Американский фашизм в романе Филипа К. Дика

«Свободное радио Альбемута» — это одна из последних книг Филипа Дика, которая была издана уже посмертно. Роман является частично автобиографическим, несмотря на всю фантастичность происходящего. Как минимум автобиографичным его можно назвать, потому что одного из главных героев романа зовут Филип Дик и он писатель фантаст. С репертуаром романов, названия которых совпадают с названиями его реальных книг.

Но, скорее всего правильнее было бы сказать, что роман в большей степени не автобиография, а исповедь автора, его мысли и чувства по поводу своей жизни, своего творчества и о том, как воспринимают его люди.

Особенно это справедливо по отношению к творчеству автора. В книги очень много моментов, где лучший друг автора говорит о своём отношении к творчеству Дика, и к фантастике в целом. Николас (лучший друг автора и второй главный герой романа), считает что фантастика пустой и несерьёзный жанр, который неспособен сказать, что-то важное, и такое же у него отношение к творчеству Дика, несмотря на то, что он его друг.

Такое отношение к своему творчеству преследовало Филипа Дика всю его жизнь. В США его времени было принято с пренебрежением относиться к фантастике, её воспринимали как жанр для подростков и детей. Просто развлекательная литература, которая неспособна сказать серьёзные вещи.

В интервью, которое я прикреплю ниже Дик говорит о своём положение в Америке как писателя.

FFF — 666 — Феррис Ф. Фремонт

Перед тем как перейти к рассмотрению самой книги я бы хотел немного сказать о фашизме. Это, на мой взгляд, очень нужное дополнений из-за особенностей романа.

Во-первых, фашизм в книге является идеологией, которая выступает в роли главного антагониста. Воплощает собой образ фашистской идеологии президент США Феррис Ф. Фремонт: Жалкий, глупый, болезненно выглядящий и скорее всего больной садист. Пришёл к власти обманным путём, а затем, используя страхи людей, фактически узурпировал власть. Помимо прочего он ещё и марионетка СССР. Важно, что для Дика и СССР фашистское государство.

Но! Тут возникает закономерный вопрос: Что такое фашизм? Как типологизировать фашизм? С помощью, каких критериев можно определить фашистское то или иное государство? Или хотя бы понять фашист какой-то конкретный человек или нет.

Слово фашизм настолько часто использую в современном мире просто как негативный ярлык, который можно накинуть на любого политика или страну, что его смысл и суть давно размылись и не поддаются чёткой характеризации. Каждый, говоря слово,фашизм подразумевает под ним что-то своё.

Мне лично больше всего нравится идея предложенная Армином Молером, которую он изложил в своём эссе «Фашизм как стиль».

В своём эссе он говорит о том, что нельзя детерминировать фашизм как идеологию из-за полного отсутствия характерных общих черт у огромного количества фашистских организаций.

Что объединяет румынский гвардизм, испанский фалангизм и итальянский корпоративизм, кроме слова «фашизм»? Скорее всего ничего, кроме общего стиля, стиля ультраиндивидуализма, апеллирования к героическому, восхвалению смерти.

Поэтому нельзя с полной уверенностью говорить о фашистском государстве и фашистской идеологии, потому что в таком случае у слова отсутствует общий для всех смысл.

Советую прочитать две хорошие статьи на эту тему:

1.http://moscowartmagazine.com/issue/67/article/1430

2. https://vk.com/wall-60854067_47970

Эта информация позволяет по другому взглянуть на действия романа и на его посыл. Фашизм начинает выступать скорее как метафора античеловечной и антихристианской идеологии, которая уничтожает всякий творческий и индивидуальный порыв.

«Свободное радио Альбемута»

Как я уже говорил «радио Альбемута» один из самых последних романов Дика, через призму которого он смотрит на отношение людей к своему творчеству и рефлексирует по поводу этого всего. Всё это происходит на фоне правления фашистского президента в США, что тоже представляет собой некую аллюзию. Вообще, весь сюжет романа практически полностью состоит из метафор и отсылок.

Например, имя главного антагониста состоит из трёх Ф, из которых получается число зверя — 666. Затем, вся главная сюжетная линия посвящена борьбе с правлением президента и сначала она представляет из себя обыкновенную и по сути безвредную подпольную деятельность, да ещё и очень банальную. Но с развитием сюжета и более близким общением с «Валисом» появляются прямые аллюзии с первыми христианскими мучениками и их борьбой против Римской империи. А само движение сопротивление выступает метафорой зарождающегося христианства.

Особенно характерен в этом отношении конец книги. В общем и целом, я хочу сказать, что роман выбивается из всего творчества Дика своей автобиографичностью и большим уклоном в какой-то своеобразный реализм. Это не самый лучший роман для ознакомления с творчеством Филипа Дика, но книга всё равно хорошая, хоть и необычная.

22
6 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

То есть не понимаю? Моё мнение о книге. Вот и всё. 

Ответить