Посмотрите «Қаш» — это казахский этно-триллер о голодоморе 30-х, который будто снимала студия А24

И это, конечно, комплимент.

За «Қаш», главным образом, стоят два человека — клипмейкер и режиссёр Айсултан Сеитов, что снимал видео для Скриптонита, Noize MC и некоторых американских рэп-звёзд, а также сценарист и продюсер Аблай Нурманбетов.

Киноискусству они обучались в США, но в своей первой полнометражке решили обратиться к корням. И это лучший, на мой взгляд, подход: научиться делать фильмы там, где их снимают профессионально, а затем вернуться домой — работать над кино о действительно важном для своего народа.

Как и многие современные молодые авторы, Сеитов и Нурманбетов обращаются к социально-важным темам и энтосу, показывая то, до чего мейнстримное кино не добирается и вряд ли доберётся.

Профессиональный подход в «Қаш» виден всюду: в постановке света, в образах и костюмах, в цветокоррекции, которая подчёркивает величие и ужас степей, в этнической музыке с варганом, в игре актёров — особенно Еркебулана Дайырова, которому досталась главная роль.

Источник вдохновения, пожалуй, очевиден — это Эггерс и его «Маяк», но символизма и метафор здесь много больше. Покритиковать «Қаш» можно разве что за некоторую затянутость ближе к концу и резковатую концовку — пожалуй, два ведущих мотива фильма можно было соединить изящнее.

Фильм снят на казахском языке, и смотреть его стоит с субтитрами
Фильм снят на казахском языке, и смотреть его стоит с субтитрами

«Қаш» рассказывает о голодоморе 30-х годов, который произошёл из-за так называемых «рускулачивания» и «коллективизации» — на деле СССР просто силой отобрал у кочевых и осёдлых казахов скот, в котором они так нуждались. Аулы гибли от голода, нередко доходило и до каннибализма. Во многом, именно о каннибализме, — о том, до чего может дойти человек, — повествует «Қаш».

Родной аул Исатая, что работает могильщиком и сваливает тела умерших от голода в яму, умирает. У него есть младший брат, которого он прячет в сундуке, вестимо, от соседей. Ради него он готов на всё, в том числе украсть тёплую одежду у мёртвого ребёнка, перед тем, как скинуть его труп к остальным телам.

Советский патронаж при ауле решает отправить своего офицера (его играет Александр Паль) в ближайший большой город, чтобы запросить продовольствие. И Исатая отправляют вместе с ним. Брата он, конечно же, берёт с собой.

Посмотрите «Қаш» — это казахский этно-триллер о голодоморе 30-х, который будто снимала студия А24

Кража одежды мёртвого ребёнка не проходит даром и оборачивается проклятием, из-за которого Исатай застревает в степи без еды, с маленьким братом на спине.

Тут в дело вступает то ли степной дух, то ли персонификация голода Исатая — воображение моримого голодом человека смешивается с реальностью, степь поглощает Исатая, и уже не различишь где что.

Посмотрите «Қаш» — это казахский этно-триллер о голодоморе 30-х, который будто снимала студия А24

Вторая сюжетная ветвь, проистекающая из первой, посвящена советской машине, что перемалывает народы и поглощает их. Советский союз принёс в аулы цивилизацию (показательно, как герой Паля поджигает хворост спичками, когда у Исатая не выходит сделать это с помощью камня), но машине этой глубоко наплевать на то, что она съела. Машина сыта, но человек в её желудке — нет.

«Қаш» полон метафор и символов, которые, наверное, поймут лишь те, кто погружался в казахскую культуру. Но и без такого понимания фильм очень хорошо показывает подавление бездушной машиной человека, который вынужден сражаться с собственными демонами, чтобы выжить и не пасть на самое дно.

«Қаш» пока что можно посмотреть только в казахстанских кинотеатрах, но не упустите возможность, когда он появится в онлайне. Это очень хорошее кино — о важном, символичное и прекрасно снятое.

184184
153 комментария

голодоморЯсно, хрюкните

82

Лол, досвидос

83

Комментарий недоступен

27

Набег совкоебов через 3...2...

48

Пусть прибегают, я их забаню в блоге и не будем их больше видеть :)

64

@Шериф а совкоеб не считается за оскорбление группы людей определённых политических взглядов?

13