The Last Jedi: зло, сомнения и трагизм

Конкурсная работа #вполевоин

The Last Jedi: зло, сомнения и трагизм

Каждый раз, когда я пытался заговорить о том, как мне нравится восьмой эпизод, я встречал непонимание. И даже более того: отторжение, категорический антагонизм, гонение, насмешку — ну, вы понимаете. Меня просто сходу клеймили троллем всякий раз, когда я пытался аргументировать свою позицию. Честно, я даже в какой-то момент засомневался: может, и правда фильм плохой? Может, стоит пойти и пересмотреть все предыдущие эпизоды, чтобы рассматривать «Последних джедаев» в контексте кино-франшизы? Может, освежив в памяти прошлые фильмы, последний раз виденные десять лет назад, я изменю своё мнение? Вот уже закончилась диснеевская трилогия — когда, если не сейчас. Так я решил в начале года и засел за медленный пересмотр. А в итоге всё равно пришёл к выводу, что восьмой эпизод — мой любимый эпизод «Звёздных войн».

Но как бы я ни пытался рассматривать его в отрыве от франшизы в целом и от сиквельной трилогии в частности, приходится признать, что тёплые чувства к фильму начинаются в предыдущей части. И пробуждаются они с героев.

Форма зла

Оригинальная трилогия показывала злодеев комично, как это было со штурмовиками, которые во время погони за героями могли врезаться в стволы деревьев просто потому, что обернулись посмотреть, как несчастные коллеги уже врезались. Но ещё они обезличивались, как один из главных антагонистов серии Дарт Вейдер. Он обретал человеческое лицо, только после перехода на светлую сторону. И тогда становилось видно, что за всей этой бронёй скрывался глубоко израненный человек — израненный как физически, так и психически.

The Last Jedi: зло, сомнения и трагизм

Это потом уже через трилогию приквелов мы видели, как именно человек Энакин Скайуокер встал на путь зла.

И вот «Пробуждение силы» уже в трейлере показывает всё того же обезличенного штурмовика, который вдруг снимает шлем, а под ним — такой же обычный человек. Часть злодейской армии с порядковым номером FN-2187 не просто обретает человеческое лицо, он получает и имя Финн, и становится одним из главных действующих лиц. Так же быстро снимает маску и Кайло Рен. И в отличие от Вейдера он не холоден: нам показывают, как герой Адама Драйвера теряет контроль над собой, истерит, бьёт стены в порыве гнева. При всей своей Силе Рен слаб, а его амбиции стать новым Вейдером разрушаются, столкнувшись с реальностью и его собственными личными качествами. Зло, прежде обезличенное и потому устрашающее, становится злом, которое совершает обычный человек. Это реалистично, а потому и более страшно, — нет, дело не в самом факте, а в диссонансе формы и содержания. Ведь и преступники, семейные деспоты, убийцы и прочие, как бы их ни демонизировали, — не абстрактные рогатые демоны, а такие же люди. По крайней мере внешне.

The Last Jedi: зло, сомнения и трагизм

И если уж я заговорил о зле с человеческим лицом, то сразу скажу и о капитане Фазме, потому что с ней связана моя главная претензия к восьмому эпизоду. Фазма, законопослушный злой персонаж по D&D-системе мировоззрений, женщина, чтящая субординацию и правила в момент столкновения с Финном низводится до кусочка белой кожи и голубого глаза, становясь символом белого систематического угнетения. В момент победы над Фазмой Финн возвышается над ней на платформе, а затем капитан буквально проваливается в ад.

И это в сиквелах, где человечный Кайло Рен, где подлый карьерист Хакс выслуживается перед верховным лидером, где под шлемами штурмовиков люди! И это в фильме Райана Джонсона, где деконструкций ещё более смелые, а персонажи живые, потому что балансируют между добром и злом, где пилот Сопротивления По Дэмерон в самом начале откровенно издевается над рыжим генералом Первого Порядка, вызывая лично у меня сочувствие к Хаксу! Ну, что же. Вернёмся к главным героям.

Финн, пацифист, отчаянно не желающий «участвовать в военной игре», но вынужденный внешними обстоятельствами; Кайло Рен — зло с человеческим лицом; Рей из ниоткуда — эта троица нравится мне куда больше главных героев прошлых фильмов. Если в «Пробуждении силы» мне важнее был Финн, то в «Последних джедаях» на первый план выходят Рен, Рей и их...

Сомнения

Кайло Рен сталкивается с последствиями своего решения убить отца, Хана Соло. Это ломает его, что и замечает Сноук, говоря и ему, и нам, зрителям, что Рен всё-таки «не Дарт Вейдер», после чего тот очень символично и со всей своей агрессией уничтожает шлем, дающий сходство с легендарным дедом. Кайло находится во внутреннем противоречии между своими стремлениями, отчасти соседствующими с ожиданиями Верховного лидера, и невозможностью стать ни тем, кем он сам себя представляет в будущем, ни тем, кем его представляют другие: Сноук и Рей. Он сомневается и в итоге отказывается от выстрела по капитанскому мостику, где находится его мать. А порой, в разговорах по телепатическому «Скайпу», ведёт себя по-джедайски спокойно в противовес Рей.

The Last Jedi: зло, сомнения и трагизм

Рей же возмущается, кричит, Силу понимает как способность властвовать над другими и природой вещей, поднимая те же камни, а во время тренировок с Люком не пытается противостоять внутренней тьме, а идёт ей навстречу. И в такие моменты я даже в повторный пересмотр чувствую нестабильность положений героев, будто в любой момент Рен и Рей могут поменяться местами в этой борьбе добра со злом, чьи границы размываются всё сильнее. Стоит ли говорить о сомнениях Люка, который в своей ошибке с учеником, отступничестве и критике Ордена джедаев становится куда интереснее и живее.

<i>Ненависть и отвращение к Рену — героиня с такими чувствами у нас на Светлой стороне?</i>
Ненависть и отвращение к Рену — героиня с такими чувствами у нас на Светлой стороне?

Как Рен не Вейдер, так и Рей не герой. Она так же слаба и ищет поддержки: в Люке, на которого стремится переложить великую ответственность, в похожем на неё Рене. И такой же не герой Финн. Он внутренне бежит от сражений, пытается покинуть корабль с маячком, дабы вернувшаяся Рей не оказалась в безвыходной ситуации. Но разве это не просто оправдание, чтобы сбежать подальше от войны? Ведь маячок можно просто уничтожить. Но столкнувшись со взломщиком, меняющим стороны из своего эгоизма, Финн понимает, кем он точно не хочет стать. Ведь у Финна есть моральные ориентиры. Он понимает, что не может оставаться в стороне: на кону не абстрактная судьба галактики, а жизни и будущее важных для Финна людей. Он больше не бежит. Финн готов пройти через ад и отдать свою жизнь за благое дело, за друзей, за Рей, завершив своё становление героем. Удастся ли ему?

Трагедия и бессилие

Конечно же нет, дурашка! Ведь ты не один в этом мире, а твой выбор обязательно столкнётся с решениями других и хаосом иных внешних факторов. Планировать что-то и воплощать попросту невозможно!

В «Последних джедаях» всё идёт не по плану с самой первой сцены. Когда По избавляется от орудий дредноута, Лея приказывает отступить. Но По ослушивается приказа генерала, надеясь на уничтожение вражеского корабля, — только полная и безоговорочная победа, никаких полумер! Но всё становится ещё хуже: кусок взорванного истребителя отлетает в бомбардировщики Сопротивления, запуская цепную реакцию, а в это время дредноут Первого Порядка наводит пушки на крейсер, — никогда ещё экшн-сцены в «Звёздных войнах» не заставляли меня настолько сопереживать и сидеть, будто на иголках. А затем Пейдж Тико, сестра Роуз и последняя надежда Сопротивления в этой битве в одном лице, не может открыть шлюз, чтобы скинуть бомбы, а открыв, не может спастись из горящего бомбардировщика. Она сталкивается с необъятным пламенем и ничего не может сделать. Тотальное бессилие.

<i>Пейдж совсем одна среди бомб</i>
Пейдж совсем одна среди бомб

Такое же бессилие и у Кайло Рена, отказавшегося стрелять по Лее, и у Рей, которая не может заставить Люка выступить против Первого Порядка, и у Люка, передумавшего сжигать джедайские талмуды, и у По, выступающего против Холдо. Наконец, и у самой Холдо в самой впечатляющей меня трагизмом сцене, где она видит, что её жертва напрасна, а беззащитные спасательные капсулы расстреливаются врагами.

The Last Jedi: зло, сомнения и трагизм

Даже у Финна и Роуз поиски взломщика и проникновение к врагам идёт не по плану.

То же, кстати, касается и смерти Сноука. Это не только деконструкция, где невероятно сильный персонаж, способный вытирать полы Хаксом, находясь за многие световые годы от него, побеждён без эпичной битвы. Эта сцена ещё и в очередной раз подчёркивает идею того, что не всё идёт по плану в этом мире. Сноук настолько был уверен в своей победе над Рей, что совсем не ожидал предательства своего ученика.

<i>Сноук даже после смерти цепляется за трон</i>
Сноук даже после смерти цепляется за трон

Несмотря на последующие события, мне кажется важным именно момент принятия решения персонажами, то, как они решают этические и внутренние дилеммы. По этой же причине мне нравятся и Тэллтейловские The Walking Dead и The Wolf Among Us даже в моменты, когда твой выбор не ведёт к колоссальным изменениям в сюжете. Потому что не столь важно, к каким последствиям приведёт решение убить или помиловать каннибала. Важно то, что ты чувствуешь именно в момент решения.

И ведь в жизни так же: ты не можешь контролировать ни других людей, ни внешние факторы. Мир непредсказуем, твои планы могут не совпасть с планами других, и единственное, что поддаётся контролю, это ты сам и твои собственные действия.

Злодеи, чьи человеческие лица не скрыты маской; протагонисты, не желающие воевать, но вынужденные стать героями; сомнения и нестабильность персонажей; конфликты внутри каждой из противоборствующих сторон и неразрешимый конфликт индивидуума и окружения; борьба с судьбой — за всё это я и люблю «Последних джедаев». И за то, что фильм кончается, оставив персонажей в худшем положении: от Сопротивления практически ничего не осталось, Первый Порядок не победил, Сноук мёртв, Финн вопреки всему жив, а Кайло Рен из-за своих амбиций потерял Рей, с которой только было пришёл к взаимопониманию. Конечно, люблю и за деконструкции, и за эффектную схватку Рена и Рей с приспешниками Сноука, и за то, как белая насыпь открывает вид контрастному красному.

The Last Jedi: зло, сомнения и трагизм

Но главное, фильм Райана Джонсона заставляет меня переживать за героев так, как никогда прежде, заставляет думать о ничтожности человека, чей выбор обязательно столкнётся с реальностью. И стоит только надеяться, что, обнажив свой меч против судьбы, ты окажешься на поле боя не один.

77 показов
200200 открытий
3 комментария

Это и правда отличный фильм...в новой трилогии точно

Ответить

...эта троица нравится мне куда больше главных героев прошлых фильмов...

Ответить

Ну, вот так вот! Простите, Люк, Лея, Соло для меня скучные (Лэндо крутой, его арка — тоже); Оби-Ван, Энакин и Падме — как сейчас говорится, слишком душные, что ли, хотя сама персонажная арка Энакина интересна, как и его отношения с... учителем — ну не разговоры про песок же! Вот второстепенные персонажи: Йода, Дуку и Винду, — они кайф. Квай-Гон так вообще, но он сразу почил, эх.

А тут Кайло и Финн с интересным бэкграундом: один — сын героев галактики, переметнувшийся на Тёмную сторону (не окончательно), второй — дезертир из Первого Порядка. Отлично! Рей прямо раскрывается в восьмом эпизоде, и тут я только повторю тезисы из статьи, почему она мне нравится.

И, да. Это здорово, если Вам нравятся другие герои из любой другой трилогии. У меня же новые герои нашли больший эмоциональный отклик, вот-с с:

Ответить