Обзор на ArmA: Combined operations (она же ArmA: Armed Assault)

Не знаю, кто будет это читать в здравом уме и при хорошей памяти, но сразу скажу, что обзор довольно субъективный в виду того, что автор не играл ни в первую ОФП (позже переиздана как Арма: cold war assault), ни во вторую арму. Также в обзоре есть много спойлеров на сюжет первой армы.

Наверное, многие слышали про арму. Она известна по фейковым репортажам, за свою не лучшую оптимизацию в мультиплеере, за большой автопарк и больших размеров карты.

Сегодня я постараюсь пройтись по всем аспектам первой части (мультиплеер не в счёт, он скорее всего мертв).

Немного отсебятины и предисловие

Я, перечитав набор букв, коим является этот обзор, понял, что много где совершил ошибок. Поэтому я решил несколько отредактировать статью, внося правки, уточняя информацию. Да, это мой обзор, который я ранее на ходу допиливал, а потом скрыл, ибо негоже это фиг пойми что пихать и на ходу доделывать. Если вы натыкались на мою статейку ранее, то вы счастливчик. Неприятного чтения.

История появления

История появления на свет первой части армы примерно такая: после успеха ОФП и ее дополнений (кампания красный молот и дополнение "Сопротивление") БИСы и кодмастерс принялись за создание второй игры, но во время разработки случился конфликт между издателем и разработчиками. В итоге кодмастерс лишили БИСов прав на ОФП, а БИС начали работать над новой игрой, используя старые наработки, в том числе и движок. Таким образом в 2006 году появилась на свет игра с заголовком Арма.

Сюжет

Сюжет первой армы в сравнении с ОФП довольно однобокий, но и там есть свои особенности (которые появляются только с дополнением). В статье я постараюсь более-менее точно описать все события основной кампании и кампаний из дополнения Queen's Gambit.

Кампания "Armed Assault"

Официальная бэкстори армы (10 шакалов из 10)
Официальная бэкстори армы (10 шакалов из 10)

Какой-то там год конца 20 века или в начале 21 века. Где-то в Атлантическом океане на каком-то острове под названием Са(х)рани, который был колонией Британии произошел раскол на два государства. Первое - южное королевство, где цветет и пахнет демократичная монархия, второе - загнивающее большевистское государство под названием Демократическая республика Са(х)рани. Южная часть поддерживается Америкой, северная часть - СССР соответственно. И вот однажды, после военных учений вы отправляетесь в Коразол, как вдруг начинаются боевые действия. Противоборствующими сторонами тут выступают АОС (армия освобождения Са(х)рани) и американская коалиция (королевская армия и армия США). Первую часть кампании вы отступаете и активно отбиваетесь от локал Иванов (заранее прошу прощения за оскорбления чувств Иванов) до прибытия больших сил с континента (под большим силами я подразумеваю несколько танков, пара десятков AH-1Z и UH-60), после чего ваша армия идёт в контратаку. Вы отбиваете Коразол и казалось бы, конец кампании, но нет, вы идете дальше, вплоть до окружения столицы. Под конец кампании также начинаются вопросы относительно сюжетных поворотов. Сначала вы находите табор, где люди просят не говорить южным согражданам, что они тут (пусть думают, что убили при обстрелах от АОС), потом королевская армия начинает выпендриваться и воюет не в ту сторону. Также к концу игры мы узнаем про премьера Торреза, который отвечает за беспредел всей кампании. Последняя миссия даёт возможность переключатся между авиацией, бронёй и пехотой. Каких-то сложных задач за всю кампанию не предвидится, тем более, что есть маркеры (которые пропадают со временем, что иногда подбешивает) и простого английского языка хватает, чтобы понять, что от тебя надо. Минус - субтитры, их не то, чтобы нет, они просто быстро бегут, из-за этого вникнуть в сюжет чуть сложнее (на русскоязычном фандоме по первой арме вообще только общее описание).И тут надо уточнить. В арме есть два типа субтитров: 1. Текст снизу - обычно используется для геймплейных радиопередач в духе "энеми 6 оклок" (эти передачи выделены зелёным цветом), но в миссиях он также используется для сюжетных радиопередач (выделены голубым цветом, если это один человек, и белым цветом, если речь идёт о команде). 2. Субтитры по центру - обычно там текст о выполнении миссии или действия из контекстного меню, такой текст ещё появляется в новостных репортажах (местных катсценах). И вот конец кампании - репортёр рассказывает об успешной ликвидации демократической республики Са(х)рани, и после новостей телевизор выключается и два каких-то мужика говорят про какого-то Гордона (предположительно, о мужике в студии), и про то, а Гордон ли это. И мужик, который судя по всему является знакомым Гордона, говорит, что тот погиб ещё в начале конфликта в Коразоле, и что его тело уже доставили в Калифорнию, занавес. Сюжет оставляет много вопросов, на которые ответов не находится, ибо разработчики просто забили на эти ветки сюжета, и решили давить ветку АОС до конца.

а теперь про Гамбит

Queen's Gambit (в переводе от Акеллы - Ответный Ход) - дополнение для первой армы, которое приносит в игру две новые кампании, 2 новых острова, и ещё (не)маленькую тележку различных изменений в игру.

Сюжетные кампании тут - это нечто. А под "нечто" сами можете подставлять смысл, но лучше самому посмотреть что это такое. С режиссурой все ок, претензий не так уж и много, в отличие от сценария. Тут есть довольно много различных роялей на протяжении всех кампаний. К слову, кампании в первой арме связаны с сюжетом последующих игр в армаверсе, хоть и очень мимолётно, да и эти детали остаются за скобками что в первой, что во второй, что в третьей играх. А теперь рассмотрим с технической точки зрения. В игре теперь присутствуют выборы. Это, конечно, не уровень различных интерактивов с их сложными задачами и моралями, но тоже неплохо, учитывая что за движок, какие сроки были, и кто ответственный за этот шедевр. А теперь детальнее про кампании и их выборы.

Конфликт Рахмади

Превью кампании. Креативнее - какие-то мужики из компьютерной графики оказались как-то где-то. Предположительно в Порто.
Превью кампании. Креативнее - какие-то мужики из компьютерной графики оказались как-то где-то. Предположительно в Порто.

Сюжет этой кампании разворачивается сразу после основной кампании. Оказывается, в армии США сидят ну тупые генералы, которые допустили побег сил АОС с основной земли на малую (причём забавно то, куда смылись АОС, если смотреть по карте Са(х)рани (если что, остров находится на юго-западе от большого острова, в левом нижнем углу карты)). И имя этой малой земле Рахмади. Кто это допустил и что с ними сделали, вам конечно же не расскажут, зато расскажут про бойца спецназа морской пехоты США, у которого все "не так как в Голливуде" (хотя по факту, вы как раз действуете как в Голливуде, что немного комично) с именем Леон Ортега.

В этой кампании вы - бездушная моделька спецназовца из 2006<br />
В этой кампании вы - бездушная моделька спецназовца из 2006

Первая миссия - высадка под покровом ночи и зачистка. Я, конечно, понимаю, что это элитные бойцы, но почему враги настолько тупые, что никто не патрулирует побережье на большей площади, чем они патрулируют в игре, почему они такие слепоглухонемые, им что-ли не выдали ПНВ? В итоге вся миссия скатывается в убийство небольшой группы перед вами и приватизация УАЗика с АГС-30 на борту. Потому что после этого начинается сущий кошмар. Причем для врагов, а если вам удалось захватить Шилку... Можно я промолчу? В общем, зачистив прибрежную охрану на остров прибывает армия добра и позитива. В это же время ЦРУ допрашивает премьера, который раскололся и выдал инфу об умершем за 2 года до начала основной кампании от сердечного приступа, но не умершем президенте, который руководит армией и должен быть где-то тут. На этом моменте можно получить отличную возможность не играть, или пойти дальше, что я вам рекомендую сделать, если вы прошли игру не дальше первых миссий основной кампании, ибо во-первых, вы ничего не поймете, а во-вторых, вас игра задушит своими миссиями. Поскольку обзор про большую часть дополнения, то бежать некуда, кроме как к командованию. Вы идете к генералу под прикольную_музыку.мп3. Музыка заканчивается и начинается диалог с генералом. В двух словах - Иваны нападают, мы отбиваем и вы идете в раш на деревню. А, ну ещё немного Шилок подорвите, а то они у нас как заноза на пальце (не на пальце).

Разговор Леона и генерала. Фото в цвете.
Разговор Леона и генерала. Фото в цвете.

И какое совпадение - прямо перед концом речи генерала АОС начинают контратаку. Вы группируетесь с отрядом и идете на блокпост у деревни. Тут желательно не торопиться и подобрать пулемет, не словив пулю. Дальше дождитесь, ложитесь и открывайте шквал. Очень эффективно, отдача маленькая, урон жёсткий... До первой встречи с лёгкой бронёй/РПГ. Выносим пехоту, идём зачищать лагерь, потом идём в единственную на этой карте деревню, но вместо президента тут оказывается вражеский генерал, который не выпрыгнул в окно (хотя куда ему там прыгать со второго этажа?), не застрелился от безысходности (в игре это не предусмотрено), а разнылся и слился от одной беретты с глушителем и какого-то мужика. После этой катсцены с допросом идет занавес и.... Вас ожидает второй круг боли по этой миссии, ибо эта миссия после первого прохождения рестартится и вам надо проходить ее сначала. Даже сейв к миссии стирается.

немного отступлю от темы с пересказом сюжета на побочные активности, но почему сценарист и человек, отвечающйи за расстановку сил и предметов на локации не смогли найти общий язык? Просто у меня вопрос: нафига на взлетно-посадочной полосе расставлять технику, которая по сюжету считай и не нужна? (пруфов не будет, так как мне пришлось несколько раз переустанавливать систему и размечать диск, на обзор этот мне тогда было жидкокристаллически пофиг, а проходить до этого момента еще раз мне лень и некогда. Да и настроения тоже.)

И ещё одна вещь, о которой я забыл сказать в начале. Если в прошлой миссии вы потеряли хотя бы 1 человека, то в следующей вам его заменят даром. И это будет до конца кампании (хотя тут всего три миссии, лол). Оказывается, президент незадолго до прибытия армии добра и позитива уже смылся на Порто, чтобы уехать на яхте от преследования. Тут начинается самый неприятный момент. Последняя миссия. Мне не передать всю ту гамму, что вы испытаете при прохождении, но просто поверьте, что это полнейший ад и угар.

Армия вперед!<br />
Армия вперед!

Прибыв на остров Порто и высадившись на ферме поступает инфа, что опфор (АОС) собирается устроить кошмар на улицах города. Собственно во время высадки надо запомнить, что на крышах уже сидят гуки. Тут только посоветую выучить основные позиции этих гадов и запастись успокоительным. Успешно зачистив город и не умерев раз 100, вы получаете инфу о том, что он уже смылся в Ларго и ждёт своего спасения. А ещё вам гражданские вместо благодарности могут всадить пулю и рестарт до последнего сейва.

Город горит? Да и фиг с ним, у нас тут диктатор уходит.
Город горит? Да и фиг с ним, у нас тут диктатор уходит.

После того, как вы получили инфу по президенту, я вам рекомендую на пути в Ларго свернуть с дороги на север, там будет берег и можно будет добраться до Ларго с другой стороны, минуя засаду у въезда (а ещё вы не посмотрите на Ми-8, на которых нельзя полетать, увы)

карта самого острова<br />
карта самого острова

Добравшись к Ларго вовремя можно заметить засаду и приближающийся катер. В зависимости от того, как вы проходили, вы можете снять катер и тогда президент сломается и никуда не убежит. А можете пойти напролом в засаду и снова испытать боль, но итог один: Подойдите к президенту и арестуйте его.

Рамирез: мы оба знаем, что лично я ничего не делал. (10 шакалов из 5)
Рамирез: мы оба знаем, что лично я ничего не делал. (10 шакалов из 5)

На этом кампания заканчивается.

Интересный факт: эта башенка досталась БИСам от соседей из БИСим, которые разрабатывают Virtual BattleSpace
Интересный факт: эта башенка досталась БИСам от соседей из БИСим, которые разрабатывают Virtual BattleSpace

Royal Flush

Официальный постер кампании
Официальный постер кампании

Действия этой кампании происходят спустя года после основной кампании и конфликта на Рахмади. Вы - какой-то мужик из ЧВК "Black Element" (и это точно не референс на компанию, что также участвовала в создании дополнения). Незадолго до событий кампании при странных обстоятельствах скончались король Джозеф III и наследный принц Орландо (ну просто вертолёт упал) и на их место пришла принцесса Изабелла. И после ее прихода ко власти остров стал скатываться в диктатуру королевы, а всех несогласных садили в лагеря и заставляли пахать.

И нужно сразу сказать: если в прошлой кампании вам болванчиков выдавали бесплатно, то тут болванчики из ЧВК одноразовые. Ну т.е до первой смерти. Если какой-то ЧВКшник умер, то в следующей миссии вместо него вам выдадут болванчиков из той фракции, за которую вы воююете.

к слову о ЧВКашниках... Прошу внимания, чтобы представить их вам.

В этот момент на севере разбушевались несогласные, поэтому вас отправляют на север разобраться с повстанцами. Вы высаживаетесь у карьера, где должен был быть шпион, но его нет, его угнали, а еще это засада. отбив нападение и потеряв вертолёт, мы бежим за УАЗиком с шпионом, захватив шпиона, он выкладывает инфу про базу с биологическим/химическим оружием, и что нам надо туда. После этого наш капитан говорит о том, что с ним связался какой-то чел, который заставляет усомниться в законности власти Изабеллы. Глубокой ночью вы прилетаете и высаживаетесь в полукилометре от базы и тут появляется важный выбор: один или компанией?

спойлер: он влияет лишь на то, как вы будете проходить миссию и будут ли вас болванчики в тиме.

Этот момент для меня был самым скучным, что в одиночку, что в компании с не очень умными тиммейтами.

Ваша задача - очистить базу под чистую и вызвать специалистов-химиков, чтобы оружие не пропало. Зачищать базу часа два точно будете, ведь тут нужон стелс, который в игре не очень и работает... Точнее работает, но не вашу сторону.

Зачистив базу и вызвав специалистов нарисовался капитан, который вроде сидел на месте и помогал нам, но вдруг прибежал сюда, и канцлер, который решил, что он тут бог и всем недоволен. Во время болтовни уезжает УАЗик повстанцев (видимо тоже хочет сбежать из этой кампании) и канцлер приказывает нам его расстрелять, но мы пацифисты, поэтом выступили за простую остановку. В конце погони мы перехватываем УАЗ и из него вылез наследный принц собственной персоной. От такого панчлайна канцлер приказал расстрелять принца, но расстрельщиков обезоруживает Уикс, который хочет узнать, что за ужас тут творится (и я собственно тоже). Но не успел он ничего узнать, ибо началась перестрелка, в ходе которой ЧВК победила со счётом 6:1 в их пользу. Не повезло бедном капитану, в ходе перестрелки он словил маслину.

плакали всем городом <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DUn7QqgVN_pA&postId=1309402" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">(оригинал)</a>
плакали всем городом (оригинал)

После перестрелки принц забирает нас в неизвестном направлении и вскоре, мы оказываемся там же, где ранее ночью устраивали геноцид повстанцев, лол. Теперь нам надо перегруппироваться и укомплектоваться для налета на тюрьму в жопе мира. Из необходимого: зеленый сигнальный снаряд на подствольник.
Зачищаем тюрьму, выпускаем заключенных и улепётываем сами. Нас встречает принц, показывающий ужасы режима ее сестры. Уезжаем дальше на очередную встречу с барыгой, но и тут засада: нас атакуют королевские войска. С трудом добравшись до барыги нас ждет новое приключение по тюрьмам режима. Разорив еще две тюрьмы и точно не привлекая к себе внимания, мы натыкаемся на спикера, которого посадили за нелояльность к Изабелле.
Следующим шагом в вашей скромной революции становится захват телестанции. И если вкратце, эта миссия является буллетхеллом с видом от первого лица под какой-то орущий трек.
И вот, кульминация всей кампании, жители узнают, что Орландо выжил, его поддерживают, принцесса сдает позиции, как вдруг доходит информация, что это все ловушка Джокера, чтобы устранить принца, и тут вам предоставляется НАИВАЖНЕЙШИЙ выбор всей кампании: свалить и ничего не сделать и свалить, но перед этим спасти принца. Я специально для данного момента составил последовательность действий в игре, которую вы пройдете и итог. Итог один, кстати.

вашему вниманию: все концовки в кампании дополнения и их последствия. Слеплено в пейнте за несколько минут.<br />
вашему вниманию: все концовки в кампании дополнения и их последствия. Слеплено в пейнте за несколько минут.

Вооружение

Вооружения местами стало меньше. Например арсенал стрелкового оружия, он стал местами меньше или больше (но теперь некоторые винтовки более приближены к реальным прототипам, а не брусок с прицелом, привет акс-74у из офп). Теперь у каждой стороны 1 пистолет и его бесшумная версия (хотя в игре предполагался м1911), автоматов в игре 9: АК-74 (и его модификации С, С-У, УН (т.е. уже 4)), М4А1, М4 (укороченная М16), М16А2, G36 (и его модификации С, К (ещё 3)), Снайперских винтовок 4: М108, СВД, М24, СПР, ПП: 1, и это мп5а5 (и стелс брат), Ручных пусковых установок 4: РПГ-7, АТ4, Стрела и Стингер (в игре также есть ждавелин, но его действие в игре я не проверял), ручных пулемётов: 3, м240 и м249, ПКМ (пулемет Калашникова модернизированный)

Все вооружение (включая QG)
Все вооружение (включая QG)

В сравнении с ОФП, бронетехники стало местами меньше: у сторон теперь 1 ОБТ - Т-72 и М1А1 Абрамс, Одна БМП - М113 и БМП-2 (в игре также есть модификация м113 с пулеметом М61 вулкан), один БТР ( и только у США) - страйкер, один БРДМ - БРДМ-2 (с КПВ и АТГМ). У советов есть зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 "Шилка" (у американцев в противовес этому есть М113 с вулканом на борту). Это если не считать машин поддержки и просто машинок.

Авиационная техника также претерпела изменений не в самую лучшую сторону. Теперь Су-25 стал Су-34, Ми-24 ушел на пенсию вместе с апачем, у США отсутствует Ch-47 (или хотя бы Ch-46), ОН-58 преобразовался в АН-6, АН-1 остался, но обновился, с UH-60 аналогично, зато добавился AV-8B (aka Harrier), для обеих сторон добавили кукурузник. Также, у американцев есть A-10, тут он с ОФП остался.

Вся авиация амеров в ОФП, не считая А-10 (он есть в обеих играх), остальную авиацию я уже частично показал на скрине с американской бронетехникой. Забавный факт: здесь скрин за секунду до авиакатастрофы.
Вся авиация амеров в ОФП, не считая А-10 (он есть в обеих играх), остальную авиацию я уже частично показал на скрине с американской бронетехникой. Забавный факт: здесь скрин за секунду до авиакатастрофы.
Список заявленных машин в игре. Думайте сами, балабольство это или нет.
Список заявленных машин в игре. Думайте сами, балабольство это или нет.

Физика

С физикой в игре есть проблемы. И это проблемы как игры, так и проблемы движка. Яркий пример - вы на своем м1а1 едете стирать в порошок базу АОС (это, кстати реальная миссия в игре), и наезжаете на камни. Наехав на них, танк начинает неистово прыгать, и вести себя как на батуте (вы вообще себе представляете танк, прыгающий на батуте?). Пулемёты в этой игре вообще не перегреваются (а я просто напоминаю, что за год до выхода армы вышла вторая Батла, а в год выхода армы вышла Батла 2142, и в этих двух играх вы с пулемета стрелять вечно не будете (и да, я знаю, что во второй батле браунинги в некоторых машинах не перегреваются, но речь о ручных пулемётах)). Получается так, что если вам захочется поиграть в Рэмбо, вы можете взять любой пулемет в игре, лечь и устроить массовый расстрел статистов. Р-еализм.

У Шилки нерв защемило (кстати, это можно отнести к пункту про прыгающие на танках камни)
У Шилки нерв защемило (кстати, это можно отнести к пункту про прыгающие на танках камни)
Куда там плебейской батле с её-то перегревами до королевской армы?
Куда там плебейской батле с её-то перегревами до королевской армы?

Графика

В арме графика похорошела, если сравнивать с ОФП, но заметите вы это только на средних/высоких настройках. На низких игра почти ничем не отличается от офп (ладно, отличается количеством полигонов и освещением). Детализация улучшилась, теперь ландшафт при изменении уровня графики становится более ровным или рельефным.

Разрушаемость

кто играл в ОФП, тот знает, какая там была разрушаемость. Тут она стала слегка лучше и теперь вместо превращения во что-то очевидно низкополигональное и пережатое, оно просто уходит под землю, и оставляет горы мусора.

Разрушаемость в ОФП (кстати, такая разрушаемость листовому ангару заходит очень даже. И это осталось в первой арме, кстати)
Разрушаемость в ОФП (кстати, такая разрушаемость листовому ангару заходит очень даже. И это осталось в первой арме, кстати)
Разрушаемость в арме
Разрушаемость в арме

Редактор

Этот инструмент подарил арме много миссий. Если вам нечего делать, то вы можете слепить свою миссию и поиграть с друзьями через ВПН, ну или в одиночку расстреливать ботов с помощью Абрамса. Также редактор предоставляет возможности для создания масштабных сражений и два с половиной острова в комплекте - Рахмади и Са(х)рани. Под половиной острова я подразумеваю южный Сарани, поскольку это техническая издержка (возможно, но это всё равно половина острова, потому и половина).

Акула охотится на одного статиста.<br />
Акула охотится на одного статиста.
Небольшой парад техники (он внатуре небольшой, там всего-то по одной техники из вкладки Armored)
Небольшой парад техники (он внатуре небольшой, там всего-то по одной техники из вкладки Armored)

Искусственный интеллект

Чехов беда искусственного интеллекта стороной не обошла. Эта беда в принципе мало кого обходит. Вместо тактических приемов и координации действий боты просто уходят в присед/ложатся и все. Хотя признаю, с моим уровнем игры в шутеры даже это может немного усложнить ситуацию, но это прям смешно, если ты уже освоил игру. Ну это если проходить на лёгком уровне сложности с ну тупым ии.

Арсенал

Чуть не забыл, существует такая штука как арсенал, в ней вам дадут возможность обкатать на полигоне (точнее на Рахмади) технику, и выполнять небольшие задания, по типу стрельбы по мишенькам, гонок на машинках, забег по небольшому полигону на время. Вся техника вам доступна не будет, как её открыть, я фиг знает, ибо я не хочу бесконечно сидеть над этими испытаниями. Потому проще в редакторе склепать свою миссию, чтобы заценить как работает техника.

Миссии

В игре кроме основной сюжетки есть ещё одиночные миссии, в них разыгрываются определенные сценарии, которые могут встретиться в кампании, но ваша задача в миссиях будет более локальной, и как такового сюжета тут нет.

Итог

В целом, первая Арма довольно субъективная игра. Сюжет довольно пресный и разыгрывается по классическому сейчас сценарию (затрагивая только сюжет игр про подобную войну). Техники и оружия стало меньше, островов стало меньше и все они на одну тему (в сравнении с ОФП). Да, основной остров может и стал больше, но он при этом стал довольно пустым (хотя леса - моё почтение). Физика местами сломана, ии порой тупит даже на эксперте (в настройках), оптимизация в кустах - это отдельный разговор и многие игры с этим сталкивались. Из плюсов: достойная графика и детализация моделей на 2006 год и тем более для маленькой компании вполне на приличном уровне. Оптимизация армы - думаю, никому не надо рассказывать о ее проблемах, кто играл и кто шарит в разработке, тот поймет в чем проблема оптимизации игр подобного масштаба, но сейчас игра спокойно летает на современных системах на ультрах (хотя в мультиплеере возможно все те же проблемы, которые преследуют всю серию).

Послесловие

Ну... хз что писать в послесловии. Читайте, комментируйте, если вы прочитали до конца, то я снимаю перед вами шляпу, вы довольно сильный человек, либо вам совсем нечего делать. Этот обзор, если не считать перерыва в год, я написал за недельку или две. Если приметили ошибку, напишите, если понравилось - выразите хоть как-то свою оценку. Хорошего дня :)

99
4 комментария

Крайне интересная статья, однако я бы разбавил текст картинками)

4
Ответить

Хотел, но мне лень

2
Ответить