Прошёл залпом трилогию Metro, третью часть впервые

Пожалуй, самое особенное, что есть в этих играх — моральный урок о том, что твои противники, какими бы агрессивными не были, тоже люди, со своими ценностями, мыслями и жизненным опытом. И это можно узнать лишь в том случае, если быть неуловимым и невидимым шпионом, подслушивающим чужие разговоры из тени, тогда как в режиме обычного шутера враги выглядят и являются лишь банальным пушечным мясом, к которому и привыкли игроки. Нечто похожее выдаёт и Undertale — в виде того, что враги максимально несерьёзны, а при их убийстве пару раз за сюжет игрока отчитают за жестокость, напоминая, что у них тоже есть семьи.

А вы не забыли, что игры делаются по Книге™? Мы их ещё целую кучу по всей трилогии рассовали!
А вы не забыли, что игры делаются по Книге™? Мы их ещё целую кучу по всей трилогии рассовали!

С другой стороны, мораль метрошных игр хромает на обе ноги. Почти все враждебные люди — что фашисты, что коммунисты, что бандиты — однозначно злодеи, и не важно, по своему желанию или по расстрельному приказу. Но щадить их и проходить по стелсу — типа хороший поступок, а все мирные люди, которых эти злодеи уже убили и убьют в дальнейшем, видимо, не учитываются — ГГ же этого не видит, значит, не было. При том, что несколько таких случаев даже можно предотвратить своими руками, но в основной массе врагов всё равно нужно щадить и избегать, даже если ты своими глазами видишь их зверства — логика!

И даже если сам уже стал жертвой таких зверств.
И даже если сам уже стал жертвой таких зверств.

И ещё более упоротое — применять мораль людей к кровожадным мутантам, наказывая игрока понижением морали, если он разорит пару мутантских гнёзд, уничтожив их детёнышей и потенциально спасши сколько-то человек, которых эти мутанты сожрут безо всяких дилемм, так как в этом их единственная суть.

Не каждый ребёнок вырастет Чеславом Корбутом, но каждый мутант вырастет истребителем остатков людей.
Не каждый ребёнок вырастет Чеславом Корбутом, но каждый мутант вырастет истребителем остатков людей.

Налицо и пренебрежительное отношение к персонажам. Неключевых, как обычно, мочат налево и направо для придания драматизма, а на ключевых забивают болт, оставляя их за кадром. Ввели смешного и харизматичного героя в первой игре, затем оставили далеко на фоне во второй, а в конце тупо слили, мол, сдох как лох, даже без личной сцены.

Он же был таким клёвым!
Он же был таким клёвым!

В третьей игре ввели целый паровоз ноунеймов, которым нужно сопереживать, хотя всё взаимодействие с ними заключается лишь в диалогах на этом же паровозе, а 95% времени ты всё равно бегаешь сам по себе, забыв про всю эту бесполезную братию. Видимо, разработчики не слышали про Фоллауты и Масс Эффекты с их системой компаньонов.

Я честно слушал все их бесчисленные диалоги, и честно забывал про них при каждом уходе с поезда.
Я честно слушал все их бесчисленные диалоги, и честно забывал про них при каждом уходе с поезда.

И не только системой компаньонов, но и диалогов — когда каждый член экипажа произносит монолог в пустоту и пялится на тебя, не получая ответа, это выглядит крайне тупо, как, впрочем, и во всех подобных играх. Даже странно, что никто не психанул, не схватил Артёма за грудки и не заорал "Да скажи уже хоть что-нибудь, ты же не немой, чёрт тебя дери!!!" По крайней мере, у меня такие мысли проскакивали до самого конца.

"Обсудим" - это значит "я произнесу стопицот реплик, а ты никак не отреагируешь". И так вся трилогия...
"Обсудим" - это значит "я произнесу стопицот реплик, а ты никак не отреагируешь". И так вся трилогия...

И в целом Exodus разочаровал намного сильнее, чем порадовал. В него помимо ГГ взяли всего двух персонажей из предыдущих игр, да и тех отретконили в худшую сторону. Замени этих троих, да пару реплик о прошедших событиях — и выйдет окончательно левая игра, не имеющая к предыдущим никакого отношения, кроме общего сеттинга. Какой Хан, какие Чёрные, какой постапок и вымирание человечества? У нас тут (анти)патриотическая басня безо всякой мистики, а всемирного постапока-то и не было, это всё власти скрывают! Так что берите поезд и езжайте так, будто ядерная война и не истребила человечество, так, мелочи — просто госсистема накрылась, ну и чуть-чуть радиации с мутантами везде распозлось. Прощай, атмосфера траура и обречённости! Да и геймплейная мораль упростилась донельзя — теперь можно набрать лишь полтора десятка очков, а не 50+, поэтому больше незачем слушать диалоги и искать секретки, знай себе стелси и щади отморозков.

Хорошо, что оглушения не наносят людям травмы и не оставляют их беспомощными на поедание мутантам, правда?
Хорошо, что оглушения не наносят людям травмы и не оставляют их беспомощными на поедание мутантам, правда?

Которых, кстати, до смешного много — за всю игру встречаются буквально единицы нормальных людей, а все остальные 99% населения — вооружённые головорезы разной степени мразотности (и одной зашкаливающей степени агрессивности). В том же метро Москвы было много спокойных локаций и мирных людей, в Исходусе же таких тупо нет, как бы система "морали" не пыталась убедить нас в обратном. Когда первая реакция на незнакомого человека — забить тревогу и расстреливать его из всех стволов, это никак и ничем нельзя оправдать, и жаль, что разработчики Metro и Undertale упорно пытаются навязать принцип "подставь другую щёку". Под грёбаные пули подставь, ага, выживешь — будешь считаться типа хорошим.

Простил Пашу за все дыры, что он насверлил во мне пару минут назад. Потому что он "не злой, а грустный", оказывается, бедняжка.((
Простил Пашу за все дыры, что он насверлил во мне пару минут назад. Потому что он "не злой, а грустный", оказывается, бедняжка.((

И это не учитывая кучу навязанных боёв, где без насилия и крови на руках никак не обойтись. Понятное дело, что эти игры можно и пройти как обычный шутер, и при этом получить хорошие концовки, если собрать максимум внебоевых очков, но тут уж я стараюсь идти одной стороной — или однозначно хорошей, или однозначно плохой, так гораздо проще соответствовать концовкам, чем быть в полоску.

А вот нечего было убивать людей. Как будто неочевидно, что если контакты не удаются - их нужно прекратить.
А вот нечего было убивать людей. Как будто неочевидно, что если контакты не удаются - их нужно прекратить.

Так что, когда населённые дебилами пункты закончились, сменившись необитаемой радиоактивной локацией, я вздохнул с облегчением — наконец-то прекратился раздражающий стелс и навязанный пацифизм. Но затем... игра закончилась! Пара тупых QTE вместо финальной битвы, пара трогательных поворотов, впечатливших даже меня, и резко скомканный конец с титрами. Вот уж что авторы произведений любят, так это банально скипнуть самые эмоциональные сцены, внезапно перенося зрителя/читателя в момент, когда всё уже прошло, и не нужна актёрская игра/описание эмоций и сложные анимации/реакции персонажей. Ещё Гарри Поттер со своим "дохренадцать лет спустя" после финальной битвы расстроил меня таким подходом, а теперь и Метрецо в конце подкачало. Не дожали во всём, как по мне, и всего лишь три относительно больших локации со скудным разбросом вопросиков-мест интереса заняли намного меньше времени, чем я надеялся, в том числе из-за того, что кроме паровозовозов почти нет НПС, так что на этих открытых локациях и заняться нечем и некем.

Попялиться на достопримечательности и идти собирать хлам по помойкам. Спасибо Леннону за это!
Попялиться на достопримечательности и идти собирать хлам по помойкам. Спасибо Леннону за это!

Как шутеры в целом, Метрошки точно не стали любимыми. Ведь морально "правильный" игрок пропустит почти всех противников-людей, максимум вырубив их в стелсе, а количество врагов-мутантов настолько скудное, что даже странно, как люди до сих пор их не истребили. На высоких сложностях уменьшается количество ресурсов, но не растёт число врагов, так что опытному любителю шутеров, умеющему класть хедшоты из пулемёта, остаётся тащить свои сотни "золотых" патронов и прочей амуниции до финала, так и не использовав всё это. А если бы лавины врагов и были — много ли толку играть в стиле Рэмбо, если почти каждый бой заканчивается переходом в катсцену, где ГГ резко и тупо сливают в унитаз, чтобы убить его попутчиков или просто поставить в неловкое положение, независимо от крутизны персонажа и его экипировки. Этим временами страдают многие игры, но для Метро — это главный столп передачи сюжета, ведь если бы у игрока не отбирали управление каждый раз, то он не проигрывал бы, как полный криворукий дебил, и сюжет не вышел бы столь Драматичным™.

Попробуйте хапать стопарик каждый раз, когда Артёма "Рэмбо" Чёрного прерывает катсценная некомпетентность - пропьёте печёнку.
Попробуйте хапать стопарик каждый раз, когда Артёма "Рэмбо" Чёрного прерывает катсценная некомпетентность - пропьёте печёнку.

Но что я всё о плохом да о плохом... Вот что радует в Метро, так это окружение. Пусть я в целом не люблю советский антураж, но всё же чувствуется ностальгия и уют от многочисленных обустроенных уголков как подземки, так и надземки, в каждом из таких мест хочется пожить, ну или хотя бы увидеть там живых людей, а не мёртвую пустоту. Отчего заселённые локации выглядят ещё лучше, пока там хоть кто-то есть. Внимание к деталям встречается не только в жилых зонах, но порой вообще где угодно, в том числе и в живописно разложенных трупах, по которым можно составить и представить картину их смерти и немного посопереживать. Да и система морали всё же радует, когда ты видишь очередную светлую вспышку с шёпотом и понимаешь, что в очередной раз поступил правильно, пусть эта правильность порой очень спорна.

Выпил - получил очко морали. Выпил трижды - потерял очко. Заплатил кучу денег - получил ещё очко. Вот такая моральная чехарда.
Выпил - получил очко морали. Выпил трижды - потерял очко. Заплатил кучу денег - получил ещё очко. Вот такая моральная чехарда.

Могу однозначно сказать, что эта трилогия не оставила меня равнодушным, ведь не по каждой игре я пишу такие стены текста. Возможно, однажды я даже сделаю "все грехи" по ним, что является для меня не только способом вывалить разом все свои претензии, но и лучшим поводом детально изучить игру со всех сторон и перепройти неоднократно, посмеиваясь над глупыми моментами и наслаждаясь теми, что впечатлили и порадовали. Недавно вот Сталкера так обозрел, получилось вполне неплохо. Не знаю, будет ли у Метро очередное продолжение, но я бы не отказался ещё раз поползать по мрачным и сырым, но атмосферным подземкам в мрачный постапокалипсис, и погибнуть с честью в последнем бою бок о бок с верными соратниками... чем кататься в "буханке" по полупустым полупустыням, на которые и так уже насмотрелся во многих других играх с открытым миром.

Прошёл залпом трилогию Metro, третью часть впервые
1717
10 комментариев

Приношу извинения, если кому-то что-то проспойлерил, ну и за резковатый стиль "отзыва". Не ожидал, что это вообще кто-то прочитает. Просто поток эмоций под впечатлением от пройденных игр, а не попытка в аналитику. =)

Ответить

погоди, как трилогию? купил вот эти две, думал, что все
 (не играл пока, только планирую)

Ответить

Представляю твоё лицо, если бы приступил от первой сразу к третьей. 

7
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Metro Last Light. Для неё тоже есть Redux-версия.

3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

А ещё там динамическое время суток. Пришёл на миссию днём, а не ночью, или провозился до утра - изволь стелсить прямо под солнышком, когда тебя видно всегда и везде. В безопасных зонах можно проспать до темноты, но их не так много на карте. Так что проходить игру нужно не только в стелсе, но ещё и только ночью, иначе нигде не удастся пройти незамеченным и получить свою хорошую концовку.

Хорошо хоть быстрое сохранение есть. Но полноценных нет, только автосейвы каждую пару минут. Запорол все 4 - придётся страдать или всю главу переигрывать. D:

Ответить