Прототип, которого никогда не было — Strakka S103B

И про те, которые всё-таки были.

Рендер виновника этой простыни
Рендер виновника этой простыни

Strakka Racing за время своего существования успели покататься и в классе LMP1, и в LMP2, и в GT1, даже в GT3. Они побеждали в Ле-Мане (LMP2 в 2010), и в 2018 они были чемпионами Blancpain Endurance в классе Pro-Am, но в начале 2020 команда прекратила своё существование, так как хозяину команды (по совместительству главному гонщику оной) запретили участвовать в гонках на 4 года.

В LMP1 команда каталась с переменным успехом – в 2009 на Ginetta-Zytek и в первых двух сезонах WEC на HPD ARX-03 (читай — на Honda), после чего пересели на LMP2 в надежде привлечь какую-нибудь марку.

Ginetta-Zytek
Ginetta-Zytek

2010 год выдался для команды удачным, но на следующий год «баланс производительности» слишком сильно задушил машину, да и организаторы опять понизили допустимую планку расходов. Strakka это не очень понравилось, тем более что в 2012 начинался первый сезон WEC, куда и двинулась команда, уже на LMP1.

HPD (Honda Performance Development) ARX-03a
HPD (Honda Performance Development) ARX-03a

В 2012-ом прототипы Honda использовали узкие передние шины, в то время как заводские команды ехали на широких, предназначенных для гибридов. На следующий год Мишлен перестал делать узкие шины машину немного доработали для широких шин, добавив также усилитель руля, а также улучшили подвеску и немного поменяли распределение веса. Но жестокая реальность такова, что негибридные машины частных команд не могут использовать по-полной шины, предназначенные для гибридов. Эта проблема преследует WEC и по сей день, хоть и в сезоне 19/20 её «решили» (задушив последний заводской прототип до такой степени что его обгоняют младшие классы). Не помогло и новое ограничение по использованию топлива для негибридов. Таким образом, Strakka пришлось выбирать один из двух стульев – либо дальше плестись без шансов на победу, либо уйти.

Новая надежда

Тут команде подвернулся интересный вариант – один из сотрудников команды ранее работал с Dome, и предложил Strakka то же самое. Тут по команде сильно ударила авария Джонни Кейна, ремонт после которой оказался той еще задачей из-за малого количества деталей. Так что для экономии команда решила пропустить сезон 13 года и строить LMP2 для 2014 года.

В результате появилась Strakka-Dome S103, Strakka сразу взяла к себе две машины, а в 2015 их собирались предлагать маленьким командам, для которых Strakka обслуживала машины и давала детали. Так планировалось отбить траты на разработку машины.

Но всё, разумеется, пошло не так. Dome не уложились в дедлайн, а когда первую машину наконец-то привезли, оказалось она слишком тяжёлая, сплиттер давал много сопротивления, но не прижимной силы, а задняя часть слишком низкая и просто не работала. Выступать на таком было нельзя.

Strakka-Dome S103
Strakka-Dome S103

Главной проблемой была нехватка ресурсов. У Dome была аэротруба в масштабе 40%, большая команда инженеров, куча лабораторий и станков чтобы делать всё что угодно. К сожалению, в момент между первым визитом на базу Dome и заключением контракта, аэротрубу успели продать Тойоте. Хозяину Dome в какой-то проекте перестал быть интересным, а поэтому ресурсов для проекта стало меньше. Тут-то всё и полетело. Strakka заказала исследование аэродинамики, вместе с Dome переделала заднюю подвеску, а инженеры нашли где срезать 50 килограмм. Так команда смогла увеличить прижимную силу на 40% относительно сопротивления.

В 2015 машина наконец-то поехала. Strakka была единственной в LMP2, кто выбрал шины Michelin. Машина хорошо ехала круг, но не всю дистанцию гонки. В Сильверстоуне они приехали четвёртыми, но попали на подиум после штрафа одного из соперников. В Спа ничего хорошего не вышло. Команда переобулась на Dunlop, и на частных тестах они смогли проехать лучше времени поула.

В Ле-Мане всё снова пошло не по плану, команда не смогла доработать оригинальный аэропакет так, чтобы выжать из него достаточно прижимной силы. Получалось так, что либо маленькое сопротивление и нестабильность на высокой скорости, либо низкая скорость на прямой Ле-Мана. В итоге квалифицировались они лишь 14-ми в классе, в четырёх секундах от поула, а в гонке они сошли на 17 часу.

Прототип, которого никогда не было — Strakka S103B

Регламент наносит ответный удар

Strakka и Dome приходили в WEC с идеей продавать S103 клиентам, но тут АСО немного поменяла регламент LMP2, согласно которому в классе с 2017 было лишь 4 производителя шасси и только мотор Gibson. Dome в числе тех 4 производителей не входила, поэтому у машины был один путь – на свалку в музеи. Уже на Ле-Мане’ 15 Strakka пришлось придумывать новый план. Сезон они доехали на б/у прототипе от Gibson.

Тот самый прототип от Gibson. Изначально принадлежал Greaves Motorsport
Тот самый прототип от Gibson. Изначально принадлежал Greaves Motorsport

Взлёт и падение S103B LMP1

Перейдя на машину от Gibson, команда начала работать над тем чтобы превратить S103 для LMP2 в S103B для LMP1 (похожее проворачивали Rebellion и SMP Racing) для сезона '16. Это должен был быть третий заход Strakka в LMP1. Руководство убедило инвесторов начать двухлетнюю программу в LMP1, хоть и с небольшим бюджетом.

Разработка началась с переговоров в мотористами. Был вариант с надежным атмосферным Gibson. Были разговоры и об AER (этот двигатель стоял в BR1 от SMP и запомнился многим своей привычкой «подымить»), а также с Honda, которая могла переделать двигатель для IndyCar под LMP1. Схожий вариант предлагал и Ilmor, тоже из Индикара, но уже основанный на моторе от Chevrolet, который можно было брендировать как Strakka или Ilmor.

Решением стало шасси S103 с переработанной аэродинамикой и каким-нибудь из двигателей Индикара.

Рендер Strakka S103B
Рендер Strakka S103B

Симуляции показывали очень хороший результат, достаточный, чтобы проигрывать Porsche и Audi не так сильно. Однако денег было недостаточно, особенно с учётом дорожающей от года к году логистики и нескольких датчиков топлива (ценой $50000 каждый). Одни эти датчики съели $250к бюджета. Команда еще раз посмотрела на стоимость логистики и поняла, что бюджета не хватит и свернула проект. Вскоре из-за Дизельгейта чемпионат покинули Audi и Porsche, после чего LMP1 практически умер как класс.

P. S Изначально текст переводился для моего канала, но он оказался больше чем я думал, тем более что на запуске блогов я кому-то пообещал что буду писать тут про реальные гонки.

3232
6 комментариев

Комментарий недоступен

1
Ответить

Интересно, а WEC вообще живой? Реквестирую статью про гонки на выносливость и их классы, а то всё никак не разберусь.

Ответить

В коме. Я пытался полгода назад написать о нем статью, но там такой бардак из лмдхабвгд что я бросил (на время) это. Есть планы на статью про SuperGT и про GT3, но когда я их допишу/переведу не знает никто.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить