Обзор Mundaun

Обзор Mundaun

Итак, игры уже давно не являются просто развлечением, а стали полноценным способом самовыражения. Разработчики уже не следуют заветам Кармака и делают свои игры полноценными сюжетными произведениями, нередко имеющими иносказательный посыл, выраженный отсылками, недомолвками и аллюзиями.

И на мой взгляд, именно в области повествования игры сейчас, пожалуй, достигли наибольшего своего рассвета. Но когда сюжеты игр уже мало чем уступают по глубине книгам, а по постановке сценариев фильмам, появляется все больше разработчиков, что обращаются к экспериментам не с содержанием, а с формой. Такая тенденция характерна не только для игр, но вообще всегда наблюдается в популярных областях медиакультуры. Так писатель Жорж Перек в 1969 году написал роман «Исчезание» не используя часто встречающуюся во французском языке букву «e» (отечественный перевод лишен буквы «о»). Композитор и музыкант Хильдур Гуднадоуттир сделала саундтрек к сериалу «Чернобыль» полностью состоящим из индустриальных звуков, записанных ее командой на Игналинской АЭС. Кстати, за эту работу композитор была отмечена премией «Эмми».

Обзор Mundaun

А что касается игр, то одним из тех, кто ищет чего-то нового не в содержании, а в форме стал швейцарец Мишель Зиглер, что по сути в одиночку скрывается под вывеской Hidden Fields и из под чьего пера недавно вышла весьма примечательная игра Mundaun.

Эксперимент

Обзор Mundaun

Чем же решил удивить людей Мишель? Он решил сделать мрачный триллер от первого лица все текстуры в котором будут представлять собой карандашные рисунки автора. И да, мир уже видел простенькие игры, выполненные в виде карандашных набросков. На память первыми приходят Drawngeon и Suits: A Business RPG. Но дело в том, что Mundaun не выглядит просто, вовсе наоборот, игра выглядит оригинально и замечательно.

Я бы сказал, что сначала ты даже не понимаешь того, что игра нарисована. Знакомство с игрой происходит в динамике – во время вступительной сцены главный герой едет на автобусе, и мелькающие пейзажи за окном кажутся просто черно-белыми. Кажется, что разработчик слукавил, говоря о нарисованной игре, мол, да автобус нарисованный, но за окном явно раскинулся нерукотворный мир. Но стоит игроку выйти из автобуса, и посмотреть на окружающий мир в статике, то сразу понимаешь, что все здесь – от текстуры травы и до величественных вершин горы Мундаун, в честь которой собственно и названа игра, нарисовано и нарисовано качественно.

Обзор Mundaun

Да, умом ты понимаешь, что это просто текстуры, но когда ты осознаешь какой труд был вложен в то, что сейчас окружает тебя, становится даже немного не по себе. Первым живым существом, что ты встречаешь в игре становится коза, которую можно погладить. И мало того что тут вообще можно гладить коз, кстати, забегая вперед скажу, что козы тут важную роль играют, ибо они как совы из Твин Пикс не то чем кажутся. Так вот, по животному видно насколько большую работу проделал создатель игры именно как художник. Ведь он сумел найти, на мой взгляд, правильный баланс между реализмом и графикой. Ведь он мог нарисовать все более реалистичным, и тогда даже в статике игра выглядела бы без изюминки. Но он сумел изобразить мир игры таким, что каждую секунду прохождения ты четко понимаешь, что вокруг тебя ожившие рисунки простым карандашом, но при этом игра вовсе не ограничена этим условием и часто выглядит не просто приятно, но и куда лучше конкурентов по цеху.

Обзор Mundaun

Для лучшего понимания того как шла работа художника над игрой рекомендую обратить внимание на цикл коротких роликов, где разработчик показывает свои работы и делится источниками вдохновения для некоторых локаций игры. Ролики можно найти как в Steam, так и просто на просторах YouTube.

Традиции

Обзор Mundaun

Действие игры разворачивается в долине горы Мундаун, где провел своей детство главный герой и куда ему пришлось вернуться по причине смерти его дедушки, что когда-то давно героически отстоял эту долину у иноземных захватчиков. Однако быстро выясняется, что сгоревший в сарае дедушка не совсем умер и вообще в долине твориться что-то нехорошее.

Но самым первым делом мы, конечно, обратим внимание на то, что герои говорят на каком-то странном языке. Честно говоря, сначала я подумал, что в игре просто немецкая озвучка и все. Но потом я почувствовал, что язык для немецкого звучит больно уж мелодично, и благодаря интернету выяснил, что это Романшский язык. Практически утраченное наречие, на котором говорят всего 39000 человек в горах Швейцарии. Вот такое вот внимание к деталям.

Обзор Mundaun

И в целом сюжет игры полон отсылок к фольклору родных мест автора. Это выражено как в самой истории, так и в дизайне. Некоторые персонажи и картины явно указывают на наследие альпийских горных долин. А благодаря дневникам разработчика мы можем увидеть, что многие локации в игре практически полностью повторяют реально существующие прототипы.

Если же говорить именно о сюжете, то Mundaun – это довольно мрачная и незамысловатая история о столкновении обреченных людей с нечистым. Вряд ли сам по себе сюжет сможет вас удивить или увлечь, и я особо больше о нем рассказывать не хочу, ибо история настолько проста, что спойлерится и разгадывается с пары предложений, но внимание к деталям нельзя не отметить.

Архаика

Обзор Mundaun

Симуляторы ходьбы приучили нас к кинематографичности. Зачастую нам дают лишь иллюзию свободы эксплоринга иногда давая прогуляться по определенной области между четко выставленными сюжетными моментами. В этом плане Mundaun абсолютно архаичная игра. Она играется и чувствуется как игры начала-середины двухтысячных. С тех пор как главный герой попадает в долину, мы предоставлены сами себе. У нас имеется действительно открытая для изучения область, а сама игра вовсе не намерена предоставлять нам сюжетные рельсы для того, чтобы игрок строго дозированно и в определенное время получал определенные эмоции. Отчего Mundaun играется ну очень неторопливо в плане сюжета.

Обзор Mundaun

С одной стороны, очень приятно, что тебя никто никуда не торопит, и ты волен раскрывать тайны игры в том темпе, в котором хочется именно тебе, и таким способом, как тебе нравится. Здесь нет режиссёра для красивых сцен, им становишься ты сам, и некоторые отличные моменты игры воспринимаются еще лучше, когда тебя не тыкают в них лицом, а ты сам обращаешь на них внимание.

Правда и прохождение благодаря такому открытому подходу затягивается и занимает, на мой взгляд, несколько избыточные 7-8 часов.

Обзор Mundaun

И, с другой стороны, игра настолько мало подкидывает тебе информации, что ты начинаешь иногда думать, что что-то нечаянно пропустил. Например, навыку обращения с ружьем начинаешь обучаться задолго до того, как получишь собственно ружье. Но это еще ладно, конфуз начинается, когда находишь впервые патроны и начинаешь думать что, мол, патроны есть, навык есть, ружья нет. Значит, скорее всего, ты где-то его пропустил, просто игра тебе об этом не сказала. Да, всегда приятно самому набивать себе шишки во время прохождения подобных игр. Но старые игры, выполненные геймплейно в подобном ключе, всегда оставляли тебе намеки, пускай ты далеко не всегда мог из понять и вообще заметить с первого захода. Но Mundaun иногда позволяет себе дать тебе намек на то, чего ты еще не мог получить, и это может сбить с толку пытливого игрока.

Далее, в игре довольно ярко выражен элемент сурвайвала. Ведь в игре имеются противники и практически все они смертны, как и главный герой. Против них у героя есть вилы, спички, ружье и кофе, при помощи которого можно перманентно повышать уровень здоровья.

Обзор Mundaun

Нюанс тут в том, что противники и главный герой дубовые. И если стрельба еще реализована более-менее нормально, хотя и появляется в последней трети игры, то рукопашный бой и общее взаимодействие с противниками выполнено в виде танцевального номера поленьев вокруг бревна. После первой стычки с противниками мне почему-то ярче всего вспомнилась древняя Clive Barker’s Undying, а та ведь вышла двадцать лет назад. И да в этом тоже есть некий шарм, некий олдскул, но уверяю, это зайдет далеко не всем.

Итог

Обзор Mundaun

Mundaun выглядит очень интересно, это тот эксперимент с визуалом который удался. Я надолго запомню некоторые сцены, противников и локации из этой игры. И в целом все что связано с графической составляющей этой игры я могу лишь похвалить. Далее у нас идет история, что сама по себе проста, но ее подача и большое количество деталей, вложенных в нее автором, делают ее весьма притягательной. Ну и наконец у нас тут олдскульный геймплей начисто лишенный режиссуры и словно бы пришедший к нам из двухтысячных.

И Mundaun получилась действительно уникальной игрой в своем роде. В нее включены множество элементов, которые ранее в играх не встречались вместе. Тут подобралась странная компания, начиная от визуала и языка игры, заканчивая вниманием к традициям родного края автора и откровенно устаревшим геймплеем. Все вместе, как ни странно, работает и мне эта игра очень понравилась. Я считаю ее отличной.

Обзор Mundaun

Но если любая составляющая мира игры перестанет для вас работать, то вы в ней утонете. Не нравится откровенно устаревший для данного жанра геймплей? Вспомните, что в игре 8 часов геймплея и вы проклянете игру. Не хотите погружаться в историю полную деталей и отсылок на мир столь далекий от вашего понимания? Вспомните что сам по себе сюжет не такой уж и интересный. Рисованная карандашом графика режет взор и местами выглядит как эксперимент ради эксперимента? Больше ей нечего вам предложить.

Я бы порекомендовал эту игру тем, кто хочет погрузиться в довольно продолжительное медитативное путешествие по миру, который существует словно бы сам по себе и предложит вам не захватывающую, но тщательно выверенную историю.

Спасибо за внимание!

55 показов
332332 открытия
1 комментарий

Clive Barker’s Undying не зря вспомнился, он тоже начинается с письма Иеремии- думаю это сознательная отсылка.

Ответить