И чтоже по итогу. Я честно хотела бы чтобы эта игра мне понравилась. Всё ждала что ну вот сейчас, вот-вот будет момент, что прям вообще такое случится, что аж мурахи пойдут...но нет. Он так и не наступил. Я прекрасно отдаю себе отчет, что это невероятная игра, с безумной нелинейностью, персонажами и историей, но увы, подобрать ключик к ней у меня не вышло. И дело даже не жанре или особенностях ДнД (блен, я посмотрела все выпуски EPIC NPC DnD (100+ роликов по 30 минут) с огромным удовольствием), а в неуловимом чувстве впечатлений у каждого конкретного игрока, когда определенный проект может чем-то тронуть. Меня тронула только Карлах. Ни музыка, которая хорошая, но нет. Ни лор, который глубокий, но нет. Ни конечно же геймплей, который душил своими кубиками и тотальным рандомом на каждый мой шаг наказывая за каждое действие, успех которого от меня даже не зависел. Возможно причина в этом. Еще можно было было сослаться на нелюбовь к CRPG, но я прошла ATOM, Трудоград, Тиранию, потратила несколько десятков часов на Пустоши 2 (которая тупо надоела), а Диско Элизиум одна из величайших игр. Иронично, что еще одну икону ролевок, Dragon Age Origins я также дропнула от ее душности. Вот такие вот у меня дела с шедеврами.
Писечка, все по делу кроме концовки о том, что дело не в особенностях ДНД. На самом деле как раз-таки в них по большей части. Потому что сырая боевка ДНД вообще не играбельна без хоумбрю и подыгровок со стороны Мастера. Потому что если играть в днд честно не переапанными персами, спроси любого более-менее толкового Мастера, то это и был бы тот самый нонстопный сейвскам только ирл. 1 кобольд берет и наносит всей пачке 60, 60, 100, 150 урона, пока твои челики просто мажут двуручными дубинами в упор. Все легли. То почему я не смог заставить себя пройти игру - это безустанный дроч на магические финты, полная ориентированность на прохождение чем-то а-ля мага с красноречием/барда. Ну и какое счастье, что хоть кто-то заметил, что Шадуха и Лаэзель - это по сути один и тот же персонаж. Просто одна может отыгрывать няшу-стесняшу в ЛИЧНЫХ взаимотношениях, а другая - нет. Ну и в целом попытка показать спутников, как разносторонних и неоднозначных личностей пошла игре скорее в минус. И самым удачным и приятным на мой взгляд персонажем вышла как раз-таки Карлах, которая прямая, как рельса. Это к вопросу о том, что если не умеешь, то делай доброго паладина, хитрого лучника, пьянчугу пирата и т.д. Нет, я не говорю, что игра плохая в ней куча моментов, которые конкретно мне дали вау-моменты и те самые чувства от олдскульного геймдизайна. Например, когда в начале можно убить и босса иллитида и дьявола, с которым он дерется. Или когда вы в месте, где встречаетесь с Шадухой исследуете гробницу, поднимаете случайно Лича, а он не атакует, и просто уходит, и тут зомбики лезут, вы держите оброну на хайграунде и бьете окружающие бочки с маслом, поджигая все вокруг - это омагад просто. Но основная проблема в том, что эти крутые элементы работают по отдельности, не создавая игре видения цельности. От чего иногда они просто сбиваются в кашу и происходит то, что ты написала в абзаце про богиню, уход Лаэзель и ключ от выхода. Ну и на самом деле на мое имхо игра просто во всем хуже Pillars of Eternity 2. Там можно играть за дуэлянта с одноручным пистолетом и рапирой, вызывая боссов 1 на 1 и побеждая их без сейвскама и ОП-спеллов даже на высоких сложностях. Там нормальные спутники: Эдер, который добрый воин, любит гладить собак и не любит, когда вырезают детей. Зоти, с которой примерно на 90% списана Шадуха, но об этом все умалчивают. Тоже клирик, тоже можно сделать условно-адекватной к финалу. Серафен, который как бы старый моряк, в основном шутит всякую похабщину, но есть скелеты в шкафу и та самая неоднозначность, которая сука у бывшего ПИРАТА смотрится очень логично в качестве бека. Есть корабль, который выступает в качестве хаба, его можно качать и исследовать на нем мир. Еще есть божественная боевка на кораблях, как в браузерке "Бойцовский Клуб" ныне бородатых годов, которая более, чем идеальна для такого проекта. Можно делать вражескому кораблю удар в пояс(пах) и ставить блок кормы и живота. Боевка после файнал ката скейлящаяся и честная. Тебе показывают, что на том острове живут мобы 20 левла и туда пока рановато, но когда ты докачаешь, то ты им по 3 урона при всем желании наносить не будешь. Залупа с маг. физ. резистами есть, но на среднем можно просто не читать и скипать кроме пары боссов в побочках. А еще там есть АДЕКВАТНО-ВЫСТРОЕННОЕ ВО ВРЕМЕНИ повествование. Вот этой кучи стрессовой инфы, которую на тебя может одномоментно вывалить Балда там просто не происходит. Есть майлстоуны, есть квесты спутников, времени на все про все много. но не бесконечно. Короче, если решишь поиграть, думаю будет хидден гем для тебя, пушто я полистал твой блог и ты видимо, любитель пошаговых стратегий, как и я. Балда хорошая игра и даже игра года на фоне юби кала и атомик хартов. Во времена ведьмаков, масс эффектов была бы честная 7.5 из 10. Потому что крутые геймдизайнерские решения в ней не работают, как единая система, а ванильная боевка ДНД - это тихий ужас. Сам сейчас из жанра играю в основном xcom 2 со шлюхомодами, чтобы отключить мозги временами. Желаю ментального здоровья.