palworld и другие. Хотя кого я обманываю, у меня в бэклоге 100+ игр, когда я там до новинок доберусь-то.

В процессе копирования я наткнулся и использовал следующие материалы:

И это не считая всех тех ссылок, что приведены в тексте выше.

Спасибо за внимание, а я тем временем вернусь в свой тг-канал, где меня ждут новости Bethesda, нераскрывшийся за 50+ часов Starfield (к созданию которого, кстати, SBI тоже приложило руки, хотя там проблемы совсем в другом), моддинг, Древние Свитки и вот это вот.

Заходите, если что.

497497
299 комментариев

Третий час ночи, вот и пришла пора разобраться в ситуации с Sweet Baby inc

114

Шутка в том что этот пост достаточно хорошо проработан и вышел вообще не в Прайм тайм.

А я вообще-то спать шёл, но пришлось перенести сон.

На обсуждение меня правда уже не хватило.

18

Это тупа лайк. Современные зумерки (как и я) не застали СССР, где Партия решала как тебе жить и как тебе думать. Вот теперь одна из таких Партий это Black Rock.

Кушайте, не обляпайтесь.

81

Чувак, сейчас с гааязывнтем и цензурой хуже, чем в СССР. Это я тебе говорю как чел, котрый успел там прожить 17 лет жизни.

33

Коммунизм откуда не ждали.

3

Fuck A̶r̶a̶s̶a̶k̶a̶ black rock