Величественный Сопрано

Коротко о том, почему творение Дэвида Чейза — одно из величайших произведений современности.

Величественный Сопрано

Развлекательный кинематограф забит до краев фильмами и сериалами основной тематикой которых является криминальные разборки, истории преступников или расследования федеральных правоохранительных служб. Каждый из них чем-то отличается, обладает уникальным шармом, своей фирменной изюминкой, которая делает произведение либо великим, либо провальным. Ну или же просто остается незамеченным массовым зрителем, оставаясь за кулисами большого Голливуда.

Людям в своей массе известны такие деятели искусства, как Мартин Скорсезе или Брайан Де Пальма, которые оставили свой след не только в жанре криминальной драмы, но и в кинематографе в принципе. В индустрии появляются всё новые и новые режиссеры и сценаристы, которые пытаются делать картины хотя бы приблизительно того же качества, что делали легендарные творцы в свои лучшие годы. Порой даже они сами не способны прыгнуть выше головы, но хотя бы столкнуть с прошлым достижением лбами.

Однако сейчас я бы хотел рассказать не о каких-то деятелях, которые закрыты от общественной публики или были кем-то когда-то не признаны. Я хотел бы поделиться своими мыслями связанные с сценаристом и режиссером — Дэвидом Чейзом, а если быть точнее, то именно с его легендарным сериалом «Клан Сопрано», и на его примере продемонстрировать почему Чейз один из величайших режиссеров современности, пускай и не снимающий «большое» кино. Ведь как не на творениях и трудах человека судить о его навыках?

В тексте присутствуют некритические спойлеры 
В тексте присутствуют некритические спойлеры 

Начинать это пост о таком сериале крайне затруднительно. Шесть сезонов благодаря которым это произведение обрасло тонной слоев сложных хитросплетений в взаимоотношениях. Говоря о нем — сложно начать с чего-то конкретного, подчеркивая и акцентируя внимания на сильных сторонах сериала, ведь каждый элемент этой картины, будь-то актеры или атмосфера — это и есть его сильные стороны. Подобраться к нему мешает его величие, к которому подойдя с одной стороны, ты обязательно окажешься с другой, позабыв о том с чего начинал свою мысль.

На протяжении того времени, что сериал существует, он так и не обзавелся преемником или хотя-бы тем, кто стоял бы рядом с ним. Есть ярчайший пример сериала, который практически приблизился к монументальности «Сопрано», но, как по мне, всё таки не смог превзойти, каким бы хорошим этот труд не был.

Я говорю о «Во все тяжкие», который принято всегда ставить в пример к «Клану Сопрано» или рекомендовать к просмотру, как очень похожее произведение. Максимально разные картины, но при этом настолько похожи, что мозг уже машинально пытается поставить между этими работами знак равно и искать похожие моменты. Это можно понять, ведь их объединяет жанр криминальной драмы, который, почему-то, приравнивает всех и вся, хотя подобное порой неуместно.

Способ повествование, его темп, сама история и персонажи в ней, их характер, развитие, ситуации с которым им приходится сталкиваться, темы поднимаемые в произведениях. Этот список различий можно продолжать очень долго, так как это всё таки разные творения разных людей, преследующие разные цели. Но одно я могу сказать точно — каким бы «Во все тяжкие» не являлся великолепным сериалом, он не смог меня убедить в том, что он способен потягаться с величием работы Дэвида Чейза. Я так же хотел бы рассмотреть творчество Винса Гиллигана, а есть быть точнее, то его два популярных сериала о которых вы и так прекрасно знаете, но об этом нужно как-нибудь в другой раз, так как и здесь можно что-то обсудить. Тем более мне хочется дождаться завершение «Лучше звоните Солу», чтобы уже более комплексно подойти к теме обсуждения.

Величественный Сопрано

Отличительной чертой данного сериала является история. А если быть точнее, то способ, который использует режиссер, чтобы рассказать ее зрителю. Единый глобальный сюжет у которого есть точка А и точка B, который имеет цель, имеет окончание, и все действия, что мы наблюдаем должны привести к какому-то консенсусу, поставить точку в рассказе. Но Сопрано — не про это, этом здесь и не пахнет, и как раз этот момент для меня является, всё таки, ключевым за что сериал можно искренне полюбить. Он рассказывает о персонажах, о событиях в которые они впутываются.

«Клан Сопрано» это что-то в роде сериала повседневности, для которого главное показать жизнь героев на экране, рассказать о их взаимоотношениях, их историю и продемонстрировать отражение их решений не только на самих себя, но и на других. Вроде бы мельчайшие детали на которые бы никто не обратил внимания, мимо брошенная фразочка второстепенного персонажа, но для сериала такие моменты являются чуть ли не ключевыми и в дальнейшем можно увидеть отражение того, что мы видели всего несколько серий тому назад.

Величественный Сопрано

Изначально сериал должен был стать обычным фильмом про гангстеров. Концепцию и общую идею своего произведения Дэвид Чейз вынашивал в своей голове более десятка лет. Если бы его не переубедили, возможно мы бы никогда не увидели столь блистательной работы. Ведь после просмотра сериала, очень трудно представить как такое грандиозное творение можно уместить в маленький фильм.

Он идеально использовал то отведенное время, что ему дано для раскрытия всех карт на столе, чтобы зритель успел проникнуться миром этого произведения и детально пронаблюдать за образами на экране. Чейз использовал преимущество формата вещания, что сделало его на голову выше самого обычного фильма. Практически никто не использовал так мастерски отведенное на картину время

Ведь ключевым является именно неспешное погружение в жизнь мафиозных семей, которые сотрудничают, конкурируют, пытаются жить и одновременно скрываться от полиции. Основной фокус идет на главного героя Энтони Сопрано, именно вокруг его самого и его семьи происходят действия сериала. Хоть в картине есть протагонист за которым мы наблюдаем больший хронометраж картины, но основным, лично для меня, является не Тони, а события и окружение, которые формируют его.

Величественный Сопрано

Благодаря умеренному темпу мы успеваем не только проникнуться, но и начать сосуществовать вместе с миром за которым наблюдаем. Сюжетными поворотами никто здесь просто так не разбрасывается, из-за чего когда они всё же происходят, ты испытываешь бурю эмоций, а опасность ощущается каждую долю секунды, ведь вот-вот может произойти что-то ужасное. Сюжет движется не по прихоти сценариста, а по законам мира.

Каждое событие в сериале — это закономерность. Итог, который следовал за принятыми решениями, сказанными словечками и ненарошно брошенными взглядами. Но результаты порой нужно ждать очень долго, ведь просто так в этом мире ничего не происходит. У каждого отпетого преступника есть заклятый враг мечтающий поскорее выстрелить в голову своему неприятелю, и в сериале это очень явно ощущается. Угроза исходит не только от отморозков, но и от служителей закона.

Не ждите громкого и эпичного финала, где герои торжественно отмечают свою победу над заклятым врагом, или героически умирают от пуль. Сериал рассказывает про жизнь мафии. Жизни преступников, трудности с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни. Сериал начинается спокойно и обыденно. Всё циклично, жизнь идет своим чередом, а значит и рассказывать эту историю можно будет бесконечно.

Последняя серия заключительного сезона это как раз то, что нужно для такого сериала. Данная серия как показатель того, как нужно заканчивать свои шоу. Одна из лучших серий в сериале, и концовка, которая оставила след в истории и головах миллионов. Серия, которую полностью срежиссировал Дэвид Чейз, как ничто другое демонстрирует его мастерство и отношению к своему детищу. Операторская работа подчеркивающая важнейшие моменты и намеки, тонкие аллегории и напоминания для зрителя. Именно эта серия дает заключительное понимание того, насколько Чейз любит свой проект и что для него важно не удовлетворить желания людей, а закончить то, над чем он так долго трудился. Он поставил точку, когда понял, что показывать нам уже нечего. Всё рассказано и вести этот сериал можно бесконечно, но верно выстроенная сцена показывает, что и нам, и на персонажам, пора остановиться.

Величественный Сопрано

Как и в любом другом криминальном рассказе, история не может существовать без персонажей. Повествование зиждется на взаимоотношениях героев, это и есть одна из основ всего сериала.

Сам сериал — это бесконечные диалоги без быстрых действий и особой динамики. Рядового зрителя, который привык к клиповому монтажу с быстро сменяющими друг друга событиями, может отпугнуть перспектива часами сидеть и наблюдать за тем, как преступники просто разговаривают на различные темы, будь-то женщины, еда, работа. Как они взаимодействуют, как относятся друг к другу и т.д. Всё происходит так неспешно, но при этом настолько интересно, что ты даже не замечаешь, как проходит время вместе с героями.

Взаимодействие каждого персонажа на экране пропитано чем-то настолько личным, что не поверить в происходящее перед глазами невозможно. Жестикуляция, фирменные манеры поведения, внешность, голоса — всё это потрясающе сочетается с друг с другом, когда герои стоят рядом, общаются, шутят, оскорбляют и взаимодействуют с окружающим миром. Для сериала, который выстроен на диалогах неимоверно важно идеально прописать характеры людей, чтобы каждый из них был особенным, чтобы каждый привносил свою изюминку в сцену с ним.

То, как развиваются их отношения, как они шутят и решают проблемы является одним из главных плюсов всего сериала Сопрано. В пример можно приводить различные ситуации, где герои просто разговаривают. Как Энтони выясняет отношение со своей родной матерью, или как он же посещает психотерапевта и всячески пытается это скрывать, как Поли и Кристофер пытаются сработаться, как они же застряли друг с другом в лесу, как Джуниор хочет быть главой семьи и т.д.

Но всё же приведу яркий пример, где практически все ключевые герои собираются в одном месте, чтобы помочь члену своей семьи. Я говорю про сцену лечения Кристофера от наркозависимости. В ней прекрасно все, начиная от самой терапии, заканчивая реакцией персонажей. Юмористическая составляющая данного отрывка не только показывает отношение героев к сложившейся ситуации, но и подчеркивает характер практически каждого члена семьи.

Все сцены будут на русском, чтобы все могли всё понять. Если вы знаете английский, рекомендую найти оригинал.

Каждый из персонажей это великолепно прописанная личность у которой есть свои принципы, видинее ситуации, взгляды на мир и отношение к другим людям. Хоть и не все, но основные персонажи проходят сложнейший путь становления тем, кем они являются. Они проживают эту жизнь сталкиваясь с внешними трудностями, которые по итогу меняют их восприятие и отношение не только к незнакомым людям, но и родным. Каждый приходит к тому, что ему было уготовлено с самого начала. Арки действующих лиц не остаются висеть в непонятном состоянии, напрочь забывая закончить длительный путь каждого из них.

Трудности с которыми они стакиваются могут быть глубоко личными. Тот же Тони Сопрано проходит через весь сериал неся в себе тяжелое бремя главы своего семейства, босса и преступника. В его голове происходит постоянный мозговой штурм. Он крайне близко к сердцу воспринимает уток в своем бассейне в самой первой серии, коня для скачек, но не потерпит предательство даже от самого родного человека. Он любят свою семью, но постоянно изменяет жене, что так же играет свою роль в сюжете. Энтони крайне принципиальный, он считает себя лидером и постоянно это показывает. Он всегда ставит себя выше любого, злобно прожигая взглядом и указывая пальцем.

Я думаю, что данное раскрытие сложнейших образов было бы невозможно без потрясающей актерской игры. Каст сериала великолепен, даже эпизодическими или второплановыми персонажами, которые отыгрывают свои роли на отлично. Звездным его не назвать, кроме некоторых известных персон, сериал от и до пронизан людьми, которых вы вряд-ли вспомните в других картинах. Я не утверждаю, что они неизвестны, просто лично для меня их появление в «Сопрано» стало ярчайшим моментом, благодаря которому я запомнил каждого из них.

Каждый знал своё дело, отыгрывал роли таким образом, словно жил своим персонажем, прекрасно понимая каждую его личную черту. Все образы в сериале стали такими запоминающимися только благодаря людям, которые дали им жизнь. Не было бы Империоли — не было бы Кристофера. Не было бы Кьянезе — не было бы Джуниора. Условный Тони Сирико, играющий Поли Галтиери, так вообще долгое время был частью мафии и отсидел в тюрьме. Так кому, если не ему, лучше знать каким его герой должен быть, какие повадки иметь и как правильно разговаривать?

И конечно же, звезда всего сериала, несменный Джеймс Гандольфини за которым его роль закрепилась уже посмертно. Добрый и милый дядька в жизни, злобный преступник на экране. Тони Сопрано, которого все знают, это созданный Джеймсом образ, который настолько великолепно живет ролью, что я готов утверждать, что это одна из самых лучших актерских работ за всю историю современного кинематографа. Всё шоу существует только благодаря его игре. Белая ворона в которую никто, кроме Дэвида Чейза не верил, выстрелила, да так, что Гандольфини стал одним из самых популярных и легендарных актеров. Хоть все и запомнили его как босса ДиМео, его самой лучшей роли, но он так же успел сняться и в других хороших картинах, где отыгрывает персонажей так же прекрасно.

Я думаю стоит привести один из лучших моментов сериала за который Джеймс и Эди Фалько заслуженно получили награды «Эмми». Те, кто смотрели сериал, я думаю, уже понимают, что речь тут о сцене ссоры Энтони и его жены Кармелы. Сцена получилась поистине настоящей, игра актеров чувствуется живой, эмоции реальными, словно наблюдаешь не за сериалом, а за настоящей ссорой женатой пары со стороны. К большому сожалению, Джеймс Гандольфини скончался семь лет назад, и этот факт по-настоящему огорчает, особенно после просмотра «Клана Сопрано».

Дэвид Чейз воистину великий режиссер и сценарист. Он смог сделать сериал полностью состоящий из мерзких, злых и алчных личностей, которые убивают, продают наркотики и всячески уходят от закона — интересным. Наблюдение за повседневной жизнью, маленькими историями куда впутываются персонажи это бесценно. Антигерой, которого прописал Чейз, получился настоящей мразью, который как был гнилым человек, так им и остался. Им не движет что-то великое или глубокое — он просто жуткий тип, смело убирающий со своего пути каждого, кто посмеет ему диктовать свои правила.

Чейз не преследовал цель рассказать историю с банальным нравоучением, что есть плохо, кто злодей, а кто герой. Он показывал события, поднимал темы, раскрывал персонажей и всё для того, чтобы зритель сам приходил к нужному выводу. Никто не ведет тебя за ручку указывая пальцем, где мусорка, а где ухоженный газон. Вся жизнь внутри сериала — одна большая мусорка, как это в жизни и бывает. Кто-то выберет для себя нормой ту модель поведения и образ жизни, что показана в «Сопрано», для кого-то это наоборот будет антиподом и человек станет делать всё, чтобы не стать таким же, как, например, Тони.

Операторская работа играет на повествование ни чуть не меньше хорошего сценария. Правильная постановка кадров, акцентирование внимание зрителя только на важных, казалось бы, моментах незаметно для всех погружает в историю персонажей на экране так же виртуозно, как это делает Дэвид Чейз своими хорошо прописанными сюжетными линиями героев.

Атмосфера и музыка такая же важная часть сериала. Каждую композицию Чейз выбирает самостоятельно исходя из контекста серии или сцены. Это придает и так натуралистическому миру глубины, раскрывая время в котором живут герои с их стороны с помощью их музыки. Взгляды, мимика и жесты играют на атмосферу ни чуть не меньше. Каждая фраза сказанная героем имеет смысл, шутки смешные и не выбиваются из всего тона сериала, юмор уместный, а угроза опасности постоянно стоит за каждым из персонажей, поэтому воздух за экраном всегда чувствуется с неким привкусом крови и встревоженности, даже в самых спокойных сценах.

Величественный Сопрано

Я закончил смотреть «Клан Сопрано» ещё осенью прошлого года и тогда он оставил в моем сознании очень сильный отпечаток. Я оставался под впечатлением долгие месяцы, и даже сейчас, листая интернет освежая память, меня нахлынивает потом различных эмоций, которые я просто не способен передать.

Данный текст не является рецензией, он не претендует на что-то большее, чем простой поток мыслей, без очевидной последовательности и заспамленности. Это просто мои эмоции, которые я пытался выплеснуть наружу, но даже заканчивая текст я понимаю, что я не всё рассказал. Мне хочется бесконечно обсуждать «Сопрано», восхвалять Чейза за его труд и мастерство. У меня появилось желание заново пересмотреть сериал, но уже с гораздо большей вовлеченностью, чем это было при первом просмотре.

Скоро должен выйти фильм (?) приквел рассказывающий о юности будущего босса мафии — Тони Сопрано, которого сыграет сын ныне покойного Джеймса. Сценарий будет написан несменным Дэвидом Чейзом, и я очень надеюсь, что фильм выйдет хотя бы на долю таким же хорошим, как и оригинал. Тут просто нельзя снять плохо. Очень жду и верю в успех картины.

5858
14 комментариев

Начинать это пост о таком сериале крайне затруднительно. Шесть сезонов благодаря которым это произведение обрасло тонной слоев сложных хитросплетений в взаимоотношениях.Читать это тоже крайне затруднительно.

6
Ответить
Автор

Графомания - это болезнь 

1
Ответить

Так и не нашёл сериал,который полюбил бы так сильно.
Клан сопрано показывает жизнь людей,быт,которого почему то стесняются другие сериалы
Ну или показывают,но не так полно,комплексно
Герои поссорились?Через 5 минут уже все забылось и больше никогда не появится
Даже косого взгляда не будет
Что,почему...

3
Ответить
Автор

Коротко о посте 

2
Ответить

он так и не обзавелся приемникомПреемником, вашу ж за ляшку, прЕемником =_=

1
Ответить
Автор
1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить