Секреты Bioforge 26 лет спустя
Не все версии одинаковые
Игра компании Origin выпущенная в 1995 году произвела фурор. Мало кто знает, что на разных сайтах, где собирают копии старых DOS игр, есть версия, которая заслуживает отдельного внимания так как это Beta версия работающей игры и из этой версии не вырезан работающий редактор, которым пользовались сами разработчики при создании этого шедевра. Сам редактор выглядит вот так и его можно запустить сейчас в простом DOSBOX. Конечно сейчас это выглядит жутковато, но скорость с которой он работает просто космическая по сравнению с тем, что было 26 лет назад. Да и что говорить ведь не у всех были 8 мегабайт оперативной памяти. И чтобы запустить этот шедевр приходилось изрядно помучиться вычищая память от различных переключателей раскладки русского языка, драйвера поддержки CD-ROM приводов. Редактор мог вообще упасть от нехватки памяти, что он и делал на 4 мегабайтах, поэтому пользовать им было просто невозможно.
Игра работает в разрешении 320х200 как и сам редактор. Весь уровень состоит из невидимых для игрока объектов коллизий в виде набора параллелепипедов. Вся навигация по карте в редакторе осуществляется стрелками клавиатуры, а мышка в редакторе для работы с модальными окнами, меню и выбором элементов для редактирования.
Так выглядит одна из камер показывающая нам уровень игры. Изображение для камеры просчитано заранее на другом мощном компьютере так, что нам показывают только картинку и под эту картинку подгонят перспективу камеры и угол обзора. Как раз виден скелет уровня - объекты коллизий. Положение и размер объектов так же изменяются стрелками клавиатуры.
В игре действительно присутствует революционная скелетная анимация. Для того времени это был прорыв.
О реверсе слово...
В игре много различных ресурсов причем все они не имеют хитрых форматов или упаковщиков, а скриптовая часть вообще написана почти открытым текстом и из релиза, так и не убрали комментарии разработчиков. Что даем нам заглянуть внутрь некоторых проблем с которыми столкнулись разработчики тех лет.
Примерно 14 лет назад человек по имени Тим Компорт (Tim Comport) распотрошил все ресурсы игры и сделал доступный каждому инструмент позволяющий посмотреть модели, видео, все камеры, послушать звуки и midi файлы из игры. К сожалению старый сайт Тима недоступен, но Internet Archive помнит его и помнит все содержимое включая сам инструмент. Который на новых версиях Windows может не корректно работать.
Тим Компорт выступал на NDC в 2019 и 2020 годах по теме реверса, в результате чего появилась компиляция записанная в виде отдельного видео. Н видео Тим показывает некоторые приемы реверс инжиниринга, а в конце ролика показывает те самые забавные комментарии, которые разработчики не удали из релиза, связанные со слабым железом того времени.
Двухскоростной привод CD-ROM, не позволял проигрывать видео размером 320х200 с приемлемой скоростью. Так что разработчикам пришлось замедлить скорость показа для того чтобы медленные приводы успевали прочитать следующий кадр с CD-ROM чтобы избежать рассинхронизации со звуком.
В файлах сохранения игры можно найти упоминания написания ядра неким T.Zurivec - это действительно Tony Zurovec из Origin который сейчас директором Persistent Universe Star Citizen's Его уже упоминали в статье про игру No Remorse. Видно, что и к Bioforge он тоже приложил руку причем к написанию ядра. Как-то странно один из пациентов доктора Мастабы очень на него похож.