Outer Wilds - "не смотрите и идите сами пробуйте" (много текста, а мне и не жалко)

Есть такое понятие как Квалиа. Я не раз его упоминал в комментариях или в собственных постах. Квалиа — это «необычный термин для обозначения самой обычной из возможных для нас вещи: того, как вещи выглядят для нас» (с) Как мы можем понять, это больше область философии, нежели биологии или физики, или другой твёрдой науки...

Когда человек оставляет отзыв по типу "вам стоит попробовать самим", он конечно может найти обоснования по типу "не хочу спойлерить", "да вы сами всё видите", "стоит попробовать если ты не еблан". Но со стороны логики подобное выглядит как разгон частицы и выпуливание её в космическое пространство на релятивисткой скорости в надежде что она с чем-то столкнётся. Например столкнётся с чем-нибудь что тебе нужно и детекторы частиц покажут положительный результат. Но ты не можешь это гарантировать, ты сосредоточен на собственных ощущениях и не нужны особые энергозатраты чтобы выплевывать такие частицы с бешенной скоростью по любому поводу. На этом этапе тебя не волнует ,что некоторая частица может спокойно вылететь из области твоего исследования, пролететь с десяток световых лет и пиздануться о планету населенную разумными существами и в лучшем случае разделить эту планету на два славных кусочка.

Такие "отзывы", как и ковровая бомбардировка стараются покрыть большую площадь потенциальных целей не смотря ни на какой вторичный ущерб среди тех кому и не интересно или у кого уровень доверия чуть выше чем у хорошо обученной собаки. Опять же, низкие энергозатраты, отсутствие надобности думать о том как подать информацию так или иначе полно без спойлеров, позволяют подобной идеи скакать как вирус от одного человека к другому и даже задевают некоторых довольно профессиональных людей, работающих в области информирования, потому что к парадигме "сам попробуй" насколько я помню, по отношению к OW прибегли не только рядовые игроки.

Потом эта парадигма идёт дальше и вот уже всё тебе нужно попробовать, вне зависимости от класса игры, чтобы испытать...а испытать что? Ровно тоже что и испытал тот человек что вбросил свой протуберанец эмоций в область инфополя не задумываясь над тем, что ты здесь сидишь попиваешь чаёк на своей планетке, жрёшь фисташки, а в следующую минуту твой мозг прожаривается идеей "а че бы не попробовать". Бежишь в панике, тратишь время, деньги, а профитом выходит отвращение к подобным вещам, хотя без дополнительного вмешательства ты и так отлично понимал что это не особо твоё.

Так собственно и умирает критика: одинокому кораблику который "приносит покушать" на планетку или привозит с собой ценные данные после исследований трудно тягаться с хаосом и энтропией влияющих на наше окружение гораздо эффективнее чем этот комок упорядоченной сложной информации, который еще нужно разгружать, распределять, обдумывать и воспринимать.

Ладно, нахуй метафоры. Что делать с Outer Wilds то? Кроме как кричать "попробуйте сами".

Главное, стоит отметить что игра от малых разработчиков и глядя на первые же скриншоты можно понять что чего-то сверхграфического вы здесь не увидите. Outer Wilds это стилизованная модель небесной механики одной компактной звездной системы.

С момента как начинается игра - вся эта модель начинает движение от одной временной точки до другой, после чего происходит откат и следующая итерация с некоторыми изменениями. В модель включены несколько планет, астероид, сама звезда, мелкие парящие в пространстве станции и всё что находится на этих планетах и станциях, включая самозапирающиеся механизмы или отпирающиеся со временем двери.

Может показаться что OW это игра про скорость и время т.к. нужно успеть всё до следующей итерации. Не огорчайтесь, подобная суета заденет вас только к концу прохождения или при желании получить соответствующую ачивку. Запуск системы не означает погоню, по крайне мере не в первые попытки. Всё начинается с исследования. С мечты об открытом пространстве космоса у вашего героя, которому выдают полномочия исследователя, которые в свою очередь не нужно получать постоянно в начале каждого отсчета.

Звездная Система может показаться "игрушечной" и это идёт ей на руку не только в плане исследовательской составляющей, о важной детали я расскажу чуть ниже. Само понимание окружения складывается из качества исследований бережно складируемых в бортовом ПК. Здесь трудно потеряться и можно получить по несколько целей за которыми можно конечно бежать, но если внимательно оглядеться и подумать о той дыре из которой вырывается гейзерный напор...

...можно быстро обнаружить что этот тот тип игр о которых иронично говорят "зайти в каждый дом". OW позволяет проверять себя на прочность благодаря скромным, комичным размерам обитаемой звездной системы. В игре трудно опустится до автоматизма, когда каждая последующая запись не значит ничего, просто еще одна строчка в лоре, помеченная восклицательным знаком. Данных много, они попрятаны, они помогают выстроить финальную цепочку заданий и пока ты до них доходишь скорость их выполнения повышается. В целом, можно поймать себя на том что ты вот-вот найдешь что-то важное и происходит вайп, но обычно выделенного времени хватает на хорошее изучение отдельно взятой планеты и связанными с нею артефактами. Иногда приходится возвращаться с новой информацией на старое место, иногда обнаруживаешь себя не там где хотелось бы, но всегда это будет вальс небесных тел насыщенных тайнами, но не перегруженными ими. Нужно включать логику, нужно включать понимание и здесь стоит вопрос в том насколько вы заинтересованы в раскрытии этих тайн.

Сама же игра предоставляет, на мой взгляд, один из редких инструментов для собственного раскрытия: не просто окружение, а ощущаемое окружение. Ощущение инерциального полёта, ощущение от того что взаимодействия большинства вещей происходят правильно пусть это может и показаться "не существующим в этой вселенной", ощущение от того что в поле зрения попадает множество деталей, которые на плоской (относительно обычного наблюдателя на земле) поверхности нашего шарика трудно проглотить разом. Здесь речь не просто об изогнутом небосклоне: "СМОТРИТЕ КУПОЛ, ЕБАТЬ, ЗЕМЛЯ ЭТО ШАРИК!", а о системах которые окунают тебя в визуальное напряжение не с помощью продвинутой графики, а видимой механики. Именно на этом моменте обычно люди кричат "попробуйте сами", потому что трудно описать то что ты чувствуешь прыгая с парашюта или испытывая перегрузки в 4G. Действительно, трудно, но важно указать на это, потому что часть механик и задач будут зависеть от того как хорошо ты ориентируешься в пространстве в экстремальных условиях.

Поэтому, раз уж обзор современный, стоит упомянуть что в Starfield объемы игры мало позволяют развернуться таким образом, каким это делает Outer Wilds. Да, космос становится антуражем, обстановкой, театральным реквизитом, потому что относиться к нему с серьезностью - значит убить большое количество ресурсов на то, что в таких масштабах можно увидеть с большой редкостью или вообще не воспринять перемещение той же планеты вокруг солнца. Я буквально за то же винил когда то IXION - космическую выживальческую стратегию, где все планеты прибиты к своим местам и нельзя дождаться пока одна из них не выйдет, к примеру, из опасной зоны, чтобы залутать её. Да, от части это убивает погружение, но работа должна быть видна если она проделывается, таков закон окупаемости, поэтому некоторые, по началу кажущимися важными, вещи рубятся в угоду чего-либо. Некоторые условности затираются заглушками в виде загрузок, да и в нормальном космическом пространстве практически всё происходит на автомате и алгоритмах. Машине просто указываешь что ты хочешь, сидишь и ждёшь. Ты можешь взять как дурак ручное управление и притвориться что ведешь бой через пиу-пиу на расстоянии 10 метров друг от друга, но скорее всего тебе просто прилетит в борт высоко скоростной снаряд (которым притворяется вольфрамовая болванка) прошивающий как масло плоть корабля и выверенно нацеленный по пути твоего следования прямо в бак или капитанский мостик, так как сделает человек только посидев и покурив над математикой полёта с пару дней, выкладывая результаты тогда, когда они не актуальны.

А в OW между тем ты сам справляешься с пусть и аркадной, но инерциальной системой "вокруг" или "в" малых планетарных шариках, поэтому может показаться что там это лучше сделано. Сделано, на самом деле так, как того заслуживает игра, так как это ощущается лучшим выходом в этой игре, т.к. наравне с хождениям по планетам ты уделяешь столько же времени и путешествию в корабле и ньютоновскими задачками. Outer Wilds построен на подобных взаимодействиях, потому что он может себе это позволить, ему это необходимо ,чтобы и без того маленькая игра не скукожилась в скучную сингулярность из "поинт энд клик".

"Маленькость" не мешает между тем пусть и не наслаждаться, но по крайне мере вникать в сюжет, который ведёт тебя за собой через подсказки в тех или иных записях. Можно додуматься самому до некоторых вещей, но лучше иногда глянуть в резюмирование на бортовом "картофельном" ПК. Особо закрученных дорог вы здесь не найдете, кроме тех по которым сами ходите, но будет неверным сказать что сюжет в игре "для галочки".

Сюжет здесь так же двигается, вместе со всей системой. Вы либо успеваете к определенной его части, либо оставляете её на потом, либо оказываетесь у этой части даже не думая, что вы можете сюда попасть таким не очевидным путём. Сканируете - ищите - общаетесь с такими же приключенцами как и вы, только более матёрыми. Здесь, лично у меня, было лёгкое желание того чтобы история пошла по пути Созданного в Бездне ведь даже со скудными знаниями об астронавтах стоит похвалить их дизайн и ситуации в которых они оказались. Индивидуальность позволяет попредставлять что могло бы быть и что было с ними под музыкальный мотив, который не надоедает до конца прохождения. Который еще умудряется изменяться по ходу действия.

Происходящие события, кусочками складывающиеся в одну общую картину былого и грядущего и есть сюжет. Да, есть некий путь, который позволяет пролететь игру от А до Я, но чтобы его составить необходимо понять где ты находишься и как пользоваться окружением. Вдохнуть историю нынешних обитателей системы и их предтечей. И у всего этого есть стиль, частные и общая композиции, есть история добывающаяся классическими игровыми путями которые некоторым игрокам не придутся по вкусу: сканирование, чтение записей или улик, понимание одних частей головоломки спустя пару часов игры, когда найдешь ключ где-то в другом месте.

Игра так же оставляет некоторые подсказки в ачивках, если вы сами не могли додуматься до такого хода событий, позволяя проверить её механики в другом ключе, позволяя поймать игрока на мысли: "мог бы додуматься и сам до такого".

Вся игра это хорошо отмеренный, отлаженный и собранный воедино механизм. Олицетворение выражения "что снаружи, то и внутри". Смотря на стеклянный шарик с уютной движущейся композицией вы можете конечно представить как из неё выпрыгивает персонаж и начинает какое-то новое приключение не смотря на то что взвод механизма уже давно истёк, но я рекомендовал бы не забывать что это всё же шарик. И всё сводится к тому что, глядя на этот шарик, вы заставили себя поработать с воображением, с логикой, восприятием, сосредоточением, минуя мышечный автоматизм наработанный с годами играми, где от одного осознанного момента до другого могут пройти часы спиномозговой дрочки в которой важны явные триггеры, красочные заставки, интимные сцены, лут, постановка и многое другое. Все эти вещи по своему хороши, но они не о таких играх, где разработчик ищет варианты взаимодействия не только исходя из бюджета, но и из свободы от статистических данных, которые могут сказать что "инерция говно - люди не любят с ней бороться", "сканирование говно, людей оно заебало как и записки", "а почему у вас второстепенные герои сидят на местах", " а почему трек играет целиком, только когда....(ну тут смотрите ачивки)".

Игра красивой реализованной идеи. Глупой, не реалистичной, но наполненной приключениями и исследовательской глубиной. Только подходя к финальному забегу вы поймете насколько игра готова даже к этому моменту, стоит лишь только прислушаться.

Если в следующий раз у вас возникнет желание сказать про эту игру "поиграйте сами, это не передать совами" попробуйте вспомнить следующее резюме:

Outer Wilds это Маленький принц на максималках. (хехе)

Хорошо. Попробуем еще раз.
Outer Wilds - это сказка о космосе. О комично маленькой, не реалистичной системе со сроком жизни в 22 минуты. Не смотря на отведенное время, это игра не про бег за результатом. К нему вы придёте спустя многие часы исследования окружающей вас звездной системы. Скорее вы будете забывать о времени каждый раз сталкиваясь с неожиданным концом, который был предопределен для вас с самого начала. Игра предоставляет вам исследователя необычной расы с необычном кораблём и поощряет вас за то что вы используете их по назначению, поощряет эти самые исследования новыми зацепками в разгадывании не всегда явных задач. Не останавливает вас невидимыми стенами или заглушками и постоянно меняет окружение почти в каждом найденном биоме. Она с любовью щекочет внутреннее ухо без надобности надевать ВР-шлем, ставит в различные ситуации и намекает на их общую причину. Люди говорят о ней "стоит попробовать самим" потому что с трудом могут передать эмоции от первого захода на посадку в трудной местности, да даже от первого взлёта и осознания масштаба происходящего, от обычной механики самого полёта, от нахождения разгадок и неожиданных перемещений. От отношения разработчика к собственному стилю, о его любви к подчеркивающей ситуацию музыке. Это магия движения механизма самых обычных часов: десятки деталей механического, сюжетного, музыкального характера работают в едином ритме. Казалось бы, можно сказать: а зачем тогда здесь игрок? Чтобы исследовать этот мир, отвечу я. В первую очередь, те кто будет впечатлен этой интерпретацией Маленького принца на первых минутах пойдут дальше, если не споткнутся о загадки. Влезут в каждую деталь и им будет не достаточно просто смотреть на циферблат и узнавать время, они будут разбирать этот механизм на части. Другие скорее всего уйдут уже на первых часах и тоже будут по своему правы. Мне же хочется, чтобы как можно больше подобных механизмов стояло на моей полке пройденного полностью, как некоторым коллекционерам хочется собрать как можно больше снежных шаров на своей полке, как молодому энергичному ученику хочется впервые собрать пазл из маленьких частичек общего механизма и пойти разбираться с другими.

-/-/-/-/-/-/--/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/

Outer Wilds - "не смотрите и идите сами пробуйте" (много текста, а мне и не жалко)

Мои надежды на то, что рано или поздно к обзорам начнут относиться как к чему-то большему чем личному мнению. Хоть кто-то. Не на стадии "разбора полётов", а здесь и сейчас на релизах. Потому что этот аутизм из "попробуйте сами", лишь говорит о скудном запасе слов в голове человека. Ну или о недостатке времени, которое он бережет для щиткомментов и щитпостов в большом количестве: "пёрнул-пёрнул - побежал". Всё поддаётся описанию и каталогизации. В каталоге легче разбираться чем во множестве хайповых или хейтерных писанин, которые наваливают просто чтобы в инфополе зажглась и быстро погасла твоя звёздочка. При этом, подобное качество, оно же явно говорит о том что нам всё меньше хочется нести ответственность за наши слова перед кем-то. Мы не хотим чтобы на наши слова опирались ,потому что можем ошибиться в суждениях.

Святые склянки с ссаниной, да даже я выше мог обосраться и не раз в суждениях об игре, но мне все-таки хочется передать некий смысл присущий той же схеме мишленовских звёзд:

Одна звезда — отличный ресторан в своей категории.

Две звезды — ради посещения этого ресторана можно отклониться от намеченного маршрута.

Три звезды — исключительная кухня, ради которой можно совершить отдельное путешествие.

И Outer Wilds заслуживает как минимум 1. Это отличная игра в своей категории. А чтобы понять категорию нужно каталогизировать. А в каталоге игра занимает место исследовательской в открытом мире. Одной этой информации достаточно чтобы не ломать себе голову и определиться с выбором.

Если вам не нравится грузинская кухня, то никакой повар высшей категории не заставит вас полюбить особое сочетание теста и мяса. Вам не стоит сюда и заглядывать. Но будучи ценителем этой кухни, я думаю, вы были бы не против столкнуться с какой-нибудь её намеренной деконструкцией. С построением определенных логических цепей в приготовлении, которые сохраняют всё то что вы любите, но при этом акцентируют внимание не только на большом объеме теста и мяса.

Игры заслуживают большего. Как минимум, лучшей оценочной системы если мы хотим чтобы к ним серьезно относились ,чтобы старались. Нынешние оценки не особо заставляют стараться особенно крупные компании, да и не заставят т.к. те работают с фастфудом и полуфабрикатами, которые требуют высоких продаж. Взять на себя ответственность за что-то новое, свежее могут такие разработчики как Mobius Digital, Annapurna Interactive, Acid Wizard Studio и прочие. Да, у них проблемы с некоторыми аспектами понимания готового продукта со стороны пользователей, но они рождают уникальные идеи, которые потом крупняки перехватывают и выдают тебе свой милкшейк определенно не за 2 копейки.

Вспомните, ради чего, по вашему, ради какой игры стоит можно совершить отдельное приключение, потратить на это отдельные деньги и время? Что исключительного было у вас за последнее время? Не считайте себя снобами, беря подобную ответственность за слова и не дайте эмоциям затмить себе глаза, потому что если вы говорите что 80% игры сделано хорошо, а оставшиеся 20 конечно не очень - это не исключительно. Исключительно это 99% готовности стремящиеся но не достигающие 100. Разработчик позаботился абсолютно обо всём и привнёс своё свежее видение и не осталось ничего лишнего. Скорее всего вы быстро столкнётесь с тем, что большинство продукции на рынке сейчас с трудом дотягивают хотя бы до 1 какой-либо звезды. Они все не исключительны. Они хороши в своём деле. Отклониться для них от маршрута можно только на очередном хайпе, когда говна бурлят и сталкиваются мнения.

И мне грустно от этого, наверное. Какой-то мир незаконченных картин.

Outer Wilds - "не смотрите и идите сами пробуйте" (много текста, а мне и не жалко)
22
9 комментариев

Комментарий недоступен

2

я тоже, но в чем суть?

Комментарий недоступен

1

Словно роботы оценивают и думают что это обзор. А это называется делится мыслями по поводу.

1

Ебать ты вывалил в ответ на мой коммент.

Чуть позже прочту и отпишу, букаф рил много.

1