Минус-приём: что общего у симуляторов ходьбы и свободного стиха?

Отсутствие в «симуляторах ходьбы» геймплея в привычном смысле только подчёркивает их принадлежность к видеоиграм.

Свободный стих (верлибр) отказывается от большинства традиционных признаков поэзии, в первую очередь рифмы, но в прозу от этого не превращается. Почему же?

В литературоведении и семиотике есть такое понятие — минус-приём.

Минус-приём — литературный приём, состоящий в отсутствии в тексте тех или иных значимых элементов, наличие которых ожидается читателем. Суть минус-приёма — в отталкивании от современной тексту или более ранней литературной традиции. Поэтому, например, свободный стих является минус-приёмом, когда возникает в национальной поэзии на фоне тотального господства силлабо-тоники (как в России вплоть до 1990-х гг.), но не является таковым в англоамериканской поэзии второй половины XX века, в которой он достаточно распространён для того, чтобы читатель не ожидал от текста метра и рифмы. Реже говорят о минус-приёме как о нарушении читательского ожидания, сформированного уже внутри текста: в этом смысле минус-приёмом будет, например, оставленный без рифмы («холостой») стих в рифмованном стихотворении.

Википедия

Dear Esther и подобные ей симуляторы ходьбы — своего рода свободный стих от мира видеоигр. Отсутствие в ней «привычного» игрового процесса — минус-приём.

Непременным условием его, как мы видели, является то, чтобы на месте, которое в тексте того или иного уровня занято минус-приемом, в соответствующей ему кодовой структуре находился значимый элемент или некоторая множественность синонимичных в пределах данной конструкции значимых элементов.

Лотман Ю. М. Структура художественного текста
<i>Everybody’s Gone to the Rapture</i> <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.thechineseroom.co.uk%2Fgallery%2F1dd1gx9n857i0any0loy9pocrfa6fz&postId=653510" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">The Chinese Room</a>
Everybody’s Gone to the Rapture The Chinese Room

Я бы не сказал, что геймплей в «симуляторах ходьбы» вообще отсутствует. Он всё равно существует, пусть и в усечённом виде: игрок, по крайней мере, может перемещать своего персонажа по своему усмотрению, хотя и в пределах, заданных разработчиками. Легко можно провести аналогию с тем же верлибром: в свободном стихе нет рифмы и размера, но всё же остаётся ритм.

Симуляторы ходьбы в видеоиграх — ещё далеко не самые радикальные примеры применения в искусстве минус-приёма. Можно вспомнить, например, «Чёрный квадрат» или мелодии, состоящие из тишины, вроде «Четыре тридцать три» Джона Кейджа.

44
Начать дискуссию