Рояль. Итоги

Несколько людей интересовались, как закончилась история с роялем. Кто-то отметил, что банкетка выглядит дешево. Для кого-то история с офисом выглядела, как сюрреализм. В этом посте закрываем все вопросы, даже про ведра с водой.

Рояль. Итоги

Вкратце, рояль остается. И вот почему.

В понедельник 20 мая Иван Георгиевич Ходжаев, он же прогреватор-реставратор, приехал регулировать рояль в первый раз. Мы провели за этим занятием 3-4 часа, в ходе которых было получены инсайды про Игоря Николаева и Иосифа Кобзона.

Также вскрылось, что Иван Георгиевич и сам в некотором роде пианист. Осторожно, на видео дешевая банкетка.

Кусочек романса

"Теперь-то все заиграет и запоет" - думал я, отвозя дедушку домой. Во вторник поехал в офис, работать и музицировать. Выяснилось, что несмотря на то, что звук стал в целом ровнее и большинство проблем ушло, с двумя клавишами косяки остались.

Одна в ходе игры вообще не прожималась до конца и не издавала звук (ля диез малой октавы). Вторая издавала звук короткий и режущий ухо (ре второй октавы).

При ближайшем рассмотрении выяснилось, что ля# иногда (почти всегда) не возвращается в исходное положение после нажатия. А поскольку механизм, как мы знаем, однорепетиционный, клавишу нельзя нажать повторно, пока полностью ее не отпустишь. То есть, нажать можно, но звука не будет.

Рояль. Итоги

С ре второй октавы была другая ситуация. Там демпфер (глушитель струн) при нажатии клавиши задевал за раму уголком. Рама не давала ему свободно подпрыгнуть, поэтому звук сразу глушился. Тут чисто мастер проглядел доработку напильником.

Еще была серьезная проблема с до-диез и ре малой октавы. Они после нажатия издавали остаточное звучание. Не такое длинное, как при нажатии педали, но все же затухание было достаточно долгим. А должно обрываться резко при отпускании клавиши. Надо ли объяснять, что такое звучание вообще не нужно, там где оно не нужно... особенно если это украшения у Баха, которые играются на высокой скорости. А на затухающий звук накладываются неподходящие гармонии и получается... в общем некрасиво получается.

Рояль. Итоги

Я был, естественно, опечален такой регулировкой, о чем незамедлительно сообщил Ивану Георгиевичу. Договорились повторно настраивать на субботу, 25 мая. Опять же, в субботу проще - можно пошуметь, если кто-то сидит в соседних офисах, это уже их проблемы. Отдыхать надо в субботу.

Само собой работы проводились бесплатно, так как рояль, купленный в таком виде, меня не устраивал.

Рабочую неделю до субботы я обкатывал рояль, чтобы найти еще какие-то косяки. А также обустраивал офис и оборудовал свою фотостудию.

Выяснилось, что офис суховат. Комфортные для роялей значения влажности - от 40 до 70%. Купил устройство Mi с датчиком влажности, за сутки определилось значение 30%, и даже ниже падало. Это считается агрессивной сухой средой, в которой дерево слишком сохнет. Закончится это может тем, что рама лопнет. После этого рояль едет прямиком на помойку.

На ВБ был куплен китайский увлажнитель воздуха со светодиодами. Если его оставлять работать без остановки, влажность стабилизируется на уровне 35-38%.

Девайс от Mi, время не настроено. Влажность мелко снизу.
Девайс от Mi, время не настроено. Влажность мелко снизу.

Мастер советовал поставить под рояль банки с водой. Заказал у поставщика пару оцинкованных ведер по 5 литров. Их вы видите на первом фото, вместе с увлажнителем. В общем, при постоянно работающем увлажнителе и с ведрами удалось поднять влажность до 40-42%, что уже минимально приемлемо. Может еще пару ведер добавлю, для надежности. А то когда вода в увлажнителе заканчивается, он останавливает работу.

Работа увлажнителя

Также заказал на ВБ лампу с абажуром. Очень понравилась старинная лампа, аутентичная тайская, которая была на съемной квартире в Бангкоке. Такую, конечно, тут не купить. Но нашел более менее красивую котолампу. С ней уютно играть по вечерам, а также можно пилить красивые видосы. К лампе заказал собственно лампочку. Чтобы не парится с цветовой температурой, взял универсальную. Она при каждом включении меняет цвет - белые диоды, желтые диоды, смешанные диоды. Выглядит это так.

Трехцветная лампа
Чудо китайской инженерной мысли
Чудо китайской инженерной мысли

Что еще сделал? Забрал у жены директорское кресло. Для нее оно высоковато оказалось, выбрала себе другое.

Перевозка кресла с женой в лифте
Перевозка кресла с женой в лифте

Приехала красивая банкеточка, теперь ваш вкус не будет оскорблен дешевой банкеткой от цифрового пианино. Это все еще не то, что было в комплекте с арендованной Yamaha U3, там была родная ямаховская, очень крутая банкетка. Но все же, вполне приличная.

Между этими пианинами более 100 лет разницы. Думойте.
Между этими пианинами более 100 лет разницы. Думойте.

Так же оборудовал фотостудию и приступил к работе, но про фотосетап отдельный пост запилю.

В общем, за этими нехитрыми занятиями провел неделю, занимаясь по вечерам с учетом кривых клавиш. В субботу снова привез мастера, на регулировку №2. Запилил про всю историю веселое видео с отзывом Олега Тинькова, долго старался, а оно не получило должного внимания. Видимо утро понедельника - не время для шуток.

Tinkoff про ситуацию с роялем

Во второй раз косяки были уже точно известны и план работ обозначен. Тем не менее, Иван Георгиевич работал около 4-5 часов.

2 клавиши починились достаточно быстро, так как там всего лишь нужны были токарные работы. А вот с плавно затухающим звуком пришлось повозиться. Проблема была в том, что одна из трех струн (каждый молоток рояля бьет по трем струнам, они объединены по тону), была физически ниже, чем остальные две. В итоге демпфер падал и глушил быстро только 2 струны из 3, а одна продолжала колебаться.

Вот эту проблему на двух клавишах мастер и решал, около-инженерными методами. В итоге, звук стал глушиться не идеально быстро, но приемлемо.

Рояль. Итоги

По ходу проведения работ я пытал Ходжаева вопросами, чтобы понять, что реально делалось по роялю, и стоит ли он своих денег. Удалось выпытать следующее.

  • Покраска. Ну тут все очевидно, выглядит рояль как новый. Раньше мастер красил сам, но уже долгое время работает со сторонней мастерской, и за это время научил их своим стандартам. Покрасить рояль не проще, чем автомобиль. Оценим грубо в 200 000 рублей, с московскими ценниками.
  • Дека. Дека рояля - это доска, которая находится под струнами, и чуть ли не самое важное в инструменте. Дека отвечает за резонанс. В комментариях появлялся человек, обладающий "тайным знанием" о том, что любой рояль через 50-60 лет превращается в говно, поскольку перестает звучать. Это история как раз про деку. Из-за суммарного натяжения всех струн в несколько тонн, за много лет центр деки выгибается. Проверка уровнем показывает разную высоту по краям и в центре. Когда дека прогнулась, звук рояля становится плохим, очень быстро глохнущим. Но есть еще одно "тайное знание" - если деку восстановить, рояль зазвучит снова. Мастеров, снимающих и делающих деку, в России фактические не осталось. Ходжаев делает деки. Полностью технологию, конечно, на знаю. Но все снимается, ставятся клинья, чтобы распрямить доску, переклеиваются рипы (рейки с обратной стороны доски), все шпаклюется, полируется, и ставится обратно. Со слов мастера, ее хватит теперь еще лет на 50-70, то есть на следующее поколение. То что рояль звучит хорошо, в этом я уверен. Оценить восстановление деки сложно, так как никто этим не занимается. Пусть будет 300 000 р.
  • Струны. Все струны заменены, и поставлены максимально похожие на родные, чтобы сохранить оригинальный тембр. Басовые струны мастер навивает сам, своим запатентованным станком. 88 клавиш умножаем на 3 струны на каждую, итого 264 струны. Допустим, 100 000 р.
  • Фурнитура. Все блестящие желтые детали были черными. Педали, замок, колесики, все отмывалось в химическом растворе. Педали ремонтировались, возвращалась плавность хода, чтобы ничего не стучало. Не работал замок (рояль закрывается на ключ), сейчас все работает. Это так, мелочевка все в основном конечно, но тоже тысяч на 50.

Ну и плюс корпус, колки, рама - это все тоже стоит денег. Так что в целом, рояль стоит свои 1,2 ляма, по вложенным в него усилиям. Понятно, что мастер тоже хочет что-то заработать, а не на голом энтузиазме восстанавливать рояли.

Проверка после второй регулировки.

Так выглядит моя сычевальня по вечерам
Так выглядит моя сычевальня по вечерам

Итак, в сухом остатке.

Правы ли те, кто сказали, что это прогрев?

Абсолютно. Наверняка, если поискать подольше, можно было выбрать за эти деньги более свежее современное решение, с легкой двухрепетиционной механикой.

Правы ли те, кто сказал, что все отрегулируется, и рояль будет меня радовать?

Абсолютно. Это и случилось.

Я все равно сказал мастеру, что не в восторге от ситуации, и закинул вариант с обменом. Можно поменяться на пианино Hoffmann, можно поменяться на вот такой, тоже антикварный G. Leppenberg. Это тоже Российская Империя, но уже Санкт-Петербург. Длина 170 см (Услаль - 130 см), двойная репетиция.

G. Leppenberg
G. Leppenberg

Но похоже, я оставлю этот рояль. На это есть свои причины.

1. За время, которое я провел с роялем, начал уже притираться к инструменту. Звук мне нравился изначально, а когда клавиши стали вести себя предсказуемо, опыт игры на рояле сильно улучшился.

2. Да, конечно, можно купить современный инструмент. С легкой, чувствительной механикой. Но. Будут ли у него вайбы более чем столетней истории, своя душа? Конкретно этот рояль, сложной судьбы, этим он интересен.

3. Откатываться на пианино после рояля - вот просто не хочется. И все тут.

4. Апгрейдиться на Леппенберг с двойной репитицией? Ну во-первых, надо доплатить 650 000 рублей. Во-вторых, надо ехать слушать, он стоял на боку, теперь его поставят на ноги. Пусть даже там тембр окажется хорош, но будет свой набор косяков с механикой, скорее всего. Придется привыкать по новой.

5. Мастер считает, что для обучающегося рояль с одиночной репетицией - то, что доктор прописал. У него своя выгода, поэтому я спросил, что об этом думает мой преподаватель Маргарита. Она тоже сказала, что тугая механика - в целом неплохо, для укрепления пальцев. Мои мысли такие: если научиться достойно играть и извлекать звук на ТАКОМ рояле, то когда я заслужу возможность играть на Bosendorfer миллионов за 20 (мечта, которая вряд ли сбудется, с моими скиллами), или хотя бы просто на свежем брендовом рояле с двойной репетицией - это уже будет легкой прогулкой. Типа, тяжело в учении, легко в бою.

Леппенберг - можно послушать, конечно, и просто ради интереса потрогать механику. Но ехать только для этого за 50 км по Москве на Кожуховскую, не хочется. Есть идея совместить и взять у Ходжаева интервью, записать видео. Если такое будет интересно кому-то, напишите в комментариях.

Вот такая история на текущий момент. А теперь, мои тесты рояля.

First person view
First person view
Простенькое упражение Ганона (интересно, какое отношение он имеет к боссу из Зельды)
Гамма ре-мажор
Третья часть одной сонатины. Целиком еще не публиковалась.

Подписывайтесь на ютуб-канал, относительно скоро там появятся новые произведения, которые уже будут сыграны на рояле.

YouTube канал, только исполнение, без СМС и регистрации.

316
275 комментариев

Комментарий недоступен

189
Ответить
154
Ответить

Всё лучше, чем лада за 2 миллиона.

22
Ответить

достаем попкорн, запасаемся шутками за 300, читаем и лайкаем.

1
Ответить
160
Ответить

А все

33
Ответить

зато у него даже в лифте стояк

12
Ответить