«Дюна» Фрэнка Герберта в песках времени

Небольшой экскурс во вселенную Дюны Ф. Герберта

Это не обзор книги, а небольшой экскурс во вселенную «Дюны», попытка понять какой след оставила эта вселенная в научной фантастике, книгах, фильмах и играх. В первую очередь хочется привлечь новичков кто, хочет познакомиться с серией, и ответить на вопрос, а есть ли смысл сейчас тратить время на Дюну?

После анонса фильма Дэни Вильнева интерес к серии Дюна возник вновь. Роман, который стал феноменом фантастики 20 века, где зародилась одна из самых неоднозначных и интересных вселенных в мире научной фантастики. «Дюна» Фрэнка Герберта.

<p><span><i>Национальный парк Oregon Dunes Фото с сайта https://gregvaughn.photoshelter.com/index/</i></span></p>

Национальный парк Oregon Dunes Фото с сайта https://gregvaughn.photoshelter.com/index/

Эта история началась в штате Орегон на северо-западе США в 1957 году.

Газетный журналист Франклин Патрик Герберт-младший 37 лет отроду приезжает в город Флоренс, расположенный на орегонском побережье, чтобы написать научную статью об экспериментах министерства сельского хозяйства США для контроля за передвижением песчаных дюн, и осветить проблемы глобального «опустынивания». Статью Фрэнк так и не закончил, он так увлекся проблемами экологии что в итоге написал целый научно – фантастический цикл романов, известный сейчас как «Хроники Дюны». Статью издали только в 2005 году.

В различных интернет источниках написано, что именно в момент работы над статьей у Герберта и зародилась идея написать Дюну, хотя никаких подтверждений этому нет.

Стоит отметить, что до «Дюны» Герберт уже публикует свои первые научно – фантастические рассказы в популярном журнале «Startling Stories»

<p><i>Обложка выпуска за май 1953 года фото с сайта https://ru.qwe.wiki/wiki/Startling_Stories</i></p>

Обложка выпуска за май 1953 года фото с сайта https://ru.qwe.wiki/wiki/Startling_Stories

Работа над «Дюной» была закончена к 1963 году. Роман повествовал о пустынной планете Арракис (Дюна) единственного источника спайса во вселенной. Спайс (специя, меланжа, пряность) сложная субстанция необходимая для совершения космических перелётов, — нефть нового человечества. Всем во вселенной нужен спайс, чем больше спайса, тем больше власти, могущества и денег.

<i>Первое появление «Дюны» в печати, начиная с «Мира дюн» (декабрь 1963 г. — февраль 1964 г.), затем «Пророка Дюны» (январь — май 1965 г.) Текст разделен для нескольких выпусков. Изображение с сайта www.manhattanrarebooks.com</i>
Первое появление «Дюны» в печати, начиная с «Мира дюн» (декабрь 1963 г. — февраль 1964 г.), затем «Пророка Дюны» (январь — май 1965 г.) Текст разделен для нескольких выпусков. Изображение с сайта www.manhattanrarebooks.com

В «Дюне», Герберт описывает 21391 год известной вселенной в которой человек уже несколько тысячелетий в космосе. В романе достаточно подробно описаны перелёты, и самое главное экономическая модель местных перевозок. Дело в том, что не у всех домов (о них позже) есть финансовые возможности содержать звездолеты с двигателями, позволяющими «свернуть пространство» — то есть быстро перемещаться из одной точки космоса в другую. Звездолеты представляют из себя гигантские корабли-матки куда помещаются тысячи кораблей поменьше. Модель идеальной космической маршрутки, вы покупаете трансфер на транзит, загружаетесь и летите, а с вами в огромном трюме могут «соседствовать» целые армии, торговые суда, контрабандисты и много кто еще. Вас даже могут случайно убить в момент такого перелёта, именно поэтому все предпочитают оставаться в своих комфортабельных кораблях и не выходить до конца путешествия.

Во вселенной Дюны межзвездными перевозками занимается Космическая Гильдия, они же устанавливают цены на перелёт. Для того что бы «свернуть пространство» и проложить путь меж звезд необходим Навигатор — это существо, уже не человек, сознательно преобразовавшие себя при помощи Спайса. Отравление организма большими дозами меланжи безвозвратно изменило и расширило сознание навигаторов таким образом, что они стали в прямом смысле «видеть» вселенную. Что уж говорить, их услуги стоят баснословных денег.

Таким образом Герберт выстраивает прямую зависимость: перелёты — спайс — Дюна. Контроль над Дюной контроль над всей вселенной.

Спайс на планете не появляется из неоткуда, спайс — это продукт жизнедеятельности одного из представителей фауны Дюны, огромных песчаных червей, некоторые из них достигают таких размеров что могут поглощать объекты равные по размеру космическим кораблям. Черви живут глубоко в дюнном море, они слепые и глухие, но защищают свою территорию ориентируясь в пространстве за счет своего сегментного тела, улавливая вибрацию песка на поверхности. Из-за постоянной угрозы со стороны червей спайс на планете добывать крайне тяжело и рискованно. Для добычи используются специальные комбайны-харвестеры, которые всегда готовы эвакуировать с места добычи по воздуху, при малейшей угрозе со стороны червей.

<i>Песчаный червь на обложке журнала Empire Magazine изображение с сайта Empire.com</i>
Песчаный червь на обложке журнала Empire Magazine изображение с сайта Empire.com

Политическая система во вселенной дюны представлена в виде феодальной монархии. Во главе государственного строя стоит падишах — император (с персидского падишах означает «великий царь», «царь царей»).

Казалось бы, у Императора должна быть абсолютная власть, но на самом деле это не так. На момент начала романа «Дюна» императором уже много лет является выходец из знатного рода Коррино который фактически узурпировал власть над империей. Род Коррино правит уже более 10000 лет. Личная армия императора — безжалостные войны «сардаукары» держат в страхе аристократические дома империи.

Помимо дома Коррино существует и другая аристократия — как правило у таких домов в надел выделена целая планета, а во главе дома стоит титулованный правитель, князь или барон.

Все великие дома подчиняются воли императора. Существует так же младшие дома и ордены. Естественно все преследуют личные цели для обогащения своего богатства и укрепления власти, вступая в сомнительные союзы. Например, сестринский орден «Бене Гессирит» занимается селекционными программами по скрещиванию среди знатных родов, под предлогом выведения сверх человека, который бы обладал разумом мощнее чем компьютер, но это только прикрытие для достижения собственных целей.

На бумаге это все выглядит достаточно сложно, но на деле мы имеем шикарный коктейль где сплелись в едино монархии образца XVI века с их интригами и теневой борьбой за престол, космические перелёты и лазерное оружие, причем с последним есть забавный казус. Дело в том, что в мире Дюны существуют силовые щиты, как персональные, которые носятся на поясе, так и локальные установки, которые могут закрыть целое здание или космический корабль. Щиты не пропустят быстролетящий предмет обеспечив кинетическую защиту. Такая защита не пропустит снаряды или пули если они быстро летят, но медленно летящий объект, такой, как например арбалетный болт или стилет через щит пройти может. Таким образом армии в мире Дюны вынуждены воевать буквально в «штыковую» используя сабли и арбалеты. Есть даже специальные школы, обучающие боевому искусству используя силовой щит.

А вот с лазерами у силовых щитов не задалось — при попадании лазером по силовому щиту происходит неконтролируемая реакция, которая может спровоцировать взрыв огромной мощности.

И это просто один из примеров того, как подробно Герберт проработал свою вселенную, например, за званым ужином у Герцога или Барона за столом обязательно будут подвешены специальные устройства — ядоуловители, ведь доверять никому нельзя, особенно своим родственникам.

Что же, современные проблемы требуют современных решений. Добавьте сюда еще и фамильное ядерное оружие, которое есть у каждого из великих домов, да именно «фамильное», ядерный арсенал буквально передаётся по наследству.

В мире дюны человечество развивается уже после великой войны — многовековой борьбы человека с разумными машинами. В которой человечество смогло победить благодаря «Батлерианскому джихаду» — полному отказу от компьютеров с последующим их уничтожением. Напрямую в романе эти события никак не освещаются, но упоминаются, так как важны для понимания сюжета (отказ от ИИ в пользу навигаторов при космических перелётах, необходимость развивать и расширять сознание человека, идеи трансгуманизма, мотивация Бене Гессерит и т.п.)

В общем описывать такой обширный лор ни одного поста не хватит вся информация уже давно есть в соответствующих вики, нас интересуют лишь ключевые моменты для первой книги.

На момент выхода романа конечно же никакого интернета не было поэтому в конце книжки располагался глоссарий с терминами и их определением.

Но вернемся к самому роману.

Юридически планета Арракис принадлежит империи Коррино, но технически дом Коррино не занимается добычей спайса. Император личным указом, либо продажей феода на конкурсной основе, назначает ответственное лицо за организацию производства по добыче спайса.

На момент начала событий, описанных в книге контроль над дюной уже несколько лет, принадлежит барону Владимиру Харконену. Барон сторонник деспотичных методов, при его правлении на Арракисе население фактически затравлено, что не может не повлиять на добычу спайса.

Император решает передать управление добычей Спайса герцогу Лето из дома Атрейдесов. Дом Атрейдесов влиятельный род с планеты Калладан, зелено-голубой планеты земного типа, поверхность которой преимущественно покрыта океанами. Герцог Лето либеральный демократ, пользующийся популярностью как среди населения Каладана так и среди членов ассамблеи великих домов Империи (верховный орган законодательной власти в империи, теоретически должен сдерживать власть императора).

При правлении герцога дом Атрейдесов процветает, имея сильную экономику, построенную на сельском хозяйстве и внешнем экспорте, и армию мастеров боя с мечом и силовым щитом. Так же Атрейдесы имеют фамильное ядерное оружие.

Естественно, император преследует собственные цели по ослаблению влияния Атрейдесов, вступив в сговор с Харконенами чтобы заманить герцога Лето в ловушку на дюне.

У герцога Лето есть наследник Пауль Атрейдес рождённый от наложницы леди Джессики, в прошлом сестры «Бене Гессерит» а ныне «не названной» супругой, и опорой герцога. В начале романа юноше 15 лет.

Между домом Атрейдесов и домом Харконенонов давняя вражда, герцог Лето прекрасно понимает, что переезд на Арракис фактически ловушка, но нечего не может с этим сделать так как не может отказаться от выполнения приказа императора. Таким образом герцог сознательно идет в эту ловушку, вместе с семьей, советниками и личной охраной он переселяется с цветущего Каладана в песчаный и жестокий мир Арракиса. Единственное возможное спасение — заручиться поддержкой вольного народа, живущего в пустынях Арракиса.

С этого момента начинаются драматические события описывать которые я не буду чтобы не портить впечатления тем, кто не читал роман. Добавлю лишь то, что далее нас ждет закрученный коктейль из заговоров и коварных планов внутри других коварных планов, сложных политических хитросплетений, сражений и крови. Добавляем сюда «Гербертовское» внимание к деталям, интересных и продуманных персонажей и главное не глупую мотивацию (откровенных идиотов в романе нет, каждый персонаж детально прописан со своим прошлым и мотивацией исходя из которой персонаж принимает то или иное решение).

Главным героем романа выступает юный Пауль Атрейдес, которому предстоит пройти долгий и запутанный путь, повзрослеть из юноши в мужчину, а из мужчины в правителя, попутно совершить месть, восстановить справедливость и совершить пророчество.

Тут стоит сделать небольшое отступление так как Герберт водит читателя за нос. Дело в том, что с самого начала читателю говорят, что Пауль возможный избранный, сверх человек, продукт длительной селекционной программы, которому суждено обладать великой силой разума и изменить вселенную, но на самом деле все оказывается совсем не так как было запланировано, причем настолько жёстко что вселенная еще долго не сможет оправиться от ошибочного избрания Пауля мессией. Но тут опять же без спойлеров…

В СССР роман Герберта официально не издавался, став доступным массовому читателю только после 90 года. Книжка в России прижилась, читатели оценили понятный и суровый мир Дюны. В отличии от западного мира Дюна в России бестселлером не стала что и не удивительно так как книжный ассортимент НФ в это время был перенасыщен.

Бредбери, Азимов, Хайнлайн и другие не менее именитые писатели со своими произведениями «умной» фантастики уже давно существовали на рынке, но российскому читателю роман понравился, читатели и критики высоко оценили дюну. К сожалению, автор до этих дней уже не дожил. Фрэнк Гербер скончался 11 февраля 1986 года в возрасте 65 лет от лёгочной эмболии…

<i>Слева обложка первого издания в России известная так же, как "малиновая дюна" справа одно из первых западных изданий. Фото с сайта https://dune.fandom.com/ru/wiki</i>
Слева обложка первого издания в России известная так же, как "малиновая дюна" справа одно из первых западных изданий. Фото с сайта https://dune.fandom.com/ru/wiki

Мне в свое время досталась книга от издательства «Северо – запад» вышедшая в продажу в 1992 году. Перевод, конечно, по нынешнем меркам ужасен не Пауль а Поль не Бене Гессерит а Бен Джессирит, а еще доктор Юх вместо Юэ, вольнаибы дистикомбы и т.д. в общем «надмозги» ликуют.

Книга встречает лучшей, по-моему, мнению обложкой от художника-иллюстратора Павла Борозенеца. Гигантский червь, выпрыгивает из песка, а рядом на уступе скалы стоят 2 человека для отображения масштаба сцены, червь нарисован реально огромным жутким монстром каким и является, люди рядом с ним просто песчинки. И все это на фоне свинцового заката. Правда не было у червей глаз, но это уже придирки.

<p><i>Картинка с сайта fantlab.ru</i></p>

Картинка с сайта fantlab.ru

Так же в этом издании от «Северо-запада» очень крутые черно-белые иллюстрации Сергея Лемехова.

В данной редакции отсутствовала карта планеты что было огромным минусом так как в глоссарии были ссылки на карту.

Бонусом в конце была отличная статья Андрея Балабухи «Человек в тени дюны» про творчество Фрэнка Герберта помимо «Дюны».

Ну а дальше права на издательство в России перешли к компании «АСТ». Переводы там кстати были лучше, но вот обложки уже растеряли былое величие и представляли собой просто переретушированные «скрины» из фильмов. К тому же каждые несколько тиражей обложки менялись. Не знаю есть ли у них права использовать образ актёра Кайла Маклахлена, думаю что нет, и человек изображенный на обложке просто «похож». За 30 лет у «Дюны» в России издателей было достаточно много, но все же самые массовые тиражи были у «АСТ»

<i>Обложки за 2000, 2011 и 2018 год</i>
Обложки за 2000, 2011 и 2018 год

Из плюсов: появилась карта планеты, но иллюстраций естественно уже не было.

Издаётся и по сей день. И видимо не плохо продаётся.

С такой слегка криповатой обложкой Дюна издается в Украине.

<p><i>Изображение с сайта Livlib.ru</i></p>

Изображение с сайта Livlib.ru

Современное англоязычное издание Ace books

Изображение с сайта Ace books
Изображение с сайта Ace books

Экранизации

Первый фильм по Дюне вышел в 1984 году, режиссёром выступил тогда не так широко известный Дэвид Линч, а продюсером Раффаэлло Де Лаурентис дочь Дино Де Лаурентиса ранее работавшая над «Конан Варваром». Первоначально в кресло режиссёра звали Ридли Скотта, но тот отказался.

Талантливые актёры не спасли фильм от провала в прокате, Дюна не окупила и половину затраченного бюджета.

Многое из того что отснял Линч попросту не вошло в финальную версию фильма, в итоге фильм довольно сильно отличается от книги.

Сам Линч потом оправдывался что фильм монтировали без него, но критикам не понравилось, что фильм и так сильно отступает от оригинала. В сети можно найти фанатскую перемонтированную версию фильма с добавлением вырезанные сцен. И да, сильно лучше фильм там не стал. К тому же хронометраж фильма просто не позволял уместить в себя все мельчащим образом проработанные Гербертом аспекты обширной вселенной Дюны.

Сценарий добавил ряд отсебятины, которой не было в книге, например, у Атрейдесов никогда не было звуковых пистолетов, а Харконены в фильме ведут себя как рейдеры из Безумного Макса. Визуальный эффект силового щита с использованием векторной графики не прошёл проверку временем и сегодня выглядеть просто смешно, да и тогда в 1984 году фильм выглядел слабо, у Линча всегда отлично получались диалоговое сцены где подчеркивалась игра актёров, но по-настоящему активных сцен в его картинах никогда не было в итоге бои в экранизации выглядели убого даже для 1984 года и при повторном просмотре невольно задумываешься что лучше бы их вообще не было ведь и в книге массовых сражений не так много.

<p>Фото: Герберт на сьемках Дюны изображение взято с сайта FB.ru</p>

Фото: Герберт на сьемках Дюны изображение взято с сайта FB.ru

Но несмотря на критику фильм 1984 года, не обошёл парадокс всех фильмов, которые снимал Дэвид Линч — со временем все его картины, включая Дюну, стали культовым.

Неповторимый гротескный визуальный стиль, атмосфера жестокого будущего, проработаны запоминающиеся персонажи и элементы «бодихоррора», все это запомнилось надолго. Именно образы из фильма приходят на ум при повторном прочтении романа. К тому же в фильме озвучены некоторые мысли персонажей что частично объясняло мотивацию тех или иных поступков. Думаю, такого не будет даже в новом фильме.

Компьютерные игры, о которых чуть позже, в плане визуального стиля переняли именно стиль Дюны Дэвида Линча и это, несомненно, пошло им на пользу.

За музыку отвечала калифорнийская рок-группа «Тото» которая на момент съёмок фильма находилась на пике своей популярности. Музыка получилась хорошей, но слишком оркестровой. Порой там не хватало элементов хард рока, что диссонирует с Линчевской мрачной картиной.

Как по мне Дюне Линьча подошло бы что-то вроде синт-вейва на пример недавней Blood Machines.

Вторая экранизация 2000 года снятая Джоном Харрисоном для телеканала Sci-Fi представляла из себя мини сериал из 3 серий. В целом сериал получился не плохим довольно близок к оригиналу, хорошо сыграли актёры особенно запоминается Иэн Макнилс в роли Барона Харконена.

<p><i>Изображение с Wikipedia</i></p>

Изображение с Wikipedia

Были и минусы, характеры некоторых персонажей немного изменили, например, в начале Пауль в исполнении Алека Ньюмана зачем-то ведет себя как типичный мажор, сын богатых родителей, но в целом это мелочи. Гораздо более серьёзная проблема сериала — это общие ощущение дешевизны проекта, да конечно квадратных щитов здесь нет, но графика и спец эффекты очень слабые.

Да и в целом картинка как-то не дотягивает до атмосферы книги, особенно это видно по пёстрым и вычурным костюмам которые никак не вяжутся с происходящим в мире дюны, или, например, селения фрименов почему-то превратились в бедуинские деревни. Со звуковой частью тоже самое, музыка просто не запоминается.

Но в целом это придирки, сериал просто типичен для подобных телевизионных проектов того времени. Раньше для телевидения бюджеты были в разы меньше, чем сейчас, но по меркам сериалов тех лет у Дюны был достаточно большой бюджет.

<p><i>Изображение с Wikipedia</i></p>

Изображение с Wikipedia

У сериала есть продолжение «Дети Дюны» мини сериал, вышедший в 2003 году для телеканала Sci-Fi, экранизация книг Миссия Дюны (1969) и Дети Дюны (1976)

Дети Дюны является продолжением мини сериала Дюна, но выполнен более качественно.

Дорогие спецэффекты, к которым приложила руку студия Hallmark (ранее работали над сериалом «Десятое королевство»), общая цветовая палитра сериала выглядит более правильно, вернулась мрачная атмосфера книги. Новые актеры справились со своими ролями хорошо.

В целом «Дети Дюны» это лучшее что случалось с дюной на экранах. Очень жаль, что мини сериал 2000 года сразу же не взял такую планку качества.

Музыку написал композитор Брайан Тайлер («Железный человек 3», «Неудержимые», серия «Форсаж»)

Дюна Ходоровского

<i>Изображение с сайта «Мир фантастики»</i>
Изображение с сайта «Мир фантастики»

Так и не увидевшая свет экранизация Чилийского режиссёра Алехандро Ходоровского, фильм должен был увидеть свет в 1979 году, но так и не вышел. Ходоровский известен своими сюрреалистическими картинами, наиболее значимые работы «Священная гора» и «Крот». В 2013 году Sony Picture выпускает документальный фильм «Дюна Ходоровского», сразу же скажу фильм просто отличный крайне рекомендую к просмотру, на YouTube есть в свободном доступе. По сути своей представляет из себя интервью с командой так и не вышедшего фильма, под отличный эмбиент Курта Стензеля и демонстрации артов от Жана Жиро и Гигера.

Я думаю, что фильм у Ходоровского мог бы получился отличный. В духе «кислотного» времени 70х, да сюжет там должны были сильно переделать и думаю, что фанатам романа это бы не понравилось, к тому же Ходоровский хотел снимать сразу хронометражем более 10 часов, что не укладывалось в формат кинотеатров, а на сериалы в то время крупные студии не выделяли столько денег.

Дюна 2020

Будущий фильм Дэни Вильнева выход в прокат был намечен на декабрь 2020 года. Складывается ощущение что его ждет половина интернета, не говоря уже о фанатах книги. Не плохой кастинг, стильные арты и трейлер. Но лично у меня есть опасения — предыдущий фильм Вильнева, «Бегущий по Лезвию 2029», получился атмосферным, но слишком затянутым. Всю историю можно было уложить в 40 минут, фильм же идет 3 часа. Да в фильме отличные пейзажи неонового города, но все же казуальный зритель скорее будет раздражен таким медленным форматом повествования, и под конец картины перестанет вылавливать философский подтекст, зритель банально устанет.

К сожалению, такой же формат отлично подходит и «Дюне». История в книге не особенно динамичная, в книге намного больше философии и рассуждения, чем «экшена». Так что будем надеяться на талант Вильнева, ведь даже если фильм будет длится 3 часа, весь книжный материал в этот хронометраж все равно не влезет, а если это еще будут 3 нудных часа, то думаю провал фильму обеспечен.

В заключении обзора фильмов хочу выразить такую мысль: «Дюна» на большом экране не приживётся точно и как бы не хотели продюсеры, «Дюне» никогда не стать «Звездными Войнами», формат не тот, аудитория не та. Жаль, что HBO в свое время не взялось за «Дюну». Могло бы получиться.

Игры

Официально по франшизе «Дюна» вышло всего 5 игр.

Это игра от студии Cryo Interactive с одноименным названием Dune («первая дюна») вышла в 1992 году. Игры в жанре стратегии в реальном времени от студии Westwood: Dune 2 Building of Dynasty вышла в том же 1992 («вторая дюна») Dune 2000 ремейк Dune 2 вышла в 1998 году, и Emperor: Battle for Dune которая вышла в 2001 году.

В том же 2001 году Cryo Interactive выпускает Frank Herbert Dune в жанре action/adventure для PS2 и Windows.

В сети есть много статей про Dune и Dune 2, и я не вижу смысла повторяться, к тому же на YouTube только ленивый не сделал обзор на игры по «Дюне». Так же существует огромное количество модов, source портов и фанатских игр. А если хорошенько «погуглить» можно найти даже «ромхаки» для консольной версии игры на Sega MD меняющие баланс и еще кучу всего, в которые при наличии эмулятора и прямых рук можно играть на любой платформе от смартфона до TV Box.

<i>Обложка Dune 2. Изображение с Wikipedia</i>
Обложка Dune 2. Изображение с Wikipedia

Студия Westwood заложила в Dune 2 механику которую потом на протяжении многих лет использовала в серии Сommand and conquer. Но на самом деле игровая Dune 2 бесконечно далека от реального сеттинга «книжной дюны», разработчики оставили только пустыню харвестеры и червей. По сути своей это просто проект по лицензии, студия могла бы выбрать любой другой сеттинг и все равно бы получилась Dune 2 только в других декорациях.

Dune 2000 является ремейком Dune 2, но на более современном движке, от Red Alert, с возможностью использовать рамку выбора юнитов. Серия игр от Westwood визуально намного ближе к сеттингу фильма Дэвида Линча, а не оригинального романа.

Намного интереснее обратиться к фанатским проектам, их тоже огромное количество, но я хочу выделить 2 проекта которые выполнены очень качественно и позволят легко погрузиться в мир «Дюны». Но, к сожалению, они не так популярны у сообщества.

Первая эта модуль Dune 2000 для open source проекта «openRA» представляет из себя ремейк игры 1998 года Dune 2000. С поддержкой высокого разрешения, новыми эффектами и очередью строительства на манер поздних С&С, так же есть возможность подключить оригинальную компанию и ролики с живыми актёрами из оригинальной Dune 2000 (если вы используете в качестве ОС Linux, в этом месте могут быть не большие сложности, на Windows все делается в 2 клика).

В итоге получается идеальный ремейк Dune 2 не хуже недавнего C&C Remastered. как по мне Dune Legacy и другим фанатским проектам до этого уровня очень далеко.

<i>Изображение взято с сайта small-games</i>
Изображение взято с сайта small-games

Второй проект мод Dune Wars для Civilization 4 представляет из себя тотальный мод-конверсию, где оригинальная Civilization была на столько переработана что фактически стала новой игрой.

Единственная в своём роде пошаговая «4Х» стратегия по вселенной «Дюны» с бережно перенесенным лором. Из минусов, наверное, можно отметить только отсутствие русского языка, что может оказаться критично, так как текста много.

Возвращаясь к официальным играм, стоит сказать, что третья игра Westwood: Emperor Battle for Dune, к сожалению, не прошла проверку временем и играть в нее сейчас можно только ради любопытства, либо шикарных роликов с живыми актёрами, кстати весь реквизит и декорации от фильма 1984 года, от студии Universal присутствует и в игре.

Ролики к Emperor просто шикарно смотрятся даже сегодня, и отлично выдержаны в стилистике фильма Дэвида Линча. Но лучше их посмотреть на YouTube. Сама же игра ничем выдающимся похвастаться не может, сюжетно это продолжение Dune 2000, а все геймплейные механики просто перенесены из C&C в 3D. Глобальная карта стала интерактивнее, появилась возможность выбирать союзников открывая таким образом юнитов, но уровня Total War тут конечно же не было. Единственное отличие от классического C&C геймплея это наличие песчаных червей. Я думаю, Emperor не «взлетела» из-за своей вторичности, игроки видели тот же геймплей что и в других играх серии C&C.

Иронично что буквально через 2 года студия Westwood выпустит стратегию Generals которая использует улучшенные движок от Emperor но благодаря введению новых игровых механик, в классический геймплей C&C, игра стала культовой.

А вот с играми от Cryo, к сожалению, все не так однозначно. «Первая» Dune имела достаточно высокий порог вхождения, к тому же только недавно была переведена на русский язык. Несмотря на это проработка лора игры там была намного ближе к книге. Обязательно попробуйте сыграть в нее, разработчикам удалось совместить изучение открытого мира, и стратегии с управлением от классических квестов того времени (с видом от 1 лица). Это сейчас звучит дико, но тогда реально работало. Игра и сейчас дарит уникальный игровой опыт. Помню, как в детстве я абсолютно не понимал, что от меня требуется, я просто изучал планету, летал на орнитоптере пытаясь найти в пустыне что-то интересное. Вся планета была открыта с самого начала.

Владельцы Android TV могут запустить игру на телевизоре при помощи эмулятора Sega Mega CD (например при помощи Retro Arch) там добавлена музыка в цифровом качестве и вставки из фильма Дэвида Линча.

Вообще очень интересно как издатели Dune и Dune 2 пытались привязать визуальный стиль к фильму Дэвида Линча, хотя даже не вооруженным глазом видно, что у этих игр изначально был свой визуальный стиль. В «первой» Dune Пауль и Джессика похожи на актеров из фильма, а все остальные персонажи нет. Как будто в последний момент кто-то в студии решил, что так будет лучше, хотя разрыв между игрой и фильмом 8 лет.

Вторая игра Cryo по вселенной «Дюны»: Frank Herbert’s Dune 2001 года получилось ужасной. К сожалению, студия решила не делать ремейк первой Dune, а ушла в сторону обычного action-adventure, никакого стратегического режима тут не было. Ужасное управление в связке клавиатура/мышь однозначно отвернуло от игры ПК аудиторию. Графика по меркам своего времени была не плохой, но и не выдающейся. Хотя конечно же могла бы получиться отличная action-adventure для любителей поиграть с геймпадом, если бы не скучный и затянутый геймплей. Игра провалилась по всем пунктам, на метакритике набрала всего 48 баллов, и стала последней для студии Cryo.

<i>Изображение с сайта boardgamegeek.com</i>
Изображение с сайта boardgamegeek.com

В 1979 году Gale Force Nine Games выпустила настольную игру Dune по мотивам вселенной дюны, официально купить ее в России стало возможно только в 2019 году.

<i>Изображение с сайта toybytoy.com</i>
Изображение с сайта toybytoy.com

На протяжении 20 лет по вселенной «Дюны» не выходили ни игры, ни какие-либо другие крупнобюджетные проекты, до анонса нового фильма.

Что в итоге? «Дюну» однозначно нужно читать — идеальное произведение НФ, где нет ничего лишнего, другие литературные проекты к которым Герберт не прикладывал руку, чтиво на один раз. Вселенная слишком сложная чтобы делать по ней коммерчески успешные проекты.

Фрэнк Герберт, к сожалению, так и остался в тени своего произведения хотя после «Дюны» и выходили достойные книги, но такого уровня популярности достичь им не удавалось. К слову сказать, и книжное продолжение «Дюны» до уровня первой книги не дотягивает, все 5 книг, вышедших после «Дюны», получились менее удачными.

Что касается «фанфиков» от Брайана Герберта и Кевина Андерсона, то они ужасны, и не достойны даже упоминания. Потенциал у этих книг без условно был, но возможно из-за денег упор был сделан на количество, а не на качество.

Не стоит тратить свое время на эти книжки.

Что до «Дюны», то она так и останется недостижимой вехой в истории Sci-Fi и не думаю, что в ближайшем будущем мы увидим достойные проекты по этой вселенной. Если фильм будет удачным, то хотелось бы увидеть новый виток развития серии, но, к сожалению, время рисует иную картину. Нам же остается надеяться, что после выхода нового фильма, «Дюна» вновь не скроется за горизонт на долгие годы.

1111
4 комментария

хороший материал в блогах пылится

Ответить

Большое спасибо за материал! Было интересно читать!

Ответить

Люблю разные сериалы смотреть. Сейчас то с выбором проблем нет и есть много онлайн сервисов где все легко посмотреть можно, но лично в этом плане мне бы хотелось посоветовать вам сериал бомба  2020 https://kinorole.ru/news/serial-bomba-2020-pokazhet-ekshen-mozgov он реально неплохой и стоит просмотра.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить