Хроники Ньюфага. Впечатления о F.E.A.R. (2005)

Душная и унылая — но...

Предисловие

О F.E.A.R. как о франшизе я, честно говоря, слышал мало и в основном только про первую часть. Естественно, до прохождения об игре я не знал ничего, кроме того, что в F.E.A.R. у противников крутой искусственный интеллект и что в игре будут хоррор-моменты, связанные с девочкой (Альмой). В остальном F.E.A.R. была для меня тёмным лесом, и вот я прошёл игру и два её standalone-дополнения и «спешу» поделиться с вами своими невероятно важными мыслями. Обзор опять бесструктурный, берегитесь! Приятного прочтения.

бедная тяночка
бедная тяночка

Сюжет

Играя за безымянного оперативника отряда FEAR, нам предстоит устранить опасное существо, которое умеет управлять армией клонов. Большую часть игры мы будем стреляться с этими клонами, а между перестрелками нам изредка будут давать крупицы сюжета. Всплывающие флэшбеки, аудиозаписи, диалоги — всё это вперемешку с динамичной остальной игрой просто убивает сюжет, на мой взгляд. Трудно связывать информацию из всех источников, когда ты постоянно отвлекаешься на перестрелки. Дополнительно в этот весь винегрет иногда вклинивается сама Альма, которая пытается нагнать жути своим появлением, не всегда успешно. Из-за всего этого в купе сюжет игры мне пришлось познавать в сторонних источниках, и он на самом деле затрагивает много интересных тем, которые, к сожалению, игра не смогла до меня донести во время моего прохождения.

идёт под фонк
идёт под фонк

Геймплей

F.E.A.R. — чистокровный шутер. Вырежьте сюжет, все флэшбеки — и получите адски весёлый шутан. Длинные линейные локации, не представляющие из себя ничего, кроме арены для сражений. Видов врагов с десяток, наверное, наберётся, с пушками та же история. Но у главного героя есть одна способность — он может замедлять время. Каюсь, в начале прохождения я почти не использовал её, но по мере продвижения она буквально становится необходимой. И вот почему — переходим к главному козырю игры.

это не он, просто перестрелка)
это не он, просто перестрелка)

Искусственный интеллект противников. Честно, я так и не понял, в чём заключается их мозговитость. Их главная сложность для игрока — префаер. Вылез из-за угла — получай свинец в лицо. Именно по этой причине замедление времени — это мана небесная: скорость реакции врагов как бы балансируется этой способностью, и врагов есть возможность всё-таки как-то отстреливать «тактично». В остальном их интеллект на уровне, ну не знаю, HECU солдат из первой Half-Life, что само по себе достижение, но никак не эволюция. Если вести себя более агрессивно, ногами там махаться и идти вблизь постоянно, то они ± умно будут работать, а так — неа. Особенно это заметно в открытых локациях, где болванчики будут танцевать танго, пока прокладывают путь к очередному укрытию. Но согласен, со стороны их действия действительно кажутся более осмысленными: они переговариваются между собой, часто выкуривают игрока гранатами, пытаются, если это возможно, обойти игрока и застать его врасплох, хотя и не всегда сам уровень им это позволяет. Может быть, боты в других шутерах более тупые, тут уж сказывается мой малый опыт игры в другие шутеры.

с одной стороны меня здесь было не обойти и они вынуждены умирать, с другой — это всё равно глупо
с одной стороны меня здесь было не обойти и они вынуждены умирать, с другой — это всё равно глупо

В остальном, кроме секций с перестрелками, есть редкие пострелушки с турели а-ля «облегчи себе немного путь» и иногда типа мини-боссы, которые призваны разнообразить геймплей. И невольно предыдущая аналогия с первой Half-Life подталкивает на некоторую мысль.

F.E.A.R. — это Half-Life 2?

Сравните первый Half-Life и F.E.A.R. Не чувствуете это? Оба — линейные сюжетные шутеры от первого лица, оба имеют довольно похожий список локаций: склады, лаборатории, офисы. Такие же умные для своего времени враги, которые пытаются в тактику, переговариваются друг с другом. Есть небольшие эпизоды с немного отличающимся геймплеем, чтобы добавить разнообразия в перестрелки (в Half-Life их поболее будет, конечно). Вы вообще задумывались, как бы выглядел сиквел Half-Life, если бы Valve взяла за основу первую часть и ни на йоту не меняла в ней ничего, только улучшила то, что есть? То-то и оно.

И всё же в F.E.A.R. геймплей менее разнообразный, моментами я ловил себя на одной мысли, чего с той же Half-Life я не замечал...

Что-то скучновато...

Структурно локации F.E.A.R. похожи на арены для сражений, соединённые коридорами. Иногда эти коридоры довольно длинные, и, пока ты перемещаешься по ним к следующей условной арене, начинаешь задумываться: всю игру ты, по сути, перестреливаешься с болванчиками в однообразных локациях. И не только игру, есть ещё два подобных дополнения. Хотелось бы больше интересных моментов, больше разнообразия, опять же. Почему бы не дропнуть игру прямо сейчас?

P.T.?
P.T.?

После таких шальных мыслей коридор внезапно заканчивается, и ты входишь на арену и погружаешься в транс: на автомате выцеляешь врагов взглядом, кидаешь гранату и начинаешь пальбу. Враги без предупреждения начинают палить префаером, поэтому ты тоже начинаешь хитрить, используя замедление времени и некоторые архитектурные особенности уровня. А потом в тебя прилетает граната, ты меняешь укрытие, и всю тактику приходится передумывать. В моменты сражений тебе некогда думать о чём-то другом, ты будто ввязываешься в шахматную партию, по динамике не уступающую более активному спорту. Даже после сражения ты прочёсываешь всю локацию, чтобы восстановить всё, что было потрачено во время битвы, не думая ни о чём, кроме как «что-то эта пушка меня подвела со своим магазином, стоит ли её заменить?» или «может, стоит поменять тактику и идти вблизь с дробашом?» и т. д.

вау, это всё сделал я?
вау, это всё сделал я?

А потом с арены ты выходишь в следующий коридор, аффект кончается. О чём я там думал? Ах да, игра — жесть монотонная и блеклая. Могли бы придумать чего весёлого вот сейчас, разбавить бесконечные бои... О, коридор кончился, ну, поехали.

Я не любитель особо шутеров и быстро устаю от однообразия, но в режиме боевой концентрации (не путать со способностью ГГ) я мгновенно забываю что-либо и погружаюсь в бой, что абсолютно нехарактерно для меня. Что уж там, я прошёл подряд F.E.A.R. и его дополнения, прекрасно понимая, что меня там ждёт абсолютно тот же геймплей. И это лучший комплимент шутеру, который можно получить от меня.

хз куда это вставить, просто прикол
хз куда это вставить, просто прикол

Музыка и звуки

Когда игра пытается напугать напрямую, то выглядит это смешно — скримеры, кровища, резкие действия — ууу, страшно. Но вот напряжение на протяжении всей игры присутствует и достигается за счёт звуков и музыки. Подробнее про музыку можете посмотреть в ролике от StopGame, а я лишь скажу, что треки в игре неприятные в хорошем смысле. В период спокойствия это просто хоррор-эмбиент, а во время перестрелок начинаются жёсткие забивы на ударных, самое то для поднятия и так уже высокой динамики боёв. Ещё присутствуют нотки этнической музыки, которые придают остринки саундтреку в целом, как в каком-нибудь Dying Light. Чистый кайф.

какой же отвал

Мелочи

Графика и стиль. Графика настолько на достойном уровне, что, поставив соотношение сторон игры 16:9 и разрешение выше 720p, игра всё ещё смотрится неплохо, хоть и локации довольно скучные и однообразные с точки зрения стиля. Может, кстати, игра так хорошо сохранилась именно по этой причине.

блюра, конечно, многовато, зато выглядит круто
блюра, конечно, многовато, зато выглядит круто

Техническое состояние. Игра ведёт себя адекватно, кроме двух моментов. Первый момент — постоянный сброс настроек управления, если вы запустите игру с включённой русской раскладкой. Решения не нашёл, перед запуском просто приходится следить за раскладкой. Второй момент — «Соединение прервано». Как подобное сообщение может появиться, когда ты играешь в одиночную кампанию, — загадка, а факт в том, что после одной кат-сцены со взрывом игра у меня вылетала в главное меню именно с этим сообщением раза три подряд. Пришлось искать видеопрохождение, ибо я думал, что так заканчивается дополнение).

Дополнения

У F.E.A.R. существуют два дополнения, которые распространяются как отдельные игры — Extraction Point и Perseus Mandate. По геймплею, кстати, абсолютно похожие на основную игру, прямо как Blue Shift и Opposing Force для Half-Life (шиза прогрессирует).

Extraction Point. Продолжение сюжета оригинала. Продолжение того же геймплея. С этим дополнением игра стала чуть страшнее, чисто из-за призраков, а в остальном всё новое типа оружия просто есть, лазерная винтовка и миниган? Круто, а боеприпасов на них мне дадут? Неа, пострелял и хватит. Просто дополнительные эпизоды основной игры, ощущающиеся как основная игра.

поезд сделал бум
поезд сделал бум

Perseus Mandate. Чуть более разнообразное дополнение, которое по своей сути как Opposing Force для первой Half-Life, но мы играем за ту же сторону, только отряд другой. Идея показать ту же историю с другой стороны — класс, жаль, геймплей от этого не поменялся. Ну или не жаль, помочить новую толпу врагов всё так же весело, новое оружие так же очень специфичное и такое же требовательное к амуниции. Именно в этом дополнении появляется самый наглый прямой скример, спасибо, конечно. Из примечательного — всё.

о нет, сюжет!!!
о нет, сюжет!!!

Вывод короткий: если хочется пострелять ещё, проходите дополнения. Уже задушились основной игрой? Не играйте в дополнения, ну или оставьте на потом.

Итог

Запуская игру, я ждал хоррор-шутер. И F.E.A.R. оправдал это ожидание — к сожалению или к счастью. Я не люблю хорроры, ибо пугливый, но в таких играх мне нравится именно напряженная атмосфера. И в этой игре она есть, даже больше — в F.E.A.R. есть ещё и весёлый геймплей. Сюжет, может, звёзд с неба не хватает, да и дополнения довольно одинаковые в сравнении что с основной игрой, что друг с другом, однако F.E.A.R. — один из лучших шутеров, в который я играл, где разработчики знают, как делать интересные перестрелки. Поэтому данный проект в моей блестящей системе оценивания получает:

4/5

продолжение следует...
продолжение следует...
879879 показов
138138 открытий
11 комментариев

"Я не любитель особо шутеров ..." - эту фразу надо было вставить в самое начало статьи, а не оставлять её в середине.

Теперь вопрос: если кто-то "не любитель особо шутеров", на кой ляд он в них играет и даже публикует о них своё мнение? Зачем подвергать себя такой пытке? Что он этим хочет сказать?

Прошу понять меня правильно: я никому не затыкаю рот, а просто пытаюсь понять, что именно движет такими людьми. Для примера: я не поклонник стратегий, но я в них и не играю и тем более не публикую о них какие-то материалы. Зачем, если мне этот жанр просто неинтересен?

Ответить

Пробовать новое всегда интересно, если играть постоянно в игры одного жанра — они начнут приедаться, как минимум у меня так. Про пытку нет понял вообще тейк, играл я в удовольствие. Ну а про написание мнения — кинь в ЧС, дальше моего блога материал всё равно не уйдёт.

Ответить

Лично для меня, "Half-life 2" это скорее "Deus Ex".

Ответить

По мне, всё же игры Valve менее усложнены разными элементами, как это обычно в иммёрсивах бывает.

Ответить

Ох уж эти разрывы сюжета перестрелками.Я почти все аудиозаписи из Дума 3 до сих пор помню даже интонации того индуса.Как вы вообще внимание удерживаете.К Морровинду с таким лучше не подходить.

Ответить

По иронии судьбы сейчас именно Морровинд и прохожу.

Ответить