Как рассчитать объем рынка? Разбираемся на примере цветочного магазина

Рынок — совокупность всех ваших потенциальных клиентов. Это может быть страна, город, район или узкий сегмент людей, которые живут в данном районе. От размера рынка зависит, сколько вы сможете заработать на продукте или услуге.

➡ Оценить объем рынка можно с помощью показателей TAM, SAM и SOM.

🔻TAM — общий объем целевого рынка. Это максимальная возможная выручка на выбранном рынке.

TAM = Количество покупателей за год × Количество покупок за год × Средняя стоимость покупки

Например, население города — 1,2 млн человек, из них женщин — 600 тысяч. Каждая из них получает два букета в год — на день рождения и 8 Марта. Средняя стоимость букета — 3 000 ₽.

TAM 3 600 000 000 ₽ = 600 000 × 2 раза в год × 3 000 ₽

🔻SAM — доступный объем целевого рынка, доля от TAM. Или доля рынка, которая вам доступна по уровню дохода или району проживания. Рассчитывается так же, как и TAM, но с поправкой на количество потенциальных покупателей.

Вы открываете цветочный магазин в центральном районе — там живет примерно 40 тысяч женщин.

SAM 240 000 000 ₽ = 40 000 × 2 раза в год × 3 000 ₽

🔻SOM — реально достижимый объем рынка, доля от SAM. Или максимальный объем продаж, которого вы можете достичь с помощью ваших ресурсов. Рассчитывается аналогично показателю TAM, но с поправкой на вашу пропускную способность — например, это количество букетов, которые вы можете делать ежедневно.

Допустим, ваши работники могут собирать максимум 20 букетов в день. Это 600 букетов в месяц и 7 200 букетов в год.

Подставляем значения SOM в формулу, где вместо максимального количества покупателей и их заказов — максимальное количество букетов, которое вы можете собрать за год:

SOM 21 600 000 ₽ = 7 200 букетов × 3 000 ₽

Начать дискуссию