Игровой дневник: Жизнь и случайные выборы господина Бранте

"The Life and Suffering of Sir Brante" рекомендовали многие. Обещалось волнительное: воспитательный эпос в жестокосердном мире, вольтижировка по ветвящемуся древу бесчисленных выборов и страдания сбившихся с пути истинного. И надо же - все на месте. Но под таким невыносимым углом, что довольным я не остался.

https://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=2419536669
https://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=2419536669

Господин Бранте рожден в суровом безлунном мире, мире дремлющей магии, мудрых богов и закоренелой тирании. В Блаженной Аркнийской Империи царит вековое социальное расслоение, множащее гордыню, спесь, нетерпимость. Униженный по праву рождения люд гнет спины и терпит беззакония от раззолоченных ублюдков. Аристократические круги служат вместилищем дворцовых интриг, безжалостных расправ и безнаказанных злодеев. Как водится, дальше так нельзя. Герою суждено стать поворотным винтиком в грядущей смуте, и молодая наглость станет ему проводником сквозь массовое умоисступление.

Да уж, беспощадное место. Праздный зевака здесь обречен. Любой уважающий себя автор для усиления эффекта смрачнил бы краски хардкорностью. Но увы, интерактивные книги небогаты способами. Так и в "Бранте" правит бал жестокая рамочность условий, она подчиняет решения бартерному подсчету статов и заставляет забыть о ролевом отыгрыше, о фантазии и сказке. Не расслабляйся, игрок! Мрачные обстоятельства означают, что ты должен проигрывать! Быть циничным! Идти на жертвы! Тут этого сполна.

Я был наслышан о проблеме, да и бог с ней, лениво думалось мне, я не охотник до идеальных концовок, мне сойдут и трагические, но вот ведь оказалась штука - даже до трагических, да и вообще любых завершений нужно пробираться сквозь колючую последовательность накопительных рубежей, непрохождение каждого из которых, срывает с намеченной дороги. Ты волен выбирать, но выбор не значит ничего, если не набрал нужную сумму. И требования суровы.

В "Господине Бранте" недостаток качеств ведет в тупики, не оставляет пространства, не дает вздохнуть, понуждает к рестарту. Отыгрыш - грех, он смертелен. Если по наивности ты честно пытаешься что-то отыгрывать, если взвешиваешь решения на весах добра и зла, справедливости и достоинства, разумности и оправданности - если озабочен чем-то кроме забега к намеченному статчеку, героя ждёт горькое поражение, и хорошо если поражение, светлое и рыцарственное, позволяющее уйти по-самурайски, в худшем случае вывалится на тебя совершенно чужой, никчемный и непрошенный итог, не тот к которому ты рвался всю игровую жизнь.

Любая упущенная мелочь, роковая случайность, малейший просчет, случившийся сто слайдов назад - всё заводит семью героя в разорение и позор, оставляет только катастрофические исходы: прыжок в пропасть, забвение, проткнутая кинжалом шея... Тебя не в чем упрекнуть: ты выбирал разумно, придерживался верной стороны, со всеми дружил, все подчищал, был дьявольски витиеват, но все равно на большинстве исходов висят железные замки, оставляя единственный, самый гибельный и самый беспомощный путь. Так, конечно, быть не должно. Полноценные пути должны оставаться всегда, у любых гимпов, созданных ради шутки, любых дегенератов с единицей интеллекта - у всех должен быть свой "Йес-Мен", своя полноценная дорога.

А иначе выходит I never asked for this, я не выбирал этой судьбы, мои выборы не должны так закончиться, я стремился совсем к другому. Но игра не наградила меня результатами, результаты осеклись об непройденную проверку. Если накоплено пятнадцать атрибутов вместо нужных шестнадцати, потому что когда-то, в ворохе перипетий, я недополучил нужного качества, променяв его... не помню на что, разве я должен проигрывать, разве должен начинать сначала по такой слепой, дурацкой причине?!

Думаю у большинства игроков в "Господина Бранте" будет эпизод когда совершенно внезапно, без предупреждения, наступает момент истины, финальный аккорд, минута для рубиконового шага, и ты в паническом ужасе замечаешь недостаток той самой единички для закрытия статчека... Вспять уже ничего не провернуть, и переиграть можно только с начала главы - а это сотни, многие сотни слайдов - и в эту секунду внутри поднимается такое содрогающееся негодование, что охота лишь все закрыть и никогда, никогда, больше не возвращаться.

https://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=2593608745
https://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=2593608745

Чтобы определить законность провала, следует спросить - при каких условиях ты мог предотвратить катастрофу, людишек? В чем ты ошибся? Отсутствие прозорливости, которое привело к недостатку влиятельных друзей? Неточный выбор фразы? Небрежное отношение к возможным последствиям? Нет-нет-нет. Ты просто разложил яйца по нескольким корзинам. Это единственный промах.

И способ избежать цугундера ровно один: вовремя заметить вилку, выбрать правильный путь, хмуро на нем сосредоточиться, никогда не отклоняться, пожертвовать всем ради священной цели, отринуть любые излишества и молиться Близнецам, чтобы среди решений принятых до судьбоносного выбора, не было ненужных, ошибочных. Но они будут обязательно. Львиная доля статов копится до того как наметятся любые дороги. Ты не поймешь куда идти с первого раза.

И даже со второго раза, помня о грядущих потрясениях, верно выбрав дорогу, уже со вскрытыми последствиями, уже отбросив любой отыгрыш, манчкински подбивая статы под ожидаемые события, можно легко споткнуться о незамеченный и забытый эпизод-корягу, который сбросит контрольный параметр на пару единиц, как назло - незадолго до смертельного экзамена, до рокового момента Икс. А ты его, параметр, так трепетно взращивал! И снова провал!

Чудовищно! Я отказываюсь считать это законом. Игра так многословно говорит о значительности выбора. Но выборов настоящих, выборов выводящих на рут, будет всего две штуки. Один раз - берешь ношу дворянина, инквизитора или простолюдина. Еще раз - становишься охранителем или ренегатом. На этом всё. Иератическая схема событий железно подчинена обслуживанию сюжетного скелета и смутно напоминает мне автомобильную коробку передач: ствол, шесть попарных ветвей, задний ход.

Прочие варианты-междометия - лишь фальшивки, тупики, ложные ходы. Они ведут к поражению, они маскировочные тропы, прячущие победную, единственно правильную последовательность. Если ты шел по пути святоши-вольнодумца, но несколько раз выбрал фарисейский поступок- ты проиграешь. Если сослепу повысил характеристику не нужную твоему руту - ты проиграешь. Самым горьким, неожиданным способом. Игра суть - тотализатор, каждый выбор - ставка на верный исход, ставка слепая, случайная, беспомощная, и у тебя нет прогностических инструментов, позволяющих нащупать дорогу сразу.

* * *

Что мне думать о "Жизни и страдании господина Бранте"? Стоит ли воспринимать игру как назидание своевольцам, мечтающим избавиться от фатума? Нужно ли понимать историю как суровый урок важности следования выбранному Уделу? Коли так, он определенно удался. Все, кто выбрал не свой Удел познают Истинную Смерть. Вшивцу-вшивцево, богу-богово.

Но не стоит отчаиваться. Всегда есть услужливые руководства, позволяющие стать демиургом, покорить непослушные обстоятельства. И когда, наконец, условия и характеристики сходятся воедино, в момент сноса статчека увесистым шаром рокового решения - все тираны кеглями разлетаются по сторонам, сгорают жертвой беспрекословной математики. Несгибаемый аристократ гнётся стлаником, старший брат забывает о своей непримиримости, а богоподобный правитель соглашается пойти на уступки - и все благодаря лишь сложившейся цифири. Победа! Ты подчинил свою судьбу, герой! Только вот зачем такие победы?

6565 показов
950950 открытий
6 комментариев

Любой уважающий себя автор для усиления эффекта смрачнил бы краски хардкорностью. Но увы, интерактивные книги небогаты способами.Любая упущенная мелочь, роковая случайность, малейший просчет, случившийся сто слайдов назад - всё заводит семью героя в разорение и позор, оставляет только катастрофические исходы: прыжок в пропасть, забвение, проткнутая кинжалом шеяКлассика
Обзор, в целом, норм, но я бы над оформлением поработал.

Ответить

Спасибо. Не хотелось бы относиться к публикациям как к "контент-мейкерству". Именно потому что "контент-мейкеру" надо соответствовать требованиям к оформлению, информативности, читаемости, применять копирайтерские техники по удержанию читательского внимания и совершать прочие богопротивные вещи.

Однажды ступив на эту дорогу, можно потерять себя. Лучше я потеряю в интересе читателя.

Ответить

Я понял что игра вообще не про отыгрыш, когда перс умер в нищете, разрушив семью, потеряв все деньги и возможности. Это при том что пытался играть придерживаясь справедливости, но и не топить только за одну сторону конфликта, а смотреть шире. Увы, игра меня наградила самой печальной концовкой которую я встречал в играх.

Ответить

Сейм. Я в первый забег на свою тупую голову хотел объединить семью и одновременно стать дворянами меча....

Было НЕПРИЯТНО, когда примирение с Глорией дропнуло всю семейную репутацию до нуля (притом что до этого я уже спиймав ачивмент "Славный род" за 10 репы)

Ответить

Ты волен выбирать, но для подкрепления выбранного должен накопить нужные статы, а если не справишься - убирайся прочь!Я вот тоже недавно выбрал плескаться в Средиземном море, прыгая с борта собственной яхты. Но, сука, нужных статов не накопил.

Ответить

сняли яхту. сеганул. чуть не умер. оказалось глубина два метра внизу камни.

Ответить