Китеж — град не для кутежа

Как это ни странно но нет, у нас разговор пойдёт всё-таки о видеоигре. Надевайте костюм Амелии Эрхарт, потому что бирюзового боди и шортиков не завезли, и давайте разбираться почему Rise of the Tomb Raider хороша, но не на столько на сколько должна была.

И так, почему именно Rise of the Tomb Raider, а не любая другая игра про английскую аристократку? Ну, всё довольно просто. Данный продукт вот прямо сейчас раздают в PSN. И как бы они обещали три игры, но по факту дали одну, симулятор потного нигры и интерактивное кинцо, которое я не щупал и не хочу. Всё, дежурная шутка про подписку пошучена, двигаемся дальше. Данная игра является сиквелом ребута некстген-Ларки от той же студии Crystal Dynamics, что разработала еще Tomb Raider Legends. Издавала игру японская студия Square Enix, как и первую часть ребута, в России издателем послужила компания 1С-СофтКлаб, но не насрать ли вам кто что издавал, главное что разработчики те же что и раньше, уж они-то точно не обосрутся, да? Почти.

Разработчики те же, да не те же. Изначально отцами-основателями серии была студия Core Design. Которые создали Лару, дали ей те самые огромные глаза и парные пистолеты. Просто в один прекрасный момент у каждой студии должен быть свой Angel of Darkness, и для Core Design, как ни парадоксально, ей стала Tomb Raider Angel of Darkness. После такого эпичного провала права отошли к Crystal Dynamics и английская аристократка стала такой, какой мы её знаем сейчас.

О чем бишь игра.

По сюжету прошел примерно год, после событий на острове Яматай, в результате которых Лара доказала всем, что Китнисс Эвердин может идти в пешее эротическое и лес теперь крышуют Крофты. Из прошлой игры перекочевал всего один второстепенный персонаж, который всё так же бесполезен, это Иона. А вы думали Саманта? А хрен, она поехала кукухой, о чем вы могли узнать из комиксов или из аудиологов в меню игры. Не знаю, полное пренебрежение к прошлым персонажам это нормально для серии Tomb Raider? Почему мне не могут рассказать об этом? Мне Сэмми понравилась, я хочу узнать что с ней было дальше из игры, а не из сторонней литературы, пусть и каноничной.

Но, суть в том, что Лара настоящая дочь своего отца и хочет довести его дело до логического финала. Лорд Крофт был всецело увлечён поиском бессмертия в результате чего стал посмешищем в научных кругах. В один прекрасный момент Лара понимает, что нужно поехать в Сирию, где обрывается след бессмертного пророка из Константинополя и записи отца. Ну и едет, и находит гробницу пророка. Кучи трупов, которым уже около тысячи лет. Саркофаг оказывается пустым, и на юного археолога незамедлительно, на тросах, начинают спускаться вооруженные проблемы. После череды взрывов разрушается очередной памятник архитектуры и наша героиня выходит на след легендарного Китеж-града.

Гробница бессмертного Пророка
Гробница бессмертного Пророка

Следы пророка приводят расхитительницу гробниц в сибирь, и по классике в сибири сугробы и медведи, но в защиту игры скажу, что время года не указывается, так что приду к выводу, что это зима. А нет, стойте, что это там за пригорочком? Ох, это же Soviet GULAG! Ну теперь точно классика.

Гулаг это одна из центральных локаций, на который расположены проходы к другим, и на которой сосредоточено огромное количество секретов. И я не против концлагеря в сибирской тайге, почему нет, Советский Союз не был раем на земле, я всё понимаю. Я не понимаю зачем столько клюквы из разряда «Ночь работе не помеха», не хватало только классического «Людей не жалейте, бабы ещё нарожают». На самом деле мне несколько обидно, что страну космонавтов, мечтателей и строителей представляют в виде животных. Обидно. Да и черт с ней с клюквой, меня бесит что она, блин, скучная. Всё что ты можешь там делать это: либо выполнять довольно однотипные сайдквесты, либо ползать по пещерам и находить реально интересные места, к примеру природное образование, которое сформировало что-то вроде органа. Либо ты можешь искать всякие артефакты. Локация выглядит максимально скучно и однообразно. Систематики в расположении построек нет вообще никакой, хоть усрись, но её не увидишь.

В том же Гулаге я как-то нашел удостоверение, Ларка говорит: «О, это карточка заключённого, крута!» А ты читаешь её и понимаешь, что это, блин, удостоверение сотрудника НКВД, и в голове вопрос «Штааааа?»

Далее по сюжету мы спасем от злодеев Якова — предводителя местных аборигенов, которые являются потомками жителей Китежа, и защищающие город с его секретами. Потом злые говнюки штурмуют поселение потомков в геотермальной долине. Археолог помогает им отбиться, и они таки позволяют авантюристке узнать где находится Атлас, который укажет дорогу к Китеж-граду. Но аристократку предупреждают, мол, будь осторожна, там городская стража еще осталась, они не самые хорошие мальчики, и вообще погребли город под снегом.

Это довольно интересная интерпретация легенды о Китеж-граде. Сама легенда гласит, что во время монгольского нашествия жители Китежа не стали сражаться или выстраивать оборону, а просто стояли и молились чтобы бог их спас. Но бог видимо обладает злым чувством юмора и спас их утопив город в озере (вольный пересказ). В игре это обыграли иначе. Во время осады города монголами, пророк собрал городскую стражу в башне и наделил их бессмертием. Приказав им защищать город и артефакт, они пришли в к выводу, что если город не видно, значит он в безопасности, ну и спустили лавину с, уничтожив монгольскую армию и жителей города, потому что нужно быть конкретнее в желаниях.

В самих катакомбах выясняется что и бессмертие у них довольно странно работает, по принципу Ангмарского короля-чародея, ну вы знаете.

Китеж — град не для кутежа

Могли бы сделать систему а-ля SoulsLike, когда противники спавнятся каждый раз, это вписалось бы на ура. Аллоэ, это же армия бессмертных, ну.

Сам по себе погребённый город внешне выглядит ну очень кашерно. При более детальном рассмотрении сосёт жопу, конечно, но со стороны, при входе на локацию, прям вах. Ещё такой драматичный момент, когда ты идёшь, перед тобой стена пара и ты думаешь, так, пойду перезаряжусь пожалуй, но всё, тебя поймал скрипт и Лара идёт вперёд, тебе в уши долбит эпичная музыка и показывают панораму затерянного города. Китеж представляет из себя один квартал, несколько широких улиц и парочку головоломок, которые решить можно за 10 секунд и все они завязаны на рычагах и маятниках. Локация довольно кишкообразная и в целях погулять и поизучать окружение не годится вообще. В общем, Китеж-град точно не для кутежа.

«Типа» эпичный финал заключается в том, что ты сначала на арене сбиваешь босса-вертолёта (ну да, куда в игре 2015 года без босса-вертолёта) отбиваясь от назойливых болванчиков, а потом добиваешь пилота в крайне скучную рукопашку. Всё что нужно сделать это несколько раз подкараулить его и забить ледорубом.

Потом Лара находит артефакт, разбивает его и армия бессмертных дезинтегрируется, вместе с пророком. На этом сюжет как бы всё, заканчивается. Нам просто предлагают ещё побегать и пособирать то что не было собрано.

Гробницы и загадки.

Да, кто-то не разделит моего мнения, но в этой части серии гробницы стали реально красивыми. Загадки и головоломки в них полная хуйня, конечно, не спорю, но внешне они выглядят просто великолепно. Каждый раз когда ты подходишь к постройке на нее берётся лонгшот и показывают панораму, как на нее падает свет из дыры в потолке, позволяя оценить масштаб и архитектуру этого места, и блин, это очень красиво. Так же проходя эти гробницы ты прям видишь, что они заброшены. И не потому что там бегают динозавры или медведи поселились в обнимку с волками, а потому что ты видишь как там всё держится на замазке и соплях, что вот ещё немного и там всё развалится лет через 20-30. Всюду грязь, грунтовые воды просачиваются, кости, мумифицированные останки и прочие прелести древних развалин. Только одна гробница мне не понравилась от слова совсем, это золотой рудник, в который, во времена Китежа, ссылали преступников для того что бы они добывали драгметаллы для города. Головоломка там заключается в том, чтобы спустить две вагонетки груженые золотом и пробить себе дорогу к сокровищу. Всё, никак думать над ней не надо.

В игре нельзя выбрать сложность загадок, что печально. А ведь вся серия игр про английскую аристократку и славилась своими загадками и головоломками. Я эти игры расценивал всегда как отличную разминку для мозгов. А это… Ну это посмешище какое-то.

Противники и бой.

Противников в игре 3 типа

  • Солдаты. Рукопашный боец, стрелок, бронированный жиробас и иногда встречается огнемётчик.
  • Стражники города. Всё то же самое, но в броню закованы все.
  • Дикие звери. Волки, медведи, рыси и… и всё. Есть ещё олени, зайцы и белки, но кому они нужны.

Против противников-людей самая верная тактика это сидеть в кустах и расстреливать из лука по одному, устраивая в трупах ловушки с ядовитым газом. С животными всё проще, просто шмаляй в них либо отравленными, либо взрывающимися стрелами, медведь дохнет от 3 попаданий не успевая что-либо сделать. В общем, стелсом единым.

А вот когда стелс провален тогда начинаются проблемы. Лара всё-таки девочка и помирает довольно быстро, не подстать рядовому противнику. Что усугубляет ситуацию еще сильнее, так это то, что если тебя один раз заметили, то ты не спрячешься уже нигде. И под этими словами я подразумеваю, что вообще нигде. Даже если ты успел юркнуть за угол, вскарабкаться на дерево, перепрыгнуть на крышу, пробежать по ней, прыгнуть в воду, проплыть 25 метров под водой и зайти с другой стороны, то будь уверен, там уже будут тебя ждать 2-3 человека, готовых высадить в тебя очередь из автомата. Вот и приходится скакать и поливать всех свинцом.

Противников попытались наделить лицом, и лицо это — Константин. Наглухо поехавший брат своей сестры, которая в детстве продырявила ему руки, как Иисусу. Ну и возомнил он себя мессией и убивает всех на лево и на право. Почему? Потому что он считает, что так хочет бог, да и вообще ему можно. И поехавший он не потому что верующий, а потому что может своему подчиненному выдавить глаза за здорово живёшь. Или без особых зазрений совести убить своих же солдат. Псих, форменный.

Анна, сестра Константина и по совместительству любовница Ричарда Крофта, отца Лары. При первом же взгляде на неё ты понимаешь что она тебя предаст. А когда она умирает ты понимаешь что ты не можешь ей сопереживать. Смерть Константина была хоть немного драматичной, он хотел добиться того что сам себе придумал, и перед смертью узнал что таким поехавшим его сделала сестра. А с Анной… Ну, она любила Ричарда и получила пулю, всё.

Подведём итоги.

Rise of the Tomb Raider это даже близко не плохая игра. Но и отличной я её тоже не назову. Визуально она красива, в мелочах тоже всё отлично, к примеру по глубокому снегу Лара будет идти медленнее, после выхода из воды она обязательно выжмет хвост а на холоде она будет ёжиться. Завезли даже подобие магазинчика в котором можно купить ЛЦУ, подстволькник или глушитель. Несколько побочных заданий от неписей, из разряда уничтожь вышки, сбей дроны, перебей волков или собери ресурсы для ремонта сторожевых башен. Геймплей довольно динамичен, его разбавили большим количеством Uncharted-элементов, когда на экране происходит очень много эпика разом. На пример когда ты карабкаешься по стене, но в этот момент в неё врезается вертолёт и разрушает тот участок на который тебе нужно было, тебя отбрасывает, ты кидаешь трос и карабкаешься по тросу. Да, эпика завезли, и много. Но когда у игры всё плохо у неё всё плохо. Сценарий дегенеративный, мотивация злодеев весьма условная, они то хотят захватить мир, то хотят спасти Анну от болезни. Лара то хочет доказать миру что её отец был прав, то она хочет уничтожить артефакт. Перки почти ни на что не влияют, разве что ты будешь возвращать обратно стрелы или карабкаться чуть быстрее.

Стоит ли в неё поиграть? Даже не знаю. Обычно я на этот вопрос отвечаю довольно легко. Но сейчас затрудняюсь ответить. Наверное, всё-таки стоит. Согласитесь, культура Руси это не частое явление в игровой индустрии. Давайте так. Вы скачаете пиратку, если зайдёт купите, если не зайдёт не купите.

Начать дискуссию