Моя old but gold десятка: драконы, спайс, два некроманта

Привет! Я не могу выбрать что-то одно, что подсадило меня на иглу ПК-гейминга, поэтому мой первый лонг будет реально looong.

<i>(это правда большой текст. Счетчик выдал мне 21к символов, но я ни о чём не жалею. Скриншоты взяты из интернета, а вот фото с котей моё)</i>
(это правда большой текст. Счетчик выдал мне 21к символов, но я ни о чём не жалею. Скриншоты взяты из интернета, а вот фото с котей моё)

Компьютер появился у нас в доме очень рано. Классическая история: 90-е, папа, сумевший урвать где-то ПК. Сначала на нём были только какие-то танчики и игры про открытие пиксельных картинок с полуголыми тётями, в которые играла даже мама, ну и я заодно (да, те самые времена, когда родители были очень молодыми и особо не парились по поводу фильтрации контента).

Первой "серьёзной" игрой стала Dune 2. Мне было лет пять, я не вникала в сюжет, да и бои меня интересовали мало. Но вот постройка города и охота за спайсом оказались по-настоящему залипательными. Узкая скалистая земля, поднимающаяся из песков Арракиса, которую надо было использовать очень продуманно. Попытки уместить на ней всю необходимую инфраструктуру казались похожими на решение головоломки - сложно и увлекательно. Но любимыми моментами в игре всё же были те, когда одинокий пузатый комбайн, прорезая туман войны, находил непаханое поле спайса...

<i>Твоё лицо, когда видишь залежи прелес-с-сти прямо рядом с базой.</i>
Твоё лицо, когда видишь залежи прелес-с-сти прямо рядом с базой.

Мне настолько нравился этот процесс развития поселения, что, когда меня отводили в детский садик, я брала с собой тетрадку в клетку, и прям там начинала квадратиками расчерчивать места для электростанций, склада и так далее.

<i>Те самые электростанции. Когда вижу фотографии сиднейского оперного театра, всегда вспоминаю их.</i>
Те самые электростанции. Когда вижу фотографии сиднейского оперного театра, всегда вспоминаю их.

Но всё же игру в стратегии в таком возрасте сложно назвать осознанной, поэтому двинемся дальше.

Diablo. В неё я играла в режиме, который сейчас называется "прошла на Ютубе", поскольку для шестилетки игра была страшной. А вот следить за происходящим на экране из-за папиного плеча - это да! Это я любила и практиковала.

Первая часть игры (и, в будущем, вторая) стала той самой зоной, где наши с отцом интересы по-настоящему пересеклись. Он был не из тех людей, которым нравится возиться подолгу с детьми, да и большую часть времени он проводил на работе. Поэтому, чтобы попасть с отцом на одну волну, я старалась понять, что его увлекает. Я не только подсаживалась к нему за спину, когда он играл, но и старалась смотреть вместе с ним его любимые телевизионные передачи - КВН, "О, счастливчик!", "Перехват". С реакций на КВН формировалось понятие о том, какие шутки нравятся взрослым. Совместный просмотр "Счастливчика" заложил мысль о том, что быть необразованным и не доходить до первой несгораемой суммы позорно. "Перехват"... Ну, оттуда я вынесла смутную мораль о том, что даже если ты российская звезда эстрады, менты достанут тебя и на вершине строительного крана.

Ну, а все те игры, в которые он играл при мне, заложили мою будущую "геймерскую" систему координат. Хотя и не всё нравилось мне с первого взгляда... Дьябло, например, поначалу был крайне неуютной игрой. Сама концепция города, стоящего на бесконечных катакомбах, уходящих вглубь земли, пугала. Но я сидела и смотрела, смотрела. И в какой-то момент мне стало по-настоящему интересно следить за этим бесконечным спуском в ад (хотя сама я бы в жизни не согласилась в это играть).

Одно из странных детских воспоминаний об этом времени, которое отчетливо поднимается над морем других, смутных и неоформившихся - я просыпаюсь ночью в своей кровати. Слышу, как из зала, где стоит компьютер, доносится тихий "дилинь" - звук, с которым кольцо встает в свою ячейку в инвентаре. Изнываю от желания пойти и посмотреть, что там за новая безделушка, но понимаю, что так поздно сидеть у компьютера мне не дадут. Грустно ворочаюсь и засыпаю.

Silver. Игра, в которой мне уже было тесно в роли простого наблюдателя.

<i>Временами встречались очень симпатичные фоны, а вот персонажи даже в детстве казались излишне мультяшными.</i>
Временами встречались очень симпатичные фоны, а вот персонажи даже в детстве казались излишне мультяшными.

По моим ощущениям, про эту игру вспоминают гораздо реже, чем Дюну и Дьяблу, поэтому вкратце о том, что это такое. РПГ, фэнтези сеттинг. Главный герой, Дэвид, живет мирной жизнью со своей женой и дедом в усадьбе посреди леса. Дед периодически ловит какие-то свои флэшбеки и заставляет нас тренироваться с мечом. И совсем скоро подворачивается повод проверить свои боевые навыки на практике: местный тёмный властелин посылает своего сына собрать гарем из молодых девушек; одной из этих девушек должна стать наша жена. Сын, которого зовут Фьюдж, появляется на нашем пороге как раз в разгар очередной тренировки и в очень неудачный момент: дед муштрует Дэвида на одном берегу ручья, а наша суженая ушла "стирать трусики" (с) на другой. Видно, там стиралось лучше. Ну, что ж, в ближайшее время ей заниматься бытовыми делами не придется - Фьюдж похищает её и увозит куда-то далеко, за море. Мы отправляемся в погоню.

<i>В какой-то момент мы принимаем в свою группу двух боевых барышень. Тогда мне вообще перехотелось искать жену, потому что барышни были способны постоять за себя и казались мне красивее. Чёрт, я была бы отстойным бойфрендом, да?..</i>
В какой-то момент мы принимаем в свою группу двух боевых барышень. Тогда мне вообще перехотелось искать жену, потому что барышни были способны постоять за себя и казались мне красивее. Чёрт, я была бы отстойным бойфрендом, да?..

К сожалению, в памяти об этой игре осталось очень мало. Помню, что персонажи лечились поедая всякие продукты типа сыра, пирогов и яблок. Чем калорийней была еда, тем больше она восстанавливала здоровье. Помню город Рэйн, где всегда шёл дождь, и изящный меч Сосульку, зачарованный магией льда. Но больше всего помню так и ненайденные разноцветные ключи, которые должны были открывать двери в новые локации - это, в итоге, и остановило моё прохождение игры.

<i>Проход на мост, в котором бесконечно самозарождались враги. Помню, как ОЧЕНЬ долго перемалывала их прежде чем заметила подвох. :'-)</i>
Проход на мост, в котором бесконечно самозарождались враги. Помню, как ОЧЕНЬ долго перемалывала их прежде чем заметила подвох. :'-)

Где-то в это время в нашей квартире появилась Денди. Папе приставочный формат игр оказался не интересен, возможно, потому, что на имевшихся картриджах были одни мультяшные платформеры вроде Чипа и Дейла и Чёрного Плаща.

Но неожиданно игрой в приставку удалось заинтересовать маму. Мы часто садились играть вместе, передавая джойстик друг другу на тех уровнях, которые не любили.

Но раз за разом проходить платформеры без потери интереса долго не получалось, и вскоре я припала обратно к корням, к ПК-геймингу.

Age of Empires 2. Я уже была достаточно взрослой, чтобы меня оставляли дома одну, и я уходила в отрыв, иногда играя в Эпоху Империй до красных глаз. Постройка городов и портов, золотые рудники и леса с корабельными соснами... Рыба в морях и поля, которые предстоит засеять пшеницей. Если в Дюне был только один ценный ресурс, тут их было несколько, и для меня игра натурально превратилась в симулятор крепкого хозяйственника.

<i>Прошло больше двадцати лет, но я помню каждое строение на этом скриншоте. </i>
Прошло больше двадцати лет, но я помню каждое строение на этом скриншоте. 

В игре было несколько разных сюжетных кампаний за разные страны. Среди них особенно выделялась та, которая была посвящена Жанне Д'Арк. Для меня это стало буквально первой историей про женщину, которая избранная, и при этом ещё и главная героиня! У неё было даже некоторое развитие как персонажа: в начале кампании Жанна - беззащитная девушка в невзрачном платье, которую надо защищать от врагов. Позже - могучая всадница, маяк надежды для идущих за ней солдат, борец за свободу. Да, сейчас образом девы-воительницы никого не удивишь, но тогда для меня это был разрыв шаблона.

Французская кампания доводит линию Жанны до самого конца, который просто разбивал детское сердце своей несправедливостью (особенно тем, что Жанна погибает "за кадром", не давая игроку даже возможности побороться за своё спасение). Но эта же развязка спровоцировала мой интерес к истории, потому что мне хотелось узнать о Жанне ВСЁ. А дальше ниточка за ниточкой: Praetorians, Rome:TW, учёба на историческом факультете... Кхм, я немного забежала вперёд.

<i>Пока искала скриншотики для лонга, наткнулась на сравнение иллюстраций из оригинальной Age of Kings и более поздней Definitive Edition. Кажется, нет повода не перепройти игру ради новых картинок с вайфу!</i>
Пока искала скриншотики для лонга, наткнулась на сравнение иллюстраций из оригинальной Age of Kings и более поздней Definitive Edition. Кажется, нет повода не перепройти игру ради новых картинок с вайфу!

Diablo 2. Сначала, как и во времена первой части, я была скромным наблюдателем из-за плеча. Но к середине второго Акта, следя сквозь накатывающий сон за тем, как папин паладин методично забивает палицей врагов в узких проходах Святилища, я подумала - чёрт, вот бы посмотреть за приключениями какого-нибудь другого персонажа!

Так началось моё первое прохождение игры за некроманта. Почему не за волшебницу или амазонку (шкафоподобный варвар вообще не был интересен по эстетическим соображениям)? Ну, амазонка отлетала сразу, потому что если стоит вопрос между возможностью колдовать и отсутствием этой возможности, то выбор очевиден.

Почему именно некромант? Ну а вы вообще видели этого готичного принца в черных кожаных доспехах, этого Элрика из Мелнибонэ, м-мм?

Моя old but gold десятка: драконы, спайс, два некроманта

Было очень интересно оказаться в положении первопроходца игровых механик. Внимание отца, когда он подходил и смотрел, спрашивал про мою тактику, льстило безумно - фактически мы впервые поменялись местами! Я знала что-то об игре, чего не знал он. Хотя иногда я все равно просила его помощи или совета, но чаще это было просто предлогом, чтобы он подошёл и заценил мою добычу с очередного мини-босса.

Временами, особенно в бесконечных затхлых коридорах, игра была страшной; тогда я ставила её на паузу и уходила обнимать собаку. Квест с убийством кузнеца в первом Акте пугал до потных ладоней, я до сих пор помню, как неестественно быстро эта мясистая туша передвигались во мраке монастыря. Наверно, играй я любым другим "одиночным" классом, я могла бы и забросить прохождение в каком-нибудь очередном подземелье. Но мои скелеты и твердокаменная булочка голем, танковавший всё, что движется, никогда не давали чувствовать себя одиноко. Я почти и не вкладывалась в другие ветки, большая часть очков опыта уходила в изучение Призыва.

<i>Лучший мальчик и лучшая группа поддержки.</i>
Лучший мальчик и лучшая группа поддержки.

Второй Акт, пожалуй, самый любимый, хотя я и не могу назвать себя фанатом ближневосточной эстетики. Но сама локация Лут Голейна чрезвычайно располагает к себе своей живой, богатой деталями атмосферой. Все эти пёстрые ковры, на которых торговцы разложили товар, навесы от солнца, сумрачная таверна с местными выпивохами... Хибары бедняков и дворец султана, который снаружи выглядел таким огромным и богатым, а внутри оказался не просто мёртвым, а выпотрошенным.

А квест с погасшим солнцем, когда буквально всё вокруг меняется, приобретает зловещий вид на контрасте с вечным полуднем до этого?..

<i>Конечно, свои минусы есть везде. Тайное Святилище с бесконечными кишкообразными коридорами проектировал геймдизайнер-садист.</i>
Конечно, свои минусы есть везде. Тайное Святилище с бесконечными кишкообразными коридорами проектировал геймдизайнер-садист.

Третий и четвертый Акты, к сожалению, что при первом, что при последующих прохождениях нравились значительно меньше. Джунгли третьего Акта, на контрасте с пустыней, ощущались очень холодными, влажными и неуютными, похожими на безумный лабиринт. А четвертый Акт имел сильный вайб конца приключения и того, что самое интересное уже позади, так что его я всегда стараюсь закончить побыстрей.

Ну, а самого Диабло первый раз я убивала ОЧЕНЬ долго, через бесконечный перепризыв голема. Голем бил слабо, здоровья у босса было много, но всё-таки меньше, чем свободного времени у школьницы, так что в итоге я его всё-таки задушила своей тактикой. :)

Примерно в это время у некоторых моих знакомых появилась Сега. На некоторое время я просто заболела идеей заиметь себе такую же, потому что на них были Король Лев, Книга Джунглей, Аладдин - офигенно красочные и детализированные по сравнению с теми играми, которые были на Денди.

Я ныла, я умоляла, я обещала, что больше в жизни не попрошу от родителей никаких подарков , только купите Сегу... В итоге, после бесконечных диалогов в стиле

- Мам, ну купи Сегу.

- У нас есть Сега дома.

Сега дома: (Денди)

мама всё же согласилась на покупку, но условием стало окончание третьего класса без четвёрок. Это испытание я провалила (будь ты проклята, математика). Однако родители надо мной сжалились, и в доме появилась та самая Сега МегаДрайв 2. К сожалению, через некоторое время повторилась история с Денди - перефразируя, играть мы в платформеры будем весело, но недолго (единственным исключением был Король лев).

<i>Самый первый и, на мой вкус, самый красивый уровень во всей игре.</i>
Самый первый и, на мой вкус, самый красивый уровень во всей игре.

Забавное воспоминание сохранилось об Аладдине. Уровни игры, начиная где-то с середины, оказались очень хардкорными для меня. Я начинала снова и снова, но без особых успехов. И тут летом пришло время на целый месяц уезжать к родственникам в деревню. Там от местных ребят я узнала, что the end is near, так как 1999 год, перевернутые шестёрки и вот это вот всё. Моей первой мыслью было - блин, я так и успею пройти эти проклятые уровни во дворце! :D

А потом случилась первая 3D игра. Sacrifice. RTS с несколькими сюжетными кампаниями, в которой мы играем за мага, Элдреда, который ищет новый мир взамен своего родного, погибшего в катаклизме. Пристанище Элдред находит в мире пяти богов. До нашего прихода между ними сохранялось хрупкое перемирие, но с появление перспективного новичка пламя вражды вспыхивает вновь. Выбрав сторону одного из богов, мы начинаем бороться за место под солнцем, постоянно совершенствуясь в колдовском ремесле.

До Sacrifice полноценное 3D я видела только в синематиках перед играми. А тут оно было везде! Я впервые не смотрела на происходящее сверху, а буквально стояла вот на этой самой земле, среди своей армии. Я могла задрать голову и посмотреть на небо, увидеть облака и местное светило, обойти каждого своего юнита и рассмотреть его со всех сторон. Это был совершенно новый уровень погружения в происходящее на экране.

На поздних уровнях в Sacrifice были очень эффектные заклинания, которые и вовсе разрывали шаблон человеку, привыкшему к изометрии. Например, местный бог грома и молний, при лояльном служении, мог научить нас создавать торнадо, который мгновенно засасывал всех, кто по глупости оказался рядом. И вот, только ты более-менее освоился со свободой горизонтального передвижения в 3D мире, как тебя внезапно поднимает метров на тридцать вверх и начинает трепыхать как соломенную куколку.

Да, пусть сейчас графика выглядит неказисто, а эффекты впечатляют разве что в плохом смысле. Но в рамках самой игры эти заклинания действительно ощущаются как оружие избранных. Как власть.

<i>В начале истории, выбрав сторону бога Огня, нас обучат банальному файерболу, а на последних заданиях мы уже сможем поднимать из земли вулкан!</i>
В начале истории, выбрав сторону бога Огня, нас обучат банальному файерболу, а на последних заданиях мы уже сможем поднимать из земли вулкан!

Кроме прочего Sacrifice удивляла ещё и необычным сеттингом. До этого я играла в условно реалистичные игры. Здесь же... Ну, на словах это трудно передать. Посмотрите на скриншоты. :)

Наверно, так бы моё погружение в мир ПК-гейминга продолжалось очень долго: папа откуда-то приносит новые диски, сначала играет он, я смотрю и, если нравится, начинаю играть сама. Но в 2001 году всё изменилось. Отец внезапно ушёл из жизни, и на долгое время игры, да и многое другое, затерялось где-то на десятом плане. Хотя даже в первые месяцы после случившегося я вроде иногда и играла во что-то, но больше на автомате, как будто повторяя ритуал из прошлого.

Шли месяцы, годы, жизнь продолжалась. Игры на полке больше не прибавлялись, и к какому-то моменту они поделились на две категории: пройденные и непроходимые. Поэтому, однажды летом, жажда новых компьютерных приключений заставила меня поехать на местный книжный рынок.

<i>Врата в мир подержанных учебников и пиратских дисков.</i>
Врата в мир подержанных учебников и пиратских дисков.

Проблема заключалась в том, что я была очень робким подростком. Мне было неловко бродить у столов с десятками дисков, имея очень смутные представления о том, что я хочу купить. Отсутствие рядом других покупателей моего возраста ситуацию не улучшало. Периодически подходили ребята постарше, непринужденно болтали с продавцами о каких-то неизвестных мне играх; я смотрела на них и жутко завидовала. Я тоже хотела быть частью этого мира.

Промаявшись там не меньше часа, я всё же выбрала её, свою первую купленную на карманные деньги игру. Gothic 2. Привлекла внимание она относительно понятным сеттингом (фэнтези-средневековье), так что я решила, что это будет вроде как Дьябло, но только в красивом 3D мире.

<i>На обложке диска была вот эта вот игривая блондинка в бронелифчике, и первые часа три я всё ждала, когда она появится (ох уже эти кликбейты нулевых).</i>
На обложке диска была вот эта вот игривая блондинка в бронелифчике, и первые часа три я всё ждала, когда она появится (ох уже эти кликбейты нулевых).

Поскольку в первую часть я не играла, начальный диалог с Ксардасом оставил у меня примерно такие впечатления:

Моя old but gold десятка: драконы, спайс, два некроманта

Но туманная завязка сюжета была не единственным препятствием на пути к нашим счастливым отношениям с этой игрой. К геймплею Готики я оказалась совершенно не готова. Покрошив бессчётное число тварей всех цветов и размеров в Дьябло, я была уверена, что и тут себя в обиду не дам.

Штош. Первый же встреченный волк показал всю глубину этого заблуждения.

Началась долгая, болезненная притирка к игре, нащупывание механик. Отойти от привычной стратегии "закликать до смерти" оказалось нелегко, несколько раз я бросала игру даже не доходя до первого города. Но что-то в Готике цепляло. Она была брутальной, недружелюбной, но красивой. Манящей предчувствием долгого приключения впереди. И, стиснув зубы, я возвращалась в неё снова и снова, пока худо-бедно не научилась не умирать.

Когда я дошла до первого города, Хориниса, он показался мне... Ну, нормальным. Грязненький такой, серый, невзрачный. Как и в поселениях Дьябло, большинство неписей просто стояли на своих местах.

Моя old but gold десятка: драконы, спайс, два некроманта

Но всё изменилось, когда на моих глазах торговец овощами внезапно отошел от своего прилавка и начал отливать прямо на городскую стену. Это был момент истины! Я начала замечать, что люди здесь иногда вели себя странно. Они как будто не были созданы исключительно для того, чтобы обслуживать мои интересы (возмутительно!). Вечером жители начинали расходиться по домам, сбивая меня с толку, и почему-то совсем не были рады видеть ГГ ночью у своей кровати, когда он пыталась сдать им квест... Ох. Готика стала первой игрой, которая спускала меня, как игрока, с небес на землю, к обычным неписям, и говорила - слушай, ты тут никакой не избранный, ясно? Не лорд и не герой. Вас, таких оборванцев, много, а я один кузнец в городе, так что отвали от меня со своим топором в три часа ночи.

<i>При первом прохождении я выбрала путь послушника в монастыре Инноса. Путь сюда с овцой был долог...</i>
При первом прохождении я выбрала путь послушника в монастыре Инноса. Путь сюда с овцой был долог...

Как и в Сильвере, тут была возможность собирать еду и лечиться ей же. Я правда не знаю, что это за странный хоббитский фетиш, но мне нравилось пылесосить игру в поисках провианта, а потом растягивать эти запасы насколько это было возможно. Вечером, выключив компьютер и разбирая диван, я представляла как ГГ с кем-нибудь из магов в монастыре устраиваются у камина или разводят костер и, травя байки, начинают смачно поедать хрустящий хлеб, закусывают окороком и запивают вином. Это были мысли из тех, под которые очень приятно засыпать, предвкушая завтрашнее возвращение в игру.

I of the Dragon. Игра от отечественных разработчиков, о которой я узнала случайно из какой-то телевизионной передачи. В отличие Готики, здешные люди не пытаются убить драконов, напротив: для слабого человечества в мире, где властвуют монстры, драконы - последняя надежда на выживание.

<i>Один из трех доступных драконов, ящер-колдун. Также есть ящер-некромант и ящер... просто огнедышащий ящер, кажется. У всех троих разная внешность, способности и даже дыхание.</i>
Один из трех доступных драконов, ящер-колдун. Также есть ящер-некромант и ящер... просто огнедышащий ящер, кажется. У всех троих разная внешность, способности и даже дыхание.

Магия.

Полёты.

Ты дракон!

Что может сделать подростка, фанатеющего по фэнтези, более счастливым?

Не знаю, что бы я сказала сейчас, впервые сев за эту игру, но в начале нулевых анимация крылатых ящеров потрясала. Буквально чувствовались размеренные, мощные перекаты спинных мышц, приводивших крылья в движение. Ощущение полёта пьянило и давало иллюзию всемогущества - наверно, это и значит чувствовать себя драконом. :)

<i>Казалось, уже ничего не может сделать игру для меня более идеальной, но даже в симуляторе дракона нашлось место для строительства и развития городов, йееей!</i>
Казалось, уже ничего не может сделать игру для меня более идеальной, но даже в симуляторе дракона нашлось место для строительства и развития городов, йееей!

А дальше всё пошло как-то легко и естественно. Выяснилось, что две мои одноклассницы тоже поигрывали в комплюхтер, так что от одной на день рождения я получила Zanzarah, очень ламповую покемоно-игру про феечек, а от другой - Алису Американа МакГи. Что ж, это был действительно контрастный душ из игр. :D

<i>Я знаю об эмоциональных качелях ВСЁ.</i>
Я знаю об эмоциональных качелях ВСЁ.

Где-то в это же время, насмотревшись на коллекцию журнала "Glamour" у своей кузины, угоравшей по моде и жизни звёзд, я решила, что пора и мне более ответственно подходить к своему увлечению играми. Настало время читать Серьезную Публицистику.

<i>Игромания, 2004 год. Мой первый журнал. Позже к ежемесячной покупке присоединились и ЛКИ с Миром Фантастики.</i>
Игромания, 2004 год. Мой первый журнал. Позже к ежемесячной покупке присоединились и ЛКИ с Миром Фантастики.

Игромания открыла доступ ко всем тем знаниям, которые были мне до этого недоступны. Листая страницы журнала, я чувствовала себя человеком, из первого класса попавшим сразу в девятый. Оказалось, что игр очень, ОЧЕНЬ много. На разных платформах, языках, одиночных и мультиплеерных. Новости и рецензии в Игромании были тем, чем позже станут видео-обзоры и статьи на игровых сайтах. Прохождения и "Дуэльный клуб" в ЛКИ оказались предтечами летсплеев и стримов.

С этого момента начинается моя по-настоящему самостоятельная жизнь как геймера. Во что-то из перечисленных игр я играю и до сих пор, а что-то сознательно не трогаю, дабы не заместить те самые детские воспоминания. И пусть многие игры, которые я сейчас называю любимыми, пришли позже, для этой первой десятки место в моём сердечке зарезервировано навсегда (ну, или пока деменция не разлучит нас. Но тогда я смогу перечитать этот лонг и всё вспомнить!)

4444
18 комментариев

Очень приятный лонг. Спасибо за него)

3
Ответить

Спасибо за порцию приятной и не самой глубинной винтажности.

3
Ответить

Готику начинающему геймеру ))))) Улыбнуло.

2
Ответить

А вот мне тогда было не до смеха... :'-)

4
Ответить

друже, классный текст, классные игры и скрины и ваще! пиши ищо!
в половину тоже бегал в детстве, вторую половину наверняка попробую, выглядит хорошо %)

2
Ответить

Пасиба, постараюсь писать :)

1
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить