Был там, делал это.

Был там, делал это.

Сказали мне, что эта дорога

Меня приведёт к океану смерти,

И я с полпути повернула вспять.

С тех пор все тянутся предо мною кривые,

глухие окольные тропы…

"Трусость", Ёсано Акико.

Низвержение в бан на месяц стало для меня отличным поводом допройти-таки игру, ставшую катализатором к написанию поста, который вы сейчас читаете. Есть в этом что-то символичное. Но по порядку. Больше месяца назад я выложил короткое превью по первым впечатлениям от ремейка Silent Hill 2. Кто хочет, может ознакомиться, а для тех, кто не хочет, краткая выжимка - по первому часу игра показалась мне красивой, не страшной и технически не оптимизированной. Стоит оговориться - я не какой-то залётный зумерок, позавчера открывший для себя жанр игрой Phasmophobia. Я буквально начал своё знакомство с жанром сурвайвал-хоррор первым Сайлентом в 2001 году. Надо ли говорить, что Silent Hill сформировал мои триггерные точки в жанре?

Был там, делал это.

С той поры я видел всякое - и классику уровня оригинального Resident Evil 2, и откровенный трэш в лице Countdown Vampires, и синтез жанров, как в Parasite Eve, The Darkwatch и Koudelka, и хидден гемы вроде Obscure, RE: Outbreak, Ghost Hunter и Cold Fear. Но всё же последней пройденной от начала и до конца игрой жанра, не считая номерные части RE и ремейки RE2, 3 и 4, стал The Evil Within 2. Остальное я более или менее скипал, уповая на то, что предвижу дальнейший перечень карт, которые игра выложит передо мной на зелёное сукно. Так едва не случилось и с ремейком Silent Hill 2. Я мог спокойно заскучать от первого часа блужданий по городу, перемежающихся короткими стычками с его порождениями, и убедив себя в том, что чекин в новом Сайленте тоже считается, спокойно окунуться в привычное тёплое болото старческого нытья о том, что Игорь тонет.

Был там, делал это.

По счастью, случился бан. Далее - вспышками: тёмные коридоры Вудсайд, охряное умиротворение Брукхевен, сменившееся пробником ада, тюремные катакомбы под Историческим Обществом, Лабиринт и, наконец, печальное очарование уходящих вещей в отеле Лейквью. Игра медленно, но уверенно погружала меня в лимб. То, что я делал руками Джеймса Сандерленда, точнее всего описано строчкой из песни "Нет, слышишь, нет" группы Э.С.Т. Здесь я хотел бы слегка заострить внимание на личности самого протагониста - покладистый тюфячёк в начале, истеричный невротик ближе к середине, холодный и рассчётливый садист к моменту схватки с Эдди и морально истощённый человек без воли к жизни после просмотра кассеты в номере отеля Лейквью.

Был там, делал это.

Своя арка есть у каждого персонажа игры - ни один из них не останется прежним, Сайлент Хилл всех выжмет досуха, вытащив на свет божий неприглядную суть. Неуклюжий холестериновый куль Эдди, оставляющий за собой трупы, подозрительно напоминающие самого Джеймса, Мария, на первый взгляд ищущая подтверждения своей нужности в каждом встреченном мужчине(но мы-то знаем...), Анджела, наоборот, избегающая любой интимной дистанции, Лора, девочка-маугли, если бы местом действия истории Киплинга были не джунгли, а больница и её персонал. Мэри, та самая путеводная звезда, имя которой так лицемерно не сходит с уст Джеймса на протяжении игры. Почти все они предстают перед зрителем/игроком не теми, кем являются на самом деле. Сейчас скажу крамолу, но из сюжета СХ2 получился бы отличный камерный спектакль с претензией, если убрать весь многочасовой экшен, оставив только загадки и диалоги/монологи в мизансценах смотровой площадки, кладбища Толука, ЖК Вудсайд, парка Роузуотер, причала озера Толука, кинотеатра, мотеля, больницы Брукхевен, тюрьмы, лабиринта и отеля Лейквью.

Был там, делал это.

Отдельно и теперь подробно хочется поговорить о Джеймсе. Два года назад я потерял мать. Она сгорела за год от рака. Я прошёл все стадии принятия. Я был плохим сыном. В какие-то моменты я даже желал ей смерти. И поэтому сцена с видеокассетой в отеле, когда Джеймс с усталой обречённостью говорит Лоре "Мэри больше нет, я убил её" была для меня тем самым символическим зеркалом, в которое он смотрит в самом начале, пытаясь узнать того, кто в нём отражается. "Посмотри, кем ты стал", как бы говорила мне игра, всё ближе поднося это зеркало, не давая возможности отвернуться, закрыть глаза, заткнуть уши. Не знаю, какими художественными средствами, какими актёрскими мускулами, но эмоционально сцена с кассетой безупречна в своей правдивости. Для меня это был тихий катарсис.

Был там, делал это.

Да, вся игра - это своеобразное "зеркало для героя", и она же - корабль Тесея, ведь ни Джеймс, ни игрок не остаются прежними, проходя болезненные трансформации из тех, кем они хотят казаться в тех, кем они являются на самом деле. Сгоревшие интерьеры отеля Лейквью в конце игры и пылающая "Лестница Иакова" в сцене последнего диалога с Анджелой крайне символичны. А каноничный, на мой взгляд, финал "Прощание" подтверждает тезис о том, что внутренние демоны могут стать ангелами-поводырями, если перестать цепляться за прошлое и принять правду о себе, какой бы горькой она ни была.

Был там, делал это.

Немного дёгтя в эту бочку мёда добавляет только отвратительная оптимизация, которая пока правится лишь модами. После сцены в кинотеатре мне пришлось отключить рейтрейсинг, так как фреймрейт в ней буквально падал до 20 фпс. Проведя небольшой ресёрч, я выяснил, что игра юзает глобальное риалтайм освещение вместо "запечёнки". Постоянно. В игре без динамической смены времени суток. Плюс высокополигональные меши всего вокруг, включая листья на деревьях, даже находящихся на удалении, где их легко можно заменить плоской текстурой. Кроме того, ни туман ни темнота не служат экономии ресурсов, ведь даже за их пеленой все ассеты уже прогружены, что легко выяснить, отключив модом туман или увеличив "дальнобойность" фонарика. Оживляж вносит и фреймтайм, больше всего похожий на кардиограмму больного тахикардией. Статтеры повсюду, они на стенах, как сказал бы капрал Хикс.

Был там, делал это.

За пределами технических огрехов игра великолепна. Она умело нагнетает саспенс, и если в первый час-полтора спектр испытываемых эмоций варьируется от "не страшно" и "любопытно" до "бодрит", то начиная с Вудсайда ты ощущаешь себя посетителем тематического парка ужасов в вагонетке аттракциона "американские горки", несущейся вниз. Понравилась даже боёвка, не сильно разнообразная, но вполне себе тактическая. И она всяко лучше неловкого топтания из оригинала. Словом, если в предыдущей статье о ремейке SH2 я говорил, что даже ремейк Dead Space выглядит пободрее, то сейчас я, пожалуй, поставил бы его в один ряд с ремейками RE2 и RE4. Субъективно это 8,5-9/10 и серьёзная заявка от Bloober Team. По-меньшей мере, после завершения SH2 мне захотелось перепройти SH3, что я, видимо, и сделаю, если DA: Veilguard разочарует меня окончательно.

Был там, делал это.

Я сижу в пустой тёмной комнате. По чёрному экрану передо мной под меланхоличную музыку Акиры Ямаоки снизу вверх бегут титры. Иногда мне кажется, что в плоскости экрана я вижу своё размытое отражение. Конечно же, это обман зрения, ведь IPS-панель снабжена антибликовым покрытием. Я думаю о своей матери. В моих беспокойных снах я вижу её. Порой она молодая и прекрасная, источающая счастье и покой, и я обнимаю её, чувствуя тепло и любовь. Порой - холодная, равнодушная и даже рассерженная, и я сажусь у её ног, вцепившись в жёсткую джинсовую ткань, и, плача, прося прощения, заглядываю снизу вверх, пытаюсь разглядеть её лицо, скрытое тёмной дымкой. Однажды мы обязательно увидимся. Я знаю, она будет ждать меня.

Был там, делал это.
44
16 комментариев

пока не исправят ебало гг, даже с торрентов качать не буду.

Ебало гг - литературно ебало актёра, игравшего его, предлагаешь и актёру ебало исправить?

3

Сначала свое поправь. Могу помочь

Ох ебать как же конами обанкротится, если Вася Пупкин из залупосранска не купит, эхх бля)

Чем-то напомнило обзоры этого человека. Перечитываю их иногда, больно уж хорошо пишет.
https://steamcommunity.com/id/lllllllllillilillll/recommended/

Не, у меня бы ни терпения, ни интеллекта не хватило так писать. Слишком хорош. Подозреваю, что это какой-нибудь студент литинститута так развлекается. Если не препод оного)