Японские депутаты хотят запретить школьникам играть дольше часа в день

Японские депутаты хотят запретить школьникам играть дольше часа в день

Представители совета японской префектуры Кагава разработали проект по ограничению игрового времени для детей. Школьникам предполагается выделить на компьютерные игры не более одного часа в день в будни и полтора часа в выходные. Цели законопроекта — создать для детей более благоприятные условия обучения и, конечно же, оградить их от игровой зависимости, которую Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) с недавних пор признала болезнью. Поможет ли школьникам этот проект или же добавит им новых проблем? Попробуем разобраться.

ВОЗ считает, что это болезнь, но не все согласны

ВОЗ — одна из самых авторитетных организаций в своей области, но не всегда её решения бесспорны, часто некоторые классификаторы болезней подвергают их сомнению и даже критике.

Например, Американская психиатрическая ассоциация (APA) до сих пор не признаёт зависимость от компьютерных игр болезнью. А известный американский психолог Кристофер Фергюсон и вовсе раскритиковал решение ВОЗ. Он заявил, что все исследования, которые доказывают существование игровой зависимости, используют очень сомнительные критерии оценки, применяемые для диагностики лудомании и наркомании. Фергюсон утверждает, что данные критерии не подходят для оценки зависимости от игр. Исследования на их основе показывают абсурдно высокий процент людей (8-10%), которым игры якобы мешают нормально жить. В то же время другие, более глубинные изыскания демонстрируют цифры более близкие к реальности (1-3%). Помимо прочего психолог заявил, что все исследования, подтверждающие вред видеоигр, наталкивались на «кризис повторения» — когда их пытались воспроизвести, они давали совершенно другой результат.

Возможно, именно так ВОЗ представляет зависимость от видеоигр
Возможно, именно так ВОЗ представляет зависимость от видеоигр

Впрочем, у ВОЗ тоже есть аргументы и сторонники. Учёные из Монреальского университета не проверяли существование зависимости от игр, но провели немного другие эксперименты, в ходе которых было обнаружено, что объём серого вещества в гиппокампе у заядлых геймеров меньше, чем у их сверстников. «А это вообще страшно?», — спросите вы. Да. Уменьшенный объём серого вещества в гиппокампе приводит к ухудшению работы некоторых отделов мозга. К чему это может привести? Ко вполне реальным заболеваниям. Например, депрессии, шизофрении, посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР) и болезни Альцгеймера.

«Было показано, что видеоигры позволяют улучшить работу некоторых когнитивных систем мозга, в первую очередь связанных с кратковременной памятью и визуальным вниманием, — говорит ведущий автор работы Грэг Уэст. — Вместе с тем поведение испытуемых свидетельствует о том, что у этих улучшений есть и обратная сторона, связанная с влиянием на гиппокамп. Поэтому мы проводили полноценные исследования сканированных изображений мозга геймеров, сравнивали их с не играющими людьми и обнаружили, что серого вещества в гиппокампе меньше. Затем мы провели два долгосрочных исследования, чтобы выяснить причины этого явления, и установили, что именно игры приводят к изменениям в мозге».

Пока недостаточно доказательств вреда видеоигр для здоровья. Конечно, в любом занятии нужно знать меру и не стоит засиживаться за компьютером дольше разумных пределов, но ограничивать использование компьютера всего лишь часом в день — слишком жестокая мера, на наш взгляд.

А могут ли игры быть полезными?

Такие мнения тоже есть, но встречаются реже. Большая часть из них не прошла проверку временем. Впрочем, есть и достойные работы, пытающиеся доказать пользу видеоигр. Так, учёные из Королевского технологического университета Мельбурна (RMIT) проанализировали успеваемость более 12 000 школьников в возрасте до 15 лет и выяснили, что подростки, которые увлекаются видеоиграми, лучше справляются с учёбой, чем их сверстники. Причём в анализе упор делался на соревновательные игры, то есть его вполне можно считать исследованием по влиянию киберспорта на подростков.

«Те ученики, которые ежедневно играли в онлайн-игры, имели результаты по математике на 15 баллов выше среднего, а по естествознанию — на 17, — отметил профессор RMIT Альберто Поссо. — Во время игры вы сталкиваетесь с головоломками, при решении которых требуется задействовать эрудицию, естественно-научные знания, навыки чтения и математики. Порой игроку требуется понять некоторые принципы химии, так что он таким образом постигает науку».

Впрочем, не стоит спешить с выводами. При всей нашей любви к видеоиграм 12 000 человек — это маленькая выборка, которая не позволяет с уверенностью утверждать что-либо.

Индустрия видеоигр и киберспорта слишком молодая, поэтому сейчас существуют как мнения против, так и за, но принудительное ограничение всего и вся точно никому не поможет. Ведь всем нам в детстве родители запрещали играть в компьютер, к чему это привело?

Начать дискуссию