{"id":3922,"url":"\/distributions\/3922\/click?bit=1&hash=8f790d6f800612f54dc3fd5cde30d7599c1d564fb43b44f4cdb5e37daa11b195","title":"\u041a\u0430\u043a \u043e\u0442\u043b\u0438\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0435\u0440\u043c\u0435\u0440\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0443\u043a\u0442\u044b \u043e\u0442 \u00ab\u043f\u0441\u0435\u0432\u0434\u043e\u0444\u0435\u0440\u043c\u0435\u0440\u0441\u043a\u0438\u0445\u00bb?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"43a94a7a-c975-5627-8453-c0ce96e38181","isPaidAndBannersEnabled":false}
Mortarion

Всякое разное 2021 года

В лучших традициях Стопгейма выпускаю итоги года в феврале!

Как и в прошлый раз, в список попали не только сериалы, фильмы, игры и книги, вышедшие непосредственно в 2021, но и те, которые просто попали в поле зрения за этот год.

Кино:

Зеленый Слоник года – Маяк (2019)

Замечательный театр двух актеров, в котором можно разглядеть как поучительную историю о вреде алкоголя, так и копнуть глубже, раскопав с полдесятка интересных трактовок произошедших событий. Для тех, кто любит кино в жанре «заперли адекватного с поехавшим и понеслась» смотреть обязательно, причем строго в оригинале – такой лютый моряцкий говорок дубляж передать просто не способен.

Драка в подворотне года – «Месть Скорпиона» (2020) + «Битва миров» vs. Мортал Комбат

Фанатам по большей части новая экранизация не зашла, чему сам я был немало удивлен, ведь, если забыть, что из фильма «Мортал Комбат» формально убрали сам турнир «Мортал Комбат», идейно это отличная экранизация файтинга, и почти весь хронометраж можно наблюдать задорные, изобретательные и кровавые схватки с кучей знакомых героев… и ненужным унылым ноунеймом на центральной роли. Плюс вы еще никогда не видели настолько доставляющего Кано.

В противовес хардкорные фанаты ставили вышедшие практически параллельно анимационные адаптации. Там и сюжет сильнее придерживается первоисточника, и турнир показан во всей красе. Поле для сравнения получилось идеальным, но по итогу мне примерно одинаково зашли оба экранных воплощения. Надеюсь, они взлетят и будут получать продолжения, потому что еще раз смотреть на разборки Шанг Цунга с Лю Каном в очередном перезапуске лет через 5 уже никаких нервов не хватит.

Коричневая мораль года – «Аферистка» (2020)

По трейлерам складывалось ощущение, что нас ждет поучительный триллер о том, что быть мошенником – плохо. На центральной роли прекрасная Розамунд Пайк, продолжающая выступать в амплуа красивой, но жуткой женщины с мертвыми глазами, противостоит ей такой же жутковатый криминальный авторитет в исполнении Питера Динклейджа.

На бумаге все смотрелось отлично… а на деле получился отмороженный фильм о новой этике. На полном серьезе сценаристы, сначала рисуя бессердечную аферистку, которая ломает жизни беззащитным пенсионерам, во второй половине фильма изо всех сил пытаются вызвать у зрителя к ней сочувствие, как только ее начинает настигать абсолютно заслуженная кара. Каким образом? Прохладными заявлениями типа «Да, я ломаю жизни людям, но поскольку я противостоящая злобному мужчине предприимчивая женщина, да еще и лесбиянка, мне можно простить все, что угодно».

И чем дальше, тем более стремно становится от того, под каким углом эту историю выворачивают, изо всех сил пытаясь заставить тебя болеть за героиню Пайк (нечто похожее я ощущал на фильме «Нюрнберг», где благодаря сценарию и мастерской игре Брайана Кокса, симпатия зрителя как будто смещается на сторону… нациста №2 Германа Геринга, что конечно же полный ахтунг).

В финальной сцене, правда, ситуация выравнивается, но есть у меня подозрение, что без одного офигевшего продюсера, который прочитал последнюю версию сценария, этой сцены могло и не быть.

Разгибание колен года (кино) – «Майор Гром: Чумной Доктор»

Никогда еще так не радовался тому, что съемки ожидаемого фильма свернули и отправили на полную переделку, благодаря которой картине поменяли тон и убрали слишком уж большое количество западных культурных маркеров.

И фильм удался. Он, конечно, местами через чур упрощает все внутренние конфликты в угоду развлечения зрителя, но если изначально садиться за него, как за попкорновый фильм, а не социальный комментарий, то удовольствия можно получить массу. Российский кинорынок всегда был богат на хорошо сделанную чернуху, но вот с массовым кино у нас вечная беда. «Майор Гром» этот порочный круг успешно разорвал, пусть и провалился в прокате. Надеюсь, Bubble не опустит руки и продолжит клепать экранизации своих книжек с картинками.

Бэтмен против Супермена года – «Годзилла против Конга»

Каждый фильм этой серии – настоящий праздник гигантомана. Плюс, это тот редкий случай, когда благодаря визуализации битв чудовищ тебе ну в самом деле все равно, что происходит вокруг них (все же часто аргумент «просто отключи мозг» в отношении блокбастеров не работает и архитупой сюжет способен испортить визуальное великолепие, не в этом случае).

Единственное, что заставляет взгрустнуть – поменявшийся тон картины относительно предыдущих. Если первые две «Годзиллы» и «Конг: Остров Черепа» были Снайдеровским DC в лучшем его проявлении, то тут у нас все-таки уже какой-то Марвел… хоть сценарий тут фундаментально передран с «Бэтмена против Супермена».

Пока неясно, как именно продолжится ли Монстрверс, но даже если никак – бешеная резня Конга и Годзиллы кажется вполне приличным завершением этой истории.

Боевик года (кино) – «День Курка»

Наконец-то Джо Карнахан, автор шикарных «Козырных Тузов» и «Команды А», возвращается на стезю концептуально интересных боевиков.

Эмоциональных качелей и хитрого сюжета из «Тузов» сюда, правда, не завезли, но игра со ставшим уже мейнстримовым сюжетом про петли времени получилась вполне изобретательной, и понравилась мне куда сильнее, чем та же «Грань Будущего» или «Looper».

Фрэнк Грилло в последнее время все увереннее вливается в стан ветеранов боевиков новой волны, и я буду с радостью ждать его появления в каких-нибудь «Неудержимых 6»

Live-action адаптация года – «Бродяга Кэнсин» («Бродняга Кэнсин» (2012), «Великий Киотский пожар» (2014), «Последняя легенда» (2014), «Финал» (2021), «Начало» (2021)

Снятая слава богу не Нетфликсом (хоть и частично на их деньги, как я понял), а самими японцами адаптация, наверное, моего любимого мультфильма детства, к счастью не стала издевательством над первоисточником.

Зачастую удачный кастинг и более-менее грамотно расставленные акценты, позволившие три огромные арки манги уложить в пять фильмов, сделали свое дело. Но, главное, конечно – это сами битвы. Учитывая, какое странное сочетание приземленных самурайских поединков и «реалистичных» сверхспособностей предлагал первоисточник, представить, как это выглядело бы в «реальной жизни» было трудно, пока не появилась данная экранизация.

Что тут сказать – спасибо японцам за их фанатизм в работе, благодаря которому получилось показать в не очень-то высокобюджетных фильмах самые зрелищные драки на мечах в кинематографе, которые по интенсивности и буквально сочащемуся с экрану адреналину сравнимы с рукопашными схватками из «Рейдов» Гарета Эванса.

Из минусов – азиатская школа актерского мастерства, следуя постулатам которой частенько герои пучат глаза и орут, как ненормальные.

Артбастер года – «Дюна»

Самый ожидаемый фильм года, который после нескольких переносов вышел… в неудачное время. Неудачное лично для меня, я хотел сказать.

Из-за налетевшего на меня лютого насморка и сломанной вентиляции в кинотеатре, на сеансе «Дюны» я все три часа попросту умирал от жары, не в силах сделать вдох. Благодаря этому получилось погрузиться в атмосферу палящей пустыни Арракиса лучше, чем это мог бы сделать 5D-кинотеатр, но повторять такой опыт никому не советую.

В итоге новый визуальный шедевр моего любимого режиссера пришлось буквально выстрадать, из-за чего чувства от просмотра получились смешанными, т.к. не исключаю, что довлеющее чувство затянутости происходящего было связано скорее с чертовой жарой, а не с самим фильмом. Так или иначе, к выходу второй части я с удовольствием пересмотрю его, но пока что придется остаться слегка разочарованным.

Искренне надеялся, что для меня «Дюна» станет фильмом года, но, к сожалению, не стала.

Деды года – «Ирландец» (2019)

Очень странный фильм от мэтра Скорсезе – во многом из-за противоречивого творческого подхода, когда Роберт Де Ниро вынужден играть своего героя и в 20, и в 40, и в 60, и в 80 (напомню, сейчас ему 78, и даже в роли шестидесятилетнего мужика он смотрелся неубедительно – характерная грузная походка выдавала его с потрохами практически в каждой сцене).

Джо Пеши эта проблема коснулась в куда меньшей степени, но больше всего повезло Аль Пачино, который, при важнейшем влиянии на сюжет, присутствует на протяжении не такого хронологически большого временного отрезка, из-за чего смотрелся убедительнее всех. Джимми Хоффа в его исполнении – главная причина посмотреть данный фильм. Редко когда удается увидеть настолько живого персонажа, крадущего каждую сцену.

Но главная проблема фильма все же не в бедных почетных актерах, которые вынуждены отыгрывать юнцов. Главная беда – выбор центрального персонажа. Фрэнк Ширан – заурядный бандит, и зрителю приходится четыре часа наблюдать, как он проживает вполне заурядную жизнь паршивого человека. Если бы не три мастодонта на главных ролях, на которых интересно было бы смотреть, даже если бы они просто молча сидели в одной комнате, то фильм бы рисковал стать невыносимо скучным.

Фэнтези года – «Легенда о зеленом рыцаре»

По ходу просмотра создавалось ощущение, что я смотрю экранизацию какого-то невыпущенного романа одного из моих любимых авторов Петера Фехервари.

Одинокий рыцарь идет навстречу своей гибели через волшебный лес, и чем дальше он заходит, тем сильнее растет градус происходящей с ним шизы. Развязка при этом соответствующая.

Тот самый пример годного артхауса, наравне с вышеупомянутым «Маяком», который, пусть и оставляет тебя зачастую в недоумении, но недоумение это какое-то приятное, да и всякие неочевидные культурные отсылки потом из статей от шарящих людей узнавать было крайне интересно.

Свинячий визг олдфага года – «Человек-паук: Нет пути домой»

Вообще, чем дальше – тем все труднее смотреть фильмы Марвел. Зачастую это совершенно одинаковые картины, с одинаковой структурой, одинаковым настроением, где единственная переменная – это собственно актеры.

Но Человек-паук в этом году отошел от заколебавшего шаблона и предоставил на сверкающем блюдце такую бомбу из фансервиса, что оставил после себя только восторг от возвращения в детство. Никто другой, кроме Кевина Файги, на сегодняшний день не смог бы организовать ничего подобного, и хотя бы ради таких вот подарков всем гикам-олдфагам стоит спокойно смириться с существованием этого бездушного супергеройского конвейера.

Смешанные чувства олдфага года – «Матрица: Воскрешение»

К Матрице всю дорогу до премьеры было неоднозначное отношение. После анонса мысль была одна – «ну и зачем?». Но после зажигательного трейлера под White Rabbit, в котором Джессика Хенвик бегала по полотку, отстреливаясь от агентов, появилось какое-то воодушевление и надежда на лучшее.

В итоге Матрица вместо продолжения предложила в первой половине очень смешной стеб над нынешней киноиндустрией, но во второй половине включила серьезность и укатилась в копирование первой части.

Так что, при в целом неплохих идеях, ближе к концу хотелось уже зевать. Главный провал тут – это экшен, которого в фильме много, но он, если не считать выкрутасов Багс в самом начале (которые так активно продавал трейлер), по уровню постановки даже близко не дотягивает до предыдущих частей, вышедших аж 20 лет назад. Да и музла нормального не подвезли.

Так что как стеб фильм удался, как рефлексия над современным социумом – тоже, но как продолжение этот фильм ощущается абсолютно ненужным.

Милота года – «Французский вестник»

Уэс Андерсон – удивительный режиссер. Дело в том, что мне вообще никогда не хочется смотреть его новые фильмы, потому что заранее знаешь, что все там будет такое наивное и нарочито-винтажное, а такая манера подачи и настроение мне не то что бы импонируют.

Но друзья и знакомые раз за разом уговаривают меня ознакомиться с его новой работой, и после нее мне всегда прям хорошо на душе. При этом если мне уже спустя неделю предложат глянуть другой фильм Андерсона, я снова начну отнекиваться. То есть плюсы и минусы его фильмов – это одни и те же вещи. Вот и «Французский Вестник» – это именно то, чего вы ждете от Андерсона, если смотрели хоть один его фильм.

Мило, лаконично, симметрично. Хоть раз ознакомиться определенно стоит. Даже если очень не хочется.

Почти фильм года – «Последняя дуэль»

Как и с «Матрицей», был дико впечатлен трейлером, и «Последняя Дуэль» после него стала почти настолько же горячо ожидаемым релизом, как и «Дюна».

Из всей фильмографии Ридли Скотта, больше всего мне нравятся его исторические фильмы. К тому же он один из последних режиссеров, кто может выпросить у студий большой бюджет на фильм в подобном жанре (они к моей печали паталогически не окупаются).

И, казалось бы, ожидания практически полностью оправдались. Шикарный актёрский состав, брутальные и кровавые схватки, переворачивающаяся с ног на голову история из-за приема с ненадежным рассказчиком. Сама дуэль достойна встать в один ряд с битвой Оби-Вана и Энакина или Ахиллеса и Гектора.

НО БЛИН!

Как же дерьмово себя чувствуешь после просмотра. Потому что, к сожалению, Ридли очень захотелось этим фильмом разрушить в пух и прах всю романтику рыцарских романов, показав, что даже защита поруганной чести жены может стать просто поводом и ширмой для решения каких-то имущественных вопросов и старых обид.

И ради этого посыла – «уважайте женщину, с которой живете», который, что удивительно, 80-летний дедушка донес так ясно и пронзительно, как не смогли сделать это молодые режиссеры, снимающие кино на «MeeToo»-тематику, была принесена в жертву вся напрашивающаяся красота истории.

Остановись он на середине, показав все проблемы в отношениях Маргариты и Жана де Карружа, но выведя де Карружа на правильные мысли, когда тот узнает об изнасиловании жены, которые закрепились бы во время дуэли – это было бы невероятно воодушевляющее, пусть и менее поучительное кино. Но де Карруж остается сволочью до самого конца. И стоит тебе выдохнуть после его победы, Скотт опять тыкает тебя лицом в его сволочизм, как бы говоря: «да, Маргарита выжила, но хорошей жизни она дождется только когда этот черт сдохнет вслед за насильником, от которого не сильно-то отличается». И от такой концовки на душе так гадко, что просто не получается сказать, что это лучший фильм года. Но он был ближе всех к этому званию в 2021 году.

Сериалы:

Война Роз под Shitty Flutes года – «Белая Королева» (2013)

В прошлом году после просмотра «Пустой Короны» понял, что загорелся темой Войны Роз, и решил поискать что-то еще про данный период. Оказалось, что не одним Шекспиром едины, есть еще и сериал «Белая Королева».

И… ну… это какой-то тихий ужас.

Снято все было явно для женской аудитории, так как большая часть сюжета посвящена амурным похождениям главных героев, а вся политика и войны постоянно идут фоном для страстных постельных сцен (кто бы мог подумать, что от вида голой Ребекки Фергюсон можно устать).

Плюс многие значимые события тут объясняют… ворожбой. Реально. Пока умелые политики, вроде Делателя Королей лорда Уорика, крутят какие-то крутые многоходовочки, главная героиня для победы просто дует на воду, сжигает какие-то там перья и вуаля – вражеская армия разбита, неудобный наследник погибает в чреве матери, корабли попадают в шторм и так далее.

Единственное, что хоть как-то оправдывает существование данного сериала (кроме голой Ребекки Фергюсон, конечно же) – это более исторически корректный образ Ричарда Третьего, которого в кои-то веки изобразили не аморальным властолюбивым горбуном, а тем, у кого были все шансы стать крутым королем, но против него развернули такую компанию, что оставалось только эпично погибнуть (правда этот момент все равно умудрились просрать, потому что денег на сражения не было… эх).

Комедия года – «Тед Лассо» (2 сезон)

Настоящий духовный наследник «Клиники», который, не теряя связь с реальностью, показывает крайне позитивный футбольный коллектив, от игроков до менеджеров, от тренеров до уборщиков.

И на фоне большого количества фильмов и сериалов, где чаще всего приходится наблюдать за приключениями всяких морально-серых героев или просто ублюдков с занимательной биографией, «Тед Лассо» – глоток свежего воздуха. Очень смешно, мило, а когда надо – невероятно трогательно.

Джейсон Судейкис, большую часть времени играя довольно придурковатого тренера Лассо, способен один взглядом за секунду изменить тон сцены и даже прошибить на слезу.

Второе и третье место в данной номинации отходят «Голяку» и «Почему женщины убивают», где комедия строится на все возрастающем градусе абсурда ситуаций. Тоже рекомендую к просмотру.

Боевик года (сериал) – «Банды Лондона» (2020)

Гарет Эванс – лучший режиссер боевиков на сегодняшний день, доказавший это дилогией «Рейд». Похоже, человека потянуло на что-то большее, и он решил снять криминальную драму, больше внимания уделив сюжету и героям, но не забыв при этом излюбленные приемчики.

Как оказалось, безумно драйвовые и кровавые драки и перестрелки он способен снять и без компании лучших индонезийских каскадеров. Тут, как мне кажется, промашка вышла ровно одна – боевик очень неровно размазан по хронометражу, причем ладно бы его становилось больше под конец, но все наоборот – вторая половина сериала вышла основательно медленнее первой, что разочаровало многих зрителей.

Сюжет «Банд Лондона» – гротескная, аморальная история о дележке власти между десятком влиятельных криминальных семей, причем ни у одного из героев (кроме внедренного копа под прикрытием) нет никакого морального превосходства над соперниками – тут все, даже главный герой, вызывают только ужас и отторжение.

Настоящая жемчужина сериала – это пятая серия, в которой показана осада убежища ИРА норвежскими наемниками. Если в «Рейде» в свое время Эванс показал лучшие драки в кино, то тут, без всяких скидок на сериальный формат, показывает лучшую перестрелку, что я когда-либо видел. От натуралистичности происходящего меня буквально трясло до самых титров – то ли от адреналина, то ли от возмущения несправедливостью происходящего. Хотя бы ради нее сериал стоит посмотреть тем, кто любит подобное зрелище, но, повторюсь, сюжет здесь – депрессивное полотно без единого лучика света.

Разгибание колен года (сериал) – «Перевал Дятлова» (2020)

Внезапно наши ребята взяли да засняли сериал мирового уровня, без всяких скидок на опыт и бюджет российского кинематографа.

Две параллельно идущих линии сюжета разделены не только по времени, но и по стилистике. С одной стороны – история расследования гибели группы Дятлова, сопровождающиеся мистическими флешбеками о Великой Отечественной, с другой – выполненная в стиле старых советских фильмов история самого похода группы Дятлова, поразительно наивная и светлая, но оканчивающаяся так, что кровь стынет в жилах.

Вообще, конечно, истории с подобным концом выглядят не очень поучительно и воодушевляюще, и после финальной серии сложно избавиться от ощущения, что тебя водили за нос всю дорогу только ради часового садистского снафф-муви под занавес, но если отбросить безнадегу концовки, «Перевал Дятлова», наверное, лучший российский сериал на сегодняшний день (как минимум технически).

11 горячих испанских друзей Оушена года – «Бумажный дом» (1-2 сезон)

Посмотрел первые два сезона – уж больно активно о нем кричали из каждого чайника, да и после немецкой «Тьмы» стало интересно, как там в европейских странах с драматургией работают.

В Испании с ней работают так, как вы и ожидаете по устоявшимся стереотипам. Грабители тут — куча фотомоделей, которые на протяжении всей операции постоянно устраивают громкие ссоры и закручивают нелепые романы. В осажденном спецназом здании монетного двора, да.

Развлечь и рассмешить, конечно, сериал вполне способен, но чем дальше идет сюжет, тем бредовее он становится. Под конец второго сезона желания включать третий не было никакого.

Перезрелый плод года – «Миллиарды» (5 сезон)

Когда я сел смотреть первый сезон, то подумал: «е мае, как я только умудрился упустить из виду такой шедевр?!». Противостояние нечистого на руку миллиардера Бобби Аксельрода и не в меру ретивого и принципиального прокурора Чака Роудса уверенно ворвалось в десяток моих любимых экранных противостояний. Два достойных соперника, которые разве что на убийство не идут, чтобы закопать друг друга.

Но есть проблема. Сюжет сериала доходит до логической точки уже во втором сезоне. Все, что происходит с третьего – это просто чудовищное в своей топорности самокопирование, неумение прописать центральный сюжет (кстати это беда почти всех сериалов производства Showtime), да еще и весьма неприятное смещение акцентов, когда Аксельрода (человека-акулу, без пяти минут социопата, ради денег ломающего тысячи судеб) начинают подавать в куда более выгодном свете, чем Роудса, который просто хочет его посадить за то, что тот, в принципе, в самом деле совершал. А уж во что превратили поначалу крутую и оригинальную линию любовную линию Чака и его жены Венди – это просто какой-то караул, написанный в угоду шипперам-домохозяйкам, которым банальный служебный роман был куда интереснее.

Стартовавший недавно шестой сезон по-прежнему выглядит напрасной тратой времени кучи крутых актеров, и даже колоритный герой Кори Столла положение дел не спасает.

Сценаристы с лучшими дилерами года – «Британия»

Если по трейлерам вам казалось, что «Британия» – это исторический сериал о римском вторжении в Британию… что ж, забудьте.

Принять то, чем этот сериал является, довольно сложно, но если вы досидите до второго сезона, то этот кораблик плавно понесет вас по своим кислотным волнам.

Это очаровательное издевательство над реальной историей, где эдакий языческий Антихрист борется за души людей с друидами, которые… в общем-то тоже заняты тем, что их развращают. Причем происходит это не столько с помощью могучих легионов, а во время упарывания всякими грибами и зельями, и последующих трипов. И как только вы поймете, что создатели даже не пытаются делать хоть что-то серьезно, сразу начнете получать от просмотренного удовольствие. Ну или выключите эту чушь нахрен. Я выбрал первое, и не пожалел (хотя второй сезон так и остался основательно лучше первого и третьего).

Сценаристы с худшими дилерами года – «Ведьмак» (2 сезон)

Знаете, первый сезон я принял более-менее благосклонно, хотя обожаю и литературный первоисточник, и игры. Дело тут в первую очередь в заниженных ожиданиях. До выхода сериала, читая интервью, у меня создавалось впечатление, что сценаристы просто возьмут за основу книжных героев и намутят какой-то свой сюжет. На деле же первый сезон, пусть и в ужатом формате, именно что воплощал на экране рассказы из первых двух книг, чего я не ожидал и чему был очень рад.

Потому и первая серия второго сезона меня воодушевила, ведь она пересказала еще один рассказ даже более близко к первоисточнику, чем это было в первом сезоне.

Но потом… потом пошло-поехало так, что я от второй до восьмой серии медленно седел, как от испытания травами, стонал, хватался за голову и спрашивал: «Н***я?!».

Казалось бы, когда сюжет из рваного полотна отдельных рассказов сходится в единую канву, создателям должно было стать легче перенести его на экран. Даже более того, ввиду неспешного повествования третьего тома, его можно было бы объединить в один сезон с четвертым и эпично закончить на Танедде. Нооооо… очередные идиоты решили, что они ни капли не хуже именитого автора и принялись творить свое, оригинальное, поэтому смотрите весь сезон на противостояние с Бабой Ягой.

Повернитесь к лесу задом и нахер идите, короче.

Из плюсов – первая серия, отличный каст Весемира, Риенса, Лидии ван Бредевоорт и Францески Финдабаир. Все.

Лучшая экранизация – «Экспансия»

Сериал, на который отныне стоит ориентироваться всем, кто желает экранизировать книги. Я прочитал первые три романа первоисточника до просмотра экранизации, и был абсолютно уверен, что сюжет упростят, да и, зная умельцев с канала SyFy (которые делали первые 3 сезона), сделают его настолько бюджетно, что смотреть будет больно.

На деле же получилась практически дословная экранизация, которая еще и смогла удачно провести куда больше центральных героев через все шесть глав истории. Да и экипаж «Росинанта» тут раскрыли, надо признать, куда глубже, чем в книге, где долгое время все внимание приковано только к капитану Холдену (правда для такой сплоченной с виду команды они больно уж часто срутся в пух и прах).

Следование первоисточнику получилось настолько бережным, что когда я сел за четвертую книгу после просмотра сериала, то понял, что мне не интересно ее читать, ведь все это я уже видел на экране.

Как тебе такое, Лорен Хиссрич?

Хайп года – «Игра в кальмара»

В отличие от прошлогоднего победителя в этой номинации («Ход Королевы») – как по мне хайп тут незаслуженный.

Раньше меня сильно увлекали сюжеты про игры на выживание, и «Игра в кальмара» на фоне всего отсмотренного и прочитанного не сильно то выделяется. Привлекает разве что все, что связано с реальным миром – показанное во всей красе социальное расслоение в Южной Корее, когда перед человеком встает неироничный выбор: на день рождения дочери подарить ей игрушку или вкусно покормить, ведь денег хватит только на что-то одно. И так живет не только главный герой, а все, кто его окружает. Вот это вызывает настоящий ужас, потому что это реальность.

А сами игры больно уж странные, потому что в них слишком большую роль играет случай (особенно ближе к концу), и лично от тебя мало что зависит. Какое-то казино. Куда интереснее в подобном жанре смотреть именно на непосредственные столкновения, как в «Турнире» и «Королевской битве», или на выживач в агрессивной среде, как в «Голодных Играх». А тут у нас что? Лижи печеньку или тебе башку отстрелят. Ну такое…

Как критика капитализма – пойдет (пусть и в очередной раз это критика, которая обозначает проблему, но не предлагает никакого решения). Как представитель жанра игр на выживание – проходняк.

Игра Престолов года – «Наследники»

Не дошедшая до большой сцены пьеса Джереми Стронга в итоге превратилась в самый обласканный критиками сериал последних лет.

Можно просто повторить название номинации и сказать, что это буквально то, как выглядела бы «Игра Престолов» в современном мире, но сходство бросается в глаза не сразу. Поначалу нужно привыкнуть к странному темпу и манере повествования, когда каждая серия – это непрекращающийся поток прекрасно написанной болтовни в практически не меняющихся декорациях. Чем-то это напоминает подход к написанию диалогов у Аарона Соркина.

Правда, как и в случае с «Миллиардами», иногда происходящее начинает напоминать вплеснувшуюся на экран графоманию, а авторы любят прокручивать одни и те же темы. Например, вопрос, кто же станет тем самым наследником, поднимается настолько часто, что начинает навевать скуку.

Но здесь хотя бы виден вектор сюжета, так что в умеренных дозах «Наследники» должны понравится всем любителям разговорных драм. Главное, не слишком налегать, иначе бросится в глаза однообразие происходящего.

Сериал года – «Аркейн»

Искра, буря, безумие, отвал башки и разрыв всего.

Честно, мои ожидания так яростно подогревали, что я садился за «Аркейн» с огромным скепсисом, и до сцены на складе в конце третьей серии восхищался визуалом, но в целом просмотр шел ровно. После третьей серии меня уже было не оттащить.

Это удивительный мультсериал, который нарисован, поставлен и написан так, что ты невооруженным взглядом видишь все крутящиеся внутри шестеренки, все подвешенные ружья, но все это настолько отлаженно работает и стреляет в нужные моменты, что остается только хлопать в ладоши.

Я сочувствовал тяготам Виктора. Я понял то, как смотрит на вещи главный злодей – Силко, и меня проняло, когда и он под конец понял своего заклятого врага Вандера. Я влюбился в Вай и Кейтлин. У меня бежали мурашки на сцене с факелом в шестой серии. И буквально трясло от финала.

А после финала я выждал пару дней и посмотрел все заново. И это было так же круто, как и в первый раз.

Игры:

Стратегия года – «Iron Harvest» (2020)

Но только потому, что 4Х-стратегии вгоняют меня в сон, а «Total War» уже комп еле тянет.

Помимо оригинального сеттинга и в кои-то веки хорошо написанного и поставленного сюжета в подобном жанре, мне главным образом понравилась простая «пищевая цепь», которая выстраивается между юнитами. В детстве я обожал «Generals» и «Red Alert 2», а там принцип «камень-ножницы-бумага» практически не работал, и чем больше было на танке брони и чем крупнее были его пушки – тем лучше, а развитие в течение матча представляло собой прямую прогрессию, когда сначала ты воюешь за контрольные точки пехотой с винтовками, потом прощупываешь оборону противника легкой техникой, а под конец колонны мамонт-танков прут под обстрелом ядерных боеголовок.

И вот именно такую прямолинейную, с виду дисбалансную и скучную, но на деле очень веселую прогрессию схватки возвращает «Iron Harvest», только теперь еще с приятным графоном и разрушаемостью окружения. Для меня серьезный минус был только один – слишком уж медленно тут передвигается техника, и до начала серьезных стычек есть риск уснуть за клавиатурой.

Ubisoft года – «Assassins Creed: Valhalla» (2020)

«Assassins Creed» перестал мне нравится со второй половины «Unity», но особенно после перезапуска, когда в угоду опен-ворлд дрочильне и растягиванию игрового процесса до предела, сделали толстых противников, которых нужно ковырять по полчаса, а сюжет превратили во фрагментарную кашу, когда в каждой локации своя мини-история, но во что-то цельное она не складывается. И, конечно, искусственно затянутый геймплей приводил к тому, что через 50 часов от него уже тянуло блевать, а игра все никак не заканчивалась.

Последнюю треть «Origins» и «Odyssey» я допроходил на ютубе. «Valhalla» вышла намного лучше хотя бы потому, что ее можно добить до титров, не лишившись рассудка.

Урезание миллиарда сайдов до забавных пятиминутных активностей сильно помогло сохранить динамику, да и основной сюжет выкатили в этот раз нормальный и вполне достойный прошлых хорошистов серии. Если давно остыли к серии – можно попробовать вернуться в эту часть, но только ни в коем случае не тратьте время на сокровища и артефакты (максимум – сайды), иначе до конца не пройдете, ведь тут даже основной сюжет настолько длинный, что у меня раз пять было ощущение, что вот уже сейчас все, но он все продолжался и продолжался. Кажется, в Ubisoft сидят какие-то мегаломаны, и их мания растет с каждым годом. В такие моменты скучаешь по первым частям, которые проходились часов за 20-30 и не успевали надоесть.

Работа над ошибками года – «Life is strange: True Colors»

После отвратительной второй части у Dontnod, кажется, опустились руки, и они отдали франшизу в руки Deck Nine, которые приквелом доказали, что порой понимают серию лучшее ее создателей.

Чуда не случилось – «True Colors» по уровню вызываемых эмоций не смогла подобраться к первой части и приквелу, и выглядит скорее отработкой всех удачных клише серии. Но эту игру, в отличие от второй части, хотя бы язык поворачивается назвать частью серии, и как приключение на разок она работает отлично. Жаль, что у Deck Nine не получилось в этот раз замахнуться на большее, но, быть может, они в будущем смогут создать что-то по-настоящему стоящее.

DLC под названием «Wavelengths» даже не открывайте. Я такой халтуры в жизни не встречал. Такое ощущение, что на его создание направили всех провинившихся сотрудников, студентов-практикантов, секретаршу и уборщика. И не платили им зарплату.

«После стольких лет…» года – «Diablo 1» (1996)

В 2021 произошло важное закрытие детского гештальта – я наконец-то прошел первую Дьяблу. Черт его знает, что там было раньше с моими кривыми пальцами, но в детстве я всегда намертво застревал на 9-10 уровне подземелий, как только там появлялись стреляющие огнем демоны.

На очередное прохождение меня вдохновило… отсутствие 2000 рублей на «Diablo 2: Ressurected», в который поиграть хотелось просто вусмерть. Почему-то идея вместо этого залететь в «Diablo 1 HD» показалась забавной, мол, бедным – ремейки для бедных.

Иииии… первая часть (пусть и с модами) все еще прекрасна. Меня завораживает ее структура, когда герой уровень за уровнем спускается вниз, открывая тайны подвалов монастыря, находя под ними катакомбы с грунтовыми водами, из них попадая в какие-то древние лавовые пещеры, а там оказывается чертов проход прямиком в Преисподнюю. Прям Кольская Сверхглубокая от мира темного фэнтези.

Тут общая неспешность даже идет игре на руку и заставляет игрока аккуратно прощупывать каждый шаг во время этого долгого похода навстречу Диабло.

«…Всегда» года – «Diablo 2: Resurrected»

А потом мне пришла зарплата, и я таки смог выдернуть из нее два штукаря, чтобы ворваться в ремейк.

Как отмечали многие – сейчас игра выглядит так, как мы ее представляли по воспоминаниям из детства. И тем более здорово было выйти на открытые просторы преображенного Санктуария после первой части, сразу почувствовав контраст не только в картинке, но и в геймплее.

На пару недель я просто растворился в ней, фармил сеты и руны, чего раньше в играх данного жанра вообще не делал, ограничиваясь прохождением нормала. Серьезно готовился к найтмару и хеллу, читал гайды, представлял, как круто будут выглядеть герои, обвешанные топовыми сетами и легендарками… в общем, насыщенные были две недели. Настолько насыщенные, что… открывать «Resurrected» мне больше не захотелось, и я уполз обратно в World of Warcraft (который в очередной раз стал персональной GOTY из-за порожняка с крупными релизами).

Книги:

Приключение года – «Жизнь Пи» (2001)

Руководство «Как год прожить с тигром на лодке посреди океана и не стать едой», написанное от лица одного из самых любопытных главных героев романов на моей памяти. Подробнее в рецензии

Лучший способ захлебнуться на суше года – «Колесо Времени» (1990-2013)

Эпическая четырнадцатитомная сага в жанре высокого фэнтези, где читателю приходиться сражаться со сном так же яростно, как героям с Друзьями Темного. И, как ни странно, порой это сражение себя окупает.

На фоне несколько несправедливо заруганного сериала (после второго сезона «Ведьмака» мне любая экранизация уже кажется не такой уж плохой) интерес к серии пробудился с новой силой, и в скором времени я возьмусь за прочтение пятого тома цикла.

На первые четыре я писал развернутые отзывы:

Возвращение в 2012-й года – «Баллада о змеях и певчих птицах» (2020)

Внезапно отличный приквел к «Голодным Играм», который поначалу кажется хорошим, но ненужным, но в последней трети резко меняет тон повествования, становясь чем-то большим, чем просто паразитирование на франшизе. Если к «Голодным Играм» испытываете хоть какие-то положительные эмоции, то смело беритесь за чтение.

Шиза года – «Греза»

Петер Фехервари в очередной раз выдает крайне самобытный роман в рамках вселенной Warhammer. Взбитая в миксере хронология, сон, смешанный с явью и прочий вкусный сюр, призванный хорошенько встряхнуть читателя, дабы тот попытался собрать рассыпанную на страницах мозаику. В этот раз сделать это получилось попроще, чем в предыдущем романе Фехервари, но сам «паззл» получился самым красивым в библиографии автора.

Warhammer года – «Осада Терры»

История величайшей битвы всего сеттинга, растянувшаяся аж на 8 (а то походу и 9) романов и 2 повести, добралась и до наших прилавков. В 2021 году вышли первые 3 романа и повесть, и буквально в самом начале 2022 издатель выкатил разом еще 2 романа и 1 повесть, сократив разрыв с оригиналом всего на одну книгу, за что им честь и хвала.

Если вы фанат вселенной «Warhammer 40000» и серии «Ересь Хоруса» в частности (а для меня она сродни «Гарри Поттеру», т.к. начал читать я ее в 14 лет, возвращался к ней на протяжении всей дальнейшей жизни, а она, сволочь такая, все никак не кончится, хотя уже вот-вот почти), то «Осада Терры» станет для вас чем-то вроде Святого Грааля, ведь именно тут будет показана самая эпичная битва с самым большим скоплением знаковых героев, за которыми читатели следили полтора десятилетия, и они безжалостно рвут друг другу глотки в борьбе за душу человечества. Сложно найти в литературе что-то более грандиозное по масштабу, и если в вас сидит неудовлетворенный гигантоман, то вам сюда. Правда сначала придется прочитать предшествующие «Осаде» 54 романа и штук 20 повестей-приквелов, но оно того стоит… наверное.

0
2 комментария
CallMeBeardman!

Гуд джоб
Только верни картинку в ленту, а то пост затеряется

Ответить
Развернуть ветку
Mortarion
Автор

Спасибо, вернул)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null