Новость враньё. Среди новостей в самом Интернете ничего подобного не появилось, хотя такая новость была взрывной. Но что ещё важнее - Сега такой ход не сделает никогда. Соник недавно вернул себе популярность. Серия фильмов имеет успех, Фронтирс был самой успешной игрой Соник Тим. Сделана куча анонсов. От подобного не отказываются.
5. Что ж, тут мои знания были несколько ограничены. Я пытался разобраться детальнее в архетипах Юнга, но не преуспел (поэтому разграничение архетипов логичное, но для меня новое). Спасибо за информацию (хотя ссылки на материалы я бы попросил). Вообще отцом Зевсом я изначально хотел и Зига назвать, так как он заботится об Элриках, как настоящая отцовская фигура. Но в мысль он не вписался, да и в сюжете его роль не так значительна, как у Мустанга.
5.2. Изначально я Розу не планировал упоминать, как Мать. Но сходство с Девой Марией навело на мысли. А в контексте Умирающего и Воскресающего Бога это сходство становится ещё интереснее (и более жутким). Вообще, когда начинаешь глубже закапываться в дерби бессознательного и невольных подтекстов, многие произведения становятся страшными и донельзя трагичными. Так было с Персона 3 - так столько сексуальных намёков и их извращений при детальном рассмотрении, что либо поражаешься гениальности сценаристов, либо задумываешься над собственным здравомыслием.
6. Дополняя свой пункт про Архетип Ребёнка, могу сказать, что Эд и Ал олицетворяют две его половинки. Эдвард - выраженный мужской принцип с феминной причёской (она слишком женская), а Альфонс - более мягкий (почти женский), но при этом его причёска характерной мужской стрижкой в сценах воспоминаний. Это странное пересечение, но я не мог его не подметить.
Про Гнева вы верно заметили. Честно, я вспомнил про него в процессе написания, но мысль для него ускользнула и я его не упоминал. А ведь он, воплощая Ребёнка Обиженного (если Эд и Ал вместе образуют Ребёнка Грядущего), также олицетворяет один из принципов архетипа - столкновение со своим прошлым и его принятие для последующего взросления (если, опять же, я правильно помню). Он выполняет эту роль для Изуми и Эдварда, но в то время как она явно неправильно понимает это послание (и по итогу поступает нерационально), Эдвард усваивает урок и по итогу побеждает Лень - свою ошибку.
Сё Аикава впечатляет - он пришёл к мыслям, связанным с Юнгом и архетипами и сделал это неосознанно. Коллективное бессознательное работает, как часы.
Мне, кстати, интересны ваши мысли об Эде-Иисусе и Умирающем и Воскресающем Боге.
Спасибо за добрые слова. Так уж совпало, что я сам изучаю эзотерику, религию, символизм. Потому подобная статья и иной взгляд на исходный материал Стального Алхимика для меня был интересным опытом.
1. Насчёт стадии Цитринитас соглашусь. В материалах, которые я читал, она обозначалась, как иногда упоминаемая (если мне память не изменяет). И думая сейчас, я понимаю, что Архетип Ребёнка - олицетворение Магна Опус. В нём сочетаются женские и мужские черты, а основа стадии Рубедо - соединение противоположностей, в том числе Солнца и Луны. С этой точки зрения Цинтринитас после Альбедо имеет смысл - обретя новую форму после Нигредо, приходит осознание этого (грубо говоря). И это открывает путь к Философскому Камню.
2. Возражений нет. Архетипы Тени и Трикстера действительно близки, но не похожи. Ну и стоит отметить, что Трикстеры также выступали демиургами, создателями нашего материального мира (из хаоса рождается порядок). Я не нашёл этому места в своих рассуждениях, но в каком-то смысле Жадность эту роль исполняет, перестраивая восприятие Эда.
3. Фрейд был учителем Юнга. Так что связь их учений (пусть даже такая своеобразная) выглядит интересной.
4. Совсем не думал об этой сцене при написании заметки. Она действительно страшная - по сути это аборт или выкидыш, что всегда было болезненной темой. И в каком-то роде (извращённом) в Альфонсе в тот момент сплетались два начала - его собственное мужское и женское Мартел. Они в тот момент будто проходили алхимический брак на путь к Рубедо, но фюрер расстроил свадьбу (и заодно лишил Элриков информации, если я не ошибаюсь, а осознание - один из аспектов Рубедо). Тем не менее Ал всё равно стал Философским Камнем.
5. К истории применимы и другие архетипы Юнга.
5.1. Отец, у которого существуют три вариации - Отец Зевс (патриархальная фигура, заботящаяся о других), Отец Кронос (жестокий и безжалостный, пожиратель собственных детей) и Отец Уран (любящий своих детей, но бесконечно далёкий от них). Первый вариант олицетворяет Мустанг с его заботой о подчинённых и Элриках, второй Кинг Бредли (он же Гордость, отец всех грехов), убивший собственного сына и свергнутый Мустангом (как Зевс сверг Кроноса), третий Хоэнхайм с его отстранённостью от собственных детей.
5.2. У архетипа Матери был другой вариант - Великая Мать, олицетворение начала жизни, домашнего очага и любви. Это, разумеется, Триша, в каком-то смысле Изуми, а также Роза с её материнской заботой о ребёнке. Сходство с Девой Марией визуально способствует этому. Ну и Лень также олицетворяет пожирающую мать, как и Данте. Причём её водная сила делает её похожей на Тиамат - богиню-мать из вавилонской мифологии, олицетворение хаоса и океана.
5.3. Эдвард и Альфонс олицетворяют архетип Ребёнка, самый важный по Юнгу. В нём сливается мужское и женское начала, сила и слабость (что уже напоминает Великое Делание). Эдвард близок к варианту Ребёнок Грядущий - оптимистичный и энергичный, преодолевающий трудности и двигающийся вперёд с силой духа. Альфонс, хоть это несколько неточно, Ребёнок Обиженный - ищущий заботы и защиты, неспособный преодолевать трудности. Ал сильно привязан к брату, в ряде ситуаций может быть беззащитен и несамостоятелен. Лишь в ходе сюжета это меняется к лучшему и он жертвует собой. Кстати, представителем этого Архетипа является Иисус.
5.4. Врата и Философский Камень в данном контексте олицетворяют Архетип Бога - высшая форма реализации себя, полная самоотдача чему-либо, стремление к Абсолюту.
6. Смерть и воскрешение Эда обретает ещё больший смысл, если знать одну из работ Юнга. Я не помню название, но там говорилось, что Иисус - Самость всего Человечества, а Антихрист - Тень всего Человечества. То есть да - Эдвард является Христом и в сюжете немало на это намёков.
6.1. Эд носит на спине плаща крест с распятой змеёй (что олицетворяет как Распятие, так и победу Иисуса над Сатаной), получает стигмы (потерянные конечности, его имя и статус государственного алхимика), он много путешествует, человечен и полон любви к другим, меняет их жизни к лучшему и учит своей философии, попутно проходя через все возможные страдания и умирая, чтобы ненадолго воскреснуть и вновь умереть ради Альфонса.
6.2. Зависть-Антихрист также имеет смысл - он первый сын Хоэнхайма и презирал Элриков (в ряде текстов Антихрист предшествовал истинному Мессии; также это роднит его с Люцифером, который был первым творением Бога и отказался поклониться человечеству, из-за чего взбунтовался), он внешне похож на Эда и его действия разрушительны.
7. Иисуса также относят к архетипу Умирающего и Воскресающего Бога, про который Юнг говорил, что он инфантильная сущность, которая жертвует своим желанием (либидо), как Митра, и идёт на смерть, как Иисус; после смерти он возвращается в лоно матери, чтобы родиться вновь и приносить жизнь и плодородие, попутно вступая с матерью в священный брак. Это описание довольно хорошо применимо к Эдварду - он отрёкся от своего желания философского камня, пошёл на смерть ради Ала, воссоединился с матерью (как Розой, так и Ленью с Данте) в символическом танце (последние две - танец мечей, которые являются издревле фаллическими символами), умер и воскрес.
Фух... Наконец-то я выложил свои мысли по этому поводу. У меня это долго копилось. И пускай я многое рассказываю по памяти и не могу всё подтвердить примерами, как вы, но это то, о чём я думал после статьи. И рассказать всё это кажется действительно освобождающим.
Я жду этого с интересом.
К слову, не могу не отметить некоторые личные заметки от себя:
1. В Великом Делании есть и четвёртая стадия - Цитринитас (Желтение). Она идёт после Альбедо, хотя может и после Нигредо. Его суть описывается, как превращение серебра в золото, обретение спокойствия, уверенности и рассудительности. И Хоэнхайм и его сыновья (с их характерными золотыми волосами и глазами) эту стадию в полной мере олицетворяют. После произошедшего с ними они обрели большее понимание, чем Данте. Альфонс и Эдвард после Нигредо, когда они неудачно попытались воскресить мать, а Хоэнхайм после Альбедо (когда сменил множество форм). Они знают цену Философского Камня и не отказываются от своей человеческой природы, благодаря чему в финале все трое остаются живы и достигают метафизической стадии Рубедо. Тоже самое применимо и к Зависти, как ни парадоксально.
2. В контексте Юнга Зависть также выступает Трикстером, причём даже более архетипичным, чем Жадность (из-за смены формы). Не помню, где, но Юнг описывал архетип Трикстера, как теневой и опасный, действующий исключительно ради своих желаний. Он "ум без чувства ответственности". И также, как в мифологии Трикстеры могли быть героями и злодеями, Зависть и Жадность олицетворяют разные аспекты архетипа.
3. Также к Зависти и Жадности применимы термины Эрос и Танатос Зигмуда Фрейда. Первый стремиться к удовольствиям и жизни (Жадность), второй к смерти и разрушению (Зависть). И оба персонажа выполняют эту роль для Эда.
4. Становление Альфонса Философским Камнем обретает ещё больше смысла, если знать терминологию. В алхимии у Философского Камня было много имён. Одно из них - Ребис и в алхимии оно означало адрогина или гермафродита, соединение противоположностей в одном деле и достижение стадии Рубедо после алхимической свадьбы (под которую попадает ритуал Шрама). Ал - мальчик, но из-за доспехов его половая принадлежность размыта.
Крайне интересный и масштабный материал, позволяющий посмотреть на сериал 2003 года с другой стороны. Даже зная о теоретическом аспекте лонгрида (что алхимическое Великое Делание накладывается на психологию и что Юнг был алхимиком), я никогда не думал сопоставить это со Стальным Алхимиком. И насколько я знаю (могу ошибаться), никто другой не давал такую трактовку. Это отличная работа и я хочу ещё.
На самом деле Persona 3 нуждается в полноценном ремейке. Игра уже откровенно старая (старее только первая трилогия Персона, считая Eternal Punishment отдельно), в ней хватает косяков (странноватый подход к социальным связям, косяки в боёвке, нереализованный потенциал сюжета вроде тех же Стрега, которые имели все шансы быть интересными персонажами). Да и будем откровенны - на фоне Golden и Royal версии Fes и Portable смотрятся так себе.
Может, Zippo и не инсайдер (доказано), но эту тему он затронул неспроста. Народ уже давно ждёт ремастера или ремейка Persona 3. Сам это замечал тут и там. Zippo видит это (а также анонс переиздания Arena Ultimax) и пытается хайпануть. Но по идее Atlus тоже видят, чего хотят фанаты. Значит, в теории могут что-то планировать, дабы стрясти побольше денежек.
Но это всё теория для идеального мира. На деле мы можем не получить ничего. Остаётся ждать других анонсов и верить с оговорками, чтобы потом не разочароваться из-за синдрома завышенных ожиданий.
Четыре статьи перечитаны кучу раз подряд... И они трогают до слёз. Вот без шуток - они написаны интересно, материал подан великолепно, а главное... Он пропитан любовью ко франшизе и в голове озвучивается очень трогательным голосом под лёгкий джазовый саундтрек Юдзи Ооно, задающий ритм всей истории. Спасибо вам, дорогой автор, за вашу прекрасную работу! Вы справились потрясающе!
Где игру приобрёл? Сам хочу это сделать, но есть нюансы.