Челлендж «Не суди по обложке»
Шоу уродов господина Араси / Midori (1992)
Авторская экранизация не менее авторской манги, создававшаяся практически на голом энтузиазме без серьёзных надежд на то, что она сможет принести какие-то реальные деньги. Помнится, знакомый прям настойчиво убеждал меня дать произведению шанс, описывая его как прекрасную визуализацию человеческого уродства, исходящего не из внешности, а откуда-то изнутри. Надежд на него точно не было, и после ~40 минут... ээ... экранного действа я точно могу сказать, что след в душе оно оставило.
Сама история очень проста: в Японии на стыке 19-20 веков девочка Мидори теряет мать и, не видя других способов обеспечить своё выживание, присоединяется в бродячему цирку уродов, обрекая себя таким образом на настоящий кошмар. Её полубессознательное существование в руках физических и ментальных уродов, издевающихся над ней... по-всякому прерывает только гипнотизёр Мирамицу, который влюбляется в неё с первого взгляда и готов вырвать её из ада.
По большей части, аниме чисто про жестокость, кровь-кишки, немного убийства животных и так далее, но сочетание малобюджетности, фантасмагоричности происходящего и постоянного ощущения пробития дна в судьбе главной героини несколько выделяет аниме на фоне типичного эро-гуро. Да и о каком эро тут можно говорить, если в Midori эротизм настолько мерзкий и неприятный? И вишенка на торте — концовка. Итог адской жизни Мидори закономерен, но Боже мой как же хорошо он преподнесён.
Порко Pоссо / Kurenai no Buta (1992)
Не ожидать от студии Гибли чего-то хорошего — это уже преступление, но конкретно в случае с Порко Pоссо я пребывал в лёгком замешательстве, потому что не мог однозначно определить для себя, понравится оно мне или нет. Но такие ситуации я люблю, потому что подобные произведения с неопределённым выхлопом мотивируют всё бросить и всё-таки посмотреть их. Что ж, теперь Порко Россо — это самое любимое моё аниме Гибли и одно из пяти, получивших от меня 10/10 ГОСПОДИ! Да, вот прям настолько оно зашло.
Хотя, казалось бы, чему там заходить. Итальянский лётчик времён Первой Мировой Войны при неизвестных обстоятельствах вдруг обретает свиное лицо, но это не мешает ему бороздить чистое небо на своём красном гидроплане и охотиться на воздушных пиратов, зарабатывая себе таким образом на жизнь. Только времена настают прескверные, и затишье меж двух войн постепенно заканчивается.
Для меня Порко Россо — чисто созерцательное аниме. Никогда ни до этого, ни после мне не было настолько же интересно ставить кино на паузу и просто рассматривать обстановку. Как, что и где лежит, что у нас тут, что у них там — вот это вот всё. Но и в отрыве от разглядывания скриншотов оно не теряет своей созерцательности. В Порко Россо замечательный контраст между батальными сценами и моментами безмятежности, что подчёркивает и прекрасный саундтрек. Честно, я без понятия, каким образом оно всё вместе работает и так удачно подействовало на меня. Может, следующее аниме подскажет?
Fun Fact: с Порко Россо, оказывается, я был знаком уже в детстве, поскольку мне в то время на Денди попался пиратский хак TaleSpin, переименованный в Red Pig и где Балу заменили на Порко. Странные пираты...
Ночь на Галактической железной дороге / Ginga Tetsudou no Yoru (1985)
Это... Уникальное произведение, ничего не скажешь. Может, называть его в рамках челленджа будет не совсем честно, потому что я примерно понимал, на что иду, но всё-таки мои ожидания от просмотра были совсем другими. Как кто-то где-то очень метко сказал, «это произведение тягучее и тяжёлое, как расплавленное золото» — и, пожалуй, одной этой фразы хватило бы для того, чтобы уже можно было переходить к следующему аниме. Но мы лёгких путей не ищем!
Завязка сюжета здесь говорит об общем духе произведения ещё меньше, чем в Midori. Мальчик по имени Джованни с горем пополам сочетает работу и учёбу, пока отец в разъездах, а мать болеет, и по дороге домой во время фестиваля звёзд он становится гостем на поезде, да поезде не простом, а прокладывающем маршрут сквозь сам космос. Приключение на грани сна и реальности.
Уникальность «Ночи» в том, что это, наверное, самое не-анимешное аниме из мною виденных. И речь не столько о стилистике, сколько о манере подачи. Обычно японская индустрия плодит аниме с расчётом на людей с СДВ — всё максимально яркое, быстрое. Нет денег на сочную анимацию? Будет сочное елозание по кадру камерой. И «Ночь» берёт эти шаблоны и выкидывает их на хрен — её без малого два часа надо именно высидеть, погружаясь в долгие паузы, медленные движения и пространные разговоры о поэзии малого. Здесь даже на паузу не надо ничего ставить, чтобы разглядеть проработку фонов — аниме даёт вам всё время этого мира на то, чтобы лицезреть каждую сцену столь долго, сколько вам нужно.
По большей части, «Ночь» — это не столько цельное произведение, сколько сборник историй поменьше, которые двум главным героям Джованни и Кампанелле будут рассказывать случайные попутчики, пока поезд мчится сквозь великое космическое ничто. Но даже в этом «ничто» рождается красота и поэзия... Которая, конечно, подана в аниме 1985 года в виде очень простеньких компьютерных эффектов и таких же синтетических звуков, но сейчас это выглядит скорее мило, чем раздражающе.
И опять же, отнять у него невероятную тягучесть, тяжесть и постоянно нависающее предчувствие того, что этот странный сон вот-вот перейдёт в кошмар, такие мелочи не в силах. Второе аниме из пяти, получившее от меня 10/10 ГОСПОДИ. Поставил бы даже 11/10 — что-то во мне после просмотра оно всё-таки убило. Но оценивать его всё равно невозможно — аниме слишком специфично и полагается только на чувственный опыт. А чувства, как говорил Декарт, нас могут и обмануть.
Но важная часть величия «Ночи» — это её саундтрек в исполнении легенды YMO Харуоми Хосоно. Соглашусь, что он сильно выбивается и на роль «фоновой поддержки» подходит мало, но как же круто он нагоняет той самой «мистичности», создавая атмосферу тревоги, которая тяготить будет от начала и до конца.
Восхитительная маска / Kekkou Kamen (1991-1992)
Да что меня заело-то на 1992 годе так?! Только сейчас это заметил. Обстоятельств знакомства с этим нечто я уже не помню — видимо, остро захотелось дичи внутривенно. А где искать дичь как не в аниме по мотивам работ Го Нагаи? Не ожидал от аниме ничего как минимум потому, что я просто не знал, что от него можно ожидать. И получил...
Так, у нас тут есть: типичная японская школа, директор по имени Палец Сатаны, развратная нацистская доминантша, горячий босс качалки, повергающий женщин рельефностью собственных мускулов. Это лишь из того, что мне вспомнилось без потребности во втором сеансе. На страже целомудренности юных дев в этом рассаднике этти находится супергероиня Восхитительная Маска, облачённая в алые сапожки, алые перчатки и такую же алую маску с алым же шарфиком — ведь весь остальной гардероб бы ей тупо мешал! Ну да ладно, шарф на месте — не простынет, не застудит.
Ворох весёлой идиотии и такой же весёлой пошлятины — это планка, выше которой аниме прыгать не собирается. Так что просмотр четырёх OVA-эпизодов Kekko Kamen рекомендуется лишь для праздного поиска предела художественной упоротости Го Нагаи. По крайней мере, лично мне они в памяти отложились, чем уже может похвастаться далеко не каждое аниме из просмотренных. Ну и главная тема — чистое золото. Не расплавленное.
Руки прочь от кинокружка! / Eizouken ni wa Te wo Dasu na! (2020)
Да, у меня заканчиваются варианты, подходящие под челлендж. Но вообще «Кинокружок» от Масааки Юасы так бомбил интернеты в дни своей актуальности, что у меня уже заранее было к нему исключительно негативное отношение. А вот почему в итоге посмотрел — хрен меня знает. Видимо, тематика того, как группа увлечённых психов и одна Канамори трудится над анимацией, показалась интересной. ШТОШ, аниме, добро пожаловать в клуб «10/10 ГОСПОДИ», будешь там третьим.
Хотя, описывать так «Руки прочь от кинокружка» — форменное неуважение, потому что во главе стола здесь не процесс создания анимации, а те невзгоды, которые он с собой приносит. Мм... Не так. Важен здесь и процесс создания, и эмоции от создания, и трудности создания, и необходимость ещё как-то жить при этом. Всё важно, потому «Кинокружок» и выходит за рамки однобокого произведения, фокусируясь понемногу на всём нужном.
Вот у нас Асакуса — чокнутая фанатка придумывать миры и воплощать их на бумаге. А вот Мидзусаки, которая мастерски подмечает нюансы движения и обожает переносить их на холст. И наконец, вот Канамори, которой эти рисюльки вообще не упёрлись, но человек-зажигалка под одним боком и известная модель под другим — перспектива, пахнущая деньгами. Образуется такой симбиоз, когда первые две творят что есть мочи, а третья напоминает, — нередко с воплями, — что с таким вниманием к деталям дорисуют своё аниме мечты они в лучшем случае через год, а релиз уже на следующей неделе.
И вот как бы про это все двенадцать серий. Ничего сверх озвученного выше, ничего лишнего. И кто бы мог подумать, что авторское рассуждение о трудностях создания анимации через призму группы энтузиастов может оказаться настолько, блин, интересным! Магия, не иначе. После такого даже захотелось другие работы Юасы посмотреть, но сейчас с этим особенно сложно, т.к. пожирает такое занятие массу времени.
Вот, в целом, и всё, смог я смог из себя выдавить для челленджа «Не суди по обложке». Не очень оригинальный список, но трудно чего-то иного было ожидать от человека, который за всё время отсмотрел всего ~60 тайтлов. Так что смотрите на эту подборку сквозь призму картинки «Ты пытался». =)
А, ну и закрою одну проплешину рассказа, связанную с двумя оставшимися аниме, получившими от меня 10/10 ГОСПОДИ. Первое — это, как ни странно «Люпен III: Замок Калиостро». Далеко не первый из увиденных Люпенов, но первый, который зашёл настолько сильно, но меня бы избили за такую избитость, если бы «Замок Калиостро» попал в основную пятёрку. Но вообще вся медиа-вселенная Люпена лично для меня — это в первую очередь музыка, а потом уже всё остальное.
Ну а второе — первый сезон «Кайдзи». Тоже слишком типовой вариант, плюс ко всему я не был настроен к нему скептически, как к тому же «Замку Калиостро». Но аниме, конечно, лютое. Идеальный генератор сердечных приступов у зрителей.
Такие тайтлы (кроме последнего) нужно смотреть строго с видеокассет вечерами где-нибудь в Киото 1990ых. Интересный обзор и олдскул. Я в этом году фанател от перезапуска Urusei Yatsura 2022 - советую всем олдскульщикам.
Оригинал мне больше понравился, чем ремейк. Оригинал снимал Мамору Осии, который хоть и известен за Призрака в доспехах, но его подход к шуткам гораздо лучше, чем прилизанный перезапуск
нужно смотреть строго с видеокассет вечерами где-нибудь в Киото 1990ыхХорошее преложение. Осталось высрать машину времени.
советую всем олдскульщикам.Я смотрел на эту тему лолик на ютубе и там доходчиво пояснили, что ремейк - лютый разбодяженный всратыш по сравнению с первой частью.
другие работы Юасы посмотретьДА
если хочешь ещё про создание аниме посмотреть, то вот крутое аниме
https://shikimori.me/animes/7674-bakuman
Бакуман годный, пусть и немного наивный. Правда там больше про мангу, чем про аниме)
Про создание аниме - это скорее Shirobako.
Первый тайтл по описанию заинтересовал, спасибо